Технологическая карта урока ИЗО «Библейский жанр в изобразительном искусстве» (6 класс)
Технологическая карта урока по изобразительному искусству ФГОС
Мингалёва Маргарита Михайловна - учитель Изобразительного искусства
МАОУ «СОШ № 12 им. О. Кошевого»
г. Сыктывкар
Учебный предмет |
ИЗО |
Класс |
6 |
Тип урока |
урок комбинированный |
Технология построения урока |
проблемно-диалогическая |
Тема урока |
Библейский сюжет в искусстве |
Цель урока |
Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, привитие интереса к мировым религиям, уважительное отношение к религиозным представлениям народов Мира; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в живописи, посредством религиозного жанра; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные термины, понятия |
Религия, религиозные культуры народов Мира, Библия и Православие, Икона, символика |
Планируемый результат
Личностные |
Сформировать: уважительное отношение к религии и искусству народов Мира целостное мировоззрение коммуникативную компетентность в общении со сверстниками потребность в самостоятельной практической творческой деятельности умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Метапредметные |
Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Предметные |
Уметь анализировать и систематизировать, а так же вычленять основную характеристику изображения в религиозном жанре; распознавать ведущих мастеров и отличительные особенности изображения иконы и картины; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на религиозные представления; уметь формировать представление в рисунке, посредством композиции и символики. |
Организация пространства
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная работа Работа в группах Индивидуальная работа |
Учебник для 6 класса Изобразительное искусство. «Искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская Копии икон, репродукции картин по мотивам библейской тематики, компьютерная презентация, художественные материалы. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые умения |
Организация на урок Мотивация учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Цели: - Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. - Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения Цели: выявить место затруднения Построение проекта выхода из затруднения. Цели: Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний Цели: - организовать усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием во внешней речи. Вкючение в систему знаний и повторений. Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока. Самостоятельная работа. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку. -Здравствуйте класс! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, на данном уроке нам понадобиться: альбом, акварель, кисти, воск, баночки с водой, учебник и настрой на урок. Присмотреитесь к слайду, здесь представлены самые разные картинки. Как одним словом можно охарактеризовать данный слайд? (религия) Не случайно выставлены в классе произведения религиозного значения (иконы, крестик, свечи, библия). Что такое Религия? Какие Религии Вы знаете? (православие, буддизм, ислам, индуизм и т.д.) На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о религиях и обобщим наши представления о живописи на религиозную тематику. Какую Религию в основном, принимают в России? (Православие) Религиозная православная книга имеет название, какое? (Библия) Определите тему урока, исходя из того, что урок связан с культурой и искусством. Попробуйте сформулировать тему урока и в соответствии построить задачу урока. Тема урока «Библейские сюжеты в культуре и искусстве» Давайте вспомним, посредством учебника или опорных предшествующих знаний, следующее задание: Какими видами искусства можно представить православную религию? (Архитектура, скульптура, ДПИ, живопись, дизайн) Сейчас, я продемонстрирую Вам несколько отобранных живописных произведений искууства, ваша задача, не только прослушать и посмотрть, но и попытаться найти в религиозном жанре «изюминку», т.е. ответить на вопрос: Как художник передает в картине религиозный жанр? С первой знаменитой картиной, я хочу познакомить не случайно, так как именно в Библии это знаменитый сюжет, на религиозную тематику, написанную замечательным маринистом - «Всемирный потоп» 1864. Иван Константинович Айвазовский: В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. Икона Андрей Рублёв « Святая Троица», где Ико́на — в христианстве, это священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Как Вы думаете, кто на иконе представлен? (Отец, Сын и Святой дух) Следующие иконы, посвящены Богоматери: Богоматерь Одигитрия Дионисий 1502 г. Богоматерь Владимирская 12 век., а вот на следующем слайде представлены живописные картины, но выглядят они как иконы, не путайте, ребята, у иконы собственная технология изготовления и написания сюжета! «Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти 1512-1513 гг. и “Мадонна Бенуа” Л. да Винчи Знаменитый русский художник: Александр Андреевич Иванов, в картине «Явление Христа народу», повествовал сюжет библии: Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю. На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Сделаем вывод! - Как определить что картина с библейским сюжетом? (Наличие религиозных символов: нимб, крест, одежда, лик, ангелы, крылья, свет) - Какие цвета будут преобладать на предметах культуры?( Красный (кровь, жертва) Белый (чистота и святость) Голубой (небо и вечность) Зелёный (молодость, плодородие) Чёрный (тайна) Молодцы, сейчас приступим к собственным впечатлениям, которые Вы передадите в рисунке! Практическая работа: Творческая работа:«Рисунок ангела»(воск + акварель) Этапы: - Воском контур крыльев, святые места - Акварелью фон и части тела - Деталировка Рефлексия: о чем повествовал Вам урок?, кого запомнили? И как Вы охарактеризуете Библейский жанр в искусстве? |
Настройка на урок. Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Осознанно слушают Ответ на? Ответ на? Ответ на? Формулировка темы урока, постановка задач урока.
Ответ на ?
Просмотр, прослушивание картин и икон. Организация проблемы и актуализация знаний
Ответ на ?
Ответ на ? Ответ на ? |
ЛУУД: действие смыслообразования. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Умение слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания, Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь слушать и слышать (КУУД) Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД) Умение владеть монологической формой речи (КУУД) Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств) Поиск и выделение необходимой информации (ПУУД) Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд) Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные ууд) Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки (РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |