III Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Урок мужества «У Отчизны героев не счесть»
Тема методической разработки
Албычакова Валентина Вячеславовна,
учитель математики
МБОУ «Аршановская СШ»
Автор: ФИО, должность, образовательная организация (в соответствии с Уставом)
Аршаново, 2023.
Оглавление
Пояснительная записка……………………………............................... | 3 |
Тематическое направление ……………………………………............. | 3 |
Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность) …………………………………………………………………. | 3 |
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)……………………………………………………………… | 3 |
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)……………………………………………………………… | 3 |
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия…………………………………………………………………… | 4 |
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора ………………………………………………………………………… | 4 |
Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов ……………………………………… | 6 |
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные)… | 5 |
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей …………………………………. | 5 |
Основная часть…………………………………………………………. | 5 |
Описание подготовки воспитательного мероприятия……………….. | 5 |
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий мероприятия) | 6 |
Список использованной литературы и источников………………….. | 10 |
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание – одно из главных направлений воспитания современного поколения. В учениках необходимо воспитывать гордость за историю страны, за дела предков, способствовать выработке активной жизненной позиции. Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к своей Родине и народу, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, участникам вооружённых конфликтов, воинам, уволенным в запас.
Пропаганда героических традиций российского народа становится более понятной, если она преломляется через традиции самого родного и близкого для человека - через традиции своей семьи, что делает исторические события более близкими, развивает интерес к героическому прошлому своего родного региона.
Выступление гостей урока помогают учащимся более конкретно и зримо представить далёкие события военных лет, развивают интерес к историческому прошлому своего села, гордость за своих родных и близких.
Тематическое направление
Урок мужества «У Отчизны героев не счесть» - мероприятие, посвященное Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, которая официально отмечается ежегодно 15 февраля (с 2011 года) в Российской Федерации.
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, особенно в современной политической ситуации, когда мы наблюдаем попытки переписать историю ВОВ, а также в связи с событиями на Украине. Воспитание патриотических чувств и любви к Родине невозможно без знания истории и трепетного отношения ко всем ее переломным моментам.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
Настоящий урок мужества разработан для учащихся 9 класса. Но он может быть использован и в 7-11 классах (12-17 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
2023 год насыщен памятными историческими юбилейными датами. В 9 классе мною проведён цикл мероприятий: 8 января 2023 года в России отмечали 80-летие прорыва блокады Ленинграда, окруженного немецко-фашистскими захватчиками (классный час «Дорога жизни», 13.01.23г.); ежегодно 27 января во всем мире отмечается Международный день памяти жертв Холокоста (классный час «Международный день памяти жертв Холокоста», 27.01.23г.); 80-летие победы в одном из определяющих сражений Великой Отечественной войны – Сталинградской битве – праздновали в России 2 февраля 2023 года (классный час «Разгром немецких войск под Сталинградом», 03.02.23г.); ежегодно 15 февраля День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (классный час «У Отчизны героев не счесть», 17.02.23г.).
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны.
Задачи:
1. обогатить знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны, через историю своих родных и близких, односельчан;
2. рассказать о героях-земляках, участниках войны в Афганистане, боевых действий на Северном Кавказе;
3. воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
4. вызвать у школьников чувство гордости за свой народ, своих односельчан;
5. вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного села и региона;
6. воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире.
Планируемые результаты:
В ходе проведения урока мужества школьники знакомятся с историей подвига российского народа в Афганской и Чеченской войнах, встречаются с участником и свидетелем тех исторических событий, на примерах из жизни односельчан. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.
Формируется убеждение в том, что клочок родной земли, на котором мы родились, на котором живём, где находятся могилы наших предков, является самым дорогим, неповторимым. Долг каждого взрослого и ребёнка постоянно оберегать этот клочок, беспокоиться о мире и покое на нём.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
«У Отчизны героев не счесть» мероприятие, проводимое в форме урока мужества. В настоящее время в с. Аршаново была возможность пригласить на встречу с учащимися Сагалакова Макара Павловича, участника Афганской войны. Живой и наглядный пример намного дольше запоминается и оставляет больше впечатлений у подрастающего поколения. Тем более можно задать вопросы на интересующие вопросы и поблагодарить лично.
Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
1. Информационные (показ презентации; поиск информации для выполнения домашнего задания – для ведущих);
2. Приемы: активного слушания и активного восприятия информации, приемы публичного выступления.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные)
К реализации воспитательного мероприятия привлекались: Аршанова Людмила Фёдоровна (руководитель музея сельской библиотеки), которая помогла узнать и найти участников локальных войн села Аршаново, помогла определиться можем ли мы кого-то из списка в данный момент пригласить на встречу, предоставила, из собранного ею архива, материалы об участниках Чеченской и Афганской войн для оформления стенда в кабинете; Чочиева Галина Николаевна (библиотекарь) помогала в оформлении кабинета, а также в составлении фото и видеоотчёта мероприятия; Каштанова Наталья Евграфовна (учитель английского языка, пенсионер/ супруга Сагалакова Макара Павловича), помогла связаться с Макаром Павловичем; Сагалаков Макар Павлович (участник Афганской войны) был почётным и главным участником мероприятия.
Вспомогательные материалы: ноутбук, компьютерная презентация. Оформление кабинета: стенд с фотоматериалами.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Настоящая разработка может быть полезна педагогам-организаторам, классным руководителям, учителям при проведении уроков мужества или других патриотических мероприятий.
Возможны другие варианты проведения мероприятия: пригласить не только участников локальных войн, но и родителей (по возможности); в зависимости от возрастной категории сделать акцент на более масштабное привлечение к участию обучающихся (предварительно провести конкурсы рисунков, открыток, стихотворений, песен, танцев, письмо солдату и др. Затем мероприятие провести в качестве итога).
Чтобы такое мероприятие принесло должный эффект, необходимо, чтобы сами школьники стали активными участниками в его подготовке и проведении. Им по силам работа по оформлению кабинета плакатами и рисунками, чтение стихов, исполнение песен, изготовление самодельных подарков ветеранам.
Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия
В ходе предварительной работы были проведены мероприятия, способствующие более чёткому осмыслению темы: знакомство с героическим прошлым родного села и его героями, изучение информации по вопросам «Афганская война» и «Война в Чечне», составление презентации, приглашение участников локальных конфликтов, подбор стихотворений и музыкального оформления, согласование с сельским библиотекарем и руководителем музея оформление стенда к мероприятию, оказание помощи учащимся в составлении вопросов.
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
План урока мужества:
1. Организационный момент, приветствие участников, гостей
2. Звучит гимн России
3. Вводное слово
4. Беседа ведущего с обучающимися и гостями на тему героизма.
5. Рассказ Сагалакова Макара Павловича об Афганской войне.
6. Заключение.
Ход урока мужества.
Учитель:
- Добрый день, дорогие друзья!
- Нашу встречу я хотела бы начать с отрывка стихотворения (Мужество – это не мода, Скорая, быстротечная, Мужество – суть мужчины, Прочная, долгая, вечная. Если зернышко смелости С почвой подружится. Вызреет в пору спелости Зернышко колосом мужества.: 618 изображений найдено в Яндекс Картинках (yandex.ru))
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответ учащихся)
- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?
(ответ учащихся)
- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
Учащиеся:
- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.
Звучит гимн России.
Учитель:
- Сегодня наша встреча посвящается участникам локальных конфликтов, заслуживших признание и награды своей Родины. Мы все, собравшиеся в зале, восхищены их мужеством и благодарны за отданный ими долг Родине, селу, своим близким.
- Давайте вспомним об этих войнах. Дата 15 февраля в России объявлен Днём памяти о Россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Многие из вас не знают, что рядом с нами живут героические люди, которые рисковали своей жизнью ради мира на Земле, чтобы мы с вами спокойно спали, учились, работали, радовались жизни.
Ученик 1:
- Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 26 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Ученик 2:
- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей.
Ученик 1:
- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал.
Ученик 2:
- По официальным данным, в первой чеченской войне погибло и пропало без вести более 5 тысяч российских военнослужащих, пограничников, милиционеров и сотрудников службы безопасности, ещё около 20 тысяч получили ранения. Эшелоны мальчишек везли на юг «выполнять свой долг». Наскоро обученные, они попали в такую кровавую бойню, о которой и не подозревали.
Ученик 1:
- Вторая чеченская война началась после вторжения в августе 1999г. чеченских отрядов Шамиля Басаева и Хаттаба в Дагестан. В конце 2000г. российские потери составили более 6 тысячи погибших и пропавших без вести, ещё 15,5 тысячи были ранены.
Ученик 2:
- Война в Афганистане длилась долго. С 1979 года по 1989 год. Эта страшная, чудовищная война. У неё есть свидетели. И они хотят быть услышанными. Они хотят быть нужными правде и памяти.
Ученик 1:
Из нашего села в Афганской войне приняли участие в боевых действиях:
Дорин Владимир Васильевич. Родился 13 августа 1967г. в с. Аршаново Алтайского района. Награды: «Отличник СА», «Гвардия» ВСК 1 степени, медаль «За боевые заслуги».
Мистряков Олег Иннокентьевич. Родился 5 сентября 1967 г. в с. Маткечик Бейского района.
Сагалаков Юрий Заурович, выпускник Аршановской школы. Служил в Афганистане в ограниченном контингенте советских войск. Был награждён грамотой Президиума Верховного Совета СССР от 28.12.1988г., благодарность командования.
Чичинин Николай Константинович. Выпускник Аршановской школы 1980г. Служил в Афганистане водителем в ограниченном контингенте советских войск с 1981 по 1982гг., перевозил грузы по горячим точкам.
Сагалаков Макар Павлович.
Ученик 2:
Сагалаков Макар Павлович один из первых молодых ребят попал в Афганскую войну. Как это было, сегодня он нам расскажет. Слово предоставляется Вам, Макар Павлович.
(рассказ участника об Афганской войне)
Ученик 1:
- Ребята, вы можете задать вопросы Макару Павловичу.
Вопросы учеников:
-Скажите, сколько лет вам было, когда вы волею судьбы попали в Афганистан? - Могли вы тогда представить себе, что вас там ждет?
- Где пришлось воевать, проходя службу в Афганистане?
- Сколько времени вы воевали? Что вас больше всего поразило там?
-Что самое ценное, на ваш взгляд, вы вынесли из афганской войны?
- Что бы вы хотели пожелать ученикам, юношам, которым, придется служить в армии?
Ученик 2:
Мы гордимся Вами, и сколько бы времени не прошло - будем помнить! Ведь это наша история. Без прошлого не бывает будущего. А нам с Вами ещё жить и жить. Спасибо всем, кто принял участие в нашей встрече, спасибо нашему гостю, который поделился своими воспоминаниями. Мы уверены, что эта первая встреча с Вами в стенах нашей школы не последняя.
Ученики вручают открытку гостю.
Ученик 1:
- Спасибо вам, воины-участники локальных точек, за то, что показали всем нам пример мужества, стойкости, бескорыстной любви к Родине и настоящей мужской дружбы.
Учитель:
- Была война, была победа. За то, что мы знаем о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.
- История России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России.
- Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, любовь к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество.
- Желаю всем мира! До новых встреч!
Список использованной литературы и источников
Материалы музея «Судьбы людские» (сельская библиотека, руководитель Аршанова Людмила Фёдоровна).
Гимн России.
10