Первый этап Цель: создать условия для эмоционального настроя.
| Приветствие учителя. Эмоциональное вхождение в урок. Слайд № 1 Звучит музыка. На фоне музыки учитель читает стихотворение.
Учитель: Ты откуда, русская, Зародилась, музыка? То ли в чистом поле, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
|
Дети настраиваются на интонацию урока.
|
Учатся улавливать интонацию
Внимание детей, сосредоточенность. |
Второй этап Цель: создать условия для восприятия и исполнения
| Учитель: Ребята, о чём на уроке сегодня пойдет речь? Учитель: Давайте вспомним жанры музыкального фольклора.
Слайды № 2-4 Слайд № 5
Учитель: Песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов – это обрядовый фольклор. К нему относятся семейный и календарный. Давайте, ребята определим какая из песен относится к семейному обрядовому фольклору, а какая к календарному обрядовому фольклору.
Звучат колыбельная и колядка.
Учитель: Почему фольклор называется семейным? А почему календарным? На этот вопрос трудно ответить, поэтому сегодня наша задача узнать, что такое календарный фольклор. Давайте сформулируем тему урока и запишем её в дневник урока. Слайд № 6
Учитель:
Календарно-обрядовый фольклор– это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ.
Слайд № 7 Учитель. Зимний цикл в основном состоит из песен. Зимний цикл в основном состоит из песен. Колядки рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников.
- Ребята, кто из вас знает колядки.
Слайд № 8
Учитель: Я хочу представить вам колядку, записанную в Алтайском крае.
Слайд № 9
Учитель: Масленица - то праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Масленичные песни– песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы.
Слайд № 10-11
Учитель: Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Собери частушку».
Слайд № 12
Учитель: Весенние календарно-обрядовые песни (веснянки, заклички) исполнялись, чтобы приблизить приход весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилёт птиц, поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам.
Слайд № 12
Учитель: Самые известные летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали берёзками. До сих пор существует обряд завивания берёзы. Парни и девушки весной и летом водили хороводы на лугу Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия.
Слайд № 13-14
Учитель: Самый распространенный в народе осенний праздник –Покров. Считается, что Покров приносит белое снежное покрывало на землю. Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом. |
Свободные высказывания детей.
Отвечают свободно на вопросы учителя.
Свободные высказывания детей.
Отвечая свободно на вопросы учителя, ученики определяют тему урока.
Исполнение колядок.
Разучивание колядки.
Исполнение частушек
Слушание закличек
Разыгрывание хоровода – игры «Золотые ворота»
Исполнение игры-танца «Жила-была бабка»
|
Узнавание, вспоминание по интонациям, настроениям, ассоциациям
Исполнение: импровизация вокальная
Дети учатся анализировать произведение с помощью ассоциаций.
Учатся высказывать свое впечатление от прослушанной музыки
Желание участвовать в коллективном исполнении.
Дети получают навыки исполнения танца.
Исполнение: импровизация пластическая.
|
Третий этап Цель: создать условия для обобщения темы урока. | Слайд № 15 Учитель:
- Песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время праздников, обрядов календарного цикла (колядки, веснянки, масленичные песни, частушки, заклички, троицкие, хороводные песни – это…
- Ребята, с какой темой мы сегодня работали?
- Как вы понимаете, что такое календарный фольклор?
- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
В дневнике урока отметьте, каким был для вас сегодняшний урок. Оцените свою работу на уроке.
-Все ребята сегодня получают оценку «5». |
Свободные высказывания детей.
Самооценка
| Дети учатся определять для себя главное происходящее на уроке. Обобщать свои впечатления, мысли и т.д.
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке; анализи-руют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности; адекватно воспринимают оценку своей работы. |
Четвертый этап Цели: создать условия для выбора домашнего задания | Записать 2-3 частушки, которые исполняют в вашей семье.
Нарисовать символ одного из праздников (Рождество, Масленица, Троица).
Найти в Интернете информацию об обрядах, которые сохранились в Алтайском крае. | Дети выбирают сами, какое домашнее задание они будут выполнять | Дети формируют навык самоопределения. |