Урок биологи по теме «Пресмыкающиеся» (7 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии».
Предмет Биология
Класс 7
Тема и номер урока в теме Урок 4 в теме: «Класс Пресмыкающиеся»
Базовый учебник «Биология. Животные». 7 класс. Часть 2.
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.
«Вентана-Граф». 2004 г.
Цель урока:
Образовательная: познакомить со значением пресмыкающихся в природе и жизни человека, их охране и происхождении, закрепить и обобщить ранее полученные знания об особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения и поведения рептилий.
Развивающая: развитие мышления, речи, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, объяснять понятия, ставить проблемные вопросы. Закрепление и отработка учебных навыков путем различного рода практических заданий.
Воспитательная: воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, предупреждение гиподинамии, сохранение интереса к учебному материалу.
Задачи урока:
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
Этап всесторонней проверки знаний.
Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.
Этап освоения новых знаний. Предъявление информации.
Рефлексия (закрепление и отработка полученных знаний, умений, навыков путем различного рода практических занятий).
Контроль или аттестация учебных достижений по пройденной теме.
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
Тип урока: комбинированный (сообщения, обобщения, систематизации, закрепления и контроля знаний).
Используемое оборудование на уроке:
АРМ учителя.
Экран, мультимедийный проектор.
ПК ученика (в кабинете 2 персональных компьютера ученика и 1 ПК учителя; все подключены к сети Интернет).
Учебник «Биология. Животные». 7 класс. Константинов В.М. и др. ( часть 2 ).
Скелет ужа, ящерицы, черепахи.
Муляжи рептилий и панцирь черепахи.
Влажный препарат «Гадюка обыкновенная», «Ящерица прыткая», «Развитие ужа».
Дидактический материал: «Тематический контроль по биологии. Проверка знаний учащихся по разделу «Животные». Тема: «Класс Пресмыкающиеся». Задания: выбери один верный ответ, составь ответ из нескольких элементов, выполни задания на классификацию объектов, процессов и явлений, вставь в текст пропущенные слова (по вариантам).
Классные тетради.
ЭОР ( ресурс ЦОР school-collection.edu.ru и ФЦИОР fcior.edu.ru ).
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная
парная
фронтальная
общеклассная
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
Организа- ционный этап. |
Иллюстрация на экране 3-х ПК: 1-Гадюки (№ 3), 2-Ящерицы (№ 1), 3-Крокодила (№ 4). |
-Постановка целей и задач урока. Психологическая подготовка уч-ся к общению и предстоящему занятию. |
-Знакомство с темой урока. -Концентрация внимания на иллюстрации. -Подготовка учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей к уроку. |
1 мин. |
2 |
Этап проверки домашнего задания. |
Иллюстрации № 1, 3, 4 (ящерица, гадюка, крокодил). И-модуль ФЦИОР: -Многообразие Пресмыкающихся (№ 17). П-модуль ФЦИОР: Многообразие Пресмыкающихся (№ 17). Какие систематические группы данного класса существуют, охарактеризовать подотряд ящерицы, черепахи, змеи, крокодилы, узнать основных представителей и распределить их по группам. К-модуль ФЦИОР: Многообразие Пресмыкающихся (№ 17). Тест: -Вопрос 1, 2, 3, 4 по теме «Пресмыкающиеся» (№ 15). |
-Демонстрация иллюстраций. -Оценка ответов учеников. -Фронтальная работа с классом. -Замена слайдов на ПК. -Предоставление одного ПК с информационным материалом ученикам, отсутствующим на предыдущем уроке. -Предоставить ПК одному ученику из пары по мере их готовности с целью проверить свои знания по многообразию Рептилий. -Предоставить ПК второму ученику из пары с возможностью проверить свои знания по многообразию Рептилий. -Демонстрация. -Замена материалов на экранах ПК уч-ся -Оценка ответов уч-ся. - Фронтальная беседа с классом. |
-Индивидуальная и фронтальная работа. -Составить устный рассказ об изображенном животном на экране ПК (3 человека). Самостоятельная и индивидуаль- ная парная работа с И-модулем (2 человека). Самостоятельная и индивидуаль- ная работа с П-модулем ученика на оценку ( 1 человек). Самостоятельная и индивидуаль- ная работа с К-модулем ученика на оценку ( 1 человек). -Индивидуальная работа с интерактивным тестовым заданием с выбором нескольких правильных ответов (4 человека). |
8 мин. |
3 |
Этап всесторон- ней проверки знаний. |
Интерактивные рисунки с демонстрацион. и тестовым режимами работы: 1-Внешнее строение рептилии (№ 2). 2-Кровеносная система рептилий (№ 12). 3-Пищеварительн. система рептилий (№ 11). 4-Внутреннее строение рептилий (№ 10). Иллюстрация схематического строения: 5-Сердце пресмыкающегося (№ 13). Видеофрагмент: По выбору ученика: 6-Хамелеон (№9). 7-Предупреждающее поведение змей (№ 5) 8-Охота крокодилов на антилоп (№ 6). 9-Забота о потомстве у крокодилов (№ 7). 10-Передвижение черепах, ящерицы, змеи (№ 8). 11-Работа челюстей и зубов гадюки (№ 14). К-модуль ФЦИОР: 12-Общая характе-ристика класса Пресмыкающиеся (№ 20). Назвать вид и отряд изображенного животного (гадюка обыкновенная). |
_Демонстрация. -Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК. -Оценка ответов уч-ся. -Фронтальная беседа с классом. -Демонстрация. -Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК. -Оценка ответов уч-ся. -Фронтальная беседа с классом. -Демонстрация -Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК. -Оценка ответов уч-ся. -Фронтальная беседа с классом. -Демонстрация. -Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК. -Оценка ответов уч-ся. -Фронтальная беседа с классом. -Демонстрация. -Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК. -Оценка ответов уч-ся. -Фронтальная беседа с классом. -Демонстрация. -Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК. -Оценка ответов уч-ся. -Фронтальная беседа с классом. -Демонстрация. -Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК. -Оценка ответов уч-ся. -Фронтальная беседа с классом. -Демонстрация. -Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК. -Оценка ответов уч-ся. -Фронтальная беседа с классом. -Демонстрация. -Замена иллюстраций на экранах 3-х ПК. -Оценка ответов уч-ся. -Фронтальная беседа с классом. |
-Индивидуальная и фронтальная работа. -Ответить на вопросы теста по демонстрацион. рисунку на экране ПК (4 человека). -Индивидуальная и общеклассная работа. Рассказать о строении сердца рептилий и особенностях их кровеносной системы (1 уч-ся) -Индивидуальная и общеклассная работа. -Рассказать об особенностях внешнего строения и образа жизни хамелеона по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся). -Индивидуальная и общеклассная работа. -Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся). -Индивидуальная и общеклассная работа. -Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся). -Индивидуальная и общеклассная работа. -Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся). -Индивидуальная и общеклассная работа. -Рассказ о поведении рептилий в естественной среде по видеоряду с выключенным звуком (1 уч-ся). -Индивидуальная и общеклассная работа. -Рассказ по сюжету с выключенным звуком (1 уч-ся). -Индивидуальная работа с интерактивным и мультимедийным К-модулем (1 ученик). |
8 мин. |
4 |
Этап подготовки учащихся к активному и созна- тельному усвоению нового материала. |
-П-модуль ФЦИОР: -Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние Рептилии (№ 18). Происхождение современных пресмыкающихся. -Видеофрагмент: -Динозавры (№ 16). |
-Демонстрация. -Рассказ учителя с выключенным звуковым текстом диктора. -Демонстрация. -Фронтальная беседа о вымерших ящерах и причинах их вымирания. |
-Усвоение нового материала по зрительному мультимедий- ному и интер- активному ряду. -Общеклассная форма познавательной деятельности. |
5 мин. |
5 |
Этап усвоения новых знаний. |
-П-модуль ФЦИОР: -Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние Рептилии (№ 18). Происхождение современных пресмыкающихся. |
-Демонстрация модуля со звуком. |
-Активная познавательная деятельность учащихся по усвоению и запоминанию новых знаний. |
5 мин. |
6 |
Этап закрепле-ния и отработки новых знаний и навыков путем различного рода практичес-ких занятий (рефлексия) |
К-модуль ФЦИОР: -Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние Рептилии (№ 19). |
-Демонстрация -Фронтальная беседа по вопросам модуля о значении рептилий в природе и жизни человека, особенностях древних и современных пресмыкающихся и о древних ящерах. -Итоговое обобщение знаний по классу Пресмыкающиеся |
-Индивидуальная и общеклассная работа по интерактивному и мультимедий-ному К-модулю. -Конструктор древних рептилий на ПК (1 ученик). |
6 мин. |
7 |
Контроль или аттестация учебных достиже- ний по пройденной теме. |
АРМ учителя -На экране итоговая таблица с результатами теста. -Запись д/з. |
-Инструктаж по письменной проверке знаний в классных тетрадях. -Самопроверка или взаимоконтроль с оглашением результатов работы. -Подведение итогов урока с выставлением оценок за индивидуальные ответы, активную и грамотную работу во время урока и за итоговый тест. -Похвала и благодарность отдельным учащимся и всему классу за интересный урок. |
-Индивидуальная и парная работа. -Ответить самостоятельно по вариантам на вопросы теста по сборнику тестовых заданий «Животные», Резникова В.З. 1.Выбрать один верный ответ. 2.Составить ответ из нескольких элементов. 3.Выполнить задание на классификацию объектов, процессов и явлений. 4.Вставить в текст пропущенные слова. |
10 мин. |
8 |
Этап информа- ции о домашнем задании и его выполне-нию. |
- |
-Инструктаж о работе над ошибками, допущенными в итоговом тесте. |
-Запись домашнего задания в дневниках для тех, кто не справился с письменным тестом. |
2 мин. |
Итого: 45 минут урока, оценена работа 100 % учащихся класса из 25 человек.
Осуществлен системно-деятельностный, личностный подход в обучении с использованием современных электронно-образовательных ресурсов.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА
«Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние рептилии.
Обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Ящерица прыткая (№ 114434). Иллюстрация внешнего строения представителя отряда Чешуйчатые в естественной среде. |
Иллюстрация ЦОР |
Иллюстрация в формате jpg |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8bd89-0a01-022a-01f7-7c71444cae7a/%5BBIO7_10-40%5D_%5BPF_05%5D.jpg |
2 |
Внешнее строение рептилии (№ 114459). Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы. Внешнее строение пресмыкающихся. |
Интерактивн. рисунок, тест ЦОР |
Мультимедиа в формате flash |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e5f0-0a01-022a-00cc-b126b7d0e453/%5BBIO7_10-40%5D_%5BIM_03%5D.swf |
3 |
Гадюка рогатая (№ 114435). Иллюстрация внешнего строения пресмыкающегося в естественной среде. |
Иллюстрация ЦОР |
Иллюстрация в формате jpg |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8bd90-0a01-022a-00bf-e943763f9825/%5BBIO7_10-40%5D_%5BPF_04%5D.jpg |
4 |
Крокодил (№ 114493). Иллюстрация внешнего строения пресмыкающегося в естественной среде. |
Иллюстрация ЦОР |
Иллюстрация в формате jpg |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df18eca1-0461-40e2-8f29-43af226713b1/%5BBIO7_10-40%5D_%5BPF_02%5D.JPG |
5 |
Предупреждающее поведение змей (№ 114173). Демонстрация поведения пресмыкающегося. |
Демонстрация ЦОР |
В/фр в формате wmv |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29 |
6 |
Охота крокодилов на антилоп (№ 114180). Демонстрация поведения пресмыкающегося. |
Демонстрация ЦОР |
В/фр в формате wmv |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29 |
7 |
Забота о потомстве у крокодилов (№ 114183). Демонстрация поведения пресмыкающегося. |
Демонстрация ЦОР |
В/фр в формате wmv |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29 |
8 |
Передвижение черепах, ящерицы и змеи (№ 114179). Демонстрация представителей класса Пресмыкающиеся. |
Демонстрация ЦОР |
В/фр в формате wmv |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79048/?interface=pupil&class=49&subject=29 |
9 |
Хамелеон ( 114182). Демонстрация особенностей внешнего строения хамелеонов. |
Демонстрация ЦОР |
В/фр в формате wmv |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79050/?interface=pupil&class=49&subject=29 |
10 |
Внутреннее строение рептилий (№ 114460). Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы. |
Интерактивный рисунок, тест ЦОР |
Мультимедиа в формате flash |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e7db-0a01-022a-00ce-299fcd45321f/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_04%5D.swf |
11 |
Пищеварительная система рептилий (№ 114156). Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы. |
Интерактивный рисунок, тест ЦОР |
Мультимедиа в формате flash |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b855f9a-3619-4fe7-92fa-7935a6128154/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_03%5D.swf |
12 |
Кровеносная система рептилий (№114461). Интерактивный рисунок с демонстрационным и тестовым режимами работы. |
Интерактивный рисунок, тест ЦОР |
Мультимедиа в формате flash |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e7fc-0a01-022a-00ef-2304aea03ad4/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_05%5D.swf |
13 |
Сердце пресмыкающегося (№ 114212). Иллюстрация схематичного строения сердца пресмыкающегося. |
Демонстрация ЦОР |
Иллюстрация в формате flash |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b170814-0a01-022a-0168-f24826d8ec05/%5BBIO7_10-41%5D_%5BIM_02%5D.swf |
14 |
Работа челюстей и зубов гадюки ( 114169). Демонстрация особенностей строения. |
Демонстрация ЦОР |
В/фр в формате wmv |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79049/?interface=pupil&class=49&subject=29 |
15 |
Вопрос 1, 2, 3, 4 по теме: «Пресмыкающиеся». Интерактивное тестовое задание с выбором нескольких правильных ответов (по происхождению рептилий). |
Тест ЦОР |
Тест в формате html |
4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4dd54a5-0a01-022a-013b-7b68955ffb92/%5BBIO7_10-43%5D_%5BQS_02%5D.html |
16 |
Динозавры (№ 114181). Демонстрация древних пресмыкающихся. |
Демонстрация ЦОР |
В/фр в формате wmv |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79051/?interface=pupil&class=49&subject=29 |
17 |
Многообразие пресмыкающихся. (какие систематические группы класса существуют, подотряды ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи и их основные представители). |
Демонстрация Интерактивный рисунок, тест. И-модуль П-модуль К-модуль ФЦИОР |
Интерактив Мультимедиа |
И-модуль: http://fcior.edu.ru/card/750/mnogoobrazie-presmykayushihsya.html П-модуль: http://fcior.edu.ru/card/6890/mnogoobrazie-presmykayushihsya.html К-модуль: http://fcior.edu.ru/card/9009/mnogoobrazie-presmykayushihsya.html |
18 |
Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Древние рептилии. Практический материал по происхождению рептилий. |
Практические задания. Интерактивный рисунок, тест. П-модуль ФЦИОР |
Интерактив Мультимедиа |
http://fcior.edu.ru/card/12752/rol-presmykayushihsya-v-prirode-i-zhizni-cheloveka-ohrana-presmykayushihsya-drevnie-presmykayushiesy.html |
19 |
Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Древние рептилии. Контрольные задания (значение для человека, представители современных и древних рептилий и их особенности, конструктор древних ящеров). |
Контрольные задания. Интерактивный рисунок, тест. К-модуль ФЦИОР |
Интерактив Мультимедиа |
http://fcior.edu.ru/card/2079/rol-presmykayushihsya-v-prirode-i-zhizni-cheloveka-ohrana-presmykayushihsya-drevnie-presmykayushiesy.html |
20 |
Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Назвать вид, отряд и главные признаки изображенного пресмыкающегося (на примере гадюки обыкновенной). |
Контрольные задания. Интерактивный рисунок, тест. К-модуль ФЦИОР |
Интерактив Мультимедиа |
http://fcior.edu.ru/card/14725/obshaya-harakteristika-klassa-presmykayushiesya.html |
Карточка-задание 1 вариант
1. Наибольшая численность рептилий в
а) жарких пустынях
б) водной среде
в) районы с тёплым и умеренно влажным климатом
2. Все рептилии дышат:
а) только легкими
б) легкими и кожей
в) только кожей
3. Сердце большинства рептилий состоит:
а) из предсердия и желудочка
б) из двух предсердий и желудочка
в) из двух предсердий и двух желудочков
4. В шейном отделе ящерицы:
а) 2 позвонка
б) 4 позвонка
в) 8 позвонков
5. Какая кровь находится в желудочке сердца рептилий
а) артериальная
б) венозная
в) смешанная
6. Скелет передней конечности состоит из:
а) бедро, голень, стопа
б) плечо, предплечье, стопа
7. Назовите вид оплодотворения, который характерен для ящерицы:
а) внутреннее оплодотворение
б) наружное оплодотворение
8. Головной мозг рептилий состоит из:
а) 4 отделов;
б) 2 отделов;
в) 5 отделов
9. Условные рефлексы у хордовых связаны с
а) передними полушариями мозга
б) мозжечком
в) с промежуточным мозгом
10. Кровеносная система состоит:
а) из одного круга кровообращения
б) из двух кругов кровообращения
Карточка-задание 2 вариант
1. Имеется ли грудная клетка у ящерицы:
а) да;
б) нет
2. Один из отделов сердца снабжен неполной внутренней перегородкой, назовите этот отдел: а) левое предсердие
б) правое предсердие
в) желудочек
3. Сколько отделов различают в каждой конечности ящерицы:
а) 2;
б) 3 ;
в) 4
4. Какая кровь находится в левом предсердии:
а) артериальная
б) венозная
в) смешанная
5. Каким образом расположены конечности прыткой ящерицы:
а) под туловищем
б) сбоку под углом к туловищу
6. Пояс передних конечностей состоит из:
а) лопатки, ключицы, вороньей кости
б) плеча, предплечья, кисти
в) бедра, голени, стопы
7. Насыщение крови кислородом происходит
а) в большом круге кровообращения
б) в легочном (малом) круге кровообращения
8. Скелет задней конечности состоит из:
а) бедро, голень, стопа
б) плечо, предплечье, стопа
9. Назовите тип развития характерный для рептилий
а) прямое развитие
б) непрямое развитие
10. Чем покрыто снаружи яйцо ящерицы:
а) толстая прозрачная студенистая оболочка
б) скорлупа
в) кожистая оболочка
Карточка 3
Распределите характерные признаки рептилий
ящерицы |
змеи |
крокодилы |
черепахи |
1 Позвоночник, грудина, рёбра соединены с верхним щитом панциря
2 Хвост сжат с боков
3 Кожа покрыта роговыми чешуйками
4 Кожа покрыта роговыми щитками
5 Отсутствие зубов
6 Мощная челюсть с острыми зубами
7 Тело покрыто роговыми пластинами или мягкой кожей
8 Части тела втягиваются под панцирь
9 Веки глаз сросшиеся
10 Отсутствие грудины
11 Конечности отсутствуют
12 Наличие конечностей
13 Раздвоенный язык
14 На челюстях имеются острые роговые края
15 Плохо выражены отделы тела
16 Подвижные веки