12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бородулина Елена Романовна19
3

Урок математики по теме "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального"



КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ



Тема: «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального»



Цель деятельности учителя:

формирование умения решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

Планируемые результаты:

Предметные:

уметь решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального;

уметь использовать навык табличного умножения и деления для изученных случаев.

Личностные:

проявление интереса к познанию математики;

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник: «Школа России», 3 класс 1 часть; интерактивная доска, Интернет, Интерактивная образовательная платформа Учи.ру, презентация, рабочие тетради.



Учитель: Бородулина Елена Романовна и ученики 3 В класса МАОУ «СОШ № 2» участвуют в проекта на образовательной платформе Учи.ру «Проекты уроков». (Урок 32 и 33)


п/п


ЭТАПЫ УРОКА

Цели этапа


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА



ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.

Задачи:

- психологически настроить детей на урок

- создать доброжелательную обстановку на уроке

-  создать у школьников направленность на учебную работу

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, настраивает учащихся на урок.

- Ребята, вы любите преодолевать трудности?

- Кто уверен, что постарается и справится сегодня на уроке со всеми трудностями?

-t1603557116aa.jpg А помочь преодолеть трудности нам поможет Интерактивная платформа и команда Учи.ру.







-


Желаю вам удачи! Начинаем работу.

Приветствуют учителя


Показывают готовность к уроку.


t1603557116ab.jpg




Р: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2

Актуализация знаний.

Цель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Задачи:

осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение;

- определить границы знания и незнания;

- актуализировать опорные знания и изученные способы действий;

- подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».

Цель заданимя – умение использовать навык табличного умножения и деления для изученных случаев

Задание по группам. Выбирается 3 ученика (консультанты), хорошо знающие таблицу умножения и деления для случаев от 2 до 6. У них в руках «сарбонки» (разрезные карточки с таблицой умножения и деления).

Задание индивидуальное – подобрать случаи умножения двух чисел, зная произведение.

Интерактивная игра на образовательной платформе Учи.ру. Задание «Накорми дельфина» https://uchi.ru/

t1603557116ac.jpg











Задание 2 – работа с таблицей (фронтальная работа) https://uchi.ru/

t1603557116ad.jpg








- Ответим на вопрос, используя данные таблицы.


- Отвечая на вопрос, нужно выбрать нужный столбец и нужную строку.




Дети распределяются в группы и решают «сарбонки», предложенные консультантами.

t1603557116ae.jpg






t1603557116af.jpg





t1603557116ag.jpg











t1603557116ah.jpg









t1603557116ai.jpg












Дети, анализируя таблицу, считают, делают вывод и фиксируют в карточке в интерактивном режиме.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли






3.

Определение к деятельности. Постановка цели урока.


Цель: формулирование с учащимися  цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации.

Задачи:

выявить место и причины затруднения учащихся

-подвести  учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач

- определить и сформулировать проблему;

- разработать план учебных действий по достижению цели урока.

На экране новый тип задачи. https://uchi.ru/

- Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

t1603557116aj.jpg


- Почему не можем? Что нужно узнать сначала?

t1603557116ak.jpg











Встречался нам тип такой задачи раньше?


Тема урока?




Цель урока?


Дети анализируют и делают вывод, что невозможно ответить на главный вопрос задачи.













- Сколько кг в одной корзине.









Дети отвечают, что не встречался.


Тема нашего урока: «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального»


- На этом уроке мы научимся решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.


П: выдвижение гипотез и их обоснование



П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли




Р: целеполагание


Р: планирование

4.

Открытие детьми нового знания.

Проблемная ситуация.


Цель: выдвижение гипотезы и построения модели исходной проблемной ситуации.




Знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях




- А теперь давайте попробуем решить нашу задачу. https://uchi.ru/


- Ребята, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?  

t1603557116al.jpg












- Выберите действие

- Теперь можно ответить на главный вопрос задачи?

t1603557116am.jpg









t1603557116an.jpg













Выбирают действие решения.















Анализируют и выбирают ответ.









Выбирают действие решения.

Делают вывод: чтобы решить такой тип задачи (неизвестного четвертого пропорционального), нужно найти всегда одну единицу, и только потом ответить на главный вопрос задачи.


К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений


К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений.





5.

Первичное закрепление




Цель:Знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях.



















































Цель: формировать умение отличать один тип задачи от другой.






Задание – составить план решения задачи.


t1603557116ao.jpg










Вt1603557116ap.jpg ыбрать план решения задач.

https://uchi.ru/








Решение задач по учебнику.

Стр.46

Работа над задачей № 1.

- Давайте посмотрим, как такой тип задачи оформлен в учебнике?

- Верно. Задача нам представлена в виде таблицы.

- Посмотрите, как называются столбики таблицы. Прочитайте.

- Что обозначает число 5?

- Что обозначает число 3? Число 10?


- Что нужно найти? Где у нас поставлен вопрос?

- Скажите, а почему в 1 столбике написано, что расход овощей одинаковый? Где это написано в условии?





- Как мы можем найти кол-во кг израсходованных за 1 день? Каким действием?


- Зная кол-во кг израсходованных за 1 день, мы сможем узнать кол-во кг израсходованных за 3 дня? Каким действием?




Работа над аналогичной задачей.

6 одинаковых игрушечных машинок стоят 48 рублей. Сколько рублей стоят

5 таких машинок?




Консультанты (те, кто решил раньше задачу) подходят к детям, которые затрудняются в решении задачии дают им объяснение.



Решение задачи № 1 на стр. 47

- Похожа ли эта задача на новый тип задачи?

1) В мастерской изготовили 40 больших столов, а маленьких в 8 раз меньше, чем больших. Сколько всего столов изготовили?

2) В мастерской изготовили 40 больших столов, а маленьких на 8 меньше, чем больших. Сколько всего столов изготовили?


Задание от учителя: у кого жёлтый кружок – решают задачу в тетрадь.




- Есть ли отличия в условии и решении задач?


Уt1603557116aq.jpg кого красный кружок – задание повышенного уровня.








t1603557116ar.jpg

У кого зелёный кружок – работают с учителем у доски на интерактивной доске на платформе Учи.ру.

https://uchi.ru/






Составляют план решения задачи.


t1603557116as.jpg









t1603557116at.jpg












- Краткая запись оформлена в таблице



- Расход овощей за 1 день, кол-во дней и общий расход овощей

- Число 5 означает количество дней

- Число 3 тоже обозначает количество дней. Число 10 обозначает количество кг, которые израсходовали за 5 дней.

- Нам нужно найти количество овощей, которое израсходовали за 3 дня

- Каждый день расходовали ПОРОВНУ, поэтому расход овощей одинаковый

Расход овощей за 1 день

Кол-во

дней

Общий расход овощей

Одинако-

вый

5 д.

10 кг

3 д.

?


- Мы разделим количество овощей на количество дней, делением

1)10:5=2(кг) израсходовали за 1 день


- Да, можем. Мы 2 кг умножим на 3 дня, умножением

2) 2*3=6(кг) израсходовали за 3 дня

Ответ: 6 кг овощей израсходовали за 3 дня.

Записывают решение и ответ задачи

t1603557116au.jpg








Составляют краткую запись и оформляют задачу в тетрадь. Проверка на доске после решения.



Гt1603557116av.jpg оворят, что не похожа. Это другой тип задачи. Это составная задача на нахождение суммы.

t1603557116aw.jpg







Решают задачу в тетрадь. Проверка

у доски.


Анализируют задачи и говорят, что есть отличия в решении (в… раз меньше, на меньше). Следовательно – решения разные.

t1603557116ax.jpg








t1603557116ay.jpg





К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство


П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


П: построение логической цепочки рассуждений


К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

































6.

Закрепление новых знаний

Самостоятельная работа на планшетах и мобильных устройствах по решению задач «нового» типа.

t1603557116az.gifЦель: выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг

Задачи:

- тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;

- повторить  и закрепить  изученное для введения в последующем новых способов действий;

- выявить причины ошибок и наметить пути коррекции


- Замечательно поработали.

t1603557116ba.jpgt1603557116bb.jpg- Теперь давайте возьмём в руки планшеты и мобильные устройства и каждый самостоятельно выполнит задания.








На интерактивной доске появляется статистика выполненных заданий.



t1603557116bc.jpg







t1603557116bd.jpg









Самостоятельно работают на планшетах и мобильных устройствах с заданиями от Учи.ру. https://uchi.ru/



зелёный цвет - с первой попытки

голубой цвет – две и более попыток

фиолетовый цвет – в процессе






Личностные результаты:

1.придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.






7.

Итог урока.

Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

 - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- организовать рефлексию и самооценку учащихся;

 - проанализировать и оценить успешность достижения цели.

- Какие цели ставили?

Достигли ли мы их?


Затем выполняем фронтально задание на интерактивной доске по электронному ресурсу к учебнику Математики (Школа России)

Дети анализируют свою работу.

Дают объяснение, как решать задачи «нового» типа.

t1603557116be.jpg





8.

Рефлексия деятельности

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

- У нас сегодня был насыщенный урок.

- Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Высказывания ребят

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.


Подводят итоги урока



Дополняют фразы

Делают вывод по статистике своей работы.

t1603557116bf.gif






Р: оценка


Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата


П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9.

Домашнее задание.

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задачи:

- закрепить изученный учебный материал;

- сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- проверить понимание  выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;

- побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся;

- объявить критерии оценки домашнего задания.

Задания по уровням:

1. Творческое задание: Придумать задачуна нахождение четвертого пропорционального и оформить на лист А4.

2. Задания от учителя на платформе Учи.ру. (t1603557116bg.jpg составить краткую запись и рещить задачу)




Дети выбирают задание по интересам и по силам.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.