12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кяшкина Елена Владимировна210
Россия, Мордовия респ., Стародевичье


Урок "Пресмыкающиеся"
DOC / 84.5 Кб

Урок "Многообразие пресмыкающихся"
PPT / 14.04 Мб

                          Урок биологии в 7 классе

 Тема: «Многообразие пресмыкающихся.

             Их значение в природе и жизни человека».

 

Задачи:  Образовательная: сформировать представление о

                                 пресмыкающихся, познакомить с их многообразием.

               Развивающая: на основе развития различных видов памяти, научить

                                   определять виды пресмыкающихся на иллюстрациях.

               Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного и бережное

                                    отношение к живым организмам.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедиа экран,

                          Красная книга Мордовии, книги по охране животных

                          Мордовии, иллюстративный материал на слайдах,     

                          фотографии природы из школьного музея природы.    

 

                                               Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

          Ребята! Сегодня на уроке речь пойдет о тех, кого не любят, боятся и бранят». Как вы думаете, о ком это? 

                      ( На экране появляется изображение видов пресмыкающихся, имеющих угрожающий вид: кобра, комодский варан, гадюка, нильский крокодил, сетчатый питон, молох, круглоголовка, плащеносная ящерица).

         Ответы учащихся: О змеях, ящерицах, крокодилах.

    Учитель: Правильно ребята. А скажите  какие чувства вызывают у вас эти животные?     (Ответы детей:  страх, неприязнь, ужас, опасность и т. д.).

     А вы знаете, что такие чувства возникают у человека от того, что он ничего или почти ничего не знает об этих животных. Вот сегодня на уроке мы и познакомимся с этими животными. На уроке каждый из вас будет заполнять биологическую копилку, пополнять ее новыми видами животных.

 

2.  Изучение нового материала:

       Тема урока: «Многообразие пресмыкающихся. Значение их в природе и жизни человека». На уроке мы должны познакомиться с различными видами пресмыкающихся, их распределением по отрядам; узнать их значение в природе и жизни человека; научиться определять этих животных.

       Пресмыкающихся называют еще рептилиями. Название пресмыкающихся произошло от слов: пресмыкаться, ползать.

      Класс пресмыкающиеся делится на четыре отряда: Клювоголовые, Чещуйчатые, Крокодилы и Черепахи. Рассмотрим представителей каждого отряда.

    1).  «Живым ископаемым» называют животное, дошедшее до нас с глубокой древности. Еще 200 миллионов лет назад жили они и почти не изменились с того времени. Это гаттерия – обитатель Новой Зеландии, внешне напоминающая ящерицу. У нее имеется третий глаз на темени.

       Ребята, запишите название этого животного в свою биологическую копилку.             Отряд Клювоголовые. Гаттерия.

 

 2). Рассмотрим следующий отряд пресмыкающихся – Чешуйчатые, к которому относятся ящерицы и змеи. В природе ничего не бывает лишним, поэтому каждый вид животных нужен, необходимо ценить право каждого на существование. Пресмыкающиеся занимают важное место в цепях питания многих сообществ, регулируя численность членистоногих, моллюсков, мелких грызунов.

       В нашей местности часто встречается ящерица прыткая, она неприхотлива и живет в лесах, оврагах. Питается насекомыми. А вот ее родственница, ящерица живородящая, является редким видом. Это типично лесной вид.  За пищей может подниматься на 1-2 метра вверх по стволу дерева. Численность ее у нас в Мордовии сокращается.

      Песчаную пустыню принято считать царством пресмыкающихся. В Крыму, Средней Азии обитают гекконы, которые могут лазать по скалам, стволам деревьев, стенам домов. Древесно – наземный образ жизни ведет агама, обитающая в пустынях.   Круглоголовка принимает угрожающий вид в момент опасности.

      Серый варан – один из самых крупных видов ящериц (длиной до 150 см, массой до 3,5 кг). Он быстро бегает, может плавать и залезать на кустарники. В молодом возрасте питается крупными насекомыми, взрослые поедают грызунов (мышей. сусликов), иногда нападают на кобр и других змей. Серого варана иногда называют сухопутным крокодилом – за размеры, силу и прожорливость.  Это редкий вид на территории России и подлежит охране.

      На острове Комодо Малайского архипелага живет самая крупная в мире ящерица, комодский варан, который при длине 3 метра весит 150 кг. Это страшный хищник, нападающий на оленей, кабанов, обезьян, буйволят.

      В Австралии встречается короткохвостый сцинк, который внешне немного похож на шишку. Дважды в год он линяет и сбрасывает кожу (как змея). Питается плодами, листьями, насекомыми, моллюсками.

      В Центральной Америке, на ветках деревьев и кустарников по берегам рек и озер живет зеленая игуана. Длина ее тела до 180 см. Она прекрасно плавает и ныряет. В морях обитает морская игуана.

      Очень интересна рогатая ящерица, живущая в песчаных пустынях Мексики и США. У нее короткий хвост, а на голове, длинные похожие на рога, выросты. Тело покрыто шипами. При опасности раздувается и шипит. Питается насекомыми  и пауками.

      В пустынях Австралии обитает молох  - это ящерица – шипохвост, длиной до 22 см.  На вид страшен, но на самом деле безобиден. Шипы единственная защита от врагов. Питается муравьями. Хорошо переносит отсутствие воды, а во время дождей впитывает ее всем телом, как губка.

      Василиск водится в Панаме и на острове Коста – Рика,  по берегам рек. Длина до 80 см. У самцов на затылке есть кожистое украшение вроде шлема, а вдоль спины тянется кожистый гребень. Василиск отличный пловец, может быстро бегать по поверхности воды.

      Интересными представителями пресмыкающихся являются летучий дракон и плащеносная ящерица.

      А существуют еще и безногие ящерицы. Они внешне похожи на змей, но глаза их имеют веки. В лесах Мордовии обитает безногая ящерица веретеница, которая становится редким видом нашей республики. Желтопузик – вид безногой ящерицы Европы и Азии. Длина до 1,2 м. Обитает в садах, лесах.

        Хамелеон не относится к ящерицам, но похож на них. Он  умеет менять окраску в целях маскировки под окружающую местность, а также от страха, голода, жажды, света. Сидя в засаде, хамелеон ловит насекомых, метко стреляя в них длинным языком. Обитает южнее Сахары в тропических лесах Африки.

 

          Вопрос! Какие виды ящериц отряда Чешуйчатые вы запомнили? 

          Запишите в свою биологическую копилку.

Отряд Чешуйчатые. Ящерицы.  Ящерица (прыткая, живородящая !),геккон, агама, сцинк, варан, игуана, молох, василиск, веретеница !, желтопузик.

Отряд Чешуйчатые. Хамелеоны.  хамелеон.    

            Ответьте на вопросы, используя ответ – подсказку.

1. Какие виды ящериц обитают в нашей местности?

2. Каких безногих ящериц вы знаете?

3. Какие виды ящериц находятся под охраной?

4. Какая ящерица может менять свой цвет?

5. Какая из ящериц самая крупная?

6. Какое животное класса Пресмыкающиеся является живым ископаемым?

           Ответ – подсказка..

   Веретеница, гаттерия, хамелеон.

   комодский варан, прыткая ящерица,

   живородящая ящерица.

 

3).  Змеи тоже относятся к отряду Чешуйчатые. В отличие от ящериц они не имеют ног и подвижных век. Взгляд их немигающий. Благодаря растяжимым связкам их челюстей, они могут заглатывать крупную добычу.

       Всем известен уж обыкновенный, который встречается в лесах, лугах. Люди часто путают его с ядовитыми змеями и стараются убить, но существует поверье: «Убить ужа – накликать несчастье». Прошлым летом было настоящее нашествие ужей. Они появлялись в садах, около домов людей, заползали даже в дома.    В водоемах живет водяной уж.

      А относящаяся к ужовым медянка обыкновенная является очень редким видом в нашей республике и занесена в Красную книгу Мордовии, ее длина до 65 см. Встречается в лесах, оврагах. Зарегистрирована она в Мордовском государственном заповеднике, национальном парке «Смольный», а также в Зубово–Полянском и Теньгушевском районах. Этих безобидных змей считают ядовитыми, несправедливо преследуя и уничтожая.

      Самыми ядовитыми из всех змей являются гадюки. Их яд смертелен для человека. В Мордовии обитают два вида гадюк: обыкновенная и степная, которые являются редкими. А гадюка обыкновенная занесена в Красную книгу Мордовии. Из яда ядовитых змей изготавливают лекарство.

      К ядовитым змеям, обитающим в Средней Азии и Казахстане относят песчаную эфу и гюрзу, кобру. Королевская кобра – это самая большая из всех ядовитых змей, ее длина до 5,5 метров. От ее укуса могут погибнуть даже слоны. Для получения яда создают специальные питомники змей. Почти все ядовитые змеи, имеющие целебный яд находятся под охраной. В некоторых странах мира кобра является священным животным, ее нельзя убивать.

      Яд очковой змеи используют в медицине для получения сыворотки против укуса кобр.

      Пеламида – морская змея. Длина обычно около 1 метра, редко достигают  2 метров. Обитает в Тихом океане. Яд пеламиды в несколько раз токсичнее, чем у наземных змей, и по действию сходен с ядом кобры. На людей нападает редко.

      Коралловая змея живет в лесах Восточной Бразилии. Ядовитая змея, имеет яркую окраску, чтобы показать свою ядовитость. Длина около метра.

      Гремучая змея чаще всего встречается в Северной Америке. После нескольких линек на конце хвоста у нее образуется погремушка из не сброшенных роговых чехликов. Гремучник предупреждает о своей ядовитости, издавая треск погремушкой, который слышен вокруг на 30 метров. Охотится на мелких зверьков.

      Полоз и боа относятся к удавам. Они сначала душат свою жертву, а потом заглатывают целиком.

      К змеям гигантам относятся анаконда и сетчатый питон. Самая длинная анаконда 11 метров 40 см. Длина питона до 10 метров. Живет он в Африке, превосходно плавает в воде и легко взбирается на деревья. Питон обвивает свою жертву кольцами, душит и заглатывает целиком. Добычей питона являются антилопы, павианы, птицы, а иногда и леопарды.   

      

           Вопрос! Каких змей отряда Чешуйчатые вы запомнили?

          Запишите в свою биологическую копилку.   

Отряд Чешуйчатые. Змеи.  Уж, гадюка (!), медянка (!), кобра, гюрза, эфа,

пеламида, очковая змея, гремучая змея, удав, полоз, анаконда, сетчатый питон.

          Ответьте на вопросы, используя ответ – подсказку.

1.Какие виды змей обитают в нашей местности?

2. Какие виды змей находятся под охраной?

3. Какие виды змей являются ядовитыми?

4. Какие представители отряда Чешуйчатые относятся к удавам?

5. Какие виды змей обитают в воде?

           Ответ – подсказка.

   Кобра, уж обыкновенный, анаконда, гюрза, гадюка, эфа, медянка,

   сетчатый питон, боа, пеламида.

 

4).     Рассмотрим отряд Крокодилы. Крокодилы – одна из древнейших групп рептилий, они являются современниками динозавров и существуют на Земле уже сотни миллионов лет. Все крокодилы свирепые хищники, некоторые из них опасны для человека. Самый крупный из всех нильский крокодил, который распространен в Африке. 

        Аллигаторы – самые свирепые хищники их всех крокодилов.

        Кайман, или каймановый аллигатор отличается широкой мордой. Длина до 5 метров. Имеет костный брюшной панцирь.

        По сравнению с другими видами крокодилов гавиалы ведут наиболее водный образ жизни. Питается преимущественно рыбой. Он не способен быстро передвигаться по суше и не отходит далеко от воды. В застойной воде прудов  и озер он не водится, а живет только в реках. Кожа гавиала очень прочна и красива, поэтому их  шкуры ценятся, что ведет к браконьерству.  

    

         Вопрос!   Каких представителей отряда Крокодилы вы запомнили?

        Запишите в свою биологическую копилку

 Отряд Крокодилы.   Нильский крокодил  Аллигатор, Кайман, Гавиал.

           Ответьте на вопросы, используя ответ – подсказку.

1. Какой вид отряда Крокодилы самый крупный?

 2. Какие виды крокодилов являются самыми страшными хищниками?

 3. У какого вида отряда Крокодилов сильно вытянутый нос?   

 4. Какой вид крокодилов ведет самый водный образ жизни?    

          Ответ – подсказка.  Аллигатор, кайман, нильский крокодил, гавиал.

    

5).   Познакомимся с представителями отряда Черепахи.

      Средиземноморская черепаха обитает в Закавказье,  занесена в Красную книгу России. Среднеазиатская черепаха обитает в пустынях Южного Казахстана и Средней Азии. Длина панциря до 30 см. Очень выносливые виды. Растительноядные.

       Дальневосточная черепаха, каспийская черепаха.

      Самые крупные из всех черепах  кожистая и зеленая, или суповая черепаха. Кожистая черепаха имеет панцирь до 2 м., массу до 600 кг. Занесена в Международную Красную книгу. Зеленая, или суповая имеет длину панциря до 1,4 метра, масса до 600 кг. Используют в пищу мясо, яйца. А панцири идут на изготовление различных украшений. Численность резко сокращается из-за браконьерства.

      В Мордовии обитает болотная черепаха, которая является очень редким видом, занесенным в Красную книгу Мордовии. Встречается она в Мордовском государственном заповеднике и в пойме реки Пензятка. 

      Бисса, или карета очень красива. Длина ее панциря 80-90 см. Ее красивый панцирь идет на изготовление украшений. Браконьеры ловят ее ради  вкусного мяса.  Занесена в Международную Красную книгу.

     Аррау обитает в тропиках Южной Америки. Занесена в Международную Красную книгу.

     Слоновая черепаха – редкий вид, встречающийся на Галопагосских островах. Длина панциря до 1,5 метра. Масса от 100 до 400 кг. Живут до 100 – 150 лет. К сожалению в настоящее время численность сократилась настолько, что этот вид может совсем исчезнуть.

      Каймановая черепаха очень агрессивный вид, живущий в реках и озерах Северной Америки. Длина панциря до 30-35 см, масса 13-14 кг. Этот хищник, питающийся рыбой, лягушками, нападает даже на купающихся людей. Со взрослым человеком ей не справиться, а ребенка может основательно покусать. Проворно передвигается по суше. Может жить в канализации. Истребляется из-за вкусного мяса и красивого панциря.

       В Африке живет Африканская пеломедуза, которая прячет голову в панцирь сбоку. А в Австралии  обычна змеиношейная черепаха.

   

        Вопрос! Каких представителей отряда Черепахи  вы запомнили?

        Запишите в свою биологическую копилку.

Отряд Черепахи    Черепахи: Среднеазиатская!  Средиземноморская!

Дальневосточная,  Каспийская, Кожистая!   Суповая!   Слоновая!

Болотная черепаха !!! Бисса, или каретта!   Аррау!  Пеломедуза, 

Каймановая черепаха.

       Ответьте на вопросы, используя ответ – подсказку.

1. Какой вид отряда Черепахи обитает в нашей местности?

2. Какие виды черепах самые крупные?

3. Какой вид черепах самый опасный хищник?

4. У какого вида черепах панцирь используют для изготовления украшений?

5. Какой вид черепах находится на грани исчезновения?

       Ответ – подсказка.

Кожистая черепаха, болотная черепаха, слоновая черепаха, карета, пеломедуза,  каймановая черепаха, суповая черепаха.

 

3. Закрепление изученного.

         Задание – 1.  Определите этих пресмыкающихся.

            (На слайдах рисунки  видов пресмыкающихся).

 

    Тест №1. Распредели виды пресмыкающихся по отрядам:

       А – Клювоголовые - № 

       Б – Чешуйчатые. Ящерицы - №

       В – Чешуйчатые. Змеи - №

       Г – Крокодилы - №

       Д – Черепахи - №

 

  (1 – варан;    2 – кайман;     3 – гаттерия;    4 – аррау;     5 – кобра;  

   6 – аллигатор;   7 – бисса ;    8 – гадюка;    9 – питон;  10 –хамелеон;  

   11 - веретеница) 

 

     Тест № - 2. Сопоставь вопрос и ответ.

1.  Самая крупная ящерица. (Вес – 150 кг.)

2.  Пресмыкающееся – живое ископаемое.

3.  Самая крупная змея.

4.  Морская змея.

5.  Самый страшный хищник из крокодилов.

6. Вид черепахи, панцирь которой идет на изготовление пуговиц и различных украшений.

 

     А – гаттерия     Б –  карета       В – аллигатор    Г – пеламида 

     Д – комодский варан    Е - анаконда

 

Тест № 3. Выбери правильный ответ

1.  Безногая ящерица Мордовии

     А – гадюка       Б – веретеница     В – варан        Г- хамелеон

2. Вид черепахи Мордовии

     А – суповая      Б – кожистая       В – болотная     Г – бисса

3. Виды змей, обитающие в Мордовии

    А – уж и гадюка       Б – питон и анаконда        В – кобра и гюрза

    Г -  эфа и пеламида

4. Редкие пресмыкающиеся Мордовии

    А – гаттерия и хамелеон      Б – бисса и аррау       В – гавиал и кайман

    Г – гадюка и медянка         

 

     А теперь, ребята, давайте проверим по компьютеру правильность выполнения вами тестовых заданий. ( Проверяют и сами исправляют свои ошибки).

 

Проверка к Тесту №1.

А – 3;

Б – 1, 10, 11;

В – 5, 8, 9;

Г – 2, 6;

Д – 4, 7.

 

Проверка к Тесту №2.

1 – Д

2 – А

3 – Е

4 – Г

5 – В

6 – Б

 

Проверка к Тесту № 3.

1 – Б

2 – В

3 – А

4 – Г

 

4.  Подведение итогов урока

1.     Познакомились с многообразием пресмыкающихся, их делением на отряды.

2.     Узнали значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

     3.   Научились определять виды пресмыкающихся.

 

           Вопрос!

   Как вы относитесь к изученным сегодня животным?

   Что вам понравилось в этом уроке?

 

Ребята! Я очень рада была с вами познакомиться и хочу подарить вам книгу, которая называется «Как ящерица себе друзей искала». (Свое сочинение!)

 

           Домашнее задание.

    Текст учебника на стр. 201.

    Прочитать сказку «Как ящерица себе друзей искала».

   

           Творческие задания:

         Найти в дополнительной литературе интересные сведения о пресмыкающихся.

         Сочинить сказку или стихотворение о пресмыкающихся.

         Нарисовать рисунок пресмыкающегося.   

 

  Спасибо за работу! Урок окончен.

Опубликовано


Комментарии (5)

Медведева Татьяна Александровна, 03.12.17 в 10:20 1Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, добрый день! Урок очень интересный. Есть несколько замечаний к оформлению презентации: не выдержан стиль оформления, излишняя анимация, к тому же разнообразная на слайдах.

Отредактировано 03-12-2017 10:21

Дементьева Ирина Михайловна, 03.12.17 в 10:33 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Александровна, приветствую. Презентация мне понравилась. Вы пишите, что много анимации. Её почти нет. Рисунки статичны, только заголовки вылетают.
Медведева Татьяна Александровна, 03.12.17 в 10:41 3Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, ещё раз пересмотрела презентацию. Всё равно, считаю, что для урока количество анимаций излишне, переходы по слайдам разнообразные, что не желательно, разное оформление слайдов, что также не приветствуется. Может быть, это субъективное мнение.
Дементьева Ирина Михайловна, 03.12.17 в 10:51 1Ответить Пожаловаться
В ответ Медведева Татьяна Александровна
Согласна с Вами, все мы люди разные. Мнение должно быть своё. Спасибо за общение! Уважаю людей, которые отстаивают свою точку зрения!
Дементьева Ирина Михайловна, 03.12.17 в 10:35 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна. Тестовый материал замечательный. Урок взяла себе в копилку!!!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.