Технологическая карта урока математики во 2 классе
Учитель: Рябова Н.М.
Предмет |
математика |
Класс |
2 |
Тип урока |
урок открытия нового знания |
Технология построения урока |
проблемно-диалогическая, системно – деятельностный подход в обучении |
Тема |
|
Цель |
Познакомить с переместительным и сочетательным свойствами сложения, научить применять их при нахождении значений числовых выражений, записывать изученные свойства, используя буквенные обозначения. |
Основные термины, понятия |
Слагаемое, сумма, сложение, переместительное свойство, сочетательное свойство, свойство сложения с нулем |
Планируемый результат |
|
Предметные умения - иметь представление о понятиях "переместительное свойство", "сочетательное свойство"; - уметь использовать изученные свойства при вычислениях; - уметь записывать изученные законы и свойства, используя буквенные обозначения; |
ЛичностныеУУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в паре; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; -формировать личностные качества: любознательность, трудолюбие, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели; - обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - проявлять самостоятельность, личную ответственность. Метапредметные критерии сформированности УУД: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная |
Книгопечатная продукция М.И.Моро. Математика. 2 класс. Часть 1. Технические средства обучения Компьютер Медиапроектор |
Технология изучения
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
Эмоциональный настрой на урок. -Долгожданный дан звонок. Начинается урок. -Улыбнулись друг другу-(слайд) Давайте приступим к работе . И пусть интересным будет урок. А девиз нашего урока: «Будьте внимательны и у вас все получится» (слайд)
Нас на уроке ждут великие дела.(слайд) |
Проговаривание правил сотрудничества |
Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. (Л /УУД). Правильно формулировать собственное мнение. (Р/УУД). |
II. Актуализация знаний Цель: - обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». |
Организация живого диалога - Какое сейчас время года ? (осень). -Кто любит осень? -Какое сегодня число? (19) - Что вы можете сказать о числе 19? ( двузначное, состоит из 1 дес. и 9 ед.). -Почему число 19-двузначное? (в его записи использовано 2 цифры). -Представьте число 19 в виде суммы разрядных слагаемых. (19=10+9) - распределите числа на 2группы(слайд) 4, 27, 83, 9, 16, 5, 72, 31, 94. -по какому признаку вы это сделали? -Какие числа мы называем однозначными? -Почему числа называем двузначными? - Укажите состав чисел. -Прочитайте числа в порядке возрастания, (убывания). -Прочитайте правильно числовые выражения и найдите их значения: 60+8=, 68-60=, 68-8= 30+(5+2)=, 90-(6+4). (слайд) -Правило: Действия, записанные в скобках, выполняются первыми. -Найдите периметр треугольника со сторонами 4см, 5см, 6см - Что такое периметр?(слайд) -Периметр-это сумма длин сторон многоугольника. |
Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения |
Выделение и осознание того, что уже пройдено (Р/УУД). Смыслообразовани (Л/УУД). Слушать и понимать речь других (К /УУД) |
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. Цель: - обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы. |
- Прочитайте слова: слагаемое, уменьшаемое, разность, слагаемое, вычитаемое, сумма. (слайд) - Кто мне поможет разделить эти слова на группы? (I – компоненты действия сложения, II – компоненты действия вычитания) (слайд) - Назовите их.(Компоненты при сложении называются: слагаемое, слагаемое, сумма. Компоненты при вычитании называются: уменьшаемое, вычитаемое, разность)
-Как вы думаете, к какой группе можно отнести слово «свойство…» ? (к I группе) - Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока? (свойства сложения) (слайд) - Чему мы будем учиться на уроке? (познакомимся со свойствами сложения и будем их применять при нахождении значений числовых выражений).
-С каким свойством сложения вы уже знакомы? ( с переместительным) -сравни: 30+8*8+30, 7+10*10+7 (слайд) - Как читается переместительный закон сложения? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
-Не вычисляя, составьте верные числовые равенства. ( 50 + 8 = * + 50, 5 + 40 = 40 + * (слайд) * + 8= 8 + 2) - Зачем нужно знать это свойство при вычислениях? ( Легче к большему числу прибавить меньшее). Запись с помощью букв: а+в=в+а (слайд) -Работа по учебнику с.44, №1. (взаимопроверка) - А найдите значение этого числового выражения: 6 + 7 + 8 + 9 + 3 + 4 + 1 + 2 = (слайд) -У кого это задание вызвало затруднение?
-Проблема. ( Не достаточно знаний, чтобы легко и быстро справиться с заданием.) |
Вспоминают названия компонентов при сложении. Анализируют слова, деля их на группы. Формулируют цель урока. |
Определять и формулировать цель деятельности на уроке (Р/УУД). Высказывать свое предположение на основе учебного материала (Р/УУД). Проводить классификацию, указывая на основание классификации (П /УУД) Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П /УУД) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К /УУД) |
IV. Первичное усвоение новых знаний Цель: - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы. Организация исследовательской деятельности, выведение алгоритма. |
- Давайте вместе добудем эти знания! (рассмотреть с помощью кружков разного цвета еще одно свойство сложения) (слайд) (5+3)+2=5+(3+2) 10 = 10 Вывод: Результат сложения не изменится, если два соседних слагаемых заменить их суммой. Это сочетательный закон сложения. (на доске). - (а+в)+с=а+(в+с) - Эти два закона работать могут вместе.
Давайте вернемся к нашему числовому выражению и решим его. - Какие у вас будут предложения? (Можно применить переместительное свойство сложения, а затем сочетательное свойство сложения). (6+4)+(7+3)+(8+2)+(9+1)=40 (слайд) Вывод: Используя оба свойства сложения, можно складывать числа в любом порядке.
-С какими свойствами сложения мы с вами познакомились? (ответы детей) |
Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации Выполняют задание, проговаривая свойства сложения. Составляют буквенную запись свойств сложения. Работают с учебником в парах. Выполняют задания |
Проводить анализ учебного материала (П /УУД) Ориентироваться в учебнике, тетради (П /УУД) Определять правила работы в паре (Л /УУД) Слушать и понимать речь других (К /УУД) Отличать верно выполненное задание от неверного (Р/УУД). |
V.Первичное закрепление Цель: - обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Выполнение заданий с проговаривание в громкой речи. Запись с помощью буквенных выражений. |
(Работа в паре) Дополните формулировку свойств пропущенными словами. От _________ слагаемых сумма ___________. Результат _______________не изменится, если соседние _____________заменить их суммой. Чтобы к сумме двух чисел прибавить ___________, можно к первому числу прибавить сумму __________ и третьего числа. Игра «Помоги героям вспомнить свойства» - В каком из примеров использовано сочетательное свойство? (переместительное) 3 + (2 + 1) = (3 + 2) + 1 21 – 17 = 17 – 21 15 + 18 = 18 + 15 4 + 9 = 13 46 + 0 = 46 - А для чего нам нужно знать свойства сложения? (для быстрого, рационального вычисления выражений) -- Работа по учебнику: с.44, правило. с.45, № 3. (устно)
Найти значения числовых выражений: ( с проговариванием в громкой речи ) 6+9+4+1= 17+8+3+2= |
Участвуют в диалоге. Выполняют задания в парах, ведут обсуждение, учатся принимать на себя ответственность за результат учебного труда. |
Определять правила работы в паре (Л /УУД) Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К /УУД) |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: - умение применять правило в самостоятельной деятельности. |
- Самостоятельно найдите рациональный способ вычисления суммы, пользуясь свойствами сложения. -Какими свойствами вы будете пользоваться? 1)Работа по карточке(дифференцированные задания). Карточка №1 15+6+7+5+4+3= 40+7+20+3= 82+6+8+4= 26+13+4+7 Карточка №2 7+9+5+1+3+5= 50+6+40+4= 32+7+8+3= Карточка № 3 7+8+3+2= 15+9+5+1= САМОПРОВЕРКА. (слайд) №1. 40,70,100,50 №2. 30,100,50. №3. 20,30. –Кто выполнил без ошибок? -Кто допустил ошибки? 2)Найдите значения числовых выражений (на время): (слайд) 7+9+3+1=(7+3)+(9+1)=20 15 + 8 + 2= 15 + (8 + 2) = 25 1 + 39 + 20 = (1 + 39) + 20 = 60 63 + 14 + 6 = 63 + (14 + 6) = 83 12 + 8 + 10 = (12 + 8) + 10 = 30 6+5+4=(6+4)+5=15 ПРОВЕРКА: САМОПРОВЕРКА. - Кто допустил ошибки при вычислении? - У кого ошибок нет? - Оцените свою работу.(смайлик на полях) 2) Применение нового знания при решении задач. 1)Построить ломаную из трех звеньев: 6см, 2см, 4см.Найти ее длину? 2)Учебник.С.45, № 5. Задача. ( Решение: 30+30+20+20= (30+20)+(30+20)=100(мм)-периметр четырехугольника. 100мм=10см Ответ:10см . |
Самостоятельное решение в тетради. Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы. |
Отличать верно выполненное задание от неверного (Р/УУД). Осуществлять самоконтроль (Р/УУД). Оценивать усваиваемое содержание (Л /УУД) |
VII. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия деятельности Цель: - анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
ВОПРОСЫ: -Ребята, какова была тема урока? -Какую цель вы ставили перед собой? -Достигли ли поставленной цели? - В чём ценность нового знания? -Оцените свою работу на уроке.(смайлики)
Весело звенит звонок. Вот и закончился наш урок. Благодарю за внимание. |
Осознание результатов своей учебной деятельности; Самооценка результатов своей работы и работы всего класса. |
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л /УУД) Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р/УУД). |
VIII Домашнее задание. Комментировать. |
С. 44,правило, с.45, № 4, с. 46, №1.-применить изученные свойства сложения при нахождении значения числовых выражений. |
Резерв урока.
Найти значение числовых выражений: 30+40+7 = 30+4+6= 20+70+2= 40+6+3 60+30+8= 60+5+4=
Сравни: 2дм1см*12см 38мин.*1ч.
Реши задачу и составь обратные:
В гараже было 11машин. Утром 6 машин уехало. Сколько машин осталось в гараже?