Урока-мужества «Мужество в сердце каждого из нас»
31
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 45»
346780 г. Азов Ростовская область проезд Литейный 9/22 тел.(86342) 6-71-21 E-mail: pu452009@yandex.ru
Методическая разработка урока-мужества
«Мужество-в сердце каждого из нас»
Подготовил:
преподаватель дисциплин
«Экономика и ОФГ»
Фоменко Надежда Васильевна
г. Азов
2021 г.
Цели урока: способствовать обогащению духовно-нравственного мира обучающихся, повышение интереса к истории своей Родины через знакомство с духовно-нравственным наследием русского народа.
Задачи урока:
воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине, гордости за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;
формирование глубокого осознания учащимися гражданского и воинского долга перед своим Отечеством;
сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие проявлению учащимися заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины.
План урока:
Сбор обучающихся в классе, рассадка по местам На фоне проигрывается ролик (https://www.youtube.com/watch?v=RdHm4tNw7bQ )
Проверка присутствующих и отсутствующих в классе.
Вступление-стих читает студент.
Начало повествования учителя.
Студент читает стих.
Продолжение повествования учителя.
Выступление студента – история жизни и подвига Алексея Маресьева
Выступление студента – история жизни и подвига Матвея Путилова
Выступление студента - история жизни и подвига Александра Матросова
Выступление студента – история жизни и подвига Михаила Паникаха
Подведение итогов урока
Завершающее упражнение
Конец урока
Весь урок сопровождается красочной презентацией, которая является фоном урока.
Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная
УМК:
ПК, проектор
Презентация по теме занятия «Эх, Масленица-краса затейница!»
Оформленная выставка посвященная празднику Масленицы.
Ватман с нарисованной масленицей, бумажные блинчики - заготовки для закрепляющего упражнения.
Планируемые результаты:
Предметные: Погружение в историю России.
Метапредметные:
Размышление о истории русского народа;
Применение речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к данной теме;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач;
Развитие гражданско-патриотических качеств.
Вступление:
выходит студент, читает заранее подготовленное стихотворение А. Ахматовой «Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Дорогие ребята, каждый из нас с вами знает значение этого страшного слова «ВОЙНА». Наши деды и прадеды воевали в Великой Отечественной войне и каждого коснулось горе утрат и потерь, которые она нам принесла. Победа далась нам тяжелой ценой, миллионы погибших людей отдавших свои жизни, за нас с вами. За каждого из нас уплачена цена и мы потомки победителей должны чтить память наших предков.
*
Как вы думаете, ребята, что помогло советским солдатам победить самую сильную армию Европы? (вопрос к аудитории)
/ребята отвечают на вопрос/
*
Доблесть, честь, отвага, мужество – именно эти качества присущи русским воинам. Всегда и во все времена издревле и по наши дни-русские воины - это прежде всего миротворцы и освободители. Сила нашей страны в наших людях, в русском духе, который помогает нам побеждать и завоевывать новые высоты.
Ребята, сегодня я хотела бы, с вами вместе раскрыть всю сущность понятия «МУЖЕСТВО».
На слайде приведены значения слова мужество из разных словарей. Разные авторы видят это слово по своему:
Из этих трех определений, выделим общие свойства, которые авторы приписывают термину «мужество» – это стойкость в беде и воля к победе.
Вся история российского государства воспевает мужество и бесстрашие. Издревле, именно мужество было главным качеством мужчины.
Мы знаем множество примеров мужества и героизма в русской истории. На нашей земле всегда были богатыри и искусные воины. Нашим предкам удавалось побеждать, даже в заведомо проигрышных ситуациях, когда численный вес был на стороне врага. Но именно сила духа и мужество, всегда помогало русским воинам одержать верх даже в самых страшных битвах.
Одним из самых ранних задокументированных свидетельств мужества, является выступление князя Святослава перед своей дружиной, изложенное в знаменитом памятнике древнерусской истории «Повести временных лет» Монаха Нестора.
Князь Святослав собрал своих воинов и сказал им прочувственные слова перед тем, как отправить их в сечу с византийскими солдатами. Это событие происходило возле древней крепости Аркадиополь, ныне же являющийся небольшим турецким городком Люлебургаз расположенном примерно в 50-60 км от Стамбула. Именно это местечко стало местом встречи, с одной стороны венгерских, печенежских, болгарских и русских войск, а с другой стороны дружина Варды Склира, византийского полководца. Поскольку численный перевес был явно на стороне греческой армии, то Святослав счёл своим долгом выступить перед своими людьми, чтобы придать им храбрости. Он сказал примерно так:
«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь.»
И сказали воины: «Где твоя голова ляжет, тут и мы свои головы сложим».
К слову, победу в этой битве одержал князь Святослав, хоть численное преимущество и было на стороне врага.
*
Ребята, как вы понимаете смысл обращения князя к своим воинам? (вопрос к аудитории).
Какие примеры мужества и доблести вы ещё знаете? (вопрос к аудитории).
Правильно, Невская битва. А между кем произошла эта битва?
Давайте рассмотрим этот отрывок нашей истории.
*
Продолжение повествования учителя: «в начале 13 века Русь оказалась между двух огней: с Востока пришли татаро-монголы, а с Запада - немцы, шведы, датчане и армии других стран, которые хотели завоевать новые земли, пользуясь слабостью Киевской Руси.
В 1240 году началось нашествие Батыя. Пользуясь этими событиями, шведский король решил напасть на Русь, захватив крупный торговый город Новгород. Предпосылок для этого было огромное количество:
Противник увяз в тяжелых боях, неся большие потери. Монголы уничтожили большую часть мужского населения Руси.
Новгород, несмотря на то, что нашествие не видел, оставался в одиночестве, без поддержки других княжеств.
В Новгороде правил молодой князь Александр Ярославич, который до этого никакими великими делами прославлен не был.
В результате в июле 1240 года шведское войско повело свой флот в устье Невы. Командование армии взял на себя зять шведского короля - Биргер. Передвигаясь вглубь страны, его армия остановилась на левом берегу Невы, недалеко от устья Ижоры. Шведы были настолько уверены в своей победе, что, если верить некоторым источникам, отправили молодому князю Александру послание, в котором говорилось «Мы здесь и мы пленим тебя и твою землю».
Что касается действий Александра, то он имел точные сведения о передвижении шведской армии, поскольку в Новгороде была хорошо налажена разведческая деятельность. Молодой князь решил использовать фактор внезапности, собрав городское ополчение и совершив стремительный марш к месту, где остановилась шведская армия. Во время передвижения войск к нему примыкали все новые отряды. Враги численно превосходили войско русского князя, в несколько раз. И Александр Ярославович, для поднятия боевого духа воинов, тоже решил выступить перед армией.
"Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог". Своим обращением, князь воодушевил свою армию и русское войско нанесло внезапный удар. Шведы не ожидали такого поворота событий, вследствие чего в их рядах началась паника. Внезапность удара, а также крупные успехи русского войска, вынудили шведов отступить. Невская битва продолжалась до наступления вечера. В ходе сражения Князь Александр Ярославович победил и после этого легендарного сражения был наречен Александром Невским.»
Следующей битвой оставившей навечно свой след в истории. Было сражение русского богатыря Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем.
*Ребята, вы знаете кто это такие? И при какой битве случилось это сражение? (вопрос к аудитории)*
«Известно, что поединок предшествовал битве на Куликовом поле 1380 года. Куликовская битва или Мамаево побоище является крупнейшим в истории сражением русского войска во главе с великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека и темника Золотой Орды Мамая.
Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области). Перед боем на Куликовом поле великий князь Дмитрий Иванович направился за благословлением к преподобному Сергию Радонежскому.
Игумен земли русской, как называли преподобного Сергия, не только благословил князя на битву, но и предрек победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского. Также Сергий Радонежский отправил в поход с князем своих иноков-воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби. Их присутствие должно было укрепить веру князя и вдохновить русское войско.
Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.
Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.
Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира. Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.
Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).
Его противник Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях. Челубей должен был духовно сломить русских еще до поединка. Поэтому именно он был выставлен на бой против русского воина.
Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.
Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим. Исход битвы был предрешён. И в этот раз русская армия победила благодаря своему мужеству и бесстрашию».
Российское государство всегда участвовало в военных конфликтах. Наша земля всегда была лакомым куском для завоевателей. После Куликовской битвы были ещё очень значимые для истории российского государства сражений: Полтавская битва 1709 года, Штурм Измаила 1790 год, Бородинская битва 1812 года, Брусиловский прорыв 1916 года.
Минув 6 веков Российской истории, мы с вами пришли к самой известной войне 20го века. Великая Отечественная война была и есть кладезем мужественности, доблести, чести и отваги.
Сейчас, ваши коллеги одногруппники, расскажут о подвигах героев Великой Отечественной войны, которые выбрали сами.
4 апреля 1942 года в воздушном бою был подбит самолёт Алексея Маресьева. Восемнадцать суток лётчик боролся за свою жизнь: через леса и болота он ползком пробирался к советским войскам и несмотря на все трудности — добрался до своих. После тяжелого ранения Алексей Петрович лишился обеих ног, но продолжил боевые полеты и бил вражеские самолёты. Об этом удивительном человеке и пойдёт речь.
/История жизни и подвига Алексея Маресьева/
Выступление студента:
«С самого детства Алексей мечтал стать лётчиком, но по состоянию здоровья его не приняли в лётное училище. В 21 год был призван в армию и в 1938 году сбылась мечта — Маресьева направляют в 30-ю Читинскую школу военных пилотов. Позже началась война.
Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. А 5 апреля произошёл роковой случай — во время боевой операции его самолёт подбили. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Когда Алексей попытался встать — то почувствовал дикую боль, понял, что обе ноги сломаны. Тогда собрав силы и волю он пополз в сторону своих.
После крушения самолёта, к обессиленному лётчику подошёл медведь. Любопытствуя над лесным гостем, зверь ударил лапой Маресьева, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, патрон хватило: медведь заревел и рухнул замертво.Чтобы убить косолапого, летчику пришлось израсходовать все патроны, стрелял он практически в упор.
Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.
«СМОЧУ ЛАДОНЬ, ПРИЛОЖУ К КУЧКЕ МУРАВЕЙНИКА, НАСЕКОМЫЕ НА НЕЕ НАЛИПНУТ, Я ИХ СЛИЗЫВАЮ И ЕМ» А.П. МАРЕСЬЕВ
Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Его обнаружили жители деревни Плав в Валдайском районе. Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Там он провел еще неделю, потом летчика отправили в московский госпиталь.
Перелом конечностей, обморожение. Гипс нельзя наложить, потому что гангрена началась, и обморожение нельзя лечить, потому что кость раздроблена. Пришлось ампутировать. Он вернулся в «строй» уже через год – в июле 1943-го.
Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).
В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии, удостоен звания Герой Советского Союза.
В 1944 году А. Маресьев согласился стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по другим данным — четыре) до ранения и семь после.
«ЖИЗНЬ МЕНЯ, КОНЕЧНО, ПОТЕРЛА. НО, ЕСЛИ ВСЕ НАЧИНАТЬ СНАЧАЛА, Я БЫ СНОВА СТАЛ ЛЕТЧИКОМ. ДО СИХ ПОР НЕ МОГУ ВСПОМИНАТЬ О НЕБЕ БЕЗ ОСОБЫХ, БЛАГОРОДНЫХ ЧУВСТВ. У МЕНЯ САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ МИНУТЫ ЖИЗНИ СВЯЗАНЫ С САМОЛЕТАМИ. КОГДА ПОСЛЕ ГОСПИТАЛЯ В МОЕЙ КАРТОЧКЕ НАПИСАЛИ: «ГОДЕН ВО ВСЕ РОДА АВИАЦИИ», Я ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ НА ВЕРШИНЕ СЧАСТЬЯ» А.П. МАРЕСЬЕВ
После войны летать Маресьеву не дали. И он занялся своим образованием. Окончил ВПШ, Академию общественных наук. Защитил диссертацию по истории. С войны демобилизовался капитаном, в мирное время дошел до полковника.
Правила жизни от героя Маресьева
«Пять качеств, необходимых человеку для того, чтобы вырасти настоящим: сила воли, смелость, упорство, мужество, умение преодолевать трудности. Все они между собой связаны, но ни одно нельзя выделить, ни одно убрать» А.П. Маресьев»
Спасибо ____ за прекрасный доклад. Присаживайся.
Ребята, очень много было совершено самоотверженных подвигов в Великую Отечественную войну. Конечно же всех их не перечесть. Я очень рада, что вы выбрали сами, истории жизни тех людей, чьи подвиги произвели на вас наибольшее впечатление.
(ФИО студента) расскажет нам историю жизни Матвея Путилова
Выступление студента:
Матвей Путилов родился в деревне Ильинке Казанского района сейчас Тюменской области. Парнишка был невысокого роста, русоволосый, весёлый и общительный, гонял в футбол, как все мальчишки. В восемь лет он остался без родителей и воспитывался вместе с младшим братом Иваном в Шайтанском детском доме Ханты-Мансийского национального округа.
Как выяснилось позже, отец и мать братьев Путиловых погибли от холода и полного истощения по дороге в северную ссылку, куда этапировали семьи раскулаченных сибирских крестьян. После окончания семи классов Матвей получил направление на учёбу в Омский электротехнический техникум. А после окончания техникума сразу получил повестку в армию. Больше Матвей никогда не видел своего брата Ивана.
На дворе была зима 1942 года. Путилов попал в 308-ю стрелковую дивизию. Его назначили командиром отделения связи. Осенью того же года он оказался в Сталинграде, где шли ожесточённые бои.
Сталинград горел после бесконечных бомбёжек. По воспоминаниям участников битвы, кругом были дым, копоть, духота, зарево пожарищ… плавился даже кирпич.
25 октября 1942 года 308-я стрелковая дивизия вела бои в районе завода и рабочего посёлка Баррикады. В тот день нарушилась проводная связь штаба с домом, в котором двое суток находилась в окружении группа наших бойцов.
Гвардии майор Дятленко, начальник штаба 339-го стрелкового полка 308-й стрелковой дивизии, где служил сержант Путилов, дважды отправлял связистов на место обрыва проводов. И каждый раз бойцы погибали, так и не сумев выполнить задание. Третьим приказ устранить повреждение получил сам командир отделения связи, Матвей Путилов.
Он пробирался почти ползком. Старался быть аккуратным и внимательно осматривался по сторонам, ведь наладить связь нужно было непременно. Но... осколком мины Матвея ранило в плечо. Превозмогая боль и истекая кровью, он смог доползти до места обрыва проводов. Когда казалось, что задание, пусть и со сложностями, выполнено, сержант Путилов получил второе ранение. На этот раз ему сильно раздробило руку. Теряя сознание от болевого шока, и не имея возможности шевелить руками, он сжал концы проводов зубам. По его телу прошёл ток. Нарушенная связь, наконец, была восстановлена.
Учитель: подвиг Матвея Путилова увековечен в стене мемориального ансамбля Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Его фигура выточена в стене, запечатлевая его подвиг для потомков навечно.
Про подвиг Александра Матросова расскажет нам (ФИО студента).
Выступление студента:
«Родился 5 февраля 1924 г. в городе Екатеринославе (в данный момент город Днепропетровск - административный центр Днепропетровской области Украины). Русский. Член ВЛКСМ. Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском режимном детском доме (Ульяновская область). В 1939 г. был направлен на вагоноремонтный завод в городе Куйбышеве (ныне Самара), но вскоре оттуда сбежал. Приговором народного суда 3-го участка Фрунзенского района города Саратова от 8 октября 1940 г. Александр Матросов осужден по статье 192 УК РСФСР к двум годам лишения свободы за нарушение паспортного режима (Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР 5 мая 1967 г. этот приговор отменила). Отбывал срок в Уфимской детской трудовой колонии. С началом Великой Отечественной войны неоднократно обращался с письменными просьбами отправить его на фронт.
После начала Великой Отечественной войны Матросов неоднократно обращался с письменными просьбами направить его на фронт. В сентябре 1942 года был призван Кировским РВК города Уфы в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и начал учёбу в Краснохолмском пехотном училище с 30 сентября курсантом 5 роты (Чкаловская, ныне Оренбургская область). В ноябре 1942 года вступил в ВЛКСМ. В декабре 1942 года вместе с курсантами училища отправлен на сборный пункт в Астрахань (или в Харабли Астраханской области) на учения.
18 января 1943 года со станции Платовка Чкаловской области вместе с курсантами училища, добровольцем в составе маршевой роты, отправился на Калининский фронт. 12 февраля 1943 года Матросов прибыл в часть, служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона (по другим данным в 1-й роте 3-го батальона) 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина (позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии, Калининский фронт), избран групкомсоргом и назначен агитатором взвода. 15 февраля 1943 года, в 18:00, 91-я бригада выступила от станции Земцы в направлении города Локня. С 25 февраля 1943 года на фронте.
25 февраля 1943 года 91-я бригада двумя батальонами вела наступательные бои за населенные пункты Чёрное и Брутово. 26 февраля 1943 года 91-я бригада частью сил 2-го батальона вышла в район деревни Плетень (Северные), имея задачей ударом во фланг уничтожить противника, обороняющего деревни Чернушки и Чёрная, и овладеть ими. С фронта на Чернушки наступал 4-й батальон.
27 февраля 1943 года 2-ой батальон получил приказ атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области (со 2 октября 1957 года — Псковской области). Как только советские солдаты прошли в лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника — три пулемёта в ДЗОТах перекрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй ДЗОТ уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего ДЗОТа продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки подавить его не увенчались успехом. Тогда в сторону ДЗОТа поползли красноармейцы Пётр Александрович Огурцов (род. 1920, г. Балаково, Саратовская область) и Александр Матросов. На подступах к ДЗОТу Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из ДЗОТа вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к ДЗОТу и своим телом закрыл амбразуру. Ценой своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения.
19 июня 1943 года А.М. Матросову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Изначально Александр Матросов был похоронен в деревне Чернушки, но 1948 г. его останки перезахоронили в городе Великие Луки Псковской области на левом берегу реки Ловать на пересечении улицы Розы Люксембург и набережной имени Александра Матросова».
Учитель: Спасибо … - подвиг самоотверженного Александра Матросова наполнен мужеством, он отражает истинный русский дух. Дух русского воина, который не жалея себя идёт на любые жертвы ради будущих поколений людей. Миллионы жизни Советских воинов сплели ковер победы Великой отечественной войны.
Последняя история жизни, с которой нас сегодня познакомит (ФИО студента) будет также наполнена героизмом и отвагой.
Выступление студента:
«Михаил Аверьянович Паникаха родился в 1914 году на Украине, в селе Могилев Царичанского района Днепропетровской области. Он был единственным ребенком в небогатой крестьянской семье. Получил начальное образование в школе и пошел работать в колхоз. Отец Михаила погиб в Первую мировую войну, воспитывали мальчика мать и отчим.
В ряды Красной армии Паникаха вступил в 1939 году в качестве матроса-пехотинца Тихоокеанского флота. Узнав от матери о гибели отчима на войне, Паникаха стал просить свое руководство направить его в самую горячую на тот момент точку — Сталинград. Не сразу, но в итоге он получил согласие своих командиров. Его зачислили в 883-й стрелковый полк 193-й стрелковой дивизии 62-й армии красноармейцем-бронебойщиком. Позже Паникаху назначили заместителем командира 1-го стрелкового батальона 1-й стрелковой роты. В партии Михаил не состоял.
В Сталинграде Паникаха застал один из тяжелейших периодов битвы. 193-я дивизия генерала Федора Смехотворова в сентябре 1942 года была переправлена на правый берег Волги. Бойцы обороняли завод «Красный Октябрь».
2 октября 1942 года Михаил Паникаха находился в окопе, отрытом почти на месте нынешнего памятника. Позиции дивизии атаковали немецкие танки в сопровождении автоматчиков. Первую атаку отбили с помощью противотанковых ружей и артиллерии, наступление захлебнулось. Но противник бросил в бой свежие силы, а у наших войск закончились боеприпасы. У Михаила Паникахи оставались только гранаты и две бутылки с зажигательной смесью КС, так называемые коктейли Молотова.
На позиции советских войск надвигались семь немецких танков, Паникаха приготовился бросить бутылку в головной танк, но пуля автоматчика попала в нее, бутылка воспламенилась, а с ней весь красноармеец. Несмотря на это, Михаил Паникаха сумел выхватить вторую бутылку, броситься на танк и разбить ее о моторный отсек. Машина загорелась. Как написано в наградном листе, «шесть остальных танков и автоматчики, ошеломленные геройским поведением Паникахи, бросились обратно, бойцы, следуя примеру героя, подожгли еще два танка и уничтожили около 40 фрицев». Остальные отступили. Атака была отбита.
Михаила Паникаху похоронили в глубокой воронке недалеко от завода «Красный Октябрь». О его подвиге узнала вся страна.
В ноябре 1942 года на него был составлен наградной лист с ходатайством посмертно присвоить звание Героя Советского Союза.
Однако в декабре 1942 года было принято решение о награждении Паникахи орденом Отечественной войны I степени. И только в 1990 году указом последнего президента СССР Михаила Горбачева Михаилу Аверьяновичу Паникахе было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
В Волгограде именем Михаила Паникахи названы улица в Дзержинском районе и Волгоградская морская школа ДОСААФ, возле которой установлен бюст героя. На Мамаевом кургане его имя нанесено на одну из мемориальных плит братской могилы».
Студенты читают стихи
Булат Окуджава
* * *
Студент1:
Ах война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Студент 2:
Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Студент 3:
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Студент 4:
Бери шинель, пошли домой
А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счёты,
Бери шинель, пошли домой!
Война нас гнула и косила,
Пришёл конец и ей самой.
Четыре года мать без сына,
Бери шинель, пошли домой!
Студент 5:
К золе и к пеплу наших улиц
Опять, опять, товарищ мой,
Скворцы пропавшие вернулись,
Бери шинель, пошли домой!
А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,
Бери шинель, пошли домой!
Студент 6:
Что я скажу твоим домашним,
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днем вчерашним,
Бери шинель, пошли домой!
Мы все — войны шальные дети,
И генерал, и рядовой.
Опять весна на белом свете,
Бери шинель, пошли домой!
/работа с аудиторией/
Вопрос 1. Дорогие ребята, скажите, что больше всего вам запомнилось из нашего мероприятия?
Вопрос 2. Как вы думаете, что такое подвиг и в чём связь мужества и подвига?
Вопрос 3. Есть ли место подвигу и мужеству в повседневной жизни?
Ну и в конце нашего мероприятия, я предлагаю вам пройти маленькую анкету, в ней вы можете оставить свои пожелания.
Приложение 1
Анкета обратной связи
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Ответьте своими словами, что такое мужество? | |
2 | Ответьте на вопрос в чем связь между понятиями «мужество» и «подвиг»? | |
3 | Какие подвиги воинов Великой Отечественной войны вы знаете? | |
4 | Какие поступки ваших современников вы считаете подвигами? | |
5 | Понравилось ли вам мероприятие? |
Приложение 2
ПРЕЗЕНТАЦИЯ