Урок математики в 3 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»

1
0
Материал опубликован 6 April 2016

Урок математики в 3 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».

Цель:

  • закреплять вычислительные навыки в пределах 100;
  • познакомить с повадками бобра, с его значимостью для природы, с мерами по охране бобров;
  • развивать мышление, речь.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- сложение и вычитание чисел в пределах 100 (устные и письменные приёмы),

- решение текстовых задач,

- развитие мышления, речи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения,

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

регулятивные : умение определять тему и цели урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

познавательные: развитие умения работать с информацией, умения ориентироваться в своей системе знаний, выполнять вычисления.

коммуникативные: развитие навыков сотрудничества во время работы в парах и группах, излагать свою точку зрения, договариваться.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; решать текстовые задачи в два действия;

Личностные: принимать собственные ошибки; проявлять положительные эмоции, интерес к урокам математики.

Метапредметные: регулятивные: организовывать взаимопроверку выполненной работы; познавательные: выполнять вычисления по аналогии, сравнивать разные  записи решений; коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушать друг друга, договариваться, объединять результаты при совместной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Формы работы: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная.
 

Ход урока:

Орг. момент.

Актуализация знаний.

Ловит рыбу кот Василий.

Может съесть он в день четыре.

Сколько съест он за 5 дней?

Посчитайте поскорей. (4*5=20)

 

На птичьем дворе гусей кормили,

Целыми семьями их выводили.

Всего было 5 гусиных семей.

В каждой семье по 12 гусей.

Сколько гусей собрались за обедом?

Ты нам ответь, торопись с ответом. (12*5=60)

 

Под шатром ветвистой ели

Белка сделала качели.

И на белкины качели

Собрались лесные звери:

20 зайцев, 7 куниц,

8 рыженьких лисиц,

6 ежей и 5 зайчат-

На качели все спешат.

Вы, ребята, не зевайте,

Всех зверей пересчитайте! (46)

 

Лисичка учила своих малышей

Ловить под кустами весёлых мышей.

Мыши услышали злую лису

И спрятались все под ёлкой в лесу.

Мышек же было всего только 5,

У каждой мамаши по 9 мышат.

Так сколько, скажите, мышей и мышат

Тихо под ёлкой ветвистой сидят? (9*5+5=50)

 

Самоопределение к деятельности.

О ком эти задачки? А кто будет героем нашего урока, вы узнаете, выполнив первое задание. В царстве животных этого зверька называют «королём» грызунов. Примеры-шифр.(слайд 2)-задание выполняется на интерактивной доске.

53 + … = 62

- 7 = 18

63 : 7 = …

90 : 5 = ...

25-о 9- б 18-р

-Что это за грызун? (БОБР)-слайд 3

-Сформулируйте , ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, чему учиться (дети формулируют тему и цели урока).

 

IV. Работа по теме урока.

Отработка вычислительных навыков. Работа в группах.

-Найдите значение цепочки примеров. Узнаем длину хвоста, длину тела и массу бобра. (Проверка по слайду 4).

Длина хвоста -30см, длина тела- 70 см, масса взрослого бобра- 30 кг.

-Чему равна вся длина тела с хвостом? (100 см или 1м). Слайд 5.

- Только два грызуна могут оспаривать королевский титул: дикобраз, длина которого 90 см, а вес-27 кг, и водосвинка-длиной 1,5 м, весом до 50 кг. (слайд 6).

- У бобра всё удивительно: шубка, зубы, хвост, детёныши, постройка дома. Интересен хвост, напоминающий лопату. Рассмотрите хвост, опишите его. А как вы думаете, для чего хвост бобру? (Во время плавания хвост является рулём; при нырянии как киль; во время опасности хлопает по воде или земле; когда бобр грызёт дерево, то упирается хвостом в землю.) Слайд7.

-А как называется жилище бобра? (хатка) Слайд 8. Что вы можете рассказать о ней.

 

2. Геометрический материал. (слайд 9).

-Как можно назвать одним словом?

-Что лишнее? Почему? (Лишний круг, т.к. у всех остальных фигур есть углы)

-Найдите сумму чисел в прямоугольниках и разделите это число на 7- и вы найдёте высоту хатки. (18+52+21):7=13 м- это самая высокая хатка. Бобры прекрасные строители. Они строят плотины.(Слайд 10-11). Самая большая плотина: рекорд принадлежит канадским бобрам-700м. С помощью плотины бобры поднимают уровень воды в речках, т.е. неглубокие места делают глубокими. Зачем?(Глубина должна быть такой, чтобы водоём не промёрз до дна, иначе зверькам грозит гибель, ведь они попадают в хатку через воду. Им нужно выходить, чтобы питаться).

-Иногда бобры строят каналы, которые расходятся в разные стороны и достигают 100 м. Как вы думаете, ребята, зачем бобрам каналы? (По ним они сплавляют древесину и спасаются от врагов). А кто знает врагов? (Вспомнить произведение Соколова-Микитова «Листопадничек»).

 

3. Решение задач.

-Бобры знамениты умением подгрызать и сваливать деревья. Давайте решим задачу и узнаем, сколько времени тратит бобр для того, чтобы перегрызть маленькую осинку. (Слайд 12)

Задача. Бобр перегрызает 13 осинок за 1 ч 5 мин. Сколько ему потребуется времени, чтобы перегрызть ещё 5 осинок, если на каждую он тратит одинаковое время?

-Толстое дерево бобр перегрызает за ночь или несколько ночей. Поваленное дерево бобр разгрызает на куски. (Слайд 13, 14).

-Бобры живут семьями. Каждый год рождается от двух до 5 бобрят, на третьем году жизни молодые бобры отделяются и обзаводятся своей семьёй. (Слайд 15). Сколько же лет живут бобры?

Работа в парах. Выбрать из каждого столбца :

Из первого из двух наименьших выбрать наибольшее;

Из второго из наибольших - наименьшее;

Из третьего-самое маленькое;

Из четвёртого- самое большое.

Найдите сумму этих чисел и разделите на 6.

17 14 26 28

36 27 38 43

63 54 2 15

14 8 10 44

(17+27+2+44):6=15 лет-продолжительность жизни бобра. В неволе они могут прожить до 40 лет.

 

4. Найти закономерность.

-А теперь поговорим о главной достопримечательности бобра-шубе. Мех не пропускает воду. Бобры прекрасно плавают, ныряют. А как вы думаете, сколько зверёк может пробыть под водой?

Слайд 19-найти закономерность, продолжить ряд.

75,60,45,30,… (15) мин- бобр пробудет под водой и его шубка не промокнет. В чём же секрет? Это густота меха и необычная форма волосков, которые очень плотно соприкасаются друг с другом. Шуба бобра красива, бывает разных коричневых оттенков. Бобры тщательно за ней ухаживают: наносят жировую смазку, расчёсывают передними лапками, а также чесальным когтем.

- К великому сожалению за красоту, густоту , прочность шубок бобрам пришлось поплатиться жизнью. «Коричневое золото»- так называли бобров и нещадно истребляли.

В Англии бобров истребили ещё в ХII веке, в Европе к концу XIX века. В России долгое время бобров берегли, но постепенно все правила были отброшены. К двадцатым годам прошлого столетия в стране осталось не более одной тысячи бобров.

Безжалостное истребление бобров- один из многочисленных примеров хищнического отношения человека к природе. Стало ясно- бобров надо спасать. Особенно большую роль провели сотрудники Воронежского заповедника. (Слайд 20,21). Когда заповедник был организован, там обитало всего 30-40 бобров, но через некоторое время благодаря охранным мероприятиям зверьков стало так много, что их пришлось расселять по всей стране. А ещё есть город Бобруйск, где стоят памятники бобрам.

Прекрасно, что бобры живут везде. И дело не только в том, что они красивые, интересные животные. Они нужны лесу!

Бобр занесён в Красную книгу (слайд 23). Приятно думать, что благодаря искренней заботе человека, бобры обрели право своего лесного гражданства.

-Ребята, а у нас на речке Ай водятся бобры? (Да).

 

V. Рефлексия.

А наш урок я хотела бы закончить прекрасным стихотворением Н.В.Сидоренкова

В Канаде в давние года

В лесу, на речке тихой,

Жила бобровая семья,

Не предвкушая лиха!

Плотины строили они

И речка небольшая

Поила всех, кто рядом жил,

В черте лесного края.

И птицы пели по утрам,

И гризли-серый великан

Гулял там без опаски

И было всё, как в сказке.

И люди приходили в лес,

И дань добычей брали,

Но никогда баланс тех мест

Они не нарушали!

Потом другие вслед пришли,

Кому всё было мало.

Бобров потомство извели,

И красоты не стало.

Едва струится ручеёк.

И лес поить уже не мог.

Засохли клёны, ели,

И разбежались звери.

Но вот явился человек,

Который понял важность рек,

Решил он всё поправить

И стал запруды ставить.

Поставил, а через денёк

В ней сделал дырку ручеёк.

Строитель дырку залатал,

А ручеёк опять прорвал.

Ах, как помощники нужны

И осенило тут- бобры!

Не говоря ни слова

Всё сделают толково!

И первозданная краса

Вернулась в дикие леса.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.