Урок изобразительного искусства в 6 классе на тему «Анималистический жанр»
Изобразительное искусство
6 класс
Тема: "Анималистический жанр. Прошлое, настоящее, будущее"
Рождественская Елена Владимировна, учитель технологии и изобразительного искусства
МБОУ СОШ №14 города Архангельска
Цель:
Расширить знания об анималистическом жанре.
Познакомить с художниками-анималистами.
Совершенствовать умения изображения животных.
Развитие: творческого потенциала, зрительной памяти, внимания и наблюдательности, фантазии.
Воспитание бережного отношения к природе и братьям меньшим; аккуратности в работе.
Оборудование: стихи, иллюстрации, рисунки детей и учителя, мультимедийная презентация (Приложение 1), слова-термины, музыка для фона.
План урока:
Организационная часть. Проверка готовности к уроку.
Введение в тему урока.
Теоретическая часть. История развития анималистического жанра.
Знакомство с творчеством художников-анималистов.
Алгоритм изображения животных.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задачи.
Подведение итогов. «Вернисаж детских работ».
Закрепление материала урока.
Тип урока:
Урок комбинированный
Урок-практикум
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Принципы обучения:
Научность
Наглядность
Последовательность
Доступность
Активность
Самостоятельность
Создание необходимых санитарно-гигиенических условий
Уровень усвоения знаний:
Через восприятие информации
Усвоение способов применения знаний по образцам
Творческое применение знаний
1. Организационная часть.
Ребята! Проверьте, всё ли вы приготовили для работы. Давайте начнем урок.
2. Введение в тему урока.
Начнем наш урок со стихотворения (читает ученик):
Полдня рисовал я красавца коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
«Чудесная, Мишенька, вышла овечка».
Но с тем же рисунком я к папе пошел.
И папа сказал мне: «Отличный козел!».
Потом похвалила малышка сестренка:
«Ты очень хорошего сделал котенка».
И братец мой старший меня похвалил
Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил».
Ребята, назовите жанр, в котором трудился Миша. (ответы ребят)
Сегодня наш урок посвящен этому жанру. Вы узнаете, как правильно изображать животных, кто такие художники-анималисты, как развивался анималистический жанр. А почему такое странное название, что означает…(ответы ребят)
Правильно. Мы совершим с вами путешествие в прошлое, настоящее и будущее, посмотрим, как выглядели древние животные, познакомимся с обитающими на нашей земле животными и помечтаем о существующих в наших фантазиях животных.
3. Теоретическая часть.
История об истории развития анималистики, о художниках-анималистах.
Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. (Слайд 2, 3).
Давайте дадим правильное определение жанру. Этот жанр есть и в живописи, и в графике и в скульптуре. Художников, изображающих животных, называют анималистами. (Слайд 4).
Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру.
Давайте поближе познакомимся с ними. Василий Ватагин (рассказывает ученик), Евгений Чарушин (рассказывает ученик). (Слайд 5-12).
Рисунки Серова. (Слайд 13-14).
Если сравнивать рисунки Ватагина и Чарушина то у первого изображение взрослых животных с характером, а у Чарушина – очаровательные мягкие зверята, которых хочется приласкать.
Но есть и другие художники, изображавшие животных. Посмотри их работы. (Слайд 15-22).
4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного»
Рисовать животных не так-то просто, позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.
Что общего в строении тела животных.
Горизонтальное положение туловища, 4 конечности, шея, голова, хвост. Но есть и различия (какие?).
Посмотрите выполнение наброска животного. Начинают с общей формы туловища – это самая крупная часть у него. Конечности. Из туловища растет голова, но не стоит забывать нарисовать шею, хвост. Если основные параметры определены, то можно нарисовать детали.
Выполнение наброска животных в карандаше.
Передача шерсти выполняется с помощью штриха или мазка.
Нарисовав набросок – определить цвет животного. Тело объемно, поэтому нужно выделить светлую его часть и теневую.
Физкультминутка для пальчиков.
5. Постановка художественной задачи:
Сегодня мы с вами будем анималистами. Выполним рисунки животных. Перед уроком вы получили задание почитать книги о животных, посмотреть их рисунки, узнать, где живут, чем питаются, какой у них характер. Давайте посмотрим на них – какие они? (просмотр видеосюжета). (Слайд 27-42).
Животные, которых вы будете изображать, где-то обитают, живут. Значит, продумайте, что будет его окружать. Но не забывайте, что животное – главная фигура в вашем рисунке. Подчеркните основные элементы, чтобы оно не потерялось.
Послушайте требования к работе:
Соблюдение пропорций
Удачная передача характера животного
Проработка мелких деталей
Общая выразительность
Завершенность
Аккуратность
Я разделила вас на три группы. Первая группа ребят работают на мольбертах и, совершая путешествие в прошлое, изображают динозавров – самых древних животных. Вторая группа, совершая путешествие в будущее, рисуют фантастических животных, которых на самом деле нет, придумайте их и для каждого придумайте название. Третья группа ребят рисует животных настоящего времени, обитающих в лесу, пустыне, саванне, в водоемах, джунглях и т. д. На ком они остановили свой выбор, мы узнаем в конце урока.
Творческих успехов. Приступаем к работе. Делаем быстрый набросок и рисуем красками.
6. Практическое выполнение задачи. Звучит музыка для фона.
7. Подведение итогов. Вернисаж работ.
8. Заключение.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, узнали новое для себя. У вас получились прекрасные работы – индивидуальные, своеобразные. Где чаще всего мы видим работы художников-анималистов (в книгах, учебниках). Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками, но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак, кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!
Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята.
Работы учащихся.
Анималистический жанр
Автор: Мясникова Наталья Викторовна, Размер: 33.43 MB
Добавлен: 12.12.2013.
Цели урока:
Образовательная: Освоение учащимися знаний об истории и развитии «анималистического жанра», при гармоничном сочетании теоретических знаний и практического применения их учащимися.
Развивающая: развивать память, мышление, умение рисовать животных по схеме, овладение навыками изображения домашних животных при помощи мыльной техники.
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности «За тех, кого мы приручили», доброго отношения к нашим четвероногим друзьям, аккуратное обращение с принадлежностями и уважение к предмету Изобразительного Искусства.
Оборудование:
для учителя: Наглядные пособия с изображением животных; видеоролик «Анималистический жанр», музыкальное сопровождение.
для учащихся: Альбом, краски, кисти, мыло, баночка с водой, словарик.
Ход урока.
Организационный момент.
Установить дисциплину в классе, проверить наличие инструментов.
Здравствуйте! Садитесь.
Изложить учащимся цели урока.
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
Сегодня опять
Будем с вами рисовать.
2. Тема нашего сегодняшнего урока – Анималистический жанр.
Ребята, сегодня на уроке вы научитесь рисовать в мыльной технике животных. Узнаете историю возникновения анималистического жанра.
(1-й слайд)
( Лат. Animal- животное) – изображение животных в живописи, скульптуре,
и графике. Этот жанр сочетает в себе естественное и художественное начала.
здесь важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки
животных.
(2-й слайд)
Анималистический жанр зародился еще в первобытную эпоху,
о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся (во Франции, Северной Америке
и др.) наскальные рисунки с изображением зверей, птиц, сцен охоты.
(3-й слайд)
Вспомните, для чего первобытные художники рисовали животных на стенах пещер?((4-й слайд)они верили в магический смысл; если они нарисуют животное, то охота будет удачной)
(5-й слайд)
Первые художники Земли часто изображали животных и получались эти изображения довольно таки реалистично.
(просмотр видеоролика «Анималистический жанр)
(6-йслайд)
Художников, которые изображают животных, называют -художниками анималистами.
Для того, чтобы эта характеристика была точной и интересной для зрителя, художник должен быть наблюдательным и конечно же любить животных.
Художнику-анималисту приходится много работать с натуры. За считанные минуты на листах из под карандаша появляются не только образы, но и характеры животных.
(7-й слайд)
Сегодня мы на время превратимся в художников-анималистов.
Мы с вами будем использовать таблицу с поэтапным выполнением животных.(Каждая команда выполняет своего животного)
(8-й слайд)
Для того, чтобы животные получились реалистично, мы будем использовать мыльную технику. Для этого нам необходимо акварельные краски, вода, кусочек мыла ,кисть с жесткими щетинками.
(9-й слайд)Обмакнем кисточку в акварельную краску, затем слегка потрем по куску мыла. Так краска смешивается с мылом.
(10-й слайд)Оказывается, если смешать акварельную краску с мылом - то на высохшем уже рисунке можно заметить красивые рельефные разводы и линий, оставленные от щетинок кисти! А если смешивать несколько цветов - то получатся замечательнейшие текстуры и переходы. Мыльное рисование хорошо подходит для рисования шерсти животных и перьев птиц.
(11-й слайд)
Для того, чтобы животные получились реалистично, рассмотрим как правильно их рисовать.
Проанализируем форму животных:
Что представляет из себя туловище? Голова? Ноги?
(12-й слайд)Когда вы приступите к работе обратите внимание на:
Компоновку.
Выразительность образа животного.
Пропорции фигуры животного.
Цветовое сочетание окраса шерсти.
3. Самостоятельная работа – поэтапное выполнение рисунка животного.
4. Итог урока. Выставка и анализ работ, проводимый учащимися.
- Как называется жанр, в котором мы работали?
- Понравилось ли вам работать в мыльной технике?
5. Домашнее задание. Подобрать иллюстрации к анималистическому жанру.
6. Уборка рабочего места.
Источники информации:
http://festival.1september.ru
http://nsportal.ru