Урок математики в 1 классе «Ломаная линия. Многоугольник»
Урок математики
Класс: 1 (УМК «Школа 2100»)
Тема урока: «Ломаная линия. Многоугольник»
Тип урока: ОНЗ
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с понятиями «ломаная линия», «многоугольник».
2. Закрепить знание состава числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь между целым и частями, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
3. Развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.
4. Воспитывать у них познавательный интерес.
Оборудование урока:
У учителя – веточка, таблица «Состав числа 7»;
у учащихся – счетные палочки (пять штук), веер с цифрами, линейка, цветные полоски из бумаги.
На доске – ряд чисел от 1 до 10 (без цифры 7); чертеж ломаной (закрыт)
Организационный момент.
- Проверьте свое рабочее место. У каждого должны быть линейка, веер с цифрами, счетные палочки, цветные полоски из бумаги.
- На уроке вы должны быть думающими, внимательными, дружными – и у вас все получится.
Устный счет.
1) Счет до 20 и обратно, от 3 до 13, от 20 до 10.
- Приготовьте веер с цифрами! (Ответ учащиеся показывают цифрами.)
- Какое число следует за числом 5; 7? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Покажите число, предыдущее числу 3; 10. На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Какое число стоит между числами 5 и 7?
- Какое число стоит справа от 9? 10? слева от 6? 4?
- Покажите соседей числа 6.
- Закройте и отложите веер.
2) На доске – ряд чисел: 1 2 3 7 4 5 6 8 9 10.
- Число «заблудилось». Найдите его и поставьте на место.
- Что можете сказать о числе 7?
- Придумайте выражения, значение которых равно 7.
3) На доске – рисунок и схемы равенств:
3+4=7
__+ __=
__ - __=
__- __=
- Составьте числовые равенства по рисунку.
- Как найти целое? часть?
- Что означают первые два равенства? (Целое равно сумме двух частей; от перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
-Что означают последние два равенства? (Если из целого вычесть часть, то останется другая часть; если из суммы вычесть слагаемое, то получится другое слагаемое.)
4) –Что происходит с числами при перемещении по числовому отрезку направо? (Числа увеличиваются.)
- Что происходит с числами при перемещении по числовому отрезку налево? (Числа уменьшаются.)
- Решите по линейке первый пример, а ответы других скажите не вычисляя:
7+5=
5+7=
12-7=
12-5=
- Почему смогли решить примеры? (Повторяют правила.)
5) – Решите задачи:
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют:
Два несут травинку, два несут былинку,
Три несут иголки
Сколько их под елкой?
(Ищем целое: 2 +2+3=7 муравьев)
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов-
Сколько в хоре голосов?
(Ищем часть: 7-5=2 кузнечика)
(Решение задач выставляется на наборном полотне учителем.)
Постановка проблемы.
- Мы уже знакомы с Точкой. Однажды с ней произошла невероятная история. Точка отправилась к своим друзьям – геометрическим фигурам - в гости. Она несла много подарков. Вдруг дорогу ей преградила река. «Что делать? Неужели возвращаться?»- подумала Точка. И тут на помощь ей пришли друзья-отрезки. Соединились они вместе – и получился отличный мостик.
(Учитель открывает чертеж ломаной линии из четырех звеньев)
- Вот какая интересная линия получилась! Кто из вас, ребята, знает, как эта линия называется?
- Правильно! Молодцы! Как вы думаете, почему эту линию так назвали? (Предположения детей.)
Учитель демонстрирует веточку, надламывает ее в нескольких местах.
- Значит, эта линия на доске, которую построили отрезки, называется…(ломаной линией).
Определение темы урока.
- Какая тема урока?
- Да, сегодня мы будем изучать ломаные линии. Дайте «имя» ломаной. (Читают: ломаная АВСDЕ.)
- Запомните: соседние отрезки ломаной не лежат на одной прямой линии, каждый из них называется звеном ломаной.
- Повторим: из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков, последовательно соединенных друг с другом.)
- Что можете сказать про любые два соседних отрезка? (Они не лежат на одной прямой.)
- Как называются отрезки ломаной линии? (Звенья.)
Физкультминутка.
Практическая работа (в парах).
- Постройте ломаную линию из счетных палочек. Каждая счетная палочка – один отрезок!
- Сколько звеньев у вашей ломаной линии? (5)
- Замкнутая ли эта линия? (Незамкнутая.)
- Как из нее получить замкнутую линию? (Соединяют концы ломаной.)
- Что получилось? (Пятиугольник.)
- Почему эта фигура так называется?
- Сколько у нее сторон? вершин?
- Постройте из трех палочек замкнутую ломаную линию. Что получилось? Докажите. Сколько вершин? Сколько сторон?
- Постройте четырехугольник. Сколько палочек вам потребуется?
- Сколько у четырехугольника вершин? Сколько сторон?
- Сделаем вывод: замкнутую линию называют также …(многоугольником).
Первичное закрепление.
- Откройте учебник на стр.4. Выполним задание №1.
-Прочитайте «имя» первой ломаной. Какая она? Докажите.
- Из скольких звеньев состоит эта ломаная?
- Прочитайте «имя» второй ломаной, которую мы должны построить сами. С какой точки начнете чертить ломаную? Сколько в ней звеньев? (Учитель чертит на доске, дети – в тетрадях.)
- Прочитайте «имя» замкнутой ломаной.
- Сделаем вывод: какие бывают ломаные линии? (Замкнутые и незамкнутые).
№2.
- Какие здесь ломаные линии?
- А замкнутую ломаную линию называют также … (многоугольником).
- Что вы должны сделать, выполняя это задание? (Сосчитать, сколько вершин, сколько сторон – записать их число.)
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, с последующей проверкой.
Вывод:
- Что такое многоугольник? (Это замкнутая линия.)
Физкультминутка.
Включение нового в систему знаний и повторение.
№3.
-Что вы должны сделать, выполняя это задание? (По рисунку составить сумму и записать ее в маленьком овале.)
- Что показывает первое слагаемое? (Число звеньев ломаной линии синего цвета.)
- Что показывает второе слагаемое? (Число звеньев ломаной линии красного цвета.)
- Кому понятно, как выполнять задание? Приступайте.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, с последующей проверкой.
- Какому числу равно значение всех сумм? (Числу 7.)
- Повторим состав числа 7. (По таблице, которая выставляется на планку доски).
Учитель закрывает по очереди левый и правый столбик цифр, а дети вслух проговаривают состав числа.
Самостоятельная работа
- Теперь вам будет легко выполнить №4. Что вы должны сделать? (Поставить в пустые клетки точки и цифры так, чтобы сумма чисел в каждой строке равнялась семи.)
- Кто может работать самостоятельно? Кому помочь?
Учащиеся работают самостоятельно, проверка осуществляется по таблице состава числа 7 самостоятельно.
- Состав какого числа повторили?
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что нового узнали на уроке?
- У каждого из вас на парте лежат разноцветные полоски. Если вам на уроке все было ясно, понятно, легко - возьмите желтую полоску; если вы пока поняли не все – возьмите красную полоску; если ничего не поняли, вам было трудно выполнять задания – возьмите зеленую полоску.
- Подойдите со своими полосками-отрезками к моему столу и постройте из них незамкнутую ломаную линию.
- Я рада, что вы все поняли, что вам на уроке было легко выполнять задания. Молодцы! Урок окончен.