Урок на тему «Пресмыкающиеся» (Биология, 7 класс)

0
0
Материал опубликован 20 December 2018
Ф.И.О. Иванова Т.Э..

Предмет:биология
Класс: 7 класс
 

Технологическая карта урока


Тема урока: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение

Цель урока: создать условия для развития универсальных учебных действий (УУД):

Предметные результаты обучения:

Учащийся научится: выделять и формулировать характерные признаки пресмыкающихся, их приспособленность к жизни на суше, сравнивать земноводных и пресмыкающихся, объяснять роль рептилий в природе и жизни человека.

Учащийся получит возможность научиться: характеризовать рептилий как наиболее высокоорганизованных и приспособленных к проживанию на суше холоднокровных позвоночных животных.

Метапредметные результаты обучения:

-Учащийся научится : сравнивать (находить сходства и различия) разные группы животных , формулировать общие признаки рептилий.

-Учащийся получит возможность научиться: находить необходимую информацию в тексте учебника при заполнении таблицы, анализировать текст рисунки учебника, работать в парах, группах.

- способствовать развитию у обучающихся умений: работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли.

Личностные результаты обучения:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку при работе в группе, осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

- вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;

- расширить границы мировоззрения учащихся пониманием способов распространения плодов и семян;

- воспитывать бережное отношение к оборудованию, окружающей природе

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста, выделяя главное, проводить анализ и обобщение;

-устанавливать причинно-следственные связи (з и среда),

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Коммуникативные УУД

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять функции, формулировать и высказывать свое мнение, координировать его с мнением партнеров; быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль) ;

- самостоятельно организовывать рабочее место.

Регулятивные УУД

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

- развитие внутренней мотивации к изучению реальных биологических процессов.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Методы и приёмы, способствующие достижению планируемых результатов:

Словесные (беседа), наглядные (демонстрацияпрезентации), практические (выполнение практических заданий на основе текста и иллюстраций учебника, выделение определений понятий в тексте, частично поисковый, репродуктивный.Проблемный: чем можно объяснить разнообразие и приспособленность пресмыкающихся на Земле? Почему их изучение столь важно для человека?

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная,

Задачи:

Обучающие: познакомить со значением пресмыкающихся в природе и жизни человека, их разнообразии, характерными признаками рептилий как наиболее высокоорганизованных холоднокровных позвоночных, закрепить и обобщить ранее полученные знания об особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения и поведения рептилий, расширить и углубить понятие о классе, на различных примерах показать черты приспособленности рептилий к среде обитания.

Развивающие:  развитие логического мышления, речи, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, объяснять понятия, ставить проблемные вопросы. Закрепление и отработка учебных навыков путем различного рода практических заданий.

Воспитательные: воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, предупреждение гиподинамии, сохранение интереса к учебному материалу, формирование у учащихся самостоятельность в работе с информацией, умения работать в команде.

Межпредметные связи: биология, экология, география, история

Оборудование: учебники, тетради, ручки, карандаши, линейки, презентация «Многообразие пресмыкающихся» и «Строение пресмыкающихся», слайды,, компьютер,.

Оформление доски: на доске написаны тема урока, число, домашнее задание, проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке.

 

Этапы урока

Деятельность учителя. Содержание урока.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение. 3мин

 

 

 

Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Все улыбнулись и настроились на работу.

Какое у вас настроение, скоро новый год мы подготовили «эко-ёлку», у кого хорошее настроение повесьте на ёлку ы шар, если не очень то шар другого цвета, кто хочет поделиться настроением?

У вас на столах карточки с примером рефлексии «позиция пяти пальцев», в которой один из пунктов как изменилось ваше настроение.

У кого напряжение сделайте упражнение для снятия напряжения.

Выдаю вам карточки оценки, где будете оценивать себя, и в конце урока оцените всю свою работу за урок

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Вешают шары, по желанию рассказывают о своём настроении

Прочитывают карточку (см приложение)

Делают гимнастику

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Актуализация знаний и фиксирование затруднений. 5

Проверка домашнего задания.

Работа по карточке(см приложение)

Выберите признаки земноводных

Проверь себя по ключу и выставь количество баллов в лист оценки

Выполняют задания, представляют отчет о выполненной работе.

Проводят самооценку

Предметные: закрепление знаний о признаках, многообразии и классификации земноводных.

Познавательные:

Регулятивные: умение контролировать время и управлять им, принимать решение на основе переговоров.

Коммуникативные: умение работать в группе: распределять функции, корректировать работу друг друга, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Постановка учебной задачи, целей урока.3

Целеполагание и мотивация.

-какие признаки остались, как вы думаете, о каком классе идёт речь?

- Какой тип животных изучаем? На какие классы делится тип хордовые? Какие классы изучили? Какой будем изучать почему?

- Сформулируйте тему нашего урока и цель.

- Предложите план работы для достижения цели.

План.

1.Признаки пресмыкающихся.

2. Черты приспособленности к жизни на суше.

3.Отряды и признаки отрядов.

Как вы понимаете слово пресмыкающиеся?

Работа со словарём

Обращает внимание на слово пресмыкающиеся (Тела влачится по земле, говорят иначе, смыкается с землёй)

Сделайте вывод к какой среде приспособлены пресмыкающиеся, ещё одна цель выявить черты приспособленности к наземной среде обитания

и пресмыкаться, необходимо иметь своё мнение и его отстаивать

На парте лежат картинки животных. Назовите животных. - Какую проблему будем обсуждать на уроке?

(

Формулируют тему урока: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение».

Записывают тему урока в тетрадь.

план:

1)Классификация

2)Признаки таксонов изученных ранее

3)Особенности изучаемого таксона

4) Многообразие

5)Значение

Формулируют задачи:

Выяснить, какие отряды объединяет класс рептилий.

Изучить характерные признаки отрядов, выяснить сходства и различия.

Определить значение в природе и для человека.

наземная


 


 


 


 

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.

Познавательные: умение анализировать текст, самостоятельное выделение и формулирование цели; умение строить речевое высказывание, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение увидеть проблему, задач, ( выразить её словесно)

составление плана и последовательности дей-ствий.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию, формулировать цель, тему урока, вырабатывают план действий, определяют средства и сроки для выполнения работы, уме-ние с достаточной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы однокласс-ников

Личностные: умение отстаивать своё мнение

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. 15

Первичное усвоение нового материала.

Провести исследование.Предлагает найти информацию в предложенном материале из дополнительной литературы или в параграфе учебника, рассмотреть иллюстрации.

Оказывает помощь, если возникают затруднения. Организует работу в группах.

Создание ситуации реализации навыков самостоятельной деятельности, групповойиндивидуальной работы, применения полученных знаний на практике, самоконтроля.

Активная познавательная деятельность учащихся по освоению и запоминанию новых знаний.

Работают с текстом: читают, выбирают характерные признаки отрядов, заполняют графы таблицы. Работают с иллюстрациями учебника.

Учатся связно излагать свои мысли.

Предметные: изучают признаки, выявляют черты приспособленности к жизни на суще.

Познавательные: смысловое чтение текстов (определение основной и второстепенной ин-формации), извлечение информации в соответствии с поставленной целью, установление причинно-следственных связей, преобразование информации из одной формы в другую

( текст в таблицу)

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, способов взаимодействия, по-становка вопросов, управление поведением партнёра.

Регулятивные : рефлексия способности к са-моуправлению. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Личностные: развитие познавательных инте-ресов, учебных мотивов; умение осознанно трудиться над поставленной целью; бережное отношение к оборудованию, окружающей природе.

Реализация выбранного проекта.5

Обменяйтесь полученными результатами

Физкультминутка.

Способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу.

На выбор:

-на снятие напряжения

-на опорно-двигательную систему

-на зрение

-улучшение мозгового кровообращения

Первичная проверка понимания.

Беседа с целью выявления понимания

-признаки пресмыкающихся

- Сделайте вывод

Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

Выполняют задание

По каким признакам отличить ящерицу от тритона

Сделайте вывод

Какие животные имеют более сложное строение

Обмениваются знаниями и заполняют таблицу

Выполняют упражнения, снимают физическую и психо-эмоциональную усталость.

Называют признаки

Черты приспособленности Пресмыкающихся к наземному образу жизни:

Кожа сухая, лишенная желез;

Легочное дыхание;

Отсутствие кожного дыхания;

Формирование грудной клетки и межреберных мышц, которые обеспечивают механизмы вдоха и выдоха;

Подвижный шейный отдел.

1 кожа сухая, покрытая чешуёй роговой

2 нет плавательных перепонок

3 хвост у тритона сжатый с боков

Предметные

Познавательные: смысловое чтение текстов (определение основной и второстепенной ин-формации), извлечение информации в соответствии с поставленной целью, установление причинно-следственных связей, преобразование информации из одной формы в другую

( текст в таблицу)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, способов взаимодействия, по-становка вопросов, управление поведением партнёра.

Регулятивные: рефлексия способности к са-моуправлению. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Личностные: развитие познавательных инте-ресов, учебных мотивов; умение осознанно трудиться над поставленной целью; бережное отношение к оборудованию, окружающей природе.

Личностные: понимание важности сохране-ния своего здоровья.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. 10

Первичное закрепление.

- снова выполняют тест, выбирая признаки пресмыкающихся

Контроль усвоения, коррекция.

Проверка правильности выполнения.

Посчитайте общее количество баллов и оцените себя

Добавляю баллы за дополнения

Просмотр презентации чешуйчатые

Заполнить таблицу

Отряд признаки животные

Что заинтересовало, удивило

Информация о домашнем задании.Изучите параграфы 25-26,

-ответьте устно на вопросы после параграфа.

-сравнить земноводных и пресмыкающихся

   

Этап рефлексии деятельности 5

Проведём анализ по методу «пяти пальцев»

Цель на следующий урок продолжить изучение многообразия пресмыкающихся

   
       

 

 

Черты приспособленности Пресмыкающихся к наземному образу жизни:

Кожа сухая, лишенная желез;

Легочное дыхание;

Отсутствие кожного дыхания;

Формирование грудной клетки и межреберных мышц, которые обеспечивают механизмы вдоха и выдоха;

Подвижный шейный отдел.

 

Признаки:

вопросы

Кожа сухая, лишенная желез, снаружи покрыта роговыми чешуями

 

Легочное дыхание; ячеистое

Что значит ячеистое, более сложное чем у земноводных

Сердце трёхкамерное

Из каких камер состоит

Два круга кровобращения

 

Головной мозг более сложноестороение

 

Органы выделения почки

 

Температура тела непостоянная

Как называют таких животных

раздельнополые

 

Оплодотворение внутреннее

 

Размножаются яйцами, покрытые кожистой оболочкой

 


 

Приложение

Метод «Пять пальцев» — эффективный способ подведения итогов дня. Замысел метода пяти пальцев принадлежит известному бизнес-тренеру Бодо Шеферу.

Метод пяти пальцев достаточно прост. Ежедневно в вечернее время или перед самым сном взглянув на свою руку вы сможете провести самый элементарный анализ прошедшего дня. Для этого вам не нужно делать какие — либо записи — первая буква названия каждого пальца вашей руки подскажет вам, о чем стоит задуматься и что проанализировать.

Мизинец — буква М. «Мысли»

Ответьте себе на следующие вопросы: Какие знания и опыт я сегодня получил? Что придумал сам, что толкового услышал от других? Где мне эти знания пригодятся? Какие ошибки я сегодня совершил, какие выводы сделал из своих ошибок, где и как смогу этот опыт использовать?Отметьте для себя как минимум три интересные и практичные мысли-находки сегодняшнего дня.

Безымянный — Б. «Близкие»

Что я сделал для близких и родных? Что планировал сделать для них, а что не сделал? Исправьте себя и подойдите к реализации своих планов более ответственно.

Средний палец— буква С. «Состояние души»

Каким сегодня было мое настроение и душевное самочувствие? Если ваш ответ уверенное «хорошо», то переходите к следующему пальцу. Ну, а если так получилось, что сегодняшнее настроение вы оценили как «все достали» и «всё надоело» — имеет смысл завтра повнимательнее быть к своему настроению, сделать правильные выводы и улыбнуться! Что может улучшить наше настроение?

Указательный — У. «Услуги»

Кому я сегодня оказался полезен? Какими услугами смог воспользоваться сам и кого за это поблагодарил? Как изменить себя в лучшую сторону?

Делая услуги, мы создаем своё позитивное отношение к людям и их отношение к нам.Большой — Б. «Бодрость физическая»

Как я сегодня себя чувствовал? Что я сегодня сделал для своего здоровья и поддержания своей физической формы? Отметьте все сделанные на сегодня процедуры для укрепления собственного здоровья, и все те, которые не были сделаны, например из — за лени. Что делать, если ничего не хочется делать?

Сожмите пальцы в кулак: буква К. «Концентрация на цели»

Какие были цели моего сегодняшнего дня? Каким образом я приблизился к реализации своей цели? Что я должен был сделать сегодня? Что надо сделать завтра? И т.п.

Благодаря такому ежедневному подведению итогов и анализу всего сделанного и несделанного вы формируете основу для завтрашнего дня. Такая простая работа над своими ошибками даёт положительный результат в личностном саморазвитии.

Фиксируя важные аспекты своей жизни с помощью метода пяти пальцев вы постепенно учитесь достигать поставленных перед собой целей, учитесь быть ответственными и сознательными хозяевами собственной судьбы.

 

 

Этапы урока

задание

Нормы отметки

баллы

Самоопределение. 3мин

     

Актуализация знаний и фиксирование затруднений. 5мин

Выполните задание по карточке тест

Проверьте по ключу

оцените

  1. ошибка – «5»

2-3 4

4 3

 

Постановка учебной задачи, целей урока. 3 мин

     

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.15мин

-Прочитайте стр учебника Выпишите признаки пресмыкающихся, и выделите черты приспособленности к наземной среде

Выписывают признаки

 

Реализация выбранного проекта. 5мин

Расскажи учителю

Выполнено правильно - 5

Выполнено частично - 4

Выполнено половина - 3

 

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

-сравни тритона и ящерицу

Сделайте вывод Какие животные имеют более сложное строение? Почему?

физминутка

-подсчитайте количество баллов и оцените себя

- Информация о домашнем задании.

1Изучите параграфы 25-26,

-ответьте устно на вопросы после параграфа.

2 сравнить земноводных и пресмыкающихся

записаны все признаки – 5

2 -- 4

1- 3

Сделан вывод

полный – 5

неполный -4

частичный -3

16 и выше ---------------5

13-15 4

10-12 3

 

Этап рефлексии деятельности

Проведём анализ по методу «пяти пальцев»

Цель на следующий урок продолжить изучение многообразия пресмыкающихся

   


 

Соотнести соответствующие признаки Классов Земноводные и Пресмыкающиеся.

1.Наземная и водная среда обитания.

2.Кожа сухая, защищена роговыми щитками и чешуйками; кожных желез нет.

3.Кожа голая, имеет железы, выделяющие слизь, влажная.

4.Тело расчленено на отделы: голова, шея, туловище, конечности, хвост.

5.Тело расчленено на отделы: голова, туловище, конечности.

6.Органы дыхания- легкие и кожное дыхание.

7.Органы дыхания – легкие.

8.Кровеносная система – 3-камерное сердце.

9.Кровеносная система – 3-камерное сердце с, в желудочке появляется неполная перегородка.

10.Органы выделения – почки.

11.Уровень обмена веществ низкий; холоднокровные.

12.Нервная система - головной мозг, спиной мозг, нервы.

13. Оплодотворение наружное (в воде).

14. Оплодотворение внутреннее.

15. Развитие с матаморфозом.

16. Развитие прямое.

17. Характерна регенерация.

18. Относятся классы: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы.

19. Относятся классы: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие.


 

Соотнести по соответствующим классам перечисленные признаки (в указанной ниже таблице, занести цифры).

 

Ответы:

Класс Земноводные

Класс Пресмыкающиеся

1,3,5,6,8,10,11,12,13,15,19

2,4,7,9, 10,11,12,14,16,17,18

 

Класс Земноводные

Класс Пресмыкающиеся

   

 

Система органов

У земноводных

У пресмыкающихся

1

Кожный покров

   

2

Скелет

   

3

Дыхательная система

   

4

Кровеносная система

   

5

Выделительная система

   

6

Нервная система

   

7

Органы размножения

   

 

сравни тритона и ящерицу

Система органов

тритон

ящерица

1

Кожный покров

   

2

Наличие плавательных перепонок

   

3

Длина шеи

   

4

Форма хвоста

   

5

     

6

     

7

     

 

Система органов

тритон

ящерица

1

Кожный покров

Влажная голая

Сухая с роговыми чешуями

2

Наличие плавательных перепонок

имеются

нет

3

Форма хвоста

Сжатая с боков

 

4

     

5

     

6

     

7

     


 

Источники информации:

1.Биология в схемах и таблицах/А.Ю.Ионцева, А.И.Торгалов. - М.: Эксмо, 2012. – 352 с.

2.Биология.Тестовые задания с решениями/ Р.Г.Заяц, В.Э.Бутвиловский, В.В.Давыдов.-Минск:Букмастер,2013.-464 с.

3.Биология. Многообразие живых организмов. В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.

- М.: Дрофа,2005

Автор: учитель биологии

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

УмалатоваРавганятБийбулатовна

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.