Урок физики «Линзы» (8 класс)
Ирина Павловна Нерода,
учитель физики МБОУ «СШ №16»
г. Ачинск, Красноярский край
Тема урока: Линзы
Цель урока: изучить основные характеристики линз.
Задачи урока:
достижение предметных планируемых результатов: формирование системы знаний о линзах;
достижение метапредметных планируемых результатов:
уметь работать с различными источниками информации, обобщать, работать в группе по решению общих учебных задач;
использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
достижение личностных планируемых результатов:
готовность к самообразованию и саморазвитию;
формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники.
Ключевые понятия: линза, собирающая линза, рассеивающая линза, фокус линзы, фокусное расстояние, главная оптическая ось линзы, оптическая сила линзы,тонкая линза, формула тонкой линзы.
Оборудование: прибор «Геометрическая оптика», выпрямитель, линзы разных видов с разным фокусным расстоянием, экраны, линейки.
Учебник: Физика 8 Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов
План урока
№ |
Название этапа |
Методический комментарий |
1 |
Проверка домашнего задания |
Работа в парах и последующее фронтальное обсуждение вопросов: В жаркую солнечную погоду лесок, находящийся за свежевспаханном полем, кажется «дрожащим». Почему? Почему звезды мерцают? Камни, лежащие на дне водоема, кажутся колеблющимися, если поверхность воды в водоеме не совсем спокойная. Почему? Почему после захода солнца темнеет не сразу, а появляются сумерки? Как нужно целиться в предмет, находящийся под водой, чтобы попасть в него, - выше или ниже предмета? Ответ поясните чертежом. |
2 |
Изучение нового материала |
Проблемная ситуация: На необычное свойство сосуда, наполненного водой, впервые обратили внимание древние греки, которые знали, что обыкновенный графин с водой сжигал занавески, скатерть, обугливал стол, при этом вода оставалась холодной. Огромные шаровые бутылки с окрашенной водой, по старинному обычаю, украшающие витрины аптек, становились причиной катастроф, вызывая пожары. Ломоносов в своем стихотворении «О пользе стекла» писал: Мы пламень солнечный стеклом здесь получаем И Прометею тем безбедно подражаем. Ругаясь подлости нескладных оных врак, Небесным без греха огнем курим табак. Что является причиной данных событий? Как это можно объяснить? Учитель вводит понятия линзы, знакомит с видами линз; с помощью прибора «Геометрическая оптика» показывает, как проходят лучи сквозь разные виды линз, вводит понятия: фокус линзы, фокусное расстояние, главная оптическая ось линзы; объясняет, как измерить фокусное расстояние линзы.
|
3 |
Изучение нового материала |
Учитель вводит понятие оптической силы линзы, тонкой линзы, дает формулу тонкой линзы. |
4 |
Этап закрепления и первичной проверки |
Фокусные расстояния трех линз соответственно равны 0,8 м, 250 см, 200 мм. Какова оптическая сила каждой линзы. Оптическая сила линзы +5 дптр. Найдите ее фокусном расстояние. Какая это линза-собирающая или рассеивающая? Мальчик носит очки с линзами, оптическая сила которых -2,5 дптр. Каково фокусное расстояние этих линз? Какие эти линзы-собирающие или рассеивающие? Как надо расположить две линзы, чтобы после прохождения через них параллельные лучи оставались параллельными? Рассмотрите два случая: 1) обе линзы собирающие, 2) одна линза собирающая, другая-рассеивающая. |
7 |
Домашнее задание |
У: § 28; З: № 28.3, 28.9, 28.15, 28.24 |
Литература
Физика 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс».- Волгоград: Учитель –АСТ, 2003