Урок музыки «Музыкальный пейзаж» (1 класс, 3 четверть, УМК Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой)

0
1
Материал опубликован 2 February 2023

Кузьмина Н.М.

МКОУ «Екатерининская СОШ»

Третьяковский район

Схема конспекта урока

Класс______1______, четверть__3____

Тема урока: Музыкальный пейзаж.

ХПИ: Музыка открывает красоту природы.

Цель урока: создать условия для эмоционального проживания чувства прекрасного через восприятие музыки Э. Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Задачи урока:

- способствовать восприятию красоты природы через музыку М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»;

- помочь учащимся погрузиться в эмоционально – интонационное пространство музыки Э. Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;

- вызвать у детей потребность передать красками настроение музыки;

- помочь учащимся выразить чувство радости через художественное исполнение песни «Утро начинается».

Используемые музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, литературные произведения, видеофрагменты:

- Д. Кабалевский Хор «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира»;

- М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»;

- Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;

- иллюстрация картины Шишкина «Утро в сосновом бору»;

- стихотворный текст В. Суслова к песне «Добрый День»;

- Песня «Утро начинается».

Музыкальные инструменты и другие ресурсы:

- компьютер;

- мультимедийный проектор

Этапы урока

Цели, задачи этапа

Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД)

Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД)

Результаты ХЭД учащихся на каждом этапе урока

Первый этап

Цель: создать условия для эмоционального настроя.

Слайд №1

-Здравствуйте, ребята.


- Часто приветствуя друг друга мы говорим: «Доброе утро!»


- А вы, с какой интонацией произнесёте эту фразу?


- Попробуйте произнести: «Доброе утро»

радостно

с нежностью

сердито

вопросительно.


Дети настраиваются на интонацию урока.










Дети произносят фразу с разной интонацией.












Учатся улавливать интонацию приветствия.








Второй этап

Цели:

-создать условия для восприятия произведения М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»


-помочь детям увидеть картины утра через прослушивание

«Утра» Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт».


- Эта фраза может звучать и как музыкальное приветствие.


(Звучит хор «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д. Кабалевского.


- Как она звучала?


Слайд № 2

(взволнованно, радостно - спокойно, ласково, мягко)


Слайд№ 3

- Послушайте, как изобразил начало дня М.П. Мусоргский в своём произведении «Рассвет на Москве-реке».

Закройте глаза и в своём воображении попытайтесь представить, что изображает музыка.

Может быть в этом вам помогут движения рук, покачивание телом.

(Звучит «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского)


- Какие картины, образы нарисовало ваше воображение?


- Музыка, как и изобразительное искусство может нарисовать картину природы.


- Жанр, изображающий природу называется пейзажем.


- В изобразительном искусстве пейзаж называется художественным.


- А в музыке каким?


Дети:

Музыкальным.

-

Молодцы. Ребята, вы догадались, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?


Дети: О музыкальном пейзаже.


Слайд № 4


- Правильно. Мы будем говорить о музыкальных пейзажах, которые рисуют композиторы с помощью музыки.

Ребята, вспомните, что мы делаем по утрам?

Дети: Зарядку.

Я предлагаю вам ребята выполнить зарядку на мелодию песенки «Солнышко лучистое».

Слайд№ 5

Звучит песенка «Солнышко лучистое».

- Утром встаёт солнце. Оно своими тёплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило.

Слайд №6

Ребята, посмотрите, как художник Фёдор Васильев в своей картине изобразил утро.


- Какие краски он использовал для этого?

Слайд №7

- Вслушайтесь в музыку композитора Эдварда Грига.

(Звучит «Утро» Э. Грига.

- Какими звуками нарисовал он пробуждение дня?

Дети: нежные, ласковые, мягкие.

- Ребята, давайте ещё раз прослушаем это произведение и выразим свои впечатления от прослушанной музыки в рисунке.

Слайд № 9

Звучит «Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт».

- Давайте, посмотрим, какие у вас получились рисунки.

Слайд № 10

- О красоте природы рассказывают и поэты в своих стихотворениях.

- Откройте учебник на с. 45 и прочитайте стихотворение.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит.

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Какое настроение передал нам поэт в своём стихотворении?

Дети: радостное, весёлое.

Ребята, я предлагаю передать своё настроение в музыке через исполнение песни «Утро начинается».

Слайд № 11

(Звучит песенка «Утро начинается»).







Дети слушают музыкальное произведение.







Свободные высказывания детей.






















Дети слушают музыкальное произведение, присоединяются к исполнению движениями рук, покачиванием тела.


Ученики делятся своими впечатлениями.


Отвечая свободно на вопросы учителя, ученики определяют тему урока.














Дети с повышенным вниманием исполняют музыку через танцевальную импровизацию.







Дети рассматривают картину, определяют её характер и настроение.









Дети слушают музыкальное произведение и высказывают своё отношение к нему. Дети, слушая музыку, с помощью ассоциаций рисуют образы.













Отвечая свободно на вопрос учителя, ученики анализируют литературное произведение.




При исполнении произведения дети одновременно слушают развитие мелодии, подхватывают направление мелодии…





Внимание детей, сосредоточенность.











Дети учатся определять характер произведения.


















Пластическое исполнение




Учатся высказывать своё впечатление от прослушанной музыки.




















Исполнение: импровизация

пластическая






Дети учатся анализировать настроение, характер картины.






Дети учатся анализировать настроение, характер музыкального произведения, средства музыкального языка…






















Дети учатся анализировать стихотворение.








Дети получают навыки вокального пения, согласно музыкальному образу.

Третий этап

Цель: создать условия для осознания главной идеи урока.

Ребята о чём мы сегодня говорили на уроке?

С каким пейзажем вы сегодня познакомились?


Какой вы услышали музыку утра.


Слайд № 13

- У музыки есть удивительное свойство без слов рассказывать нам о красоте природы.

Какая музыка произвела на вас самое большое впечатление?

Какое произведение вам запомнилось больше всего?

Что вы в это время почувствовали?

Кто из вас испытал чувство радости, на каком произведении?

Я предлагаю Вам подойти к доске и прикрепить солнышко, если у вас хорошее настроение, или тучку, если у вас настроение грустное.

Слайд № 14

Дети участвуют в обобщении содержания урока.






Дети учатся определять для себя главное происходящее на уроке. Обобщать свои впечатления, мысли и т.д.

Четвертый этап

Цель: создать условия для выбора домашнего задания

Что, вы сможете рассказать дома о том, что делали на уроке?

Вспомнить песни, стихи или рассказы об утре.​​​​​​​

Спасибо за урок.

Дети выбирают сами, какое домашнее задание они будут выполнять

Дети формируют навык самоопределения.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Презентация?

2 February 2023

Похожие публикации