12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Симакова Лариса Анатольевна120
Россия, Костромская обл., Кострома
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок математики

Класс: 1 (УМК «Школа 2100»)

Тема урока: «Ломаная линия. Многоугольник»

Тип урока: ОНЗ

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с понятиями «ломаная линия», «многоугольник».

2. Закрепить знание состава числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь между целым и частями, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

3. Развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.

4. Воспитывать у них познавательный интерес.

Оборудование урока:

У учителя – веточка, таблица «Состав числа 7»;

у учащихся – счетные палочки (пять штук), веер с цифрами, линейка, цветные полоски из бумаги.

На доске – ряд чисел от 1 до 10 (без цифры 7); чертеж ломаной (закрыт)

Организационный момент.

- Проверьте свое рабочее место. У каждого должны быть линейка, веер с цифрами, счетные палочки, цветные полоски из бумаги.

- На уроке вы должны быть думающими, внимательными, дружными – и у вас все получится.

Устный счет.

1) Счет до 20 и обратно, от 3 до 13, от 20 до 10.

- Приготовьте веер с цифрами! (Ответ учащиеся показывают цифрами.)

- Какое число следует за числом 5; 7? На сколько последующее число больше предыдущего?

- Покажите число, предыдущее числу 3; 10. На сколько предыдущее число меньше последующего?

- Какое число стоит между числами 5 и 7?

- Какое число стоит справа от 9? 10? слева от 6? 4?

- Покажите соседей числа 6.

- Закройте и отложите веер.

2) На доске – ряд чисел: 1 2 3 7 4 5 6 8 9 10.

- Число «заблудилось». Найдите его и поставьте на место.

- Что можете сказать о числе 7?

- Придумайте выражения, значение которых равно 7.

3) На доске – рисунок и схемы равенств: 

 3+4=7

__+ __= 

__ - __= 

__- __= 

- Составьте числовые равенства по рисунку.

- Как найти целое? часть?

- Что означают первые два равенства? (Целое равно сумме двух частей; от перестановки слагаемых сумма не изменяется.)

-Что означают последние два равенства? (Если из целого вычесть часть, то останется другая часть; если из суммы вычесть слагаемое, то получится другое слагаемое.)

4) –Что происходит с числами при перемещении по числовому отрезку направо? (Числа увеличиваются.)

- Что происходит с числами при перемещении по числовому отрезку налево? (Числа уменьшаются.)

- Решите по линейке первый пример, а ответы других скажите не вычисляя:

7+5=

5+7=

12-7=

12-5=

- Почему смогли решить примеры? (Повторяют правила.)

5) – Решите задачи:

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют:

Два несут травинку, два несут былинку,

Три несут иголки

Сколько их под елкой?

(Ищем целое: 2 +2+3=7 муравьев)

В хоре семь кузнечиков

Песни распевали.

Вскоре пять кузнечиков

Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов-

Сколько в хоре голосов?

(Ищем часть: 7-5=2 кузнечика)

(Решение задач выставляется на наборном полотне учителем.)

Постановка проблемы.

- Мы уже знакомы с Точкой. Однажды с ней произошла невероятная история. Точка отправилась к своим друзьям – геометрическим фигурам - в гости. Она несла много подарков. Вдруг дорогу ей преградила река. «Что делать? Неужели возвращаться?»- подумала Точка. И тут на помощь ей пришли друзья-отрезки. Соединились они вместе – и получился отличный мостик.

(Учитель открывает чертеж ломаной линии из четырех звеньев)

 

- Вот какая интересная линия получилась! Кто из вас, ребята, знает, как эта линия называется?

- Правильно! Молодцы! Как вы думаете, почему эту линию так назвали? (Предположения детей.)

Учитель демонстрирует веточку, надламывает ее в нескольких местах.

- Значит, эта линия на доске, которую построили отрезки, называется…(ломаной линией).

Определение темы урока.

- Какая тема урока?

- Да, сегодня мы будем изучать ломаные линии. Дайте «имя» ломаной. (Читают: ломаная АВСDЕ.)

- Запомните: соседние отрезки ломаной не лежат на одной прямой линии, каждый из них называется звеном ломаной.

- Повторим: из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков, последовательно соединенных друг с другом.)

- Что можете сказать про любые два соседних отрезка? (Они не лежат на одной прямой.)

- Как называются отрезки ломаной линии? (Звенья.)

Физкультминутка.

Практическая работа (в парах).

- Постройте ломаную линию из счетных палочек. Каждая счетная палочка – один отрезок!

- Сколько звеньев у вашей ломаной линии? (5)

- Замкнутая ли эта линия? (Незамкнутая.)

- Как из нее получить замкнутую линию? (Соединяют концы ломаной.)

- Что получилось? (Пятиугольник.)

- Почему эта фигура так называется?

- Сколько у нее сторон? вершин?

- Постройте из трех палочек замкнутую ломаную линию. Что получилось? Докажите. Сколько вершин? Сколько сторон?

- Постройте четырехугольник. Сколько палочек вам потребуется?

- Сколько у четырехугольника вершин? Сколько сторон?

- Сделаем вывод: замкнутую линию называют также …(многоугольником).

Первичное закрепление.

- Откройте учебник на стр.4. Выполним задание №1.

-Прочитайте «имя» первой ломаной. Какая она? Докажите.

- Из скольких звеньев состоит эта ломаная?

- Прочитайте «имя» второй ломаной, которую мы должны построить сами. С какой точки начнете чертить ломаную? Сколько в ней звеньев? (Учитель чертит на доске, дети – в тетрадях.)

- Прочитайте «имя» замкнутой ломаной.

- Сделаем вывод: какие бывают ломаные линии? (Замкнутые и незамкнутые).

№2.

- Какие здесь ломаные линии?

- А замкнутую ломаную линию называют также … (многоугольником).

- Что вы должны сделать, выполняя это задание? (Сосчитать, сколько вершин, сколько сторон – записать их число.)

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, с последующей проверкой.

Вывод:

- Что такое многоугольник? (Это замкнутая линия.)

Физкультминутка.

Включение нового в систему знаний и повторение.

№3.

-Что вы должны сделать, выполняя это задание? (По рисунку составить сумму и записать ее в маленьком овале.)

- Что показывает первое слагаемое? (Число звеньев ломаной линии синего цвета.)

- Что показывает второе слагаемое? (Число звеньев ломаной линии красного цвета.)

- Кому понятно, как выполнять задание? Приступайте.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, с последующей проверкой.

- Какому числу равно значение всех сумм? (Числу 7.)

- Повторим состав числа 7. (По таблице, которая выставляется на планку доски).

Учитель закрывает по очереди левый и правый столбик цифр, а дети вслух проговаривают состав числа.

Самостоятельная работа

- Теперь вам будет легко выполнить №4. Что вы должны сделать? (Поставить в пустые клетки точки и цифры так, чтобы сумма чисел в каждой строке равнялась семи.)

- Кто может работать самостоятельно? Кому помочь?

Учащиеся работают самостоятельно, проверка осуществляется по таблице состава числа 7 самостоятельно.

- Состав какого числа повторили?

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- У каждого из вас на парте лежат разноцветные полоски. Если вам на уроке все было ясно, понятно, легко - возьмите желтую полоску; если вы пока поняли не все – возьмите красную полоску; если ничего не поняли, вам было трудно выполнять задания – возьмите зеленую полоску.

- Подойдите со своими полосками-отрезками к моему столу и постройте из них незамкнутую ломаную линию.

- Я рада, что вы все поняли, что вам на уроке было легко выполнять задания. Молодцы! Урок окончен.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.