Урок на тему «Пресмыкающиеся» (Биология, 7 класс)
Предмет:биология
Класс: 7 класс
Технологическая карта урока
Тема урока: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение
Цель урока: создать условия для развития универсальных учебных действий (УУД):
Предметные результаты обучения:
Учащийся научится: выделять и формулировать характерные признаки пресмыкающихся, их приспособленность к жизни на суше, сравнивать земноводных и пресмыкающихся, объяснять роль рептилий в природе и жизни человека.
Учащийся получит возможность научиться: характеризовать рептилий как наиболее высокоорганизованных и приспособленных к проживанию на суше холоднокровных позвоночных животных.
Метапредметные результаты обучения:
-Учащийся научится : сравнивать (находить сходства и различия) разные группы животных , формулировать общие признаки рептилий.
-Учащийся получит возможность научиться: находить необходимую информацию в тексте учебника при заполнении таблицы, анализировать текст рисунки учебника, работать в парах, группах.
- способствовать развитию у обучающихся умений: работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли.
Личностные результаты обучения:
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку при работе в группе, осознание ценности природы и бережного отношения к ней.
- вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;
- расширить границы мировоззрения учащихся пониманием способов распространения плодов и семян;
- воспитывать бережное отношение к оборудованию, окружающей природе
Познавательные УУД
- извлекать информацию из текста, выделяя главное, проводить анализ и обобщение;
-устанавливать причинно-следственные связи (з и среда),
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Коммуникативные УУД
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять функции, формулировать и высказывать свое мнение, координировать его с мнением партнеров; быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль) ;
- самостоятельно организовывать рабочее место.
Регулятивные УУД
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
- развитие внутренней мотивации к изучению реальных биологических процессов.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Методы и приёмы, способствующие достижению планируемых результатов:
Словесные (беседа), наглядные (демонстрацияпрезентации), практические (выполнение практических заданий на основе текста и иллюстраций учебника, выделение определений понятий в тексте, частично поисковый, репродуктивный.Проблемный: чем можно объяснить разнообразие и приспособленность пресмыкающихся на Земле? Почему их изучение столь важно для человека?
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная,
Задачи:
Обучающие: познакомить со значением пресмыкающихся в природе и жизни человека, их разнообразии, характерными признаками рептилий как наиболее высокоорганизованных холоднокровных позвоночных, закрепить и обобщить ранее полученные знания об особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения и поведения рептилий, расширить и углубить понятие о классе, на различных примерах показать черты приспособленности рептилий к среде обитания.
Развивающие: развитие логического мышления, речи, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, объяснять понятия, ставить проблемные вопросы. Закрепление и отработка учебных навыков путем различного рода практических заданий.
Воспитательные: воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, предупреждение гиподинамии, сохранение интереса к учебному материалу, формирование у учащихся самостоятельность в работе с информацией, умения работать в команде.
Межпредметные связи: биология, экология, география, история
Оборудование: учебники, тетради, ручки, карандаши, линейки, презентация «Многообразие пресмыкающихся» и «Строение пресмыкающихся», слайды,, компьютер,.
Оформление доски: на доске написаны тема урока, число, домашнее задание, проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке.
Этапы урока |
Деятельность учителя. Содержание урока. |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Самоопределение. 3мин
|
Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Все улыбнулись и настроились на работу. Какое у вас настроение, скоро новый год мы подготовили «эко-ёлку», у кого хорошее настроение повесьте на ёлку ы шар, если не очень то шар другого цвета, кто хочет поделиться настроением? У вас на столах карточки с примером рефлексии «позиция пяти пальцев», в которой один из пунктов как изменилось ваше настроение. У кого напряжение сделайте упражнение для снятия напряжения. Выдаю вам карточки оценки, где будете оценивать себя, и в конце урока оцените всю свою работу за урок |
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей Вешают шары, по желанию рассказывают о своём настроении Прочитывают карточку (см приложение) Делают гимнастику |
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений. 5 |
Проверка домашнего задания. Работа по карточке(см приложение) Выберите признаки земноводных Проверь себя по ключу и выставь количество баллов в лист оценки |
Выполняют задания, представляют отчет о выполненной работе. Проводят самооценку |
Предметные: закрепление знаний о признаках, многообразии и классификации земноводных. Познавательные: Регулятивные: умение контролировать время и управлять им, принимать решение на основе переговоров. Коммуникативные: умение работать в группе: распределять функции, корректировать работу друг друга, аргументировать свою точку зрения. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
Постановка учебной задачи, целей урока.3 |
Целеполагание и мотивация. -какие признаки остались, как вы думаете, о каком классе идёт речь? - Какой тип животных изучаем? На какие классы делится тип хордовые? Какие классы изучили? Какой будем изучать почему? - Сформулируйте тему нашего урока и цель. - Предложите план работы для достижения цели. План. 1.Признаки пресмыкающихся. 2. Черты приспособленности к жизни на суше. 3.Отряды и признаки отрядов. Как вы понимаете слово пресмыкающиеся? Работа со словарём Обращает внимание на слово пресмыкающиеся (Тела влачится по земле, говорят иначе, смыкается с землёй) Сделайте вывод к какой среде приспособлены пресмыкающиеся, ещё одна цель выявить черты приспособленности к наземной среде обитания и пресмыкаться, необходимо иметь своё мнение и его отстаивать На парте лежат картинки животных. Назовите животных. - Какую проблему будем обсуждать на уроке? ( |
Формулируют тему урока: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение». Записывают тему урока в тетрадь. план: 1)Классификация 2)Признаки таксонов изученных ранее 3)Особенности изучаемого таксона 4) Многообразие 5)Значение Формулируют задачи: Выяснить, какие отряды объединяет класс рептилий. Изучить характерные признаки отрядов, выяснить сходства и различия. Определить значение в природе и для человека. наземная
Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. |
Познавательные: умение анализировать текст, самостоятельное выделение и формулирование цели; умение строить речевое высказывание, умение устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: умение увидеть проблему, задач, ( выразить её словесно) составление плана и последовательности дей-ствий. Коммуникативные: умение воспринимать информацию, формулировать цель, тему урока, вырабатывают план действий, определяют средства и сроки для выполнения работы, уме-ние с достаточной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы однокласс-ников Личностные: умение отстаивать своё мнение |
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. 15 |
Первичное усвоение нового материала. Провести исследование.Предлагает найти информацию в предложенном материале из дополнительной литературы или в параграфе учебника, рассмотреть иллюстрации. Оказывает помощь, если возникают затруднения. Организует работу в группах. Создание ситуации реализации навыков самостоятельной деятельности, групповойиндивидуальной работы, применения полученных знаний на практике, самоконтроля. |
Активная познавательная деятельность учащихся по освоению и запоминанию новых знаний. Работают с текстом: читают, выбирают характерные признаки отрядов, заполняют графы таблицы. Работают с иллюстрациями учебника. Учатся связно излагать свои мысли. |
Предметные: изучают признаки, выявляют черты приспособленности к жизни на суще. Познавательные: смысловое чтение текстов (определение основной и второстепенной ин-формации), извлечение информации в соответствии с поставленной целью, установление причинно-следственных связей, преобразование информации из одной формы в другую ( текст в таблицу) Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, способов взаимодействия, по-становка вопросов, управление поведением партнёра. Регулятивные : рефлексия способности к са-моуправлению. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Личностные: развитие познавательных инте-ресов, учебных мотивов; умение осознанно трудиться над поставленной целью; бережное отношение к оборудованию, окружающей природе. |
Реализация выбранного проекта.5 |
Обменяйтесь полученными результатами Физкультминутка. Способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу. На выбор: -на снятие напряжения -на опорно-двигательную систему -на зрение -улучшение мозгового кровообращения Первичная проверка понимания. Беседа с целью выявления понимания -признаки пресмыкающихся - Сделайте вывод Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными? Выполняют задание По каким признакам отличить ящерицу от тритона Сделайте вывод Какие животные имеют более сложное строение |
Обмениваются знаниями и заполняют таблицу Выполняют упражнения, снимают физическую и психо-эмоциональную усталость. Называют признаки Черты приспособленности Пресмыкающихся к наземному образу жизни: Кожа сухая, лишенная желез; Легочное дыхание; Отсутствие кожного дыхания; Формирование грудной клетки и межреберных мышц, которые обеспечивают механизмы вдоха и выдоха; Подвижный шейный отдел. 1 кожа сухая, покрытая чешуёй роговой 2 нет плавательных перепонок 3 хвост у тритона сжатый с боков |
Предметные Познавательные: смысловое чтение текстов (определение основной и второстепенной ин-формации), извлечение информации в соответствии с поставленной целью, установление причинно-следственных связей, преобразование информации из одной формы в другую ( текст в таблицу) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, способов взаимодействия, по-становка вопросов, управление поведением партнёра. Регулятивные: рефлексия способности к са-моуправлению. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Личностные: развитие познавательных инте-ресов, учебных мотивов; умение осознанно трудиться над поставленной целью; бережное отношение к оборудованию, окружающей природе. Личностные: понимание важности сохране-ния своего здоровья. |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. 10 |
Первичное закрепление. - снова выполняют тест, выбирая признаки пресмыкающихся Контроль усвоения, коррекция. Проверка правильности выполнения. Посчитайте общее количество баллов и оцените себя Добавляю баллы за дополнения Просмотр презентации чешуйчатые Заполнить таблицу Отряд признаки животные Что заинтересовало, удивило Информация о домашнем задании.Изучите параграфы 25-26, -ответьте устно на вопросы после параграфа. -сравнить земноводных и пресмыкающихся |
||
Этап рефлексии деятельности 5 |
Проведём анализ по методу «пяти пальцев» Цель на следующий урок продолжить изучение многообразия пресмыкающихся |
||
Черты приспособленности Пресмыкающихся к наземному образу жизни:
Кожа сухая, лишенная желез;
Легочное дыхание;
Отсутствие кожного дыхания;
Формирование грудной клетки и межреберных мышц, которые обеспечивают механизмы вдоха и выдоха;
Подвижный шейный отдел.
Признаки: |
вопросы |
Кожа сухая, лишенная желез, снаружи покрыта роговыми чешуями |
|
Легочное дыхание; ячеистое |
Что значит ячеистое, более сложное чем у земноводных |
Сердце трёхкамерное |
Из каких камер состоит |
Два круга кровобращения |
|
Головной мозг более сложноестороение |
|
Органы выделения почки |
|
Температура тела непостоянная |
Как называют таких животных |
раздельнополые |
|
Оплодотворение внутреннее |
|
Размножаются яйцами, покрытые кожистой оболочкой |
Приложение
Метод «Пять пальцев» — эффективный способ подведения итогов дня. Замысел метода пяти пальцев принадлежит известному бизнес-тренеру Бодо Шеферу.
Метод пяти пальцев достаточно прост. Ежедневно в вечернее время или перед самым сном взглянув на свою руку вы сможете провести самый элементарный анализ прошедшего дня. Для этого вам не нужно делать какие — либо записи — первая буква названия каждого пальца вашей руки подскажет вам, о чем стоит задуматься и что проанализировать.
Мизинец — буква М. «Мысли»
Ответьте себе на следующие вопросы: Какие знания и опыт я сегодня получил? Что придумал сам, что толкового услышал от других? Где мне эти знания пригодятся? Какие ошибки я сегодня совершил, какие выводы сделал из своих ошибок, где и как смогу этот опыт использовать?Отметьте для себя как минимум три интересные и практичные мысли-находки сегодняшнего дня.
Безымянный — Б. «Близкие»
Что я сделал для близких и родных? Что планировал сделать для них, а что не сделал? Исправьте себя и подойдите к реализации своих планов более ответственно.
Средний палец— буква С. «Состояние души»
Каким сегодня было мое настроение и душевное самочувствие? Если ваш ответ уверенное «хорошо», то переходите к следующему пальцу. Ну, а если так получилось, что сегодняшнее настроение вы оценили как «все достали» и «всё надоело» — имеет смысл завтра повнимательнее быть к своему настроению, сделать правильные выводы и улыбнуться! Что может улучшить наше настроение?
Указательный — У. «Услуги»
Кому я сегодня оказался полезен? Какими услугами смог воспользоваться сам и кого за это поблагодарил? Как изменить себя в лучшую сторону?
Делая услуги, мы создаем своё позитивное отношение к людям и их отношение к нам.Большой — Б. «Бодрость физическая»
Как я сегодня себя чувствовал? Что я сегодня сделал для своего здоровья и поддержания своей физической формы? Отметьте все сделанные на сегодня процедуры для укрепления собственного здоровья, и все те, которые не были сделаны, например из — за лени. Что делать, если ничего не хочется делать?
Сожмите пальцы в кулак: буква К. «Концентрация на цели»
Какие были цели моего сегодняшнего дня? Каким образом я приблизился к реализации своей цели? Что я должен был сделать сегодня? Что надо сделать завтра? И т.п.
Благодаря такому ежедневному подведению итогов и анализу всего сделанного и несделанного вы формируете основу для завтрашнего дня. Такая простая работа над своими ошибками даёт положительный результат в личностном саморазвитии.
Фиксируя важные аспекты своей жизни с помощью метода пяти пальцев вы постепенно учитесь достигать поставленных перед собой целей, учитесь быть ответственными и сознательными хозяевами собственной судьбы.
Этапы урока |
задание |
Нормы отметки |
баллы |
Самоопределение. 3мин |
|||
Актуализация знаний и фиксирование затруднений. 5мин |
Выполните задание по карточке тест Проверьте по ключу оцените |
2-3 4 4 3 |
|
Постановка учебной задачи, целей урока. 3 мин |
|||
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.15мин |
-Прочитайте стр учебника Выпишите признаки пресмыкающихся, и выделите черты приспособленности к наземной среде |
Выписывают признаки |
|
Реализация выбранного проекта. 5мин |
Расскажи учителю |
Выполнено правильно - 5 Выполнено частично - 4 Выполнено половина - 3 |
|
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. |
-сравни тритона и ящерицу Сделайте вывод Какие животные имеют более сложное строение? Почему? физминутка -подсчитайте количество баллов и оцените себя - Информация о домашнем задании. 1Изучите параграфы 25-26, -ответьте устно на вопросы после параграфа. 2 сравнить земноводных и пресмыкающихся |
записаны все признаки – 5 2 -- 4 1- 3 Сделан вывод полный – 5 неполный -4 частичный -3 16 и выше ---------------5 13-15 4 10-12 3 |
|
Этап рефлексии деятельности |
Проведём анализ по методу «пяти пальцев» Цель на следующий урок продолжить изучение многообразия пресмыкающихся |
Соотнести соответствующие признаки Классов Земноводные и Пресмыкающиеся.
1.Наземная и водная среда обитания.
2.Кожа сухая, защищена роговыми щитками и чешуйками; кожных желез нет.
3.Кожа голая, имеет железы, выделяющие слизь, влажная.
4.Тело расчленено на отделы: голова, шея, туловище, конечности, хвост.
5.Тело расчленено на отделы: голова, туловище, конечности.
6.Органы дыхания- легкие и кожное дыхание.
7.Органы дыхания – легкие.
8.Кровеносная система – 3-камерное сердце.
9.Кровеносная система – 3-камерное сердце с, в желудочке появляется неполная перегородка.
10.Органы выделения – почки.
11.Уровень обмена веществ низкий; холоднокровные.
12.Нервная система - головной мозг, спиной мозг, нервы.
13. Оплодотворение наружное (в воде).
14. Оплодотворение внутреннее.
15. Развитие с матаморфозом.
16. Развитие прямое.
17. Характерна регенерация.
18. Относятся классы: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы.
19. Относятся классы: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие.
Соотнести по соответствующим классам перечисленные признаки (в указанной ниже таблице, занести цифры).
Ответы:
Класс Земноводные |
Класс Пресмыкающиеся |
1,3,5,6,8,10,11,12,13,15,19 |
2,4,7,9, 10,11,12,14,16,17,18 |
Класс Земноводные |
Класс Пресмыкающиеся |
№ |
Система органов |
У земноводных |
У пресмыкающихся |
1 |
Кожный покров |
||
2 |
Скелет |
||
3 |
Дыхательная система |
||
4 |
Кровеносная система |
||
5 |
Выделительная система |
||
6 |
Нервная система |
||
7 |
Органы размножения |
сравни тритона и ящерицу
№ |
Система органов |
тритон |
ящерица |
1 |
Кожный покров |
||
2 |
Наличие плавательных перепонок |
||
3 |
Длина шеи |
||
4 |
Форма хвоста |
||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
№ |
Система органов |
тритон |
ящерица |
1 |
Кожный покров |
Влажная голая |
Сухая с роговыми чешуями |
2 |
Наличие плавательных перепонок |
имеются |
нет |
3 |
Форма хвоста |
Сжатая с боков |
|
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
Источники информации:
1.Биология в схемах и таблицах/А.Ю.Ионцева, А.И.Торгалов. - М.: Эксмо, 2012. – 352 с.
2.Биология.Тестовые задания с решениями/ Р.Г.Заяц, В.Э.Бутвиловский, В.В.Давыдов.-Минск:Букмастер,2013.-464 с.
3.Биология. Многообразие живых организмов. В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.
- М.: Дрофа,2005
Автор: учитель биологии
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
УмалатоваРавганятБийбулатовна