Второй этап Цели: -создать условия для восприятия произведения М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»
-помочь детям увидеть картины утра через прослушивание «Утра» Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт».
| - Эта фраза может звучать и как музыкальное приветствие.
(Звучит хор «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д. Кабалевского.
- Как она звучала?
Слайд № 2 (взволнованно, радостно - спокойно, ласково, мягко)
Слайд№ 3 - Послушайте, как изобразил начало дня М.П. Мусоргский в своём произведении «Рассвет на Москве-реке». Закройте глаза и в своём воображении попытайтесь представить, что изображает музыка. Может быть в этом вам помогут движения рук, покачивание телом. (Звучит «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского)
- Какие картины, образы нарисовало ваше воображение?
- Музыка, как и изобразительное искусство может нарисовать картину природы.
- Жанр, изображающий природу называется пейзажем.
- В изобразительном искусстве пейзаж называется художественным.
- А в музыке каким?
Дети: Музыкальным. - Молодцы. Ребята, вы догадались, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
Дети: О музыкальном пейзаже.
Слайд № 4
- Правильно. Мы будем говорить о музыкальных пейзажах, которые рисуют композиторы с помощью музыки.
Ребята, вспомните, что мы делаем по утрам?
Дети: Зарядку.
Я предлагаю вам ребята выполнить зарядку на мелодию песенки «Солнышко лучистое». Слайд№ 5 Звучит песенка «Солнышко лучистое». - Утром встаёт солнце. Оно своими тёплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило.
Слайд №6
Ребята, посмотрите, как художник Фёдор Васильев в своей картине изобразил утро.
- Какие краски он использовал для этого? Слайд №7
- Вслушайтесь в музыку композитора Эдварда Грига. (Звучит «Утро» Э. Грига. - Какими звуками нарисовал он пробуждение дня?
Дети: нежные, ласковые, мягкие. - Ребята, давайте ещё раз прослушаем это произведение и выразим свои впечатления от прослушанной музыки в рисунке. Слайд № 9 Звучит «Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт». - Давайте, посмотрим, какие у вас получились рисунки.
Слайд № 10 - О красоте природы рассказывают и поэты в своих стихотворениях. - Откройте учебник на с. 45 и прочитайте стихотворение. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.
Какое настроение передал нам поэт в своём стихотворении? Дети: радостное, весёлое. Ребята, я предлагаю передать своё настроение в музыке через исполнение песни «Утро начинается». Слайд № 11 (Звучит песенка «Утро начинается»).
|
Дети слушают музыкальное произведение.
Свободные высказывания детей.
Дети слушают музыкальное произведение, присоединяются к исполнению движениями рук, покачиванием тела.
Ученики делятся своими впечатлениями.
Отвечая свободно на вопросы учителя, ученики определяют тему урока.
Дети с повышенным вниманием исполняют музыку через танцевальную импровизацию.
Дети рассматривают картину, определяют её характер и настроение.
Дети слушают музыкальное произведение и высказывают своё отношение к нему. Дети, слушая музыку, с помощью ассоциаций рисуют образы.
Отвечая свободно на вопрос учителя, ученики анализируют литературное произведение.
При исполнении произведения дети одновременно слушают развитие мелодии, подхватывают направление мелодии… |
Внимание детей, сосредоточенность.
Дети учатся определять характер произведения.
Пластическое исполнение
Учатся высказывать своё впечатление от прослушанной музыки.
Исполнение: импровизация пластическая
Дети учатся анализировать настроение, характер картины.
Дети учатся анализировать настроение, характер музыкального произведения, средства музыкального языка…
Дети учатся анализировать стихотворение.
Дети получают навыки вокального пения, согласно музыкальному образу.
|
Третий этап Цель: создать условия для осознания главной идеи урока. | Ребята о чём мы сегодня говорили на уроке? С каким пейзажем вы сегодня познакомились?
Какой вы услышали музыку утра.
Слайд № 13
- У музыки есть удивительное свойство без слов рассказывать нам о красоте природы.
Какая музыка произвела на вас самое большое впечатление?
Какое произведение вам запомнилось больше всего?
Что вы в это время почувствовали?
Кто из вас испытал чувство радости, на каком произведении?
Я предлагаю Вам подойти к доске и прикрепить солнышко, если у вас хорошее настроение, или тучку, если у вас настроение грустное. Слайд № 14 | Дети участвуют в обобщении содержания урока.
| Дети учатся определять для себя главное происходящее на уроке. Обобщать свои впечатления, мысли и т.д. |
Надежда Алексеевна Паршукова