Урок математики «Многоугольники»
Тема "Многоугольники"
Цель урока: обобщить знания о четырехугольниках (квадрате, прямоугольнике, параллелограмме, ромбе).
Задачи:
Образовательные:
– воспроизвести в памяти учащихся образы четырехугольников (прямоугольника, квадрата, параллелограмма, ромба);
– углубить, обобщить и систематизировать знания об этих фигурах;
– повторить отличительные свойства четырехугольников;
– формировать навыки измерения длин сторон фигур и построения четырехугольников с помощью чертежных инструментов.
Коррекционно-развивающие:
– развивать и коррегировать мыслительную деятельность учащихся (сравнение, анализ, синтез, обобщение, память);
– развивать память, мелкую моторику рук, пространственную ориентировку;
– развивать познавательную активность в процессе игры “Следствие ведут знатоки”.
Воспитательные:
– воспитывать любовь к предмету, навыки трудолюбия, умение доводить начатое дело до конца, умение оценивать свою деятельность.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: наборы геометрических фигур, папки дел, карточки расследования, чертежные инструменты, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему вижу каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: “Так держать!”
За парты садитесь, пора начинать.
(Учащиеся садятся за парты)
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
Коррекционное упражнение
- Ребята, давайте начнём наш урок с упражнения для развития вашей памяти. Я сейчас на 10 секунд покажу вам несколько геометрических фигур, вы должны запомнить их и зарисовать их точно так же как они расположены на данной ленте.
- Что мы развивали, когда выполняли это упражнение?
- Какие геометрические фигуры изображены на ленте?
- Как можно одним словом назвать все эти геометрические фигуры?
Рефлексия
- Кто знает, какие геометрические фигуры называются многоугольниками - красный квадрат
- Кто не знает какие геометрические фигуры называются многоугольниками - синий квадрат
Кто знает (не знает) все многоугольники
II. Актуализация имеющихся знаний
- Сегодня, ребята, мы будем путешествовать по стране Геометрических фигур и побываем в городе Многоугольников.
Жители города – многоугольники. Давайте назовем их и найдём фигуру, которая не является жителем этого города. Почему?
- От чего зависит название многоугольника?
- Какое наименьшее число вершин, углов и сторон может иметь многоугольник? (три)
Три вершинки, три угла,
Три сторонки – вот и я! Что это за фигура? (Треугольник)
- На каждой парте у вас лежит по 4 треугольника, которые нам понадобятся на уроке.
Зрительная гимнастика
- Ребята, посмотрите вверх, теперь вниз, направо, а затем налево. Закройте глаза. Послушайте. В городе стало тихо. Откройте глаза.
III. Сообщение темы и цели урока
- Что это такое? Повсюду расклеено объявление.
Пропала группа фигур.
Особые приметы: четыре вершины, четыре угла,
четыре стороны. Нашедшим вознаграждение.
- Вознаграждением будут пятёрки за урок, тем ребятам, которые больше всего наберут флажков, за правильные полные ответы, активную работу на уроке, хорошее поведение.
- В течении нашей работы я буду назначать помощников учителя, которые будут проверять правильность выполнения заданий и раздавать флажки - это будут те ребята, которые первыми правильно будут выполнять полученные задания.
- Итак, приступаем к делу: “Розыск фигур”.
- Кто из вас знает, как называется группа фигур, имеющая четыре вершины, четыре угла, четыре стороны? (Четырехугольники)
Запишите в тетрадях число и тему урока: “Четырехугольники”.
Давайте поможем жителям города найти пропавшую группу.
Сегодня на уроке нам придется повторить пройденный материал о четырехугольниках, вспомним их элементы и свойства, построение некоторых фигур и, конечно, поможем жителям города Многоугольников найти пропавшую группу фигур.
- Для лучшего и быстрого поиска фигур создадим несколько следственных групп.(учащиеся каждой парты - это одна следственная группа)
- Следствие начать я предлагаю вам с выполнения задания "СОБЕРИ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКОВ"
- Нужно сложить из четырёх прямоугольных равнобедренных треугольников многоугольники:
- Во время следствия мне поступил следующий документ “Загадочное письмо” Давайте прочитаем.
Познакомьтесь вы со мной.
Каждый угол мой прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Кто же это может быть?
1) два квадрата
2) один квадрат
- Какие предметы вокруг вас имеют форму данного многоугольника?
Зачертить квадрат со стороной 4 см в тетрадь.
- Вспомните правила построения геометрических фигур в тетради?
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
3) один прямоугольник
Зачертить прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см в тетрадь.
б)
- Какие предметы вокруг нас имеют форму прямоугольника?
- На какую геометрическую фигуру похожа крышка стола. Сколько углов у этой фигуры?(4)
- А если один из углов отпилить, сколько останется у крышки углов? (Пять углов)
- Как называется фигура с пятью углами? (Пятиугольник)
Физкультминутка
Измеряли, измеряли,
Мы немножечко устали.
1,2,3,4,5
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (Прямые углы, противоположные стороны равны.)
- Чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны.)
- Следующие фигуры тоже являются многоугольниками, с ними мы только познакомимся, зачерчивать в тетрадь мы их не будем.
4) ромб
1. Узнавание фигур
– Из каких фигур составлен домик?
Назовите и покажите вершины зеленого четырехугольника.
Покажи углы этой фигуры.
Назови стороны четырехугольника АВKС. Назови нижнее основание. Верхнее основание. Боковые стороны. Назови пары противоположных сторон. Молодцы!
2. Конструирование по образцу
А теперь откройте папки дела и найдите конверт с набором фигур. Пользуясь фигурами, попробуйте собрать такой же домик,
Обобщение знаний
УПРАЖНЕНИЕ "НАЗОВИ ИЗ КАКИХ МНОГОУГОЛЬНИКОВ СОСТОИТ РИСУНОК"
УПРАЖНЕНИЕ "ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК"
-С закрытыми глазами определите какой многоугольник вы достали?
Домашнее задание
Нарисовать и раскрасить любой рисунок из многоугольников.
(Приложение 1).
Вы – следователи. Каждая группа получает папку с заданием. В папках дел есть некоторые документы: конверты с наборами фигур и тетради с протоколами, где будете записывать результаты своих следственных наблюдений, карточки для расследования.
Итак, приступаем к делу: “Розыск фигур”.
Запишите в тетрадях число и тему урока: “Четырехугольники”.
IV. Повторение ранее пройденного материала
Учитель: Какое задание нам предложили жители города? (Разыскать пропавшие четырехугольники)
Дайте определение четырехугольника. (Учащиеся дают определение четырехугольника)
Следствие начать я предлагаю вам с выполнения задания по рисунку “Построй домик”. Слайд 7
1. Узнавание фигур
– Из каких фигур составлен домик?
Назовите и покажите вершины зеленого четырехугольника.
Покажи углы этой фигуры.
Назови стороны четырехугольника АВKС. Назови нижнее основание. Верхнее основание. Боковые стороны. Назови пары противоположных сторон. Какие стороны этой фигуры параллельны? Молодцы!
2. Конструирование по образцу
А теперь откройте папки дела и найдите конверт с набором фигур. (Приложение 2). Пользуясь фигурами, попробуйте собрать такой же домик, как у меня.
3. Индивидуально-дифференцированная работа
а) определение прямых углов четырехугольника. (Приложение 3)
На одну из фигур упала снежинка. Выбери её, а остальные положи в конверт.
Продолжаем собирать улики. Рассмотрим углы четырехугольника. Нам надо отыскать прямые углы. С помощью какого инструмента можно определить прямой угол фигуры? (С помощью чертежного угольника). Определите виды углов вашей фигуры. Результаты не забывайте записывать в карточку расследования №1. Подчеркни нужное слово.
Номер угла |
Вид угла |
1 |
прямой непрямой |
2 |
прямой непрямой |
3 |
прямой непрямой |
4 |
прямой непрямой |
Вывод: все углы четырехугольника (прямые, непрямые) |
Проверка. Какой вывод сделала 1 следственная группа?
Вывод: все углы четырехугольника прямые.
2 группа
Вывод: все углы четырехугольника непрямые.
3 группа
Вывод: все углы четырехугольника непрямые
б) Определение длин сторон четырехугольника
Переходим к измерению длин сторон четырехугольников.
Найдите длину сторон вашего четырехугольника. Результаты не забывай записывать в карточку расследования №2 (Приложение 4).
Номер стороны |
Длина стороны |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Вывод: противоположные стороны (равны, не равны) и (параллельны, не параллельны) |
1 группа
Вывод: противоположные стороны четырехугольника равны
2 группа
Вывод: противоположные стороны четырехугольника равны и параллельны
3 группа
Вывод: все стороны равны и противоположные стороны параллельны
в) Определи название четырехугольника (Приложение 5).
Пользуясь карточкой расследования №3, подчеркни нужное слово и узнай название четырехугольника.
Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны и углы прямые называется (прямоугольником, параллелограммом, ромбом)
(Для 1 группы)
Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны и параллельны, называется (прямоугольником, параллелограммом, ромбом)
(Для 2группы). Какие углы у этой фигуры? (Непрямые)
Четырехугольник, у которого все стороны равны и параллельны называется
(Прямоугольником, параллелограммом, ромбом) (для 3 группы)
Проводя расследования мы установили приметы (свойства) и имена (названия) пропавших четырехугольников: прямоугольника, параллелограмма и ромба.
Физкультминутка
Измеряли, измеряли,
Мы немножечко устали.
1,2,3,4,5
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
4. Задания на построения.
Чтобы отыскать фигуры среди других, составим фотороботы.
1 группа. Как называется ваша фигура? (Прямоугольник) Слайд8
Какие углы у прямоугольника? Что мы можем сказать о противоположных сторонах прямоугольника?
Найди шаблон прямоугольника и обведи его в тетради. (Набора фигур. Приложение 6)
2 группа. Как называется ваша фигура? (Параллелограмм) Слайд9
Какие стороны у параллелограмма? Какие углы у этой фигуры?
Постройте фигуру, используя задание графического диктанта. (Приложение 6)
3группа. Как называется ваша фигура? (Ромб) Слайд10
Какие стороны у ромба? А углы?
С помощью циркуля и линейки построить ромб со стороной 3см на доске и в тетрадях (1учащийся выполняет задание на доске)
Проверка заданий учителем.
“Загадочное письмо” Слайд11
Во время следствия мне поступил следующий документ “Загадочное письмо” Давайте прочитаем.
Познакомьтесь вы мной.
Каждый угол мой прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Кто же это может быть?
(Предположения детей)
Какие углы у загадочной фигуры? (Прямые).
Что сказано про стороны этой фигуры? (Равны).
Кто догадался, о какой загадочной фигуре говорится в письме? (Конечно, о квадрате)
Эту фигуру мы не могли долго отыскать, потому что она похожа на прямоугольник, параллелограмм и ромб.
V. Обобщение знаний
Учитель: Наше расследование подошло к завершению.
В каком городе мы побывали?
Ученики: в городе Многоугольников. Слайд12
Учитель: Среди многоугольников есть четырехугольники.
Продолжите.
Четырехугольники, у которых противоположные стороны параллельны и равны, называются ….. (параллелограммами)
Как называется параллелограмм с прямыми углами? (Прямоугольник)
Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны? (Ромб)
Как называется прямоугольник с равными сторонами? (Квадрат)
Как называется ромб с прямыми углами? (Квадрат)
Итак, мы отыскали пропавшие фигуры. Это квадраты.
VI. Рефлексия
Ребята, кому понравился урок? Начертите в тетради квадраты. Оживите их, придав им ваше настроение. Какие у вас квадраты? (Радостные, веселые, умные)
Молодцы, ребята! Спасибо всем за работу. Выставление оценок.