12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кокина Оксана Владимировна664
Стаж педагогической работы 30 лет, учитель биологии высшей категории, почетный работник образования РФ. Ветеран труда. Классный руководитель
Россия, Тверская обл., Кувшиново

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии».

 

Предмет Биология

Класс 7

Тема и номер урока в теме Урок 4 в теме: «Класс Пресмыкающиеся»

Базовый учебник «Биология. Животные». 7 класс. Часть 2.

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.

«Вентана-Граф». 2004 г.

Цель урока:

Образовательная: познакомить со значением пресмыкающихся в природе и жизни человека, их охране и происхождении, закрепить и обобщить ранее полученные знания об особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения и поведения рептилий.

Развивающая: развитие мышления, речи, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, объяснять понятия, ставить проблемные вопросы. Закрепление и отработка учебных навыков путем различного рода практических заданий.

Воспитательная: воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, предупреждение гиподинамии, сохранение интереса к учебному материалу.

Задачи урока:

Организационный этап.

Проверка домашнего задания.

Этап всесторонней проверки знаний.

Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.

Этап освоения новых знаний. Предъявление информации.

Рефлексия (закрепление и отработка полученных знаний, умений, навыков путем различного рода практических занятий).

Контроль или аттестация учебных достижений по пройденной теме.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Тип урока: комбинированный (сообщения, обобщения, систематизации, закрепления и контроля знаний).

Используемое оборудование на уроке:

АРМ учителя.

Экран, мультимедийный проектор.

ПК ученика (в кабинете 2 персональных компьютера ученика и 1 ПК учителя; все подключены к сети Интернет).

Учебник «Биология. Животные». 7 класс. Константинов В.М. и др. ( часть 2 ).

Скелет ужа, ящерицы, черепахи.

Муляжи рептилий и панцирь черепахи.

Влажный препарат «Гадюка обыкновенная», «Ящерица прыткая», «Развитие ужа».

Дидактический материал: «Тематический контроль по биологии. Проверка знаний учащихся по разделу «Животные». Тема: «Класс Пресмыкающиеся». Задания: выбери один верный ответ, составь ответ из нескольких элементов, выполни задания на классификацию объектов, процессов и явлений, вставь в текст пропущенные слова (по вариантам).

Классные тетради.

ЭОР ( ресурс ЦОР school-collection.edu.ru и ФЦИОР fcior.edu.ru ).

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная

парная

фронтальная

общеклассная

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организа-

ционный

этап.

Иллюстрация на экране 3-х ПК:

1-Гадюки (№ 3),

2-Ящерицы

(№ 1),

3-Крокодила

(№ 4).

-Постановка целей и задач урока.

Психологическая подготовка уч-ся к общению и предстоящему занятию.

-Знакомство с темой урока.

-Концентрация внимания на иллюстрации.

-Подготовка учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей к уроку.

1 мин.

2

Этап проверки домашнего задания.

Иллюстрации

№ 1, 3, 4

(ящерица, гадюка, крокодил).

И-модуль ФЦИОР:

-Многообразие Пресмыкающихся

(№ 17).

П-модуль ФЦИОР:

Многообразие

Пресмыкающихся

(№ 17).

Какие систематические группы данного класса существуют, охарактеризовать подотряд ящерицы, черепахи, змеи, крокодилы, узнать основных представителей и распределить их по группам.

К-модуль ФЦИОР:

Многообразие Пресмыкающихся

(№ 17).

Тест:

-Вопрос 1, 2, 3, 4 по теме «Пресмыкающиеся»

(№ 15).

-Демонстрация иллюстраций.

-Оценка ответов учеников.

-Фронтальная работа с классом.

-Замена слайдов на ПК.

-Предоставление одного ПК с информационным материалом

ученикам, отсутствующим на предыдущем уроке.

-Предоставить ПК одному ученику из пары по мере их готовности с целью проверить свои знания по многообразию Рептилий.

-Предоставить ПК второму ученику из пары с возможностью проверить свои знания по многообразию Рептилий.

-Демонстрация.

-Замена материалов на экранах ПК уч-ся

-Оценка ответов уч-ся.

- Фронтальная беседа с классом.

-Индивидуальная и фронтальная работа.

-Составить устный рассказ об изображенном животном на экране ПК (3 человека).

Самостоятельная и индивидуаль-

ная парная работа с И-модулем

(2 человека).

Самостоятельная

и индивидуаль-

ная работа с П-модулем ученика

на оценку

( 1 человек).

Самостоятельная

и индивидуаль-

ная работа с К-модулем ученика

на оценку

( 1 человек).

-Индивидуальная работа с интерактивным тестовым заданием с выбором нескольких правильных ответов

(4 человека).

8 мин.

3

Этап всесторон-

ней проверки знаний.

Интерактивные рисунки с демонстрацион. и тестовым режимами работы:

1-Внешнее строение рептилии (№ 2).

2-Кровеносная система рептилий

(№ 12).

3-Пищеварительн.

система рептилий

(№ 11).

4-Внутреннее строение рептилий (№ 10).

Иллюстрация схематического строения:

5-Сердце пресмыкающегося

(№ 13).

Видеофрагмент:

По выбору ученика:

6-Хамелеон (№9).

7-Предупреждающее поведение змей (№ 5)

8-Охота крокодилов на антилоп (№ 6).

9-Забота о потомстве у крокодилов (№ 7).

10-Передвижение черепах, ящерицы, змеи (№ 8).

11-Работа челюстей и зубов гадюки

(№ 14).

К-модуль ФЦИОР:

12-Общая характе-ристика класса

Пресмыкающиеся

(№ 20).

Назвать вид и отряд

изображенного

животного (гадюка

обыкновенная).

_Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Демонстрация.

-Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК.

-Оценка ответов уч-ся.

-Фронтальная беседа с классом.

-Индивидуальная и фронтальная работа.

-Ответить на вопросы теста по демонстрацион. рисунку на экране ПК

(4 человека).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

Рассказать о строении сердца рептилий и особенностях их кровеносной системы (1 уч-ся)

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказать об особенностях внешнего строения и образа жизни хамелеона по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся).

-Индивидуальная и общеклассная работа.

-Рассказ по сюжету с выключенным звуком (1 уч-ся).

-Индивидуальная работа с интерактивным и мультимедийным К-модулем

(1 ученик).

8 мин.

4

Этап подготовки учащихся к активному и созна-

тельному усвоению нового материала.

-П-модуль ФЦИОР:

-Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние Рептилии

(№ 18).

Происхождение современных пресмыкающихся.

-Видеофрагмент:

-Динозавры (№ 16).

-Демонстрация.

-Рассказ учителя с выключенным звуковым текстом диктора.

-Демонстрация.

-Фронтальная беседа о вымерших ящерах и причинах их вымирания.

-Усвоение нового материала по зрительному мультимедий-

ному и интер-

активному ряду.

-Общеклассная форма познавательной деятельности.

5 мин.

5

Этап усвоения новых знаний.

-П-модуль ФЦИОР:

-Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние Рептилии

(№ 18).

Происхождение современных пресмыкающихся.

-Демонстрация модуля со звуком.

-Активная познавательная деятельность учащихся по усвоению и запоминанию новых знаний.

5 мин.

6

Этап закрепле-ния и отработки новых знаний и навыков путем различного рода практичес-ких занятий

(рефлексия)

К-модуль ФЦИОР:

-Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние Рептилии

(№ 19).

-Демонстрация

-Фронтальная беседа по вопросам модуля о значении рептилий в природе и жизни человека, особенностях древних и современных пресмыкающихся и о древних ящерах.

-Итоговое обобщение знаний по классу Пресмыкающиеся

-Индивидуальная и общеклассная работа по интерактивному и мультимедий-ному К-модулю.

-Конструктор древних рептилий на ПК

(1 ученик).

6 мин.

7

Контроль или аттестация учебных достиже-

ний по пройденной теме.

АРМ учителя

-На экране итоговая таблица с результатами теста.

-Запись д/з.

-Инструктаж по письменной проверке знаний в классных тетрадях.

-Самопроверка или взаимоконтроль с оглашением результатов работы.

-Подведение итогов урока с выставлением оценок за индивидуальные ответы, активную и грамотную работу во время урока и за итоговый тест.

-Похвала и благодарность отдельным учащимся и всему классу за интересный урок.

-Индивидуальная и парная работа.

-Ответить самостоятельно по вариантам на вопросы теста по сборнику тестовых заданий «Животные», Резникова В.З. 1.Выбрать один верный ответ.

2.Составить ответ из нескольких элементов.

3.Выполнить задание на классификацию объектов, процессов и явлений.

4.Вставить в текст пропущенные слова.

10 мин.

8

Этап информа-

ции о домашнем задании и его выполне-нию.

-

-Инструктаж о работе над ошибками, допущенными в итоговом тесте.

-Запись домашнего задания в дневниках для тех, кто не справился с письменным тестом.

2 мин.

Итого: 45 минут урока, оценена работа 100 % учащихся класса из 25 человек.

Осуществлен системно-деятельностный, личностный подход в обучении с использованием современных электронно-образовательных ресурсов.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА

«Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние рептилии.

Обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии».

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид

ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Ящерица прыткая

(№ 114434).

Иллюстрация внешнего строения представителя отряда Чешуйчатые в естественной среде.

Иллюстрация

ЦОР

Иллюстрация

в формате

jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8bd89-0a01-022a-01f7-7c71444cae7a/%5BBIO7_10-40%5D_%5BPF_05%5D.jpg

2

Внешнее строение рептилии (№ 114459).

Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы. Внешнее строение пресмыкающихся.

Интерактивн. рисунок, тест

ЦОР

Мультимедиа

в формате

flash

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e5f0-0a01-022a-00cc-b126b7d0e453/%5BBIO7_10-40%5D_%5BIM_03%5D.swf

3

Гадюка рогатая

(№ 114435).

Иллюстрация внешнего строения пресмыкающегося в естественной среде.

Иллюстрация

ЦОР

Иллюстрация

в формате

jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8bd90-0a01-022a-00bf-e943763f9825/%5BBIO7_10-40%5D_%5BPF_04%5D.jpg

4

Крокодил (№ 114493).

Иллюстрация внешнего строения пресмыкающегося в естественной среде.

Иллюстрация

ЦОР

Иллюстрация

в формате

jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df18eca1-0461-40e2-8f29-43af226713b1/%5BBIO7_10-40%5D_%5BPF_02%5D.JPG

5

Предупреждающее поведение змей

(№ 114173).

Демонстрация поведения пресмыкающегося.

Демонстрация

ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29

6

Охота крокодилов на антилоп (№ 114180).

Демонстрация поведения пресмыкающегося.

Демонстрация

ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29

7

Забота о потомстве у крокодилов

(№ 114183).

Демонстрация поведения пресмыкающегося.

Демонстрация ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29

8

Передвижение черепах, ящерицы и змеи

(№ 114179).

Демонстрация представителей класса Пресмыкающиеся.

Демонстрация

ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79048/?interface=pupil&class=49&subject=29

9

Хамелеон ( 114182).

Демонстрация особенностей внешнего строения хамелеонов.

Демонстрация ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29

10

Внутреннее строение рептилий (№ 114460).

Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы.

Интерактивный рисунок, тест

ЦОР

Мультимедиа

в формате

flash

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e7db-0a01-022a-00ce-299fcd45321f/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_04%5D.swf

11

Пищеварительная система рептилий

(№ 114156).

Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы.

Интерактивный рисунок, тест

ЦОР

Мультимедиа

в формате

flash

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b855f9a-3619-4fe7-92fa-7935a6128154/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_03%5D.swf

12

Кровеносная система рептилий (№114461).

Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы.

Интерактивный рисунок, тест

ЦОР

Мультимедиа

в формате

flash

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e7fc-0a01-022a-00ef-2304aea03ad4/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_05%5D.swf

13

Сердце пресмыкающегося

(№ 114212).

Иллюстрация схематичного строения сердца пресмыкающегося.

Демонстрация

ЦОР

Иллюстрация

в формате

flash

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b170814-0a01-022a-0168-f24826d8ec05/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_02%5D.swf

14

Работа челюстей и зубов гадюки ( 114169).

Демонстрация особенностей строения.

Демонстрация

ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79049/?interface=pupil&class=49&subject=29

15

Вопрос 1, 2, 3, 4 по теме: «Пресмыкающиеся».

Интерактивное тестовое задание с выбором нескольких правильных ответов (по происхождению рептилий).

Тест

ЦОР

Тест

в формате

html

1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4dd3137-0a01-022a-0047-18612e810dcc/%5BBIO7_10-43%5D_%5BQS_03%5D.html

2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4dd314e-0a01-022a-004c-dfbb6e85ff37/%5BBIO7_10-43%5D_%5BQS_04%5D.html

3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4dd3164-0a01-022a-01cc-0c56510f46aa/%5BBIO7_10-43%5D_%5BQS_05%5D.html

4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4dd54a5-0a01-022a-013b-7b68955ffb92/%5BBIO7_10-43%5D_%5BQS_02%5D.html

16

Динозавры (№ 114181).

Демонстрация древних пресмыкающихся.

Демонстрация

ЦОР

В/фр

в формате

wmv

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79051/?interface=pupil&class=49&subject=29

17

Многообразие пресмыкающихся.

(какие систематические группы класса существуют, подотряды ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи и их основные представители).

Демонстрация

Интерактивный рисунок, тест.

И-модуль

П-модуль

К-модуль

ФЦИОР

Интерактив

Мультимедиа

И-модуль:

http://fcior.edu.ru/card/750/mnogoobrazie-presmykayushihsya.html

П-модуль:

http://fcior.edu.ru/card/6890/mnogoobrazie-presmykayushihsya.html

К-модуль:

http://fcior.edu.ru/card/9009/mnogoobrazie-presmykayushihsya.html

18

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Древние рептилии.

Практический материал по происхождению рептилий.

Практические задания.

Интерактивный рисунок, тест.

П-модуль

ФЦИОР

Интерактив

Мультимедиа

http://fcior.edu.ru/card/12752/rol-presmykayushihsya-v-prirode-i-zhizni-cheloveka-ohrana-presmykayushihsya-drevnie-presmykayushiesy.html

19

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Древние рептилии.

Контрольные задания (значение для человека, представители современных и древних рептилий и их особенности, конструктор древних ящеров).

Контрольные задания.

Интерактивный рисунок, тест.

К-модуль

ФЦИОР

Интерактив

Мультимедиа

http://fcior.edu.ru/card/2079/rol-presmykayushihsya-v-prirode-i-zhizni-cheloveka-ohrana-presmykayushihsya-drevnie-presmykayushiesy.html

20

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся.

Назвать вид, отряд и главные признаки изображенного пресмыкающегося (на примере гадюки обыкновенной).

Контрольные задания.

Интерактивный рисунок, тест.

К-модуль

ФЦИОР

Интерактив

Мультимедиа

http://fcior.edu.ru/card/14725/obshaya-harakteristika-klassa-presmykayushiesya.html

 

Карточка-задание 1 вариант

1. Наибольшая численность рептилий в

а) жарких пустынях
б) водной среде

в) районы с тёплым и умеренно влажным климатом

2. Все рептилии дышат:

а) только легкими
б) легкими и кожей
в) только кожей

3. Сердце большинства рептилий состоит:

а) из предсердия и желудочка
б) из двух предсердий и желудочка
в) из двух предсердий и двух желудочков

4. В шейном отделе ящерицы:

а) 2 позвонка
б) 4 позвонка
в) 8 позвонков

5. Какая кровь находится в желудочке сердца рептилий

а) артериальная
б) венозная
в) смешанная

6. Скелет передней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа
б) плечо, предплечье, стопа

7. Назовите вид оплодотворения, который характерен для ящерицы:

а) внутреннее оплодотворение
б) наружное оплодотворение

8. Головной мозг рептилий состоит из:

а) 4 отделов;
б) 2 отделов;
в) 5 отделов

9. Условные рефлексы у хордовых связаны с

а) передними полушариями мозга
б) мозжечком
в) с промежуточным мозгом

10. Кровеносная система состоит:

а) из одного круга кровообращения
б) из двух кругов кровообращения

Карточка-задание 2 вариант

1. Имеется ли грудная клетка у ящерицы:

а) да;
б) нет

2. Один из отделов сердца снабжен неполной внутренней перегородкой, назовите этот отдел: а) левое предсердие

б) правое предсердие
в) желудочек

3. Сколько отделов различают в каждой конечности ящерицы:

а) 2;
б) 3 ;
в) 4

4. Какая кровь находится в левом предсердии:

а) артериальная
б) венозная
в) смешанная

5. Каким образом расположены конечности прыткой ящерицы:

а) под туловищем
б) сбоку под углом к туловищу

6. Пояс передних конечностей состоит из:

а) лопатки, ключицы, вороньей кости
б) плеча, предплечья, кисти
в) бедра, голени, стопы

7. Насыщение крови кислородом происходит

а) в большом круге кровообращения
б) в легочном (малом) круге кровообращения

8. Скелет задней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа
б) плечо, предплечье, стопа

9. Назовите тип развития характерный для рептилий

а) прямое развитие
б) непрямое развитие

10. Чем покрыто снаружи яйцо ящерицы:

а) толстая прозрачная студенистая оболочка
б) скорлупа
в) кожистая оболочка

Карточка 3

Распределите характерные признаки рептилий

 

ящерицы

змеи

крокодилы

черепахи

       
       

1 Позвоночник, грудина, рёбра соединены с верхним щитом панциря

2 Хвост сжат с боков

3 Кожа покрыта роговыми чешуйками

4 Кожа покрыта роговыми щитками

5 Отсутствие зубов

6 Мощная челюсть с острыми зубами

7 Тело покрыто роговыми пластинами или мягкой кожей

8 Части тела втягиваются под панцирь

9 Веки глаз сросшиеся

10 Отсутствие грудины

11 Конечности отсутствуют

12 Наличие конечностей

13 Раздвоенный язык

14 На челюстях имеются острые роговые края

15 Плохо выражены отделы тела

16 Подвижные веки

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.