12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья16

Кузьмина Н.М.

МКОУ «Екатерининская СОШ»

Третьяковский район


Схема конспекта урока

Класс______5_____, четверть__1____


Тема урока: Календарный фольклор


ХПИ: народная музыка – музыка Родины.


Цель урока:

Создать условия для пробуждения чувства любви к Родине через произведения музыкального фольклора.

Задачи урока:

- осознание значения музыкального фольклора для формирования национальной музыкальной культуры родины;

- продолжить знакомить учащихся с музыкальными традициями своего народа;

- накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыкального фольклора.

Используемые музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, литературные произведения, видеофрагменты:

- Гусли «Ах, ты степь широкая»;

- Г. Серебряков стихотворение «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»;

- Колыбельная;

- Колядки;

- Фонограмма частушек (минус);

- Заклички;

- Песня «Нет милей Руси» (муз. О.Кочарян, сл. Н.Кочарян).


Музыкальные инструменты и другие ресурсы:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- колонки;

- дневник урока.








Этапы урока

Цели, задачи этапа

Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД)

Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД)

Результаты ХЭД учащихся на каждом этапе урока

Первый этап

Цель: создать условия для эмоционального настроя.








Приветствие учителя.

Эмоциональное вхождение в урок.

Слайд № 1

Звучит музыка.

На фоне музыки учитель читает стихотворение.


Учитель:

Ты откуда, русская,
Зародилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?










Дети настраиваются на интонацию урока.











Учатся улавливать интонацию






Внимание детей, сосредоточенность.











Второй этап

Цель: создать условия для восприятия и исполнения



Учитель:

Ребята, о чём на уроке сегодня пойдет речь?

Учитель:

Давайте вспомним жанры музыкального фольклора.


Слайды № 2-4

Слайд № 5


Учитель:

Песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов – это обрядовый фольклор. К нему относятся семейный и календарный.

Давайте, ребята определим какая из песен относится к семейному обрядовому фольклору, а какая к календарному обрядовому фольклору.


Звучат колыбельная и колядка.


Учитель:

Почему фольклор называется семейным?

А почему календарным?

На этот вопрос трудно ответить, поэтому сегодня наша задача узнать, что такое календарный фольклор. Давайте сформулируем тему урока и запишем её в дневник урока.

Слайд № 6


Учитель:


Календарно-обрядовый

фольклор– это обряды,

связанные с народным календарём,

который основывался на смене

времён года

и распорядка земледельческих работ.


Слайд № 7

Учитель.

Зимний цикл в основном состоит из песен.

Зимний цикл в основном состоит из песен.

Колядки рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. 


- Ребята, кто из вас знает колядки.


Слайд № 8


Учитель: Я хочу представить вам колядку, записанную в Алтайском крае.


Слайд № 9


Учитель:

Масленица - то праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой.

Масленичные песни– песни, частушки,

прибаутки и колядки,

которые исполняются на Масленице

и приурочены к тем или иным обрядам

предвесеннего праздника.

Основная тема масленичных песен

встреча и проводы масленицы.


Слайд № 10-11


Учитель:

Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Собери частушку».


Слайд № 12


Учитель:

Весенние календарно-обрядовые песни

(веснянки, заклички) исполнялись,

чтобы приблизить приход весны.

Исполнение веснянок обычно связывалось

с календарными датами,

отмечающими прилёт птиц,

поэтому неотъемлемой частью весенних

обрядов были обращения к птицам, жаворонкам.


Слайд № 12


Учитель:

Самые известные летние обряды были связаны

с праздниками Троица и Иван Купала.

На Троицу дома украшали берёзками. 

До сих пор существует обряд завивания берёзы. 

Парни и девушки весной и летом водили

хороводы на лугу

Распространенными были хороводы-игры

и хороводы-шествия.


Слайд № 13-14


Учитель:

Самый распространенный в народе

осенний праздник –Покров.

Считается, что Покров приносит

белое снежное покрывало на землю.

Сельскохозяйственный год завершен,

и снова наступает время веселых игр,

гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом.


Свободные высказывания детей.


Отвечают свободно на вопросы учителя.












Свободные высказывания детей.




Отвечая свободно на вопросы учителя,

ученики определяют тему урока.





































Исполнение колядок.




Разучивание колядки.























Исполнение частушек








Слушание закличек






























Разыгрывание хоровода – игры «Золотые ворота»





Исполнение игры-танца «Жила-была бабка»













Узнавание,

вспоминание по интонациям, настроениям, ассоциациям













































































Исполнение: импровизация вокальная







Дети учатся анализировать произведение с помощью ассоциаций.


Учатся высказывать свое впечатление от прослушанной музыки

























Желание участвовать в коллективном исполнении.



Дети получают навыки исполнения танца.


Исполнение: импровизация пластическая.


Третий этап

Цель: создать условия для обобщения темы урока.

Слайд № 15

Учитель:


- Песни, танцы, различные действия,

которые исполнялись во время праздников,

обрядов календарного цикла

(колядки, веснянки, масленичные песни, частушки,

заклички, троицкие, хороводные песни –

это…


- Ребята, с какой темой мы сегодня работали?


- Как вы понимаете, что такое календарный фольклор?


- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?


В дневнике урока отметьте, каким был для вас сегодняшний урок. Оцените свою работу на уроке.


-Все ребята сегодня получают оценку «5».



Свободные высказывания детей.











Самооценка


Дети учатся определять для себя главное происходящее на уроке. Обобщать свои впечатления, мысли и т.д.


Открыто осмысливают и оценива­ют свою дея­тельность на уро­ке; анализи-руют эмоциональное состоя­ние, полученное от успешной (неуспеш­ной) деятельно­сти; адекватно восприни­мают оценку своей работ­ы.

Четвертый этап

Цели: создать условия для выбора домашнего задания

Записать 2-3 частушки, которые исполняют в вашей семье.


Нарисовать символ одного из праздников (Рождество, Масленица, Троица).


Найти в Интернете информацию об обрядах, которые сохранились в Алтайском крае.

Дети выбирают сами, какое домашнее задание они будут выполнять

Дети формируют навык самоопределения.

Завершение урока. Музыкальное прощание.

Песня «Нет милей Руси»





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.