12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бабич Татьяна Васильевна149
Своё жизненное кредо выражу народной мудростью: желание- тысяча возможностей, а нежелание- тысяча причин. Цель моей пед. деятельности: развитие коммуникативной активности и социокультурной компетентности учащихся через обучение в сотрудничестве.
Россия, Московская обл., Ногинск

Автономная некоммерческая организация

«Ногинская гимназия»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор АНО «Ногинская гимназия»

                                                                                                            ______________

 

« » 20 г.

Для 10 класса ( 35 час. )

На 2016/2017 учебный год

Составлена преподавателем Бабич Т.В. на основе УМК Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура» для 10-х классов общеобразовательных школ.

СОГЛАСОВАНО

на заседании кафедры учителей истории 

Руководитель ______Корчукова В.Г. 

Протокол №____ от «___» ________20___г.

2016/2017 уч. г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла и систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Современная концепция преподавания МХК строится на подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей. Возрастные особенности выпускника основной школы, связанные с началом осмысления мира и себя в этом мире, обосновывают выбор предмета МХК, направленного на завершение образования на уровне формирования целостной художественной картины мира, как наиболее отвечающего на эти возрастные запросы.

Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора и направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры, толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов; умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

Программа курса «Мировая художественная культура» составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа включает пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса. Автор программы – Рапацкая Л.А. Программа составлена на базе учебника «Мировая художественная культура» - М.: ВЛАДОС, 2009 для 10 класса под ред. Рапацкой Л.А. Программа курса «Мировая художественная культура» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся 10-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений и рассчитана на 35 аудиторных часов. Программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» составлена на основе Учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура».

Комплект состоит из учебника для 10-х классов общеобразовательных школ и авторской программы курса для 10-11 классов. Учебник и программа имеют гриф Министерства образования и науки, входят в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий. Содержание комплекта разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» для базового уровня.

Цель курса – сформировать у учащихся целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира. Курс «Мировая художественная культура» предполагает также систематизацию знаний учащихся в области культуры, а также расширение гуманитарных знаний, формирование эстетически развитого мышления, умения ориентироваться в явлениях культуры и давать им самостоятельную научно обоснованную оценку.

 

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

иметь представление:

- о феномене культуры;

о роли культуры в человеческой жизнедеятельности;

о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

об основных эпохах в истории развития мировой культуры и их значении;

знать:

формы и типы культуры;

основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

историю культуры России и ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

уметь:

оценивать достижения культуры на основе знаний исторического контекста их создания;

быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к культурному прошлому и настоящему.

Программа рассчитана как на аудиторные занятия, так и на самостоятельную работу учащегося. Планы семинарских занятий сопровождаются проблемными вопросами, темами диалогов и дискуссий, многообразной литературой по истории и теории культуры.

Данная программа носит комплексный характер. В ней можно выделить три основных блока: художественная культура Древнего Востока, художественная культура Европы и духовно-нравственные основы русской художественно культуры (X-XVIII в.в). Во всех трёх блоках представлены исторические этапы развития мировой культуры. Особое, объемное место занимают проблемы русской культуры IX-XVIII в.в.

Освоение дисциплины предполагает осмысление её разделов и тем на семинарских занятиях, в процессе которых учащийся должен закрепить и углубить теоретические знания, сформировать собственную точку зрения на мировую культуру.

В разделах рабочей программы указаны задания для самостоятельной работы учащихся.

В курсе предусматриваются контрольные работы и тесты, которые способствуют рубежному контролю усвоенных учащимися знаний. Часть тем сопровождается киноуроками и экскурсиями. Каждый учащийся в процессе изучения курса должен самостоятельно подготовить и защитить реферат по одной из предложенных преподавателем тем курса.

В конце курса проводится зачетное занятие по итогам текущего контроля и ответам на предложенные к зачету проблемные вопросы.

Курс «Мировая художественная культура» призван заложить общую базу для системного, эстетически развитого самостоятельного восприятия культуры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА – 7 ЧАСОВ

ТЕМА 1.1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ВЕЧНОСТИ.

Учащийся должен

иметь представление:

-о художественных и эстетических особенностях культуры Древнего Востока;

знать:

-важнейшие черты культуры Древнего Египта;

-важнейшие памятники культуры;

уметь:

-ориентироваться в социальных и мировоззренческих основах культуры Древне-

го Египта.

Культура Древнего Египта как культура древнейшей цивилизации. Периодизация культуры Древнего Египта. Религиозные верования древних египтян. Протест против смерти. Возникновение «заупокойного культа». Архитектурный облик Древнего Египта. Пирамиды - первое и единственное дошедшее до нашего времени «чудо света». Пантеон богов Древнего Египта. Жреческий характер культуры Древнего Египта.

Изобразительное и монументальное искусство. Устойчивость традиции в скульптуре, архитектуре и живописи Древнего Египта. Реалистичность портретного искусства. Типы статуй и рельефных изображений. Пиктографическая основа письменности. Монументализм в архитектуре. Древнеегипетские храмы и обелиски.

Наука Древнего Египта. Достижения астрономии, медицины, математики.

Значение культуры Древнего Египта для развития последующих цивилизаций и других национальных культур.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

1.Какие особенности определяли мифологию, религию и искусство Древнего Египта?

2.В чём заключалось особое значение пирамид? Назовите самые знаменитые из них.

3. Что из себя представляла гробница Тутанхамона?

Подготовьте краткое сообщение на тему «Культура Древнего Египта» по материалам виртуальной экскурсии «Древний Египет»

ТЕМА 1.2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ: ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИИ

Учащийся должен

иметь представление:

-о художественных и эстетических особенностях культуры Древней и средневековой Индии;

знать:

-важнейшие черты индийской культуры ;

-важнейшие памятники индийской культуры;

уметь:

-ориентироваться в религиозных и мировоззренческих основах культуры Древней и средневековой Индии.

«Ведический» характер Древнеиндийской культуры. Брахманизм, закон кармы. Индийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна».

Буддизм как утверждение равенства всех людей перед лицом смерти и страданий, проповедь ненасилия, конкретные указания способов достижения полного счастья и его быстрое распространение. Первые культовые памятники буддизма – ступы , храмы, монастыри.

Музыкальное искусство Древней Индии. Сюжетность танцевальной индийской музыки.

Индуизм как обновлённая религия Средневековой Индии. Грандиозные храмовые комплексы. Особенности индийской художественной культуры в эпоху Великих Моголов, влияние её на мусульманское искусство. Тадж-Махал.

ТЕМА 1.3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ: НАСЛЕДИЕ МУДРОСТИ УШЕДШИХ ПОКОЛЕНИЙ.

Учащийся должен

иметь представление:

об основных философско-религиозных системах Древнего Китая;

о важнейших достижениях в области научного знания у жителей Древнего и Средневекового Китая;

знать:

в чем состоит отличие вавилонской архитектуры и изобразительного искусства от Древнего Египта;

основные достижения культуры Древнего Китая.

Яркая красочность образного мира китайского искусства, глубина его выразительной символики, философская утонченность стиля. Китайская мифология. Философско-религиозные системы - даосизм, учение Конфуция, буддизм.

Музыкальный фольклор китайского народа. «Книга песен». Музыкальные инструменты. Самобытность архитектуры Древнего Китая. Пагода как новый вид архитектурного сооружения. Строительство монастырей. Великая китайская стена. Особенности древнекитайской живописи. Каллиграфия. Возникновение иероглифического письма. Театральное искусство. Развитие науки: математики, астрономии, медицины. Важнейшие культурные изобретения Древнего Китая- тушь, бумага, фарфор, порох, глобус, водяная мельница, компас, насос.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

1.Какие философско-религиозные учения легли в основу культуры Китая?

Каковы их основные положения?

2.Перечислите инновации китайцев в древности.

3. Расскажите о строительстве Великой Китайской Стены.

Найдите и выпишите десять изречений Конфуция. Почему многие из них актуальны и в наше время? Ответ обоснуйте.

ТЕМА 1.4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ: ПОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ.

Учащийся должен

иметь представление:

об оригинальности японской художественной традиции;

знать:

основные достижения культуры Японии.

Самобытность японской культуры. Чувство глубокой привязанности к месту рождения, следование древним народным ритуалам, почитание старших по возрасту – традиционные ценности японской культуры. Символичность японского искусства, его созерцательность и многоплановость.

Древняя японская мифология. Вхождение Японии в ареал китайско-корейских связей. Буддизм. Храмовое строительство. Эстетическое течение «Моно-но-аварэ» – «печальное очарование вещей». Лирическая поэзия. Танка. Изобразительное искусство. Почитание созданной самой природой красоты. Икебана – «цветы, которые живут». Японский сад как совершенно особый вид искусства. Японская чайная церемония и её особенности. Возникновение театра кукол (дзёрури) и театра кабуки.

Устойчивость национальных художественных традиций Японии.

ТЕМА 1.5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА: ЛОГИКА АБСТРАКТНОЙ КРАСОТЫ.

Учащийся должен

иметь представление:

об особенностях ислама как основе самобытной художественной традиции мусульманского Востока;

знать:

в чем состоит самобытность мусульманской архитектуры и изобразительного искусства;

основные достижения культуры мусульманского Востока

Ислам как основа самобытной художественной традиции мусульманского Востока. Нерасторжимая связь религии с искусством в мусульманской культуре. Коран, художественные особенности построения текстов священной книги мусульман, многообразие и глубина их содержания.

Канонические установки искусства мусульманского Востока. Архитектура. Мечети, минареты. Декоративно-прикладное искусство, техника орнамента. Арабески.

Особенности мавританской культуры. Мечеть в Кордове как замечательный памятник мавританской архитектуры. Архитектурный ансамбль Альгамбры.

Иранская (персидская) классическая поэзия. Рудаки, Фирдоуси Абулькасима, Омар Хайям, Саади.

Особенности архитектуры Самарканда. Мавзолеи. Прикладное искусство и книжная миниатюра.

РАЗДЕЛ 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ – 11 ЧАСОВ.

ТЕМА 2.1. АНТИЧНОСТЬ: КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Учащийся должен

знать:

характерные черты древнегреческой культуры;

основные этапы развития эллинской художественной культуры;

особенности культуры Древнего Рима;

уметь:

отличать эпохи развития культуры Древней Греции и Рима;

охарактеризовать достижения науки в античных государствах.

Понятие «античность». Связь древнегреческой культуры с крито-микенской.

Периодизация развития древнегреческой культуры: архаика (600-480 г.г. до н.э.), классика (480-323 г.г. до н.э.), эллинизм (323-30 г.г. до н.э.). Семь чудес света.

Роль мифа в духовной культуре. Религиозные основы культуры Древней Греции. Олимп греческих богов: Зевс, Посейдон, Аид, Арес, Гермес, Аполлон, Гефест, Гера, Афина, Афродита.

Возникновение и развитие основных философских школ Древней Греции. Софисты, пифагорейцы, киники. Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Главные элементы храмовой архитектуры. Оформление основных ордеров: дорического. ионического и коринфского. Афинский Акрополь. Парфенон. Каноны в архитектуре и скульптуре. Сведения о живописи. Вазопись: чернофигурные и краснофигурные росписи. Театр Древней Греции. Возникновение трагедии, комедии и драмы. Эсхил, Еврипид, Аристофан.

Реализм и идеализация, чувственная непосредственность и рациональная конструктивность, жизнеподобность и чувство меры в древнегреческом искусстве.

Развитие науки в Древней Греции. Евклид, Демокрит, Архимед, Пифагор, Геродот как представители древнегреческой культуры.

Причины упадка культуры Древней Греции. Однако «плененная Греция победила своего некультурного победителя»(Гораций). Влияние древнегреческой культуры на развитие мировой.

Художественная культура Древнего Рима. Этрусская культура. Культура Рима в царский период. Культура в период республики. Основные черты сходства и различия в культурах Древней Греции и Рима. Мифологические и религиозные представления древних римлян. Боги Янус, Юпитер, Минерва, Марс, Венера, Меркурий. Популярность коринфского стиля. Строительство площадей, общественных зданий, триумфальных арок, сооружений для развлечений. Культура Рима в период империи. Духовный мир древних римлян. Выдающиеся представители: Цицерон, Плутарх, Вергилий, Гораций, Овидий, Тит Ливий.

Развитие материальной культуры, инженерные сооружения: дороги, мосты, акведуки. Базиликальный тип зданий. Пантеон. Колизей. Самостоятельность римской скульптуры: портреты современников, «тогатус» и исторические рельефы. Живопись: изображение глубины пространства ( перспектива), стремление к копиизму (создание иллюзии перехода в смежное помещение в настенных росписях). Развитие мозаичной техники украшения зданий.

Распад Римской империи на Западную и Восточную как завершение истории культуры античного мира.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

1.Каким образом мифология Древней Греции связана с островом Крит?

2.Какое значение для всемирной истории имело открытие Трои Генрихом Шлиманом?

3.Почему греческая мифология стала столь популярной во всём мире?

4.Перечислите периоды развития древнегреческой культуры.

5.Какие наиболее выдающиеся памятники древнегреческой культуры вы знаете?

6.Что вам известно о древнегреческой философии?

7. Каковы особенности культуры Древнего Рима по сравнению с древнегреческой? Чем они обусловлены?

8.Охарактеризуйте наиболее выдающиеся архитектурные памятники Древнего Рима.

План семинарского занятия «Античная культура»

1.Античная мифология

2.Достижения древнегреческой философии.

3.Наука и техника в Древней Греции.

4.Художественная культура.

4.1 Архитектура.

4.2 Вазопись.

4.3Скульптура.

4.5 Литература и театр.

5.Особенности культуры Древнего Рима.

ТЕМА 2.2. ОТ МУДРОСТИ ВОСТОКА К ЕВРОПЕЙСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ: БИБЛИЯ

Учащийся должен

знать:

  • особенности раннехристианской культуры; символический смысл организации внутреннего пространства храма;

уметь:

- объяснять причины становления христианской церкви, характеризовать её положение в обществе, используя новые понятия.

Библия как священная книга и великий памятник культуры. Ветхий Завет и особенности его построения (книга Бытия, Псалтырь). 10 заповедей Моисея.

Новый Завет и Евангельские повествования от Матфея, Иоанна, Луки и Марка. Деяния святых апостолов, Соборные послания.

Духовное начало, привнесённое христианством в европейскую культуру.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

1.Какие памятники материальной и духовной культуры были созданы при императоре Юстиниане?

2.Что такое «фреска» и «мозаика»?

Подготовить сообщения на темы:

«Возникновение христианства», «Зарождение иконописи»

ТЕМА 2.3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: ОСВОЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ОБРАЗНОСТИ.

Учащийся должен

иметь представление:

  • о главных направлениях, по которым происходило развитие раннехристианского искусства Восточной Римской империи;

    об основных особенностях культуры западноевропейского Средневековья;

знать:

  • основные достижения византийского искусства.

    какое влияние религия и церковь оказали на формирование культуры, образования, науки в эпоху Средневековья;

    основные особенности западноевропейской литературы Средневековья;

    основные архитектурные стили Средневекового зодчества;

    какую роль сыграло развитие городов как центров образования и науки в Средневековой Европе.

Возникновение в восточной части Римской империи нового вероучения-христианства. Коренное отличие христианства от языческих верований. Исторические предпосылки христианства. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы. Почему христианство стало мировой религией. Особенности раннехристианской культуры: росписи на стенах и потолках римских катакомб, практически отсутствие скульптуры. Ранняя христианская архитектура - подобие римских базилик. Своеобразие внешнего и внутреннего устройства базилики как типа культового здания.

Возникновение в 395 году Византии. Особенности византийской культуры: сохранение и продолжение греческих традиций, влияние склонного к роскоши Востока (Египет, Сирия, Иран)- «византийская пышность», основа - христианский православный уклад жизни.

Расцвет византийской культуры в VI веке при императоре Юстиниане I .

Возведение собора Святой Софии в Константинополе (особенности архитектурного облика этого храма). «Второй Золотой век» культуры Византии. Македонский (IX-X) и Комнинский (XI-XII) периоды. Обширное строительство православных храмов. Храм как модель Вселенной. Порядок размещения росписей и мозаик на стенах православных церквей. Формы церковного зодчества: базиликальная и крестово-купольная. Идея иконостатса.

Византийская живопись: монументальные храмовые росписи (мозаика, фреска), иконы, книжные миниатюры. Иконоборчество в VIII веке. Расцвет орнаментальной, символической, эмблематичной, пейзажной. анималистической , декоративной живописи.

Восстановление в IX веке иконопочитания. Иконографические схемы. Канон в иконописи.

Утрата в XV веке Византией былой мощи и традиций славной культуры. Влияние византийской культуры на культуру славянских народов, Венеции, Армении, Грузии.

Начало эпохи Средневековья после падения Западной Римской империи. Великое переселение народов. Формирование новых наций - французской, немецкой, итальянской. Определяющее значение церкви. Христианство и западная культура. Католицизм и папство. Еретическое учение. Инквизиция.

Возникновение и развитие в X-XII веках первого большого стиля средневекового искусства - романского. Романская церковная архитектура как особый базиликальный тип: церковь как крепость. Сакральный характер скульптуры - «библия бедных». Церковная живопись: наивно серьезна, плоска, без теней. Франция- центр романской культуры. Распространение романского стиля в Англии. Италия- перекресток традиций Греции и Византии (собор Святого Марка в Венеции).

Тяжеловесный и монументальный стиль в Германии. Поучающий характер живописи и рельефов.

Зарождение в XII веке во Франции великого стиля готики (просуществовал до XVI в., раньше всех отказались в Италии- в XV в.).Особенности архитектуры готических храмов- устремленность к небу, стрельчатые арки и огромные окна, витражи, контрфорсы, аркбутаны, окна-розы. Ранняя готика ( Собор Парижской Богоматери), зрелая готика (собор в Амьене- самый большой по размерам и совершенный по конструкциям), «пламенеющая готика» (собор в Реймсе). Монастырь Мон-Сен-Мишель- «чудо Запада».

Особенности английской готики. Вестминстерское аббатство в Лондоне, здания Оксфордского и Кембриджского университетов.

Монументальность архитектуры в Германии. Соборы в Кельне и Страсбурге.

Миланский собор в Италии (135 фиалов, 2245 скульптур). Высвобождение готической скульптуры из жесткой плоскости романского рельефа. Появление круглой скульптуры, подобной античной (около 2500 фигур в Реймском соборе). В изображении Богородицы-мадонны - земная красота и небесная доброта. Распространенный сюжет - страдания Христа. Готические черты в художественных предметах быта и одежде.

Возникновение и развитие городской культуры. Особая роль «смеховой культуры». Возникновение университетов и их значение. Схоластика. Создание первых энциклопедий. Развитие художественных ремесел. Светские мотивы в миниатюрной живописи. Возникновение станковой живописи. Живопись в книгах,

книжная миниатюра. Научная культура в средние века.

Особенности западноевропейской литературы Средневековья. Героический эпос, саги, рыцарская литература ( «Песнь о Роланде», «Король Артур и рыцари круглого стола», «Песнь о Нибелунгах», «Тристан и Изольда»), поэзия трубадуров и вагантов, баллады (о Робин Гуде).

Главные черты средневековой культуры: богоцентрическое мировоззрение, подчеркнутый аскетизм, отрицание античной традиции. Иоанн Златоуст, Фома Аквинский как выразители духа Средневековья.

Значение средневековой культуры в развитии мировой.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

Как объясняется происхождение термина «средние века»? Каковы временные и географические границы средневековья?

Каковы социокультурные особенности средних веков? Какой тип человека и почему они выдвигали?

На основе чего произошёл раскол церкви? Как складывались у православия и католичества отношения с государственной властью?

Что вы можете сказать об образовании и художественной культуре средневековья?

Подготовить сообщения на темы:

«Романский стиль в архитектуре», «Готический стиль», «Появление первых университетов»

ТЕМА 2.4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ТРУДНЫЙ ПУТЬ ГУМАНИЗМА

Учащийся должен

знать:

о гуманизме как ценностной основе культуры Возрождения;

об особенностях Итальянского Возрождения;

уметь:

охарактеризовать основные достижения западноевропейской литературы эпохи Возрождения;

назвать художников-титанов Возрождения, кратко рассказать об их творчестве.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)- величайший переворот в развитии мировой культуры. Гуманизм как ценностная основа культуры Возрождения. Ослабление религиозного начала в западноевропейской культуре XV века. Вера в человека, интерес к человеку и окружающему его миру. Потребность в новом искусстве. Античное искусство как идеальный образец. Светский характер мировоззрения, в центре - человек как дитя природы и центр мироздания.

Итальянское Возрождение. XV век- раннее Возрождение (центр-Флоренция), XVI век- высокое Возрождение (центры- Рим и Венеция). Данте и его «Божественная комедия». Петрарка, Бокаччо, Джотто как представители раннего Возрождения.

Отказ от готики в архитектуре. Главные новые элементы зодчества - купол, полукруглая арка, колонны, пилястры (собор Святого Петра в Риме). Светотень в живописи, интерес к анатомии человека, красоте тела, изображение обнаженных фигур. Отделение скульптуры от архитектуры. Особые персонажи скульптур Донателло- Святой Георгий, Давид.

В живописи обращение к изображению природы. Верная передача пространства, роль света, тени. Преобладание чистых цветов, изображение подробностей. Сандро Боттичелли.

Универсализм титанов высокого Возрождения- Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Их творчество - огромный вклад в мировую культуру.

Венецианский период Возрождения. Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто. Музыкальное искусство эпохи. Римская и венецианская школы музыкальной полифонии. Связь эпохи Возрождения с другими эпохами и направлениями в мировой культуре (античность, классицизм).

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

1.Возрождением чего была эпоха, получившая такое название? Какой тип человека выдвигался?

2.Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения.

3. В чём сущность гуманизма?

4.Охарактеризуйте творчество титанов Возрождения.

План семинарского занятия «Культура эпохи Возрождения»

Особенности Возрождения и его хронологические рамки.

Гуманизм как главная философия эпохи.

Образование, наука и техника в эпоху Ренессанса.

Художественная культура Ренессанса.

  1. 5. Титаны Возрождения: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

 

ТЕМА 2.5. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: В ПОИСКАХ ПРАВДЫ О ЧЕЛОВЕКЕ.

Учащийся должен

знать:

о гуманизме как ценностной основе культуры Возрождения;

об особенностях Северного (Нидерландского, Французского и Германского)

Возрождения;

уметь:

находить основные отличительные черты культуры Северного Возрождения от культуры итальянского Ренессанса;

назвать художников Северного Возрождения, кратко рассказать об их творчестве.

Разительные отличия Северного Возрождения от Итальянского. Тесная взаимосвязь творчества художников Северного Возрождения с художественным наследием средневековой культуры, в частности, с готикой, христианской символикой.

Переосмысление образа человека как важнейшей части Вселенной. Мастера Нидерландов. Ян ванн Эйк и его шедевры (Гентский алтарь, Мадонны и портреты). Иероним Босх: проникновение в мрачные сферы человеческой жизни. Питер Брейгель Старший: отражение философии народной жизни. Гротеск и сатира в творчестве Брейгеля. Литература Нидерландов. Эразм Роттердамский.

Возрождение в Германии. Реформация. Мартин Лютер и протестантизм. Национальная немецкая литература. Себастьян Брант и Ганс Сакс. «Народные книги»

Живопись. Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший.

Французский гуманизм. Школа Фонтенбло. Жан Гужон. Творчество Франсуа Рабле и Франсуа Вийона. Поэзия Плеяды.

Виднейшие мыслители эпохи - Джордано Бруно, Кузанский, Галилей, Томас Мор, Мишель де Монтень.

ТЕМА 2.6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII В.: МНОГОГОЛОСИЕ ШКОЛ И СТИЛЕЙ Учащийся должен

знать:

- основные достижения западноевропейской культуры XVII в.;

уметь:

- охарактеризовать барокко как художественный стиль;-

- назвать художников, кратко рассказать об их творчестве;

- охарактеризовать творчество В Шекспира.

Возникновение в конце XVI в. в Италии нового стиля- барокко (итал.- вычурный). Яркость чувств, порывистость, страстность искусства барокко.

Основные достижения западноевропейской литературы. Творчество В.Шекспира. Комедии и трагедии. Сервантес. Лопе де Вега и комедия «плаща и шпаги». Кризис гуманизма.

Культура маньеризма: Эль Греко, Веласкес. Фламандская живопись. Творчество Питера Пауля Рубенса. Антонис ванн Дейк. Живопись Голландии. «Малые голландцы» - Франс Хальк, Ян Вермер. Творчество Рембрандта.

Искусство Италии XVII в. Лоренцо Бернини, Караваджо. Музыкальное искусство. Рождение флорентийской оперы. Неаполитанская музыкальная школа – Скарлатти. Органная музыка. Кремонские мастера царицы музыкальных инструменто - скрипки – Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Творчество Вивальди.

Синтез искусств и элементов разных стилей. Волюты, овалы, диспропорции как характерные элементы архитектуры барокко. Интерьер барочных зданий. Дворцово- парковая архитектура. Дворец в Версале, Цвингер в Дрездене, Бельведер в Вене- образцы искусства барокко. Порывистость, беспокойкойность, живописность скульптуры барокко. Распространение идей стиля барокко на изделия художественного ремесла, мебель, моду, образ жизни. Отражение идей Возрождения в быту: свободно передвигаемые предметы, (шкафы, буфеты, пульты для письма), украшаемые как архитектурные сооружения. Наборное дерево.

Художественное наследие Франции XVII в. Соединение барокко и классицизма в архитектуре. Ленотр, Клод Перро, Жюль Ардуэн-Монсар. Живопись Франции XVII в. – Шарль Лебрен, Никола пуссен, Лоррен. Театральное искусство. Пьер Корнель, Жан Расин, Мольер, Жан де Лафонтен. Музыкальное искусство. Жан Батист Люлли. Георг Фридрих Гендель.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха.

ТЕМА 2.7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ: УТВЕРЖДЕНИЕ КУЛЬТА РАЗУМА.

Учащийся должен

иметь представление:

об исторической обусловленности эпохи Просвещения;

знать:

в чем заключалась национальная специфика культуры Просвещения;

какие духовные противоречия были присущи культуре этого периода;

в чем заключалась самобытность Русского Просвещения.

Исторические рамки эпохи Просвещения: 1689- 1789 г.г.( «от английской до французской революций»). Борьба деятелей Просвещения за установление «царства разума». Сторонники рационализма и сенсуализма. Цели и идеалы Просвещения - свобода. благосостояние, счастье, мир, ненасилие, веротерпимость, вольнодумство, критическое отношение ко всякого рода авторитетам, неприятие догм. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки. Английское Просвещение (Дж. Локк). Французское Просвещение- Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье. Немецкое Просвещение (Кант, Гегель, Фейербах). Основные доминанты европейского Просвещения.

Стилевые и жанровые особенности искусства Просвещения. Зарождение в начале XVIII века игривого и легкого стиля рококо (франц.-раковина). Главное - в оформлении интерьера зданий . Использование светлых панелей и зеркал, декоративных изящных композиций из цветов, ветвей, листьев. Ориентация на восточную, в основном китайскую культуру. Мягкие пастельные жемчужно-серые, золотистые и серебристые тона. Капризно ассиметричные формы.

Мода в стиле рококо. Жизнь - праздная, беззаботная, легкомысленная. Сюжеты в живописи, колорит. Творчество Ватто, Буше, Гейнсборо, Хогарта.

Дворец Сан-Суси в Потсдаме как образец искусства рококо.

Возникновение в последней четверти XVIII века во Франции классицизма, образцом для которого явилось античное искусство. Классицизм как стиль французской революции. Главный принцип- «возвышенная красота и спокойное величие». Основные черты классицизма - правило трех единств, строгая эстетическая регламентация, установка на высокие нравственные начала (геройство, патраотизм, мужество, долг, честь).

Корнель, Расин, Мольер как представители классицизма во французской литературе и театре. Правила классицизма в основе программ обучения художников в академиях. Положительные и отрицательные черты классицизма.

Расцвет театральной и музыкальной культуры Просвещения. Формирование классической музыки. И.С.Бах, Й.Гайдн, Г.Гендель. Венская школа музыки - В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен.

Литература Просвещения. Основной жанр-роман. Поиски идеального общества в произведениях Д.Дефо, Дж.Свифта, Г.Филдинга. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве просветителей.

Самобытность Русского Просвещения. Деятельность Ломоносова, Новикова, Радищева. Выход России на мировую арену.

Кризис Просвещения. Трагедия Гете «Фауст» как отражение краха идей Просвещения. Значение культуры Просвещения для мировой культуры.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

Какова сущность Реформации? В чём выразилось влияние идей эпохи Реформации на европейскую культуру?

Расскажите о наиболее значимых географических открытиях этого времени.

Дайте определение понятию «эпоха Просвещения».

Дайте определение следующим понятиям:

Барокко_____________________________________________________________

Рококо______________________________________________________________

Классицизм__________________________________________________________

Подготовить краткие сообщения о европейских художниках эпохи Просвещения

РАЗДЕЛ 3. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ (X-XVIII В.). -17 ЧАСОВ

ТЕМА 3.1. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

Учащийся должен

иметь представление:

о языческой культуре древних славян;

Язычество как основа ранней (VI-IX века) русской культуры. Пантеон русских богов: Перун, Берегиня, Велес, Даждь-бог. Велесова книга. Особенности ранней русской культуры: народный и языческий характер, деревянная культура.

Высокий уровень дохристианской русской культуры: литье, чеканка, вышивка,

эмаль, скань, бронзовые амулеты. Устное народное творчество. Сказки и сказочные герои. Жизненность языческих обрядов и традиций.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

1.Каковы были религиозные воззрения древних славян?

2.Какие виды ремёсел существовали в Древней Руси?

3. Какие жанры устного народного творчества были традиционны для дохристианской культуры Руси?

Подготовьте сообщения о славянских языческих богах

ТЕМА 3.2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ: ОПЫТ, ОЗАРЁННЫЙ ДУХОВНЫМ СВЕТОМ ХРИСТИАНСТВА Учащийся должен

иметь представление:

- как развивалась культура Киевской Руси;

знать:

-о принятии христианства как о переломном моменте в истории русской культуры;

- об архитектурных и живописных особенностях храмов Киевской Руси;

-о рождении древнерусской литературы и об основных ее памятниках;

Культура Киевской Руси- от Рюрика до Владимира Мономаха. Крещение Руси в 988 г., принятие христианства- переломный момент в истории русской культуры. Обрусение византийского стиля. Деревянное зодчество. Начало каменного строительства в X веке- христианские церкви. Десятинная церковь Киева. Многоглавность храмов как особенность русского зодчества. 13-купольный храм Святой Софии в Киеве. Первые книги. Остромирово Евангелие и Мстиславово Евангелие. Формирование церковной письменности. «Повесть временных лет»- ценнейший памятник славянской культуры. Житие как литературный жанр. Возникновение и развитие таких жанров древнерусской литературы как слово и летопись.

Расцвет архитектуры. Киево- Печерский монастырь, Золотые ворота, храмы в Полоцке и Чернигове. «Мерцающая живопись»- мозаика. Фрески.

Ремесла в Киевской Руси. Гончарное ремесло, металлообработка, ювелирное (зернь, скань и перегородчатые эмали). Формирование общности древнерусского народа. Переплетение христианства и язычества.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

1.Как отразилось принятие христианства на развитии культуры в Киевской Руси?

2.Какова роль монашества и монастырей в русской культуре?

3. Какие виды живописи существовали в Киевской Руси, каким образом шло их развитие?

4.Что вам известно о былинном эпосе, летописании?

5. Как и почему произошёл распад Киевской Руси? К каким последствиям это привело?

Подготовить краткие сообщения на темы:

«Собор Святой Софии в Киеве», «Киево-Печерская Лавра», «Нестор-летописец»

ТЕМА 3.3 НОВГОРОДСКАЯ РУСЬ: УТВЕРЖДЕНИЕ САМОБЫТНОЙ КРАСОТЫ

Учащийся должен

иметь представление:

- как развивалась культура Новгородской Руси;

знать:

- об архитектурных и живописных особенностях храмов Новгородской Руси;

-об особенностях архитектуры и иконописи Новгорода и Пскова.

Особенности древненовгородской культуры. Своеобразие художественного мышления. Новгородское летописание. Берестяные грамоты. Архитектура и иконопись Новгорода и Пскова. Ассиметрия псковского церковного зодчества, первые звонницы.

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Строгость и простота камерных новгородских храмов XII в. Церковь Спаса на Нередице. Роль иконописи во времена татарского нашествия. Формирование новгородской и псковской школ живописи. Цельность формы, симметрия композиции, наличие орнамента. Палатное письмо. Сочетание архаичных статичных форм и деталей, указывающих на движение. Возрождение каменного строительства в XIV в. Церкви Спаса на Ковалёве, Успения на Волотове, Фёдора Стратилата на Ручью. Спас на Ильине улице(1374 г.). Монументальность новгородской иконописи. «Золотой век» новгородской живописи. Феофан Грек. Развитие книжной миниатюры. Самобытность художественного мышления в музыкальном искусстве. Особая роль колокольных звонов.

Подготовить краткие сообщения на темы:

«Самобытность культуры Великого Новгорода», «История колокольных звонов на Руси», «Творчество Феофана Грека»

ТЕМА 3.4. ОТ РАЗДРОБЛЕННЫХ КНЯЖЕСТВ К МОСКОВСКОЙ РУСИ: УТВЕРЖДЕНИЕ ОБЩЕРУССКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ.

Учащийся должен

иметь представление:

- в чем состоят особенности культуры Руси периода феодальной раздробленности ;

о культуре Московского царства XV-XVI веков;

знать:

-о рождении древнерусской литературы и об основных ее памятниках;

- о белокаменном зодчестве Владимиро-Суздальского княжества;

особенности московского зодчества и ренессансные тенденции в эпоху Ивана

III.

в чем проявилось возвращение к русской старине в годы правления Ивана IV;

уметь:

отличать особенности манеры письма великих русских живописцев Феофана

Грека, Андрея Рублев и Дионисия.

 

Русская культура в период феодальной раздробленности. XII-XIII века-противоречивый и трагический период в истории Руси. Распад страны на отдельные княжества. Архитектура и иконопись Владимиро-Суздальского княжества. Рождение суздальского стиля - белокаменное зодчество. Церковь Покрова на Нерли. Успенский и Дмитриевский соборы Владимира. Владимирская Богоматерь. Самобытность владимиро-суздальской живописи.

Объединение русских земель в XV веке вокруг Москвы. XV век- золотой век древнерусской культуры. Сергий Радонежский. «Предвозрождение». Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и их школа. Особенности русской художественной культуры: церковность, артельный характер, дело рук ремесленников, нет расхождения между профессиональным и народным. Гармоничное сочетание русской архитектуры с природой, церковь - часть ландшафта.

Эпически-былинный склад древнерусского искусства. Спокойствие, ясность, доброта, демократичность, светлые начала - отличительные черты древнерусской культуры.

Иконостас - чисто русский элемент в храмовой структуре. Композиция и смысл иконостаса.

Московский Кремль как памятник древнерусской культуры. Храмы Кремля и царские палаты. Строительство во времена Ивана III и Софьи Палеолог. Воплощение идеи «Москва - третий Рим» в архитектуре Московского Кремля. Храмы Кремля. Кремлёвские стены и башни.

Возвращение к русской старине в годы правления Ивана IV. «Стоглавый» церковный собор 1551 года. Развитие литературы. «Великие Минеи Чети», «Домострой».

Возникновение в русской каменной архитектуре в XVI веке шатрового типа храма как возрождение традиций деревянного зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском. Храм Покрова (Василия Блаженного) в Москве. Начало книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Федоров и его первая русская азбука. Певческая храмовая культура.

 

Непреходящее значение древнерусской культуры.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

Что стало переломным событием в восстановлении русской государственности?

Что способствовало выдвижению Москвы как центра объединения русских земель?

При каких обстоятельствах возникла идея «Третьего Рима», в чём её сущность?

Почему XV век мы называем золотым веком русской иконописи?

Перечислите наиболее яркие памятники отечественной культуры XVIв.

План семинарского занятия

Объединение русских земель в XV в. вокруг Москвы.

Строительство Московского Кремля – воплощённая в зодчестве идея «Москва – Третий Рим».

Культура Руси периода правления Ивана IV Грозного.

ТЕМА 3.5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII В.: СМЕНА ДУХОВНЫХ ИДЕАЛОВ.

Учащийся должен

иметь представление:

о культуре Московского царства XVII в.;

о культурном значении церковного раскола

знать:

каковы особенности русского искусства при первых Романовых;

- что такое «парсуна»;

- особенности «нарышкинского барокко» и «годуновского классицизма».

«Бунташный век». Русское искусство при первых Романовых. Начало разрушения традиций древнерусской культуры в XII веке. Защитники традиций (протопоп Аввакум, боярыня Морозова) и «западники». Новые темы в литературе. Рождение отечественной поэзии. Симеон Полоцкий (1629-1680).

Изменение в иконописном каноне. Изображение скорее идей, нежели ликов. «Годуновский классицизм». Оформление колокольни Ивана Великого, строительство собора Донского монастыря. Синтез различных иконописных школ.

Переход к светской живописи. Прокопий Чирин. Новаторство Симона Ушакова (1626-1686).

Нарядность архитектуры XVII века. Кремлевский Теремной дворец. Отхождение от византийский канонов в церковном строительстве. Воскресенский собор Новоиерусалима. Применение изразцов в отделке зданий. Наивысшее достижение русского деревянного зодчества- церковь Спаса Преображения в Кижах.

Нарышкинский стиль в церковной каменной архитектуре, русское барокко. Церковь Покрова в Филях, колокольня Новодевичьего монастыря.

Возникновение парсуны в живописи, книжная миниатюра, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

1.Русское искусство при первых Романовых.

Культурный смысл церковного Раскола.

Появление первых светских тенденций в художественной культуре Руси конца XVII в.

ТЕМА 3.6. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ.

Студент должен

иметь представление:

о культуре императорской России конца XVII- XVIII века;

знать:

- почему XVIII век называют веком Просвещения в России;

что означает понятие «петербургский стиль»;

почему творчество Ф.Б. Растрелли называют «монументальное рококо»;

особенности «петровского барокко» и «екатерининского классицизма».

Преобразования Петра I и судьба русской культуры. Западные влияния. Создание новой системы образования (школы, гимназии, университет, академия).

Строительство новой северной столицы России- Петербурга. Кунсткамера как первый русский художественный музей. Вхождение русской культуры в контекст западноевропейской. «Петровское барокко», петербургский стиль.

Новые области изобразительного искусства: портретная живопись и миниатюра по эмали. Мастера- живописцы: И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, А.Ф. Зубов)

Первая печатная газета России «Ведомости» (1703 г.). Первая публичная библиотека (1714г.). Открытие Академии наук в Петербурге. Введение нового летоисчисления «от Рождества Христова».

«Елизаветинское рококо». Творчество Ф.Б. Растрелли - «монументальное рококо.» Садово-парковое искусство (Петергоф, Царское село). Строительство Зимнего дворца. Роль М.В. Ломоносова в формировании русской национальной культуры. Открытие в Москве первого Университета. Ф. Волков и создание в Петербурге первого постоянного профессионального русского публичного театра. Элементы рококо в творчестве живописцев Ф.Рокотова и Д. Левицкого.

Новый этап сближения русской культуры с европейской в эпоху правления Екатерины II. «Екатерининский классицизм» в архитектуре. Творчество Кваренги, Камерона, М.Ф. Казакова, В.И. Баженова. Исторический жанр в живописи ( А.П. Лосенко). Портреты В.Л. Боровиковского, Рокотова, Левитского.

Достижения русской скульптуры. Академия художеств в Петербурге. Шедевры, созданные Фальконе, Ф.И. Шубиным. Петербург и Москва – соперничество и самобытность. Резкий скачок в развитии русской музыки. Зарождение национальной оперы, «русского романса». Творчество Сумарокова, Тредиаковского, Хераскова. Идеи русских просветителей- Радищева, Новикова, Фонвизина, Державина.

Огромная роль культуры периода Петербургской империи и вклад ее в сокровищницу мировой культуры.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы:

1.Каким образом Петровские реформы повлияли на российскую культуру?

2.Почему правление Елизаветы Петровны называют культурным Ренессансом в России?

3. Назовите жанры отечественной живописи XVIII в.

4. Что вы знаете о русских просветителях XVIII в.?

Дайте определения следующим понятиям:

Сентиментализм______________________________________________________

Классицизм,__________________________________________________________

План семинарского занятия «КУЛЬТУРА ПЕРИОДА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ИМПЕРИИ»

«Просвещение Петрово»

Культурный Ренессанс Елизаветы Петровны.

Роль М. Ломоносова в отечественной науке века Просвещения.

«Век золотой Екатерины»

  1. Реформы в просвещении и образовании.

    Рождение новой столицы – Санкт – Петербурга

    Преобразования в художественной культуре.

    Достижения отечественной живописи: мастера и жанры.

  1. Преобразования в архитектуре и скульптуре.

5.Роль просветителей в русской культуре.

  1. Отечественные литература, журналистика и театр.

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ: 35 ЧАСОВ

Характеристика видов контроля качества знаний по МХК

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др. При преподавании МХК предусмотрены разнообразные формы контроля в течение учебного года: устный и письменный опросы, написание сочинения (эссе), тестирование, выступления с сообщениями, докладом, составление компьютерных презентаций. Итоговый контроль в форме тестирования осуществляется в конце учебного года (после прохождения всего учебного курса).

Критерии оценивания учащихся

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может привести необходимые примеры, но допускает 1 – 3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает ошибки в определении понятий, не приводит примеры.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал.

Оценка письменных работ учащихся:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно (допустима 1 неточность).

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 1/2 заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил правильно более половины заданий.

Информационные ресурсы

Федеральный перечень учебников, рекомендованных по предмету «Мировая художественная культура»

1. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура (базовый уровень)

10 кл. Из-во «Академия».

2. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура (базовый уровень)

11 кл. Из-во «Академия».

3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура (базовый уровень)

10 кл. Из-во «Дрофа».

4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура (базовый уровень)

11 кл. Из-во «Дрофа».

5. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (базовый и профильный уровни)10 кл. Из-во «ВЛАДОС».

6. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (базовый и профильный уровни)11кл. Из-во «ВЛАДОС».

7. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура (профильный уровень)

11кл. Из-во «ВЛАДОС».

8. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура (базовый уровень)

10 кл. Из-во «Просвещение».

9. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура (базовый уровень)

11 кл. Из-во «Просвещение».


 

Рекомендуемая литература.

Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М., 1985.

Арган, Д. К. История итальянского искусства. В 2 тт. / Пер. с итал.

Т. 1 : Античность ; Средние века ; Раннее Возрождение / Д. К. Арган ;

Под науч. ред. Дажиной В. Д. – М. : Радуга, 1996.

Арган, Д. К. История итальянского искусства : В 2 тт. Т.2 / Пер. с ит.:

Высокое Возрождение ; Барокко ; Искусство XVIII века ; Искусство

XIX начала-XX века / Д. К. Арган ; Под науч. ред. Дажиной В. Д. –

М.: Радуга, 1996.

Античная культура: Справочник-словарь/ Под ред. В.Н. Ярхо. – М.: Высшая школа, 1985.

Античная художественная культура / Под ред. Г.К. Щедриной. – СПб.: Научный центр проблем диалога, 1993.

Аполлон: Терминологический словарь / Под ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997.

Базен, Ж. Барокко и рококо / Пер. с англ. Ж. Базен. – М., 2001.

Бартеньев, И. Зодчие итальянского Ренессанса / И. Бартеньев. – М.,

2007.

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. – М., 1993.

Берёзовая Л.Г. История русской культуры: Учебник для ВУЗов: в 2-х ч.- М.: ВЛАДОС,

2002 – 432 с.


 

Борзова, Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова. – М., 2004.

Ботвинник М.Н., Коган М.А. Иллюстрированный мифологический словарь. – СПб.: Северо-Запад, 1994.

Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр, 1997.

Вельфлин, Г. Ренессанс и барокко : исследование сущности и становление стиля барокко в Италии : пер. с нем. / Г. Вельфлин. – СПб., 2004.

Всемирная галерея. Древний Восток / Под ред. А.Л. Мясникова. – СПб.: Саба: Александр Принт, 1995.

Всемирная галерея. Древняя Греция / Под ред. А.Л. Мясникова. – СПб.: «Терция», 1994.

Всемирная галерея. Древний Рим / Под ред. А.Л. Мясникова. – СПб.: Автограф, 1996.

Всеобщая история архитектуры. – М., 1958-1962.

Всеобщая история искусств. – М., 1960-1966.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. – М.: Новое литературное обозрение: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1996.

Гомбрих Э. История искусства. – М.: Издательство «АСТ», 1998.

Горюнов, В. С. Архитектура эпохи модерна : Концепции.

Направления. Мастера. 2-е изд. / В. С. Горюнов, М. П. Тубли. – СПб. :

Стройиздат, 1994.

Готика : Архитектура. Скульптура. Живопись : Пер. / Под ред.

Р. Томана ; Фот. А. Беднорца. – Konemann : Neue Stalling, 2002.

Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М.: Детская литература, 1988.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. - М.: Детская литература, 1989.

Жестаз, Б. Архитектура. Ренессанс : Пер. с фр. / Б. Жестаз. – М. :

Астрель, 2001.

Забалуева, Т. Р. История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке / учебник / Т. Р. Забалуева. – М., 2003.

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Античная библиотека. – СПб.: «Алетейя», 1995.

Иловайский Д.И. Древняя история. – М.: Современник, 1997.

Искусство / Под ред. М.В. Алпатова. – М.: Просвещение, 1987. – Т. 1.

Искусство: Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1997. – Т.7.

Искусство Италии : Живопись. Скульптура. Архитектура X–XX веков :

Пер. с итал. / Авт. текста : М. Рейке, Г. Фроси, М. Буссальи ; Под ред.

Г. Фроси. – М., 2001.

Каминская Н.М. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 1977.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. –Ф.: Мектеп, 1964.

Лисовский, В. Г. Архитектура эпохи Возрождения : Италия / В. Г. Лисовский. – СПб., 2007.

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М.: Просвещение, 1996.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1996.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – М., 1996.

Малая история искусств : Искусство XX века, 1901-1945 /

В. М. Полевой. – М. : Искусство, 1991.

Мартиндейл, Э. Готика : Пер. / Э. Мартиндейл. – М. : Слово /

Slovo, 2001.

Мидан, Ж.-П. Модерн. Франция : Альбом: Пер. с фр. /

Ж.-П. Мидан. – М. : Магма, 1999.

Мирецкая Н.В. Уроки античной культуры. – Обнинск: Титул, 1996.

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока – М.: Просвещение, 1994.

Популярная история живописи. Западная Европа / Авт.-сост. :

Г. В. Дятлева и др. – М., 2001.

Постимпрессионизм / Авт. текста и сост.: Н. В. Геташвили,

К. Л. Лукичева. – М., 2005.

Рапацкая Л.А. Русское искусство VIII века: Расцвет на Неве. – М., 1995.

Рапацкая Л.А. Искусство «Серебряного века». – М., 1996.

Рохас, К. Мифический и магический мир Пикассо : Пер с исп. /

К. Рохас. – М., 1999.

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. – М., 1989.

Соколов Г.И. Древней Греции. – М.: Искусство, 1980.

Соколов Г.И. Искусство этрусков. – М.: Искусство, 1990.

Якимович, А. Новое время. Искусство и культура XVII–XVIII веков /

А. Якимович. – СПб., 2004.

Янсон Х. Основы истории искусств / Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон. – М., 1996.

Поисковые системы Интернет

Дополнительную информацию по методике преподавания МХК можно получить, используя поисковые системы Интернет:

Alta Vista ( http://www.altavista.digital.com ); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогиче-ских изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.

http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ.

http://www.curator.ru - Сайт посвящен применению Интернет-технологий в образовании. http://www.ucheba.com - Информация учебно-методического плана: учебные планы и програм-мы, программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стан-дарты и документы, которые публикует Минобразования России. http://www.websib.ru/noos/it/kons.htm - Дистанционные консультации по общеобразовательным предметам. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.

http://www.kcn.ru/school/book/index.htm - Мобильный учебник.

http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.

http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - Тестирование по всем предметам с 5 по 11 класс.

http://www.prosv.ru - Издательство "Просвещение".

http://www.naukaran.ru - Издательство "Наука".

http://www.piter.com - Издательство "Питер"

http:// school.baltinform.ru – школьный портал.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.