Урок в 3 классе по математике «Связь умножения и сложения»

3
2
Материал опубликован 17 September 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта

Урока математики

Учитель: Куриленко Ольга Викторовна

Класс:3

Тема: Связь умножения и сложения

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

обеспечить усвоение детьми способа умножения на основе способа сложения;

способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.

Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи и закрепить знания учащихся о связи между компонентами и результатом умножения.

Развивать речь, творческую активность, мышление.

Воспитывать чувство коллективизма при работе в парах.

Задачи урока:

Образовательные:

повторить смысл действия умножения.

научиться заменять сложение умножением. Решать задачи на нахождение произведения и обратные задачи.

способствовать совершенствованию вычислительных навыков.

совершенствовать навыки вычислительных умений

Развивающие:

способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации)

развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

формирование основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

формировать навыки самоанализа.

Формировать навыки восприятия нового материала

Планируемые результаты:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

    • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

      проговаривать последовательность действий на уроке

      уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника

      уметь работать по коллективно составленному плану

      оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

      вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

      планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

    • уметь оформлять свои мысли в устной форме

      слушать и понимать речь других

      учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

    • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

      добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

  • уметь использовать в речи термины «действие умножения», «действие сложения».

    уметь заменять сложение умножением

    уметь составлять и решать обратные задачи


 


 


 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цели:

- проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

- принимают участие в подводящем диалоге;

-проверяют домашнее задание;

-проверяет готовность обучающихся к уроку;

-проводит подводящий диалог от результатов прошлого урока;

-организует самопроверку домашнего задания (по готовому образцу);

 

 -Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!

-Ребята, проверьте всели у вас готово к уроку!

Умение организовывать своё рабочее место.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь слушать и понимать речь других;

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цели:

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия и фиксирование задания, которое вызвало трудности;

- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока;

- выполнение упражнений, посильных для учащихся;

-возможность выбора заданий по степени сложности

;

-допуск различных путей решения;

-фиксирование задания, вызвавшего трудности.

- организация самостоятельной практической деятельности учащихся;

- использование упражнений, различных по степени сложности;

- включение упражнений, требующих нового способа действий;

- создание ситуации затруднения при выполнения задания детьми.

-Нам с вами сегодня предстоит большая работа!

-А в этом нам поможет наш друг Незнайка. Он для нас приготовил задания.

1.Устный счёт.(2 слайд)(Ответы записываются в тетради)

Найдите сумму чисел 12 и 47. 59

Из 94 вычесть 32. 60

Увеличьте 12 на 3. 15

Вычитаемое 42, разность 12. Чему равно уменьшаемое? 54

Уменьшите 78 на 15. 63

К какому числу нужно прибавить 92 чтобы получилось 93? 1

Первое слагаемое 32, сумма 98. Чему равно второе слагаемое? 66

На сколько нужно уменьшить 98, чтобы получилось 44? 54

К какому числу нужно прибавить 27, чтобы получилось 46? 19

-Молодцы с этим заданием вы справились на отлично.

2.Работа с именованными числами.(3 слайд)

-В это задании вам необходимо сравнить и поставить знаки <,> или =

4 см 4 мм … 40 мм 1 м … 99 см

2 дм 5 см … 50 см 8 дм … 1 м

30 см … 3 дм 4 см 8 мм … 48 см

3.Незнайка уготовил вам математические задачки ,давайте вместе их решим.(3 слайд)

Две девочки, Дина и Маша, отправились в булочную. По дороге они нашли 10 рублей. Сколько бы денег нашла одна Дина, если бы отправилась в булочную? 10

В один день Ира прочитала 21 страницу, во второй — на 7 больше, чем в первый, а в третий — на 15 страниц меньше, чем во второй день. Сколько страниц прочитала Ира за 3 дня?62

Уметь читать математические выражения, неравенства, равенства.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

III. Постановка учебной задачи

Цели:

- самостоятельное

определение темы и целей урока.

 

-под руководством учителя формулируют тему урока и цели;

-фиксируют новое знание ,

- отвечают на вопросы учителя.

- организует уточнение темы урока;

- организует подводящий диалог;

- фиксирует новые знания .

4.Работа со сложением(4 слайд)

-Молодцы!Сейчас вам необходимо вычислить примеры.

48 + 32 +12 =92

75 + 14 + 13 + 15 =117

3 + 3 + 3 + 3 + 3=15

Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как  складываются одинаковые  числа)
– Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением)
– Замените. (3 * 5 = 15)
– Что показывает первое число? (Какое число является  слагаемым)
– Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое)
– О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения)
– Сформулируйте тему урока. (Тема урока: «Связь умножения и сложения»)

В зависимости от выполняемых зданий.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

IV. Построение проекта ликвидации причин затруднения

Цели:

-выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выбору способа действий с информацией

Физкультминутка

-участвуют в групповой работе, используют коммуникативные средства;

-выбирают и выполняют заданий по степени сложности.

- совместное принятие решения.

- выдвигает проблему;

- создает эмоциональный настрой ,

-формулирует задание;

-проводит параллель с ранее изученным материалом;

-организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- совместное принятие решения.

-Ребята, из вас уже кто-то знаком и помнит что-то о сложении?

-Посмотрите на слайд(6 слайд)

3 * 4

6 * 5

 Что означает каждое число в записи двух чисел со знаком умножения 3 * 4,  6 * 5
– Что обозначает число 3? (3, 6 – это какое число повторяется)
– Что обозначает число 4? (4, 5 – сколько раз оно повторяется)
–Замените произведение суммой и вычислите (3 * 4 = 3 + 3 + 3 + 3 = 12, 6 * 5= 6 + 6 + 6 + 6 + 6 = 30)
– Сделайте вывод. Что такое умножение? (Сложение одинаковых чисел)
– Всегда ли сложение можно заменить умножением? (Нет, только, когда все слагаемые одинаковые)

-Давайте теперь решим с вами примеры:( слайд 7)

8 + 8+ 2 + 4 =22

10 + 10 + 10 + 10 =40

32 + 30 + 31 =93

4 + 4 + 4 + 4 + 4 =20

21 + 12 =33

30 + 30 + 30 =90

Подумайте, на какие группы можно разделить данные суммы. (1 группа – однозначные и двузначные числа 2 группа – одинаковые слагаемые и разные слагаемые)

Найдите примеры с одинаковыми слагаемыми, замените сложение умножением.

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

В зависимости от выполняемых зданий.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; уметь добывать новые знания: находить ответы, на поставленные вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Цели:

- усвоение нового способа действий

- решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

-устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения;

- подводит обучающихся к выводу ;

- наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в;

-обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников;

-акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Сейчас каждый по очереди будет называть ответ примера с объяснением!(слайд 8)

3+ 3 + 3 …. 3 * 5

16 + 16 + 16 …. 16 * 4

8 + 8 + 8 …. 8 * 2

32 + 32 …. 32 * 2

9 + 9 + 9 …. 9 * 3

48 + 48 + 48 …. 48 *2

Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа произведения)
– Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением)

-Ребята,а мы с вами знаем уже какое-нибудь правило об умножении? (От перестановки множителей значение    произведения не меняется)

В зависимости от выполняемых зданий.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: работа по плану, сверяясь с целью.

VI. Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

Цели:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

- осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

- контролирует выполнение работы.

осуществляет: индивидуальный контроль;

-организует: взаимопроверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.

- создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка, для учащихся допустивших ошибки.

Работа по учебнику. Задача № 4 стр.18

Прочитайте условие задачи.  (Составь по рисунку задачу на умножение и две обратные данной.
– Какие задачи называются обратными?  ( Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, – известным.)
–Посмотрите на таблицу(слайд 9). Её нужно начертить в тетради и записать данные прямой и двух обратных задач.

 Составьте задачу, которая решается умножением. (Задача. В четырех гнездах по 2 птенца. Сколько всего птенцов?)
– Какие данные мы впишем в таблицу?

Решение:     2 * 4 = 8  (п.)
Ответ: всего 8 птенцов.

– А еще как можно записать решение этой задачи? (2 + 2 + 2 + 2 = 8 (п.)
– Какой способ рациональнее? (Первый)
– Составьте задачу, обратную данной   (№1)
– Что в этой задаче нужно узнать?   
(Сколько было гнезд?)

В зависимости от выполняемых зданий.

Коммуникативных: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные: способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

VII.Включение знаний в систему и повторение

Цели:

- включит новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы.

- выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний.

- выполняют предложенные учителем задания.

- организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с раннее изученными.

-Теперь давайте проверим с вами как мы сегодня усвоили материал(слайд 10-11)

5*2=2* …
7*… =3*7
9*…= …*9
…*2=…*…
… * … = … * …

4*31…13*4
28*2…28*3
14–2…14:2
16*4…16+4
32*2…2*32
12 * 2 … 12 : 2

.

В зависимости от проделанной работы.

Познавательные: все познавательные УУД.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

VIII. Рефлексия деятельности

Цели:

-соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом;

-самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

- формулируют конечный результат своей работы на уроке.

- называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему);

- намечают цели дальнейшей деятельности.

- организует рефлексию (по вопросам) и самооценку учебной деятельности учащихся;

- отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке;

-дает комментарий к домашнему заданию.

Что нового вы сегодня узнали?
– Что такое умножение? 
(Сложение одинаковых чисел)
– Что показывает первое число в записи умножения? (Какое число является слагаемым)
– Что показывает второе число в записи Умножения? (Сколько раз повторяется слагаемое)
– Чем был полезен урок для вас?

Ребята, очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость и вы открыли для себя новые  знания.

 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка результатов деятельности; критичность. Коммуникативные: рефлексия своих действий

Личностные: самооценка на основе критерия успешности.


Презентация на тему Связь умножения и сложения 3 класс
PPTX / 773.16 Кб

Предварительный просмотр презентации

«Связь умножения и сложения» Класс: 3 Подготовила: Куриленко Ольга Викторовна

Найдите сумму чисел 12 и 47. Найдите сумму чисел 12 и 47. Из 94 вычесть 32. Увеличьте 12 на 10. Вычитаемое 42, разность 12. Чему равно уменьшаемое? Уменьшите 78 на 15. К какому числу нужно прибавить 92 чтобы получилось 93? Первое слагаемое 32, сумма 98. Чему равно второе слагаемое? На сколько нужно уменьшить 98, чтобы получилось 44? К какому числу нужно прибавить 27, чтобы получилось 46?

4 см 4 мм … 40 мм 1 м … 99 см 2 дм 5 см … 50 см 8 дм … 1 м 30 см … 3 дм 4 см 8 мм … 48 см

Две девочки, Дина и Маша, отправились в булочную. По дороге они нашли 10 рублей. Сколько бы денег нашла одна Дина, если бы отправилась в булочную? Две девочки, Дина и Маша, отправились в булочную. По дороге они нашли 10 рублей. Сколько бы денег нашла одна Дина, если бы отправилась в булочную? В один день Ира прочитала 21 страницу, во второй — в 2 раза больше, чем в первый, а в третий — на 15 страниц меньше, чем во второй день. Сколько страниц прочитала Ира за 3 дня?

48 + 32 +12 48 + 32 +12 75 + 14 + 13 + 15 3 + 3 + 3 + 3 + 3

3 * 4 3 * 4 6 * 5

8 + 8+ 2 + 4 = 8 + 8+ 2 + 4 = 10 + 10 + 10 + 10 = 32 + 30 + 31 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 21 + 12 = 30 + 30 + 30 =

3+ 3 + 3 …. 3 * 5 16 + 16 + 16 …. 16 * 4 3+ 3 + 3 …. 3 * 5 16 + 16 + 16 …. 16 * 4 8 + 8 + 8 …. 8 * 2 32 + 32 …. 32 * 2 9 + 9 + 9 …. 9 * 3 48 + 48 + 48 …. 48 *2

Птенцы (1 гн.) Гнезда Всего птенцов                  

5 * 2 = 2 *  … 7 * …  = 3 * 7 9 * … =  … * 9 … * 2 = … * … … * … = … * … 5 * 2 = 2 *  … 7 * …  = 3 * 7 9 * … =  … * 9 … * 2 = … * … … * … = … * …

Поставьте знаки: Поставьте знаки: 4 * 31 … 13 * 4 28 * 2 … 28 * 3 14 – 2 … 14 : 2 16 * 4 … 16 + 4 32 * 2 … 2 * 32 12 * 2 … 12 : 2

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Уважаемая Ольга Викторовна! В работе допущены методические ошибки.

3 November 2017

Алина Яковлевна, спасибо за замечания!

9 November 2017