Урок математики по теме «Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального»
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема: «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального»
Цель деятельности учителя:
формирование умения решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Планируемые результаты:
Предметные:
уметь решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального;
уметь использовать навык табличного умножения и деления для изученных случаев.
Личностные:
проявление интереса к познанию математики;
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: учебник: «Школа России», 3 класс 1 часть; интерактивная доска, Интернет, Интерактивная образовательная платформа Учи.ру, презентация, рабочие тетради.
Учитель: Бородулина Елена Романовна и ученики 3 В класса МАОУ «СОШ № 2» участвуют в проекта на образовательной платформе Учи.ру «Проекты уроков». (Урок 32 и 33)
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Цели этапа | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |||||||||
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |||||||||||
1. | Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности. Задачи: - психологически настроить детей на урок - создать доброжелательную обстановку на уроке - создать у школьников направленность на учебную работу | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, настраивает учащихся на урок. - Ребята, вы любите преодолевать трудности? - Кто уверен, что постарается и справится сегодня на уроке со всеми трудностями? - А помочь преодолеть трудности нам поможет Интерактивная платформа и команда Учи.ру. - Желаю вам удачи! Начинаем работу. | Приветствуют учителя Показывают готовность к уроку. | Р: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | ||||||||
2 | Актуализация знаний. Цель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Задачи: - осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение; - определить границы знания и незнания; - актуализировать опорные знания и изученные способы действий; - подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания». | Цель заданимя – умение использовать навык табличного умножения и деления для изученных случаев Задание по группам. Выбирается 3 ученика (консультанты), хорошо знающие таблицу умножения и деления для случаев от 2 до 6. У них в руках «сарбонки» (разрезные карточки с таблицой умножения и деления). Задание индивидуальное – подобрать случаи умножения двух чисел, зная произведение. Интерактивная игра на образовательной платформе Учи.ру. Задание «Накорми дельфина» https://uchi.ru/ Задание 2 – работа с таблицей (фронтальная работа) https://uchi.ru/ - Ответим на вопрос, используя данные таблицы. - Отвечая на вопрос, нужно выбрать нужный столбец и нужную строку. | Дети распределяются в группы и решают «сарбонки», предложенные консультантами. Дети, анализируя таблицу, считают, делают вывод и фиксируют в карточке в интерактивном режиме. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | ||||||||
3. | Определение к деятельности. Постановка цели урока. Цель: формулирование с учащимися цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации. Задачи: - выявить место и причины затруднения учащихся -подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач - определить и сформулировать проблему; - разработать план учебных действий по достижению цели урока. | На экране новый тип задачи. https://uchi.ru/ - Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? - Почему не можем? Что нужно узнать сначала? Встречался нам тип такой задачи раньше? Тема урока? Цель урока? | Дети анализируют и делают вывод, что невозможно ответить на главный вопрос задачи. - Сколько кг в одной корзине. Дети отвечают, что не встречался. Тема нашего урока: «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального» - На этом уроке мы научимся решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | П: выдвижение гипотез и их обоснование П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: целеполагание Р: планирование | ||||||||
4. | Открытие детьми нового знания. Проблемная ситуация. Цель: выдвижение гипотезы и построения модели исходной проблемной ситуации. Знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях | - А теперь давайте попробуем решить нашу задачу. https://uchi.ru/ - Ребята, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Выберите действие - Теперь можно ответить на главный вопрос задачи?
| Выбирают действие решения. Анализируют и выбирают ответ. Выбирают действие решения. Делают вывод: чтобы решить такой тип задачи (неизвестного четвертого пропорционального), нужно найти всегда одну единицу, и только потом ответить на главный вопрос задачи. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: построение логической цепочки рассуждений. | ||||||||
5. | Первичное закрепление Цель:Знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях. Цель: формировать умение отличать один тип задачи от другой. | Задание – составить план решения задачи. В ыбрать план решения задач. Решение задач по учебнику. Стр.46 Работа над задачей № 1. - Давайте посмотрим, как такой тип задачи оформлен в учебнике? - Верно. Задача нам представлена в виде таблицы. - Посмотрите, как называются столбики таблицы. Прочитайте. - Что обозначает число 5? - Что обозначает число 3? Число 10? - Что нужно найти? Где у нас поставлен вопрос? - Скажите, а почему в 1 столбике написано, что расход овощей одинаковый? Где это написано в условии? - Как мы можем найти кол-во кг израсходованных за 1 день? Каким действием? - Зная кол-во кг израсходованных за 1 день, мы сможем узнать кол-во кг израсходованных за 3 дня? Каким действием? Работа над аналогичной задачей. 6 одинаковых игрушечных машинок стоят 48 рублей. Сколько рублей стоят 5 таких машинок? Консультанты (те, кто решил раньше задачу) подходят к детям, которые затрудняются в решении задачии дают им объяснение. Решение задачи № 1 на стр. 47 - Похожа ли эта задача на новый тип задачи? 1) В мастерской изготовили 40 больших столов, а маленьких в 8 раз меньше, чем больших. Сколько всего столов изготовили? 2) В мастерской изготовили 40 больших столов, а маленьких на 8 меньше, чем больших. Сколько всего столов изготовили? Задание от учителя: у кого жёлтый кружок – решают задачу в тетрадь. - Есть ли отличия в условии и решении задач? У кого красный кружок – задание повышенного уровня. У кого зелёный кружок – работают с учителем у доски на интерактивной доске на платформе Учи.ру. | Составляют план решения задачи. - Краткая запись оформлена в таблице - Расход овощей за 1 день, кол-во дней и общий расход овощей - Число 5 означает количество дней - Число 3 тоже обозначает количество дней. Число 10 обозначает количество кг, которые израсходовали за 5 дней. - Нам нужно найти количество овощей, которое израсходовали за 3 дня - Каждый день расходовали ПОРОВНУ, поэтому расход овощей одинаковый
- Мы разделим количество овощей на количество дней, делением 1)10:5=2(кг) израсходовали за 1 день - Да, можем. Мы 2 кг умножим на 3 дня, умножением 2) 2*3=6(кг) израсходовали за 3 дня Ответ: 6 кг овощей израсходовали за 3 дня. Записывают решение и ответ задачи Составляют краткую запись и оформляют задачу в тетрадь. Проверка на доске после решения. Г оворят, что не похожа. Это другой тип задачи. Это составная задача на нахождение суммы. Решают задачу в тетрадь. Проверка у доски. Анализируют задачи и говорят, что есть отличия в решении (в… раз меньше, на меньше). Следовательно – решения разные. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство П: анализ объектов с целью выделения признаков К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||
6. | Закрепление новых знаний Самостоятельная работа на планшетах и мобильных устройствах по решению задач «нового» типа. Цель: выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг Задачи: - тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным; - повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий; - выявить причины ошибок и наметить пути коррекции | - Замечательно поработали. - Теперь давайте возьмём в руки планшеты и мобильные устройства и каждый самостоятельно выполнит задания. На интерактивной доске появляется статистика выполненных заданий. | Самостоятельно работают на планшетах и мобильных устройствах с заданиями от Учи.ру. https://uchi.ru/ зелёный цвет - с первой попытки голубой цвет – две и более попыток фиолетовый цвет – в процессе | Личностные результаты: 1.придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. | ||||||||
7. | Итог урока. Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Задачи: - установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - организовать рефлексию и самооценку учащихся; - проанализировать и оценить успешность достижения цели. | - Какие цели ставили? Достигли ли мы их? Затем выполняем фронтально задание на интерактивной доске по электронному ресурсу к учебнику Математики (Школа России) | Дети анализируют свою работу. Дают объяснение, как решать задачи «нового» типа. | | ||||||||
8. | Рефлексия деятельности Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | - У нас сегодня был насыщенный урок. - Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Высказывания ребят Я научилась… Мне стало ясно… Я поняла… Теперь я знаю… Я буду стараться… Я узнала… – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. | Подводят итоги урока Дополняют фразы Делают вывод по статистике своей работы. | Р: оценка Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||||||||
9. | Домашнее задание. Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задачи: - закрепить изученный учебный материал; - сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике; - проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся; - побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся; - объявить критерии оценки домашнего задания. | Задания по уровням: 1. Творческое задание: Придумать задачуна нахождение четвертого пропорционального и оформить на лист А4. 2. Задания от учителя на платформе Учи.ру. ( составить краткую запись и рещить задачу) | Дети выбирают задание по интересам и по силам. | |