12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Екатерина Щур241
Россия, Ростовская обл., ДНР, Макеевка
4

Урок-панорама "Три сада Японии"



Урок мировой художественной культуры (10 класс)

Учитель МХК Макеевской общеобразовательной школы №32 – Щур Е.А.

Тема урока: «Три сада Японии».

Цели:

познакомить учащихся с шедеврами садово-паркового искусства Японии;

развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;

воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Задачи:

- научить анализировать своеобразие национальных признаков садово-паркового искусства Японии;

- развивать толерантное отношение к людям других национальностей, их религии;

- способствовать развитию творческих и познавательных способностей учащихся;

- развивать умение находить тесную связь произведений искусства с внутренней жизнью человека;

- мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению культурного наследия Японии.

Форма урока: урок-панорама.

Тип урока: урок обобщения полученных знаний.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыкальное искусство, художественный труд.

Оборудование: компьютер с доступом в Интернет, мультимедийный проектор, украшение кабинета в японском стиле (сакура, японские фонарики, статуэтки нэцкэ, мини-сад в стеклянной чаше, оригами), компьютерная презентация, музыкальные композиции «Япония - Летний сад», «Японская музыка – Бабочка».

План урока

1. Организационный момент:

2. Объявление темы урока. Постановка цели урока.

3. Повторение изученного учебного материала.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов и результатов урока.

7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

1. Проверка подготовленности учащихся к уроку.

2. Взаимное приветствие учителя и учеников.

3. Фиксация отсутствующих учащихся.

Объявление темы урока. Постановка цели урока.

Вступительное слово учителя (под музыку «Япония - Летний сад»).

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с образов японской народной сказки…

Японская сказка «Ивовый росток»

Хозяин достал где-то ивовый росток и посадил у себя в саду. Это была ива редкой породы. Хозяин берёг росток, сам поливал его каждый день. Но вот хозяину пришлось на неделю уехать. Он позвал слугу и сказал ему:

Смотри хорошенько за ростком: поливай его каждый день, а главное — смотри, чтобы соседские дети не выдернули его и не затоптали.

Хорошо, — ответил слуга, — пусть хозяин не беспокоится.

Хозяин уехал. Через неделю он вернулся и пошёл посмотреть сад. Росток был на месте, только совсем вялый.

Ты, верно, не поливал его? — сердито спросил хозяин.

Нет, я поливал его, как вы сказали. Я смотрел за ним, глаз с него не спускал, — ответил слуга. — С утра я выходил на балкон и до самого вечера смотрел на росток. А когда становилось темно, я выдёргивал его, уносил в дом и запирал в ящик.

Беседа с обучающимися по сюжету и идейному замыслу японской народной сказки «Ивовый росток».

3. Постановка цели урока.

4. Объявление темы урока.

- Сад в Японии – сложное и хрупкое для восприятия произведение искусства, которое, как и любой другой аспект культуры, невозможно понять и изучить вне истории культуры этой страны.

Японские сады, как особый жанр искусства сформировались в средневековый период и, соответственно, были частью его идеологии, ведущее место в которой принадлежало религиозным представлениям, в частности определялось кругом идей, связанным с буддизмом.

Современный японский сад, коренным образом изменивший и свой смысл, и функцию, в своих видоизменённых формах сохраняет овеществлённую «память поколений» – национальную культурную традицию. Он олицетворяет духовность культуры в её столкновении с цивилизацией.

Поскольку в настоящее время огромная часть населения живёт в городах, необходимость контакта с природой, т.е. сама идея сада, будет все время актуальна, а конкретное воплощение этой идеи может принимать самые разнообразные формы, в особенности использование важного для современного города японского опыта создания «миниатюрного пространства».

Повторение ранее пройденного учебного материала.

- Упражнение «Ассоциации».

Назовите основные понятия, характеризующие культуру «Страны восходящего солнца».

Изучение нового материала.

1. Сообщение обучающихся об истории искусства создания японского сада.

2. Слово учителя

- Японский сад не прискучил современному глазу, как не надоедал он и людям прошлого на протяжении многих веков. Сейчас он оказался нужным на разных континентах, а его поэзия привлекает все новых почитателей – японский сад завораживает своей парадоксальной красотой, как черные тюльпаны или зелёные гладиолусы. А красоту, как считают японцы, нельзя даже пытаться объяснить: так её недолго и разрушить!

Японцы – люди тонкой душевной организации, люди, которые видят главную ценность жизни в мгновениях. Они могут любоваться садами всё свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. В простом акте созерцания японцы умеют находить скрытый философский смысл. Именно поэтому наблюдение за природой в Японии возведено в особый культ. Одна из самых старейших традиций — это любование цветением деревьев весной (ханами) и осенней листвой (момидзи).

Предлагаю сейчас окунуться в мир «сидзэн» (природы).

В японском саду половина информации зашифрована в символах. Символика сада позволяет понять значимость того или иного элемента: вижу символ и понимаю его настоящее значение. Это даёт возможность прочитать идею сада и образы, которые заложены мастером сада в ту или иную композицию.

3. Работа с презентацией «Символика японского сада».

* Камни. Небольшой камень – холм (стабильность и защищённость). Сады камней символизирует бесконечную, непознаваемую Вселенную.

* Гравий, песок традиционно символизируют воду. С помощью гравия можно создать символический поток в технике «Каресансуи».

* Водопад – символ начала человеческой жизни. Поток воды – река жизни, по которой плывёт корабль к острову бессмертных – Хораи-сан.

* Морская черепаха обитает в глубинах океана. Поэтому остров черепахи символизирует потребность человека так же глубоко познавать мироздание.

* Журавль. Поскольку журавль ассоциируется с полётом, то и остров журавля – это символ полёта человеческого духа к вершинам познания, к постижению истины бытия. 

* Ритуальная чаша для воды - тсукубай - так же, как и вода, несёт символику чистоты и непорочности.

* Полусферы стриженых кустов – «символ округлых китайских гор».

* Круглые окна чайных домиков, беседок и других сооружений символизируют Луну.

* Полукруглые формы лёгких ограждений из разрезанного вдоль бамбука – это облака, плывущие в небе. Облака могут символизировать и извилистые края черепицы, и куртины мхов на фоне серо-голубого гравия.

* Сосна - это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. 
*
Плакучая ива символизирует стыдливость, чистоту, смирение. 
* Клён - символ учёности, величия, жизненной мудрости. 

* Бамбукнесгибаемость, силу воли и духа.

* Фруктовые деревья в цвету - символ радости бытия, красоты, восхищения.

*Лотос - символ божественной чистоты, возвышенного духа, душевного целомудрия, непорочности.

* Мох - надёжность, материнскую любовь, покровительство и защиту, символ света нашей планеты.

Символизм японского сада – это идущий из глубокой древности своеобразный язык чувств.

4. Слово учителя.

Теперь мы способны не только созерцать шедевры японского садово-паркового искусства, но и в силах познать замысел их авторов.

Тремя наиболее известными садами Японии традиционно считаются Кэнроку-эн (Канадзава), Кораку-эн (Окаяма) и Кайраку-эн (Мито).

Парк Кайраку-эн.

Слово учителя.

Знакомство с парком с помощью виртуальной экскурсии Google Maps - https://www.google.ru/maps/@36.3737001,140.4531562,3a,75y,1h,88t/data=!3m8!1e1!3m6!1s-Vjx6u8TDQQg%2FVK9Kpx7Yn0I%2FAAAAAAAABHA%2F6qkO5bQhmQQ!2e4!3e11!6s%2F%2Flh6.googleusercontent.com%2F-Vjx6u8TDQQg%2FVK9Kpx7Yn0I%2FAAAAAAAABHA%2F6qkO5bQhmQQ%2Fw203-h101-n-k-no%2F!7i10240!8i5120!5m1!1e4

- Кайраку-эн находится в городе Мито, главном городе префектуры Ибараки, на востоке острова Хонсю. Парк был разбит по указанию Токугавы Нариаки (1800—1860) в 1841 году. В связи с тем, что Нариаки особенно любил сливовые деревья, на территории Кайраку-эн была создана большая сливовая роща. Во время Второй мировой войны парк Кайраку-эн был практически полностью уничтожен бомбардировками, однако в 1958 году восстановлен. Кайраку-эн – служил не только для правителей, он был открыт и для общественности.Помимо сливовой рощи — Кайраку-эн также известен своей бамбуковой рощей, кедровым лесом и Кобунтей – постройкой, выполненной в традиционном японском стиле. Считается, что сад наиболее привлекателен во время цветения слив, однако, сад красив в течение всего года.

Парк Кораку-эн.

Слово учителя.

Знакомство с парком с помощью виртуальной экскурсии Google Maps - https://www.google.ru/maps/@34.6668383,133.9358456,3a,75y,324.27h,64.77t/data=!3m6!1e1!3m4!1sjjQhI0OzA3-x3zK2ny-zwA!2e0!7i13312!8i6656!5m1!1e4!6m1!1e1

- Первоначально парк назывался "Коэн" ("поздний сад"), потому что был разбит после завершения строительства замка Окаяма, напротив которого находится парк. Парк находится в городе Окаяма, главном городе префектуры Окаяма, на острове Хонсю в Японии. Он занимает площадь в 13 гектаров и расположен в районе Асахигава.

Работы по разбивке Кораку-эн были начаты в 1687 году и закончены в 1702 местным феодалом Икэдой Цунамасой. В 1871 году Кораку-эн был передан префектуре Окаяма, а с 1884 года он открыт для посетителей. Во время Второй мировой войны этот парк-сад сильно пострадал от бомбардировок, но впоследствии был восстановлен по старинным рисункам и чертежам.

Площадь парка составляет 13 гектаров. Парк был разработан в стиле, который можно перевести с японского как "живописная прогулка": газоны, пруды, камни, фонари, холмы, чайные дома и ручьи сочетаются таким образом, чтобы подчеркнуть красоту природы. Внимание посетителя акцентируется то на одном элементе, то на другом, открывая при внимательном рассмотрении всё новые аспекты гармонии, при этом должна сохраняться атмосфера нетронутой естественности и покоя.

Парк Кэнрокуэн или Парк Кэнроку-эн (яп. 兼六園), Kenrokuen.

Знакомство с парком с помощью виртуальной экскурсии Google Maps - https://www.google.ru/maps/place/Кэнроку-эн/@36.5628608,136.6632927,3a,75y,253.69h,66.01t/data=!3m7!1e1!3m5!1sqKx7nec7ZvP0O4hYTJYniw!2e0!6s%2F%2Fgeo1.ggpht.com%2Fcbk%3Fpanoid%3DqKx7nec7ZvP0O4hYTJYniw%26output%3Dthumbnail%26cb_client%3Dmaps_sv.tactile.gps%26thumb%3D2%26w%3D203%26h%3D100%26yaw%3D34.500004%26pitch%3D-3!7i13312!8i6656!4m6!1m3!3m2!1s0x0:0x970a7b3df003f2e4!2z0JrRjdC90YDQvtC60YMt0Y3QvQ!3m1!1s0x0:0x970a7b3df003f2e4!6m1!1e1

Слово учителя.

- Один из Трёх самых знаменитых парков Японии, Кэнрокуэн провозглашён сокровищем национального масштаба. Название Кэнрокуэн («парк шести элементов») отражает шесть взаимодополняющих элементов: простора и уединённости, человеческого труда и налёта старины, текущей воды и панорамных видов на обширной территории парка, площадь которого 10,1 гектара. Изначально это был сад замка Канадзава. Парк был создан в XVII веке и открыт для публики в 1875 году. В 1759 году Кэнроку-эн был сожжён пожаром. Только в 1774-м началась реставрация сада, и улучшения на его территории проводились до 1822 года.

На территории в 25 акров (114 436,65 м²) расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида), пруды, водопады, ручьи, мосты. Среди достопримечательностей парка — древний фонтан и чайный домик.

Вода подаётся из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной ещё в 1632 году. (兼六園 - «Сад шести достоинств») самый большой парк Кандзавы. Входит в тройку знаменитых парков Японии. Название Кэнроку-эн отражает шесть взаимодополняющих элементов: простора и уединённости, человеческого труда и налёта старины, текущей воды и панорамных видов. Изначально был небольшим парком при замке Кандзава, однако с течением времени вырос и получил статус национальной достопримечательности.

Местность хранит историческую атмосферу с её самурайскими особняками, дошедшими до наших дней, воротами, узкими дорожками и водными каналами. Примером такого дома, открытого для посещения, может быть дом Номура — элегантный самурайский особняк с небольшим, но очень красивым садом. Номура занимал высокий самурайский пост, но, подобно многим другим самураям, разорился, когда японская феодальная эра Эдо сменилась капиталистической эрой Мэйдзи.

Ежегодно парк посещают тысячи туристов. Лучшим временем для посещения является середина мая, в это время большинство деревьев расцветают.

V. Закрепление изученного материала.

- Сейчас мне хотелось бы услышать ваши впечатления. Но прошу вас передать их в виде синквейна (т.к. эта стихотворная форма возникла в США в начале ХХ века под влиянием именно японской поэзии) на тему «Три сада».

VI. Подведение итогов и результатов урока.

Беседа с обучающимися.

- На сегодняшнем уроке мы попытались понять людей иной национальности, иной культуры. Удалось ли нам это?

Чтение стихотворения учителем под музыкальное сопровождение (музыка «Японская музыка – Бабочка»).

Японский сад-дитя Природы,

В нём всё-духовность, красота,

Он целый мир в миниатюре,

Увидев раз, его забыть нельзя.

Там в воздухе спокойствие витает,

Все формы совершенны и чисты

И он мгновенно отвечает

На Ваше состояние Души.

Зелёные холмы, песчаные дорожки,

Журчащие хрустальные ручьи,

Ажурные мостки над ними

И сакуры цветущей лепестки.

Кто красоту его не понимает,

Тому довериться нельзя,

Поскольку сердце у него из камня,

Природа для него чужда.

Японский сад на Рай похожий,

Кустарники, деревья и цветы,

Всё совершенно и прекрасно,

Там чайный домик спрятался в тени.

Укрывшись в нём от посторонних взглядов,

О смысле Жизни станешь размышлять

И постигать все тонкости Природы,

Её ранимость понимать.

Лидия Маркина

Аргументированное выставление оценок.

Слово учителя.

- В Японии существует обычай: в дни больших торжеств преподносить символический подарок, который представляет собой букетик из бамбука, цветков вишни и ветки сосны. Это символизирует пожелание: быть несгибаемым, как бамбук; прекрасным, как цветки вишни; постоянным и неизменным, как ветка сосны.
Я хочу вам преподнести этот символический подарок. Пусть он сделает вас несгибаемыми в жизненных трудностях, как бамбук; прекрасными в любом возрасте, как цветки вишни; неизменными (не подвластными времени) и постоянными в деле создания сада, как ветка сосны.

Домашнее задание.

Параграф в учебнике Даниловой Г.И.: читать главу 22, стр.241-244.

Дифференцированные задания:

Подготовить сообщение с презентацией «Японские парки цветов».

Написать сочинение-эссе на тему «Вечное в текущем».

Попробуйте создать мини-сад в японском стиле с помощью стеклянной чаши, песка, воды, растений, фигурок из глины или теста.

Напишите текст экскурсии в Сад камней (Киото). Ответ оформите в виде презентации.

 

Список использованной литературы

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений. -8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. -366.[2]: ил.

http://kanjiname.ru/yaponskii-slovar/10-priroda-po-yaponski

http://miuki.info/2010/06/yaponskaya-skazka-ivovyj-rostok/

http://planetofdream.com/Сад_Кораку-эн

https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн

https://sites.google.com/site/thelandjapan/park-kenroku-en

http://vk.com/schur89?w=wall9668647_7254%2Fall

http://vk.com/schur89?w=wall9668647_7253%2Fall

http://vk.com/schur89?w=wall9668647_7252%2Fall

http://vk.com/schur89?w=wall9668647_7250%2Fall

http://world.lib.ru/o/optimizm/japonija-virtualnoephotoputeshestvije.shtml

http://www.gardenia.ru/pages/sady_026.htm

http://www.erfolg.ru/hall/sad.htm

http://www.pref.ishikawa.jp/siro-niwa/kenrokuen/e/history.html

https://www.stihi.ru/2014/01/15/5148

 


Здесь будет файл: /data/edu/files/k1453935592.pptx (Презентация к уроку "Три сада Японии")


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.