Урок математики «Умножение числа на сумму» (4 класс)
Тема урока: «Умножение числа на сумму»
Цель: ознакомление с различными способами умножения числа на сумму
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; познакомить с двумя способами умножения числа на сумму; закреплять навыки табличного умножения и деления.
Развивающие: работать над расширением математического кругозора; способность к анализу; планированию учебных действий; развивать математическую речь, внимание, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать ответственность за свой учебный труд; интерес к предмету.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА
Учащиеся научатся выполнять умножение числа на сумму разными способами, выбирать наиболее удобный способ; читать равенства, используя математическую терминологию; составлять краткую запись и решать задачи изученных типов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Познавательные:
- представлять информацию в знаково-символической форме;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
-рефлексивная самооценка.
Коммуникативные:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
- принимать участие в определении общей цели и путей ее достижения;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
-положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
- развивать интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Тип урока: урок открытия нового знания
Средства обучения: Учебник «Математика» 4 класс, 1 часть М.И. Моро УМК «Школа России», компьютер, презентация, раздаточный материал, средства обратной связи.
Этапы. Методы и приемы |
Время |
Содержание. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||
I.Самоопределение к деятельности |
1мин |
-Здравствуйте, ребята. -Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов , которые принадлежат французскому писателю Франсуа Анатолю Тибо: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». (Слайд) - Как вы понимаете это высказывание? - Готовы ли вы «поглощать» знания?
|
Приветствуют учителя Воспринимают речь учителя. Анализируют. Рассуждают. (Чтобы хорошо что-то понять, изучить, усвоить, нужно приниматься за это с интересом, тогда обучения будет приносить положительные результаты) |
Л: -положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе; - развивать интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
|
|||
II.Актуализация знаний
|
8мин
|
-Запишем число, классная работа. 2.03.2023 (Слайд) -Составьте из цифр сегодняшней даты многозначное число, не переставляя их. Назовите получившееся число. 2 032 023 (Слайд) -Составьте рассказ о нем. -Назовите соседей данного числа. -Увеличьте его на 300. Запишите ответ. -Уменьшите его на 2000. Запишите ответ. -Увеличьте его в 10 раз. Запишите ответ. |
Составляют многозначное число и работают с ним.
|
П:- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; |
|||
III.Постановка темы и цели урока
|
2мин |
Ребята, мне необходима ваша помощь. Скажите, как найти значение выражения 35 * 14 - Как бы вы стали находить значение данного выражения? 35 * 13 - Итак, необходимо представить число 13 в виде суммы 10 и 3 и умножить 35 на эту сумму. - А знаем ли мы как правильно умножить число на сумму? - Чему нам предстоит научиться на уроке? Итак, тема сегодняшнего урока. Умножение числа на сумму (Слайд) -Какие задачи вы бы поставили перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд) 1. Познакомимся со способами умножения числа на сумму. 2. Научимся использовать данные способы при нахождении значения выражения. 3. Продолжим совершенствовать вычислительные навыки.
|
35*14=35*2*7=490
35 *(3+10)
Формулируют тему урока
Ставят перед собой задачи на урок.
|
Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; К: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
|
|||
IV. Работа по теме урока
|
5мин
|
- Откройте учебник на с. 42 - Рассмотрите рисунок и скажите, как подсчитали разными способами, сколько всего кружков изображено?
Сравните данные выражения и их значения. Что вы можете сказать? (Слайд) (выражения разные, а результат один и тот же.) Сделайте вывод: как умножить число на сумму?
Итак, мы познакомились с двумя способами умножения числа на сумму и выполнили первую поставленную на уроке задачу.
|
Выполняют задание
Объясняют решение Сложили 4 синих и 2 красных кружка и эту сумму умножили на 3. Сначала по 3 кружка взяли 4 раза, получилось 12 кружков, а потом по 3 кружка взяли еще 2 раза, получилось 6 кружков, сложили 12 и 6, получилось 18 кружков.
Можно сначала найти сумму и умножить ее на число. Или умножить число на каждое слагаемое и результаты сложить.
|
П: - владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Р:-определять наиболее эффективные способы достижения результата; -планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
К:- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
|
|||
V.Закрепление изученного.
Физкультминутка. |
18мин |
Давайте рассмотрим, когда и какой способ удобнее использовать при нахождении значений выражений. Выполним №140. (возьмем из данного номера три выражения)
7* (10+4)= 7*10 +7*4=98 8*(4+5) = 8*9=72 19*(7+3)=19*10=190 - А теперь поработаем в парах. Найдите значение выражений удобным способом. (карточки зеленого цвета) 9·(4+3)= 6·(20+5)= 19·(4+6)= 12·(10+5)= Проверим , что у вас получилось (Слайд)
-Вернемся к нашему выражению 35*13. -Вы сказали, что для решения данного выражения необходимо представить 13 в виде суммы 10 и 3 и затем выполнить вычисления. -Давайте умножим 35 на сумму чисел 10 и 3. Как правильно умножить число на сумму? 35* (10+3) =35*10 + 35*3=350+105=455 -Сделайте вывод, где нам могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Повтори за человечком, прими его позу.
Умение умножать число на сумму нам пригодится так же при решении задач. Выполним №142 Запишем слово задача.
Прочитайте задачу. Какие непонятные слова вам встретились в задаче? Кто такой фермер? В словаре дается следующее объяснение значения этого слова : Фермер – это предприниматель, владеющий землёй и занимающийся на ней сельским хозяйством. (Слайд) Чем занимается фермер? Можно ли назвать фермерский труд тяжелым? Чем полезен этот труд? -Без фермерского хозяйства у нас с вами не было бы на столе многих продуктов питания. Наш президент пытается всячески поддержать развитие российского фермерского хозяйства. Как вы думаете, развито ли у нас в области фермерское хозяйство? (Слайд) Недалеко от нашего города находится «Экоферма Демьяново», которой руководит Александр Кочкин. Там производят вкусные йогурты, кефир, молоко и даже есть своя сыроварня. Вы наверно пробовали продукцию этой фермы, а может там даже были.
Что означает слово рейс? Это путь между двумя пунктами по определенному маршруту. Вернемся к нашей задаче. Что известно? Что нужно узнать? Как кратко записать задачу? Что подойдет: чертеж, краткая запись, рисунок? Разбор задачи (вопросы по задаче) Какие важные слова берем для краткой записи? Что известно про первый участок? Что известно про второй участок? Что нужно найти в задаче? Как покажем это на краткой записи?
Запишем решение нашей задачи по действиям. Как записать решение задачи выражением.
Давайте вспомним тему урока. У нас записано три решения задачи на доске. Какое решение подходит к теме сегодняшнего урока. Как умножить число на сумму?
На уроках математики мы не только учимся решать задачи, а так же находить значения выражений, состоящих из нескольких действий. Выполним №145 (1 строчку)
|
Решают числовые выражения в тетрадях
Совместно работают на карточке и проверяют решения.
Записывают решение в тетрадь
Данные знания помогут нам при решении примеров.
Встают так, как показывает человечек.
Читают задачу
Составляют краткую запись Решают задачу разными способами. Решение 1 способ: 1)52*5=260(ц) 2)52*4=208(ц) 3)260+208=468(ц) 2 способ: 52 *5+52*4=468 (ц.) У кого по-другому? 3 способ: 52 *(5+4) = 468 (ц.) Ответ: было перевезено 468 ц картофеля.
Решают примеры. |
Л: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
П:- представлять информацию в знаково-символической форме;
Р: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
К:- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию; - принимать участие в определении общей цели и путей ее достижения; - уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
|||
VI. Домашнее задание. |
1мин |
С.42 №145(2 строка), №144. Дополнительное задание по желанию: магический квадрат на с.41 |
Записывают домашнее задание |
|
|||
VII. Рефлексия Подведение итогов
|
5 мин |
Какие задачи мы ставили на уроке? (Слайд) Достигли ли мы их? Подведем итог нашему уроку. Предлагаю теперь вам стать учителями. На голубых листочках у вас записаны решения такого же четвероклассника, как и вы. Обсудите с товарищем, правильный ли способ умножения числа на сумму выбрал мальчик, чтобы вы хотели исправить. Править можно на листочках под выражением.
(Слайд) 7·(6+5)=7*6+7*5=42+35=77 6·(7+2)=6*7+6*2=42+12=54 19·(7+3)=19*10=190
Оцените на полях тетради свою работу на уроке: (Слайд)
+ Ура! Я все усвоил, понял, запомнил.
- Увы… Я не все понял, но имею представление.
! Я ничего не понял… И это плохо…
Спасибо за урок. |
Подводят итоги, анализируют урок.
Анализируют решения, находят ошибки.
Совместно обсуждают. |
К:- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию; - принимать участие в определении общей цели и путей ее достижения; - уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Р: рефлексивная самооценка
|
Приложение 1
9·(4+3)= 6·(20+5)= 19·(4+6)= 12·(10+5)=
|
9·(4+3)= 6·(20+5)= 19·(4+6)= 12·(10+5)=
|
9·(4+3)= 6·(20+5)= 19·(4+6)= 12·(10+5)=
|
9·(4+3)= 6·(20+5)= 19·(4+6)= 12·(10+5)=
|
9·(4+3)= 6·(20+5)= 19·(4+6)= 12·(10+5
|
9·(4+3)= 6·(20+5)= 19·(4+6)= 12·(10+5)= |
Приложение 2
7•(6+5)=7•6+7•5=42+35=77
6•(7+2)=6•7+6•2=42+12=54
19•(7+3)=19•10=190
|
7•(6+5)=7•6+7•5=42+35=77
6•(7+2)=6•7+6•2=42+12=54
19•(7+3)=19•10=190
|
7•(6+5)=7•6+7•5=42+35=77
6•(7+2)=6•7+6•2=42+12=54
19•(7+3)=19•10=190 |
7•(6+5)=7•6+7•5=42+35=77
6•(7+2)=6•7+6•2=42+12=54
19•(7+3)=19•10=190
|
Горбачёва Марина Юрьевна