Урок музыки «Календарный фольклор» (5 класс, 1 четверть, УМК Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой)

0
0
Материал опубликован 2 February 2023

Кузьмина Н.М.

МКОУ «Екатерининская СОШ»

Третьяковский район


Схема конспекта урока

Класс______5_____, четверть__1____


Тема урока: Календарный фольклор


ХПИ: народная музыка – музыка Родины.


Цель урока:

Создать условия для пробуждения чувства любви к Родине через произведения музыкального фольклора.

Задачи урока:

- осознание значения музыкального фольклора для формирования национальной музыкальной культуры родины;

- продолжить знакомить учащихся с музыкальными традициями своего народа;

- накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыкального фольклора.

Используемые музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, литературные произведения, видеофрагменты:

- Гусли «Ах, ты степь широкая»;

- Г. Серебряков стихотворение «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»;

- Колыбельная;

- Колядки;

- Фонограмма частушек (минус);

- Заклички;

- Песня «Нет милей Руси» (муз. О.Кочарян, сл. Н.Кочарян).


Музыкальные инструменты и другие ресурсы:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- колонки;

- дневник урока.








Этапы урока

Цели, задачи этапа

Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД)

Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД)

Результаты ХЭД учащихся на каждом этапе урока

Первый этап

Цель: создать условия для эмоционального настроя.








Приветствие учителя.

Эмоциональное вхождение в урок.

Слайд № 1

Звучит музыка.

На фоне музыки учитель читает стихотворение.


Учитель:

Ты откуда, русская,
Зародилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?










Дети настраиваются на интонацию урока.











Учатся улавливать интонацию






Внимание детей, сосредоточенность.











Второй этап

Цель: создать условия для восприятия и исполнения



Учитель:

Ребята, о чём на уроке сегодня пойдет речь?

Учитель:

Давайте вспомним жанры музыкального фольклора.


Слайды № 2-4

Слайд № 5


Учитель:

Песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов – это обрядовый фольклор. К нему относятся семейный и календарный.

Давайте, ребята определим какая из песен относится к семейному обрядовому фольклору, а какая к календарному обрядовому фольклору.


Звучат колыбельная и колядка.


Учитель:

Почему фольклор называется семейным?

А почему календарным?

На этот вопрос трудно ответить, поэтому сегодня наша задача узнать, что такое календарный фольклор. Давайте сформулируем тему урока и запишем её в дневник урока.

Слайд № 6


Учитель:


Календарно-обрядовый

фольклор– это обряды,

связанные с народным календарём,

который основывался на смене

времён года

и распорядка земледельческих работ.


Слайд № 7

Учитель.

Зимний цикл в основном состоит из песен.

Зимний цикл в основном состоит из песен.

Колядки рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. 


- Ребята, кто из вас знает колядки.


Слайд № 8


Учитель: Я хочу представить вам колядку, записанную в Алтайском крае.


Слайд № 9


Учитель:

Масленица - то праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой.

Масленичные песни– песни, частушки,

прибаутки и колядки,

которые исполняются на Масленице

и приурочены к тем или иным обрядам

предвесеннего праздника.

Основная тема масленичных песен

встреча и проводы масленицы.


Слайд № 10-11


Учитель:

Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Собери частушку».


Слайд № 12


Учитель:

Весенние календарно-обрядовые песни

(веснянки, заклички) исполнялись,

чтобы приблизить приход весны.

Исполнение веснянок обычно связывалось

с календарными датами,

отмечающими прилёт птиц,

поэтому неотъемлемой частью весенних

обрядов были обращения к птицам, жаворонкам.


Слайд № 12


Учитель:

Самые известные летние обряды были связаны

с праздниками Троица и Иван Купала.

На Троицу дома украшали берёзками. 

До сих пор существует обряд завивания берёзы. 

Парни и девушки весной и летом водили

хороводы на лугу

Распространенными были хороводы-игры

и хороводы-шествия.


Слайд № 13-14


Учитель:

Самый распространенный в народе

осенний праздник –Покров.

Считается, что Покров приносит

белое снежное покрывало на землю.

Сельскохозяйственный год завершен,

и снова наступает время веселых игр,

гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом.


Свободные высказывания детей.


Отвечают свободно на вопросы учителя.












Свободные высказывания детей.




Отвечая свободно на вопросы учителя,

ученики определяют тему урока.





































Исполнение колядок.




Разучивание колядки.























Исполнение частушек








Слушание закличек






























Разыгрывание хоровода – игры «Золотые ворота»





Исполнение игры-танца «Жила-была бабка»













Узнавание,

вспоминание по интонациям, настроениям, ассоциациям













































































Исполнение: импровизация вокальная







Дети учатся анализировать произведение с помощью ассоциаций.


Учатся высказывать свое впечатление от прослушанной музыки

























Желание участвовать в коллективном исполнении.



Дети получают навыки исполнения танца.


Исполнение: импровизация пластическая.


Третий этап

Цель: создать условия для обобщения темы урока.

Слайд № 15

Учитель:


- Песни, танцы, различные действия,

которые исполнялись во время праздников,

обрядов календарного цикла

(колядки, веснянки, масленичные песни, частушки,

заклички, троицкие, хороводные песни –

это…


- Ребята, с какой темой мы сегодня работали?


- Как вы понимаете, что такое календарный фольклор?


- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?


В дневнике урока отметьте, каким был для вас сегодняшний урок. Оцените свою работу на уроке.


-Все ребята сегодня получают оценку «5».



Свободные высказывания детей.











Самооценка


Дети учатся определять для себя главное происходящее на уроке. Обобщать свои впечатления, мысли и т.д.


Открыто осмысливают и оценива­ют свою дея­тельность на уро­ке; анализи-руют эмоциональное состоя­ние, полученное от успешной (неуспеш­ной) деятельно­сти; адекватно восприни­мают оценку своей работ­ы.

Четвертый этап

Цели: создать условия для выбора домашнего задания

Записать 2-3 частушки, которые исполняют в вашей семье.


Нарисовать символ одного из праздников (Рождество, Масленица, Троица).


Найти в Интернете информацию об обрядах, которые сохранились в Алтайском крае.

Дети выбирают сами, какое домашнее задание они будут выполнять

Дети формируют навык самоопределения.

Завершение урока. Музыкальное прощание.

Песня «Нет милей Руси»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации