Урок математики в 3 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»
Урок математики в 3 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
Цель:
- закреплять вычислительные навыки в пределах 100;
- познакомить с повадками бобра, с его значимостью для природы, с мерами по охране бобров;
- развивать мышление, речь.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- сложение и вычитание чисел в пределах 100 (устные и письменные приёмы),
- решение текстовых задач,
- развитие мышления, речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения,
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
регулятивные : умение определять тему и цели урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
познавательные: развитие умения работать с информацией, умения ориентироваться в своей системе знаний, выполнять вычисления.
коммуникативные: развитие навыков сотрудничества во время работы в парах и группах, излагать свою точку зрения, договариваться.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; решать текстовые задачи в два действия;
Личностные: принимать собственные ошибки; проявлять положительные эмоции, интерес к урокам математики.
Метапредметные: регулятивные: организовывать взаимопроверку выполненной работы; познавательные: выполнять вычисления по аналогии, сравнивать разные записи решений; коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушать друг друга, договариваться, объединять результаты при совместной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Формы работы: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная.
Ход урока:
Орг. момент.
Актуализация знаний.
Ловит рыбу кот Василий.
Может съесть он в день четыре.
Сколько съест он за 5 дней?
Посчитайте поскорей. (4*5=20)
На птичьем дворе гусей кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей.
В каждой семье по 12 гусей.
Сколько гусей собрались за обедом?
Ты нам ответь, торопись с ответом. (12*5=60)
Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
20 зайцев, 7 куниц,
8 рыженьких лисиц,
6 ежей и 5 зайчат-
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте! (46)
Лисичка учила своих малышей
Ловить под кустами весёлых мышей.
Мыши услышали злую лису
И спрятались все под ёлкой в лесу.
Мышек же было всего только 5,
У каждой мамаши по 9 мышат.
Так сколько, скажите, мышей и мышат
Тихо под ёлкой ветвистой сидят? (9*5+5=50)
Самоопределение к деятельности.
О ком эти задачки? А кто будет героем нашего урока, вы узнаете, выполнив первое задание. В царстве животных этого зверька называют «королём» грызунов. Примеры-шифр.(слайд 2)-задание выполняется на интерактивной доске.
53 + … = 62
… - 7 = 18
63 : 7 = …
90 : 5 = ...
25-о 9- б 18-р
-Что это за грызун? (БОБР)-слайд 3
-Сформулируйте , ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, чему учиться (дети формулируют тему и цели урока).
IV. Работа по теме урока.
Отработка вычислительных навыков. Работа в группах.
-Найдите значение цепочки примеров. Узнаем длину хвоста, длину тела и массу бобра. (Проверка по слайду 4).
Длина хвоста -30см, длина тела- 70 см, масса взрослого бобра- 30 кг.
-Чему равна вся длина тела с хвостом? (100 см или 1м). Слайд 5.
- Только два грызуна могут оспаривать королевский титул: дикобраз, длина которого 90 см, а вес-27 кг, и водосвинка-длиной 1,5 м, весом до 50 кг. (слайд 6).
- У бобра всё удивительно: шубка, зубы, хвост, детёныши, постройка дома. Интересен хвост, напоминающий лопату. Рассмотрите хвост, опишите его. А как вы думаете, для чего хвост бобру? (Во время плавания хвост является рулём; при нырянии как киль; во время опасности хлопает по воде или земле; когда бобр грызёт дерево, то упирается хвостом в землю.) Слайд7.
-А как называется жилище бобра? (хатка) Слайд 8. Что вы можете рассказать о ней.
2. Геометрический материал. (слайд 9).
-Как можно назвать одним словом?
-Что лишнее? Почему? (Лишний круг, т.к. у всех остальных фигур есть углы)
-Найдите сумму чисел в прямоугольниках и разделите это число на 7- и вы найдёте высоту хатки. (18+52+21):7=13 м- это самая высокая хатка. Бобры прекрасные строители. Они строят плотины.(Слайд 10-11). Самая большая плотина: рекорд принадлежит канадским бобрам-700м. С помощью плотины бобры поднимают уровень воды в речках, т.е. неглубокие места делают глубокими. Зачем?(Глубина должна быть такой, чтобы водоём не промёрз до дна, иначе зверькам грозит гибель, ведь они попадают в хатку через воду. Им нужно выходить, чтобы питаться).
-Иногда бобры строят каналы, которые расходятся в разные стороны и достигают 100 м. Как вы думаете, ребята, зачем бобрам каналы? (По ним они сплавляют древесину и спасаются от врагов). А кто знает врагов? (Вспомнить произведение Соколова-Микитова «Листопадничек»).
3. Решение задач.
-Бобры знамениты умением подгрызать и сваливать деревья. Давайте решим задачу и узнаем, сколько времени тратит бобр для того, чтобы перегрызть маленькую осинку. (Слайд 12)
Задача. Бобр перегрызает 13 осинок за 1 ч 5 мин. Сколько ему потребуется времени, чтобы перегрызть ещё 5 осинок, если на каждую он тратит одинаковое время?
-Толстое дерево бобр перегрызает за ночь или несколько ночей. Поваленное дерево бобр разгрызает на куски. (Слайд 13, 14).
-Бобры живут семьями. Каждый год рождается от двух до 5 бобрят, на третьем году жизни молодые бобры отделяются и обзаводятся своей семьёй. (Слайд 15). Сколько же лет живут бобры?
Работа в парах. Выбрать из каждого столбца :
Из первого из двух наименьших выбрать наибольшее;
Из второго из наибольших - наименьшее;
Из третьего-самое маленькое;
Из четвёртого- самое большое.
Найдите сумму этих чисел и разделите на 6.
17 14 26 28
36 27 38 43
63 54 2 15
14 8 10 44
(17+27+2+44):6=15 лет-продолжительность жизни бобра. В неволе они могут прожить до 40 лет.
4. Найти закономерность.
-А теперь поговорим о главной достопримечательности бобра-шубе. Мех не пропускает воду. Бобры прекрасно плавают, ныряют. А как вы думаете, сколько зверёк может пробыть под водой?
Слайд 19-найти закономерность, продолжить ряд.
75,60,45,30,… (15) мин- бобр пробудет под водой и его шубка не промокнет. В чём же секрет? Это густота меха и необычная форма волосков, которые очень плотно соприкасаются друг с другом. Шуба бобра красива, бывает разных коричневых оттенков. Бобры тщательно за ней ухаживают: наносят жировую смазку, расчёсывают передними лапками, а также чесальным когтем.
- К великому сожалению за красоту, густоту , прочность шубок бобрам пришлось поплатиться жизнью. «Коричневое золото»- так называли бобров и нещадно истребляли.
В Англии бобров истребили ещё в ХII веке, в Европе к концу XIX века. В России долгое время бобров берегли, но постепенно все правила были отброшены. К двадцатым годам прошлого столетия в стране осталось не более одной тысячи бобров.
Безжалостное истребление бобров- один из многочисленных примеров хищнического отношения человека к природе. Стало ясно- бобров надо спасать. Особенно большую роль провели сотрудники Воронежского заповедника. (Слайд 20,21). Когда заповедник был организован, там обитало всего 30-40 бобров, но через некоторое время благодаря охранным мероприятиям зверьков стало так много, что их пришлось расселять по всей стране. А ещё есть город Бобруйск, где стоят памятники бобрам.
Прекрасно, что бобры живут везде. И дело не только в том, что они красивые, интересные животные. Они нужны лесу!
Бобр занесён в Красную книгу (слайд 23). Приятно думать, что благодаря искренней заботе человека, бобры обрели право своего лесного гражданства.
-Ребята, а у нас на речке Ай водятся бобры? (Да).
V. Рефлексия.
А наш урок я хотела бы закончить прекрасным стихотворением Н.В.Сидоренкова
В Канаде в давние года
В лесу, на речке тихой,
Жила бобровая семья,
Не предвкушая лиха!
Плотины строили они
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил,
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли-серый великан
Гулял там без опаски
И было всё, как в сказке.
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали!
Потом другие вслед пришли,
Кому всё было мало.
Бобров потомство извели,
И красоты не стало.
Едва струится ручеёк.
И лес поить уже не мог.
Засохли клёны, ели,
И разбежались звери.
Но вот явился человек,
Который понял важность рек,
Решил он всё поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денёк
В ней сделал дырку ручеёк.
Строитель дырку залатал,
А ручеёк опять прорвал.
Ах, как помощники нужны
И осенило тут- бобры!
Не говоря ни слова
Всё сделают толково!
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.