Урок на тему: «К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»» 2 класс
Конструкт урока по литературному чтению
на тему: «К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»»
УМК «Школа России», 2 класс
Автор(ы): Варущенко У.А.
Тема: К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»
Перспективная цель: формирование читательской компетентности обучающихся посредством знакомства с произведениями о любви к русской природе.
Актуальная цель: формирование умения воссоздавать художественные образы литературных произведений, развитие поэтического слуха детей, в процессе обсуждения прочитанного и эмоционального отклика на стихотворение Константин Дмитриевич Бальмонт «Поспевает брусника…».
Задачи:
Обучающая - формировать умение воссоздавать художественные образы посредством прослушивания аудиозаписи стихотворения К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…»; совершенствовать навык чтения посредством использования разных видов чтения стихотворения К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…».
Развивающая – развить образное мышление через обсуждение прочитанного стихотворения К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…»; развить воображение через словесное рисование сюжетных линий в стихотворении К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…».
Воспитательная – воспитывать эстетический вкус в процессе прослушивания стихотворении К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…».
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): получат возможность изучить биографию писателя, читать стихотворение самостоятельно, делать выводы по содержанию стихотворения.
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: будут с достаточной полнотой и точностью высказывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации; принимать участие в диалоге, владея монологической и диалектической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; формулировать речевые высказывания; производить эмоциональный отклик на прочитанное в тексте; выстраивать логическую цепочку рассуждений.
Познавательные: будут осуществлять поиск необходимой информации в тексте, читать про себя в процессе повторного просмотрового и выборочного чтения; умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя; формирование умения работать с информацией; делать самостоятельные выводы.
Регулятивные: будут принимать и сохранять учебную задачу, на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; будут определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; будут составлять план и последовательность действий; оценивать свои достижения и результаты достижений одноклассников.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): будут развивать умение видеть красоту в окружающем их мире, развивать поэтический слух.
Продукт деятельности (если предусмотрен):
Оборудование: компьютер, проектор, учебная презентация, учебник, картина Н.Н. Осенева «Осень», музыка П.И. Чайковского «Времена года. Осень», раздаточный материал (листы, для записи баллов).
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: беседа.
Принципы: наглядности, доступности, целесообразности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы, приемы: словесный, практический, ответы на вопросы, приём «Удивляй».
Литература: учебник «Литературное чтение. 2 класс» Л.Ф. Климанова, 1 часть
Конструкт урока
Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок - Здравствуйте ребята. - Стали все ровно, красиво. Повернулись друг к другу, улыбнулись. От ваших улыбок стало светлее в классе. Желаю всем вам хорошего настроения (слайд 1) - Присаживайтесь. - Предлагаю начать наш урок с речевой разминки: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно (слайд 2) -Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко; прохлопайте ритм. -О чём скороговорка? - Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова. -Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова; в ускоренном темпе. - Отлично! «Приём удивляй» (слайд 3) - Как вы думаете, какому времени году посвящена картина? - Верно! Осени. И мы с вами увидели картину Н.Н. Осенева «Осень». - Какая показана осень: суровая и холодная или волшебная и загадочная? - Хорошо! Тогда получается, что художник восхищается осенней природой или наоборот? - Понравилась ли вам эта картина? - А какое у нас сейчас время года за окном? - Как вы думаете почему мы с вами сегодня разговариваем об осени? - Вот сегодня мы это и узнаем! - Знания прошлого урока пригодятся вам сегодня! | Доброжелательный настрой на урок Здороваются с учителем. Садятся на места. Читают хором медленно и выговаривают каждое слово чётко, прохлопывая ритм. - Скороговорка о том, как нужно правильно говорить. - Разговаривать, выговаривать, правильно, внятно, понятно. Читают хором. Смотрят картину. - Она посвящена времени года, осень. - Осень показана суровой, загадочной. - Художник восхищается осенней природой. - Да. - У нас сейчас осень. - Мы разговариваем об осени, наверное, потому что сегодняшний урок будет посвящен осени. | Личностные (соответствуют поставленным задачам): самоопределение к деятельности; включаться в учебную деятельность. Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам) Коммуникативные: хоровое произношение, будут высказывать свою точку зрения, принимать участие в диалоге, формулировать речевые высказывания. |
Актуализация знаний и целеполагание. (Целеполагание и планирование деятельности) Задача: определение направления работы с текстом на уроке | Определяется целенаправленность работы с художественным произведением - С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? - Кто автор этого произведения? - Чему было посвящено данное произведение? - Какие чувства у вас вызвало стихотворение? - Понравилось ли вам стихотворение? - Ф. Тютчев написал очень красивое стихотворение. Как вы думаете, только ли Тютчев написал стихи об осени? - А хотите познакомится с ещё одним удивительным поэтом? - Обратите, внимание на доску. Вы видите портрет и сборники стихов ещё одного замечательного поэта. Это… (слайд 4) - Сформулируйте тему урока? - Правильно! И сегодня мы познакомимся с произведением Бальмонта «Поспевает брусника…». - Отлично! Давайте составим план урока. На экране будут представлены варианты плана, которые могут подойти и не подойти к нашему уроку. Ваша задача, выбрать правильные варианты плана. - Готовы? - Расположите теперь данные пункты плана в правильном порядке. - Итак, что у нас получилось? (слайд 5) - Отлично, всё верно! | В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением - «Есть в осени первоначальной…» - Фёдор Иванович Тютчев - Осени. - Восхищение, радость, грусть. - Да. Слушают учителя. - Нет. - Да. - К.Д. Бальмонт. - Познакомиться с произведением К.Д. Бальмонта. - Да. 1.Узнаем биографию К.Д. Бальмонта. 2.Стихотворение «Поспевает брусника…». 3.Анализ стихотворения. 4.Самостоятельная работа. | Предметные: актуализируют свои знания по пройденному произведению автора. Метапредметные: Регулятивные: будут принимать, и сохранять учебную задачу, формулировать тему и план урока. Познавательные: умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя; делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: будут высказывать свою точку зрения, принимать участие в диалоге, формулировать речевые высказывания. |
Открытие нового знания (Подготовка к восприятию. Первичное восприятие) Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста | Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие - Давайте познакомимся с биографией Константина Дмитриевича Бальмонта (слайд 6 - 8) - После знакомства с биографией К.Д. Бальмонта, как вы думаете, каким человеком он был? - Ну, а теперь познакомимся с произведением К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…» Звучит музыка Чайковского «Времена года. Осень». - Дети, закройте глаза, и представьте себе картинку, которую нарисовал Бальмонт. Учитель читает под музыку. | Воспринимают произведение Дети, подготовившие сообщение, рассказывают про автора: Бальмонт К. Д. родился 3 (15) июня 1867 года в небольшой деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в многодетной семье третьим из семи братьев. В семье небогатого помещика. Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта любовь к словесности, культуре и музыке. По словам поэта, мать сильно повлияла на его мировоззрение и во многом предопределила дальнейшую судьбу. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. - Бальмонт был любознательным, любил свою родину, природу, родной край. Закрывают глаза и представляют себе картину, которую нарисовал Бальмонт. | Метапредметные: Коммуникативные: будут высказывать свою точку зрения, формулировать речевые высказывания. Познавательные: умение отвечать на простые вопросы учителя; формирование умения работать с информацией; делать самостоятельные выводы. Предметные: получат возможность познакомиться с новым автором и его произведением. |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. (Выявление первичного восприятия) Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного (Постановка учебной задачи, проблемного вопроса) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | Организация работы по выявлению первичного восприятия - Понравилось ли вам стихотворение? - Какие чувства оно у вас вызвало? Какие картины осени представили? - Давайте разберём значение некоторых слов. Какие слова были непонятны? - Кто знает значения этих слов? (слайд 9) | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения - да/нет - Радость/печаль. - Ранняя осень. Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см благовонье – приятный ароматный запах | Предметные: проводят самостоятельную работу. Метапредметные: Коммуникативные: будут высказывать свою точку зрения, формулировать речевые высказывания. Познавательные: умение отвечать на простые вопросы учителя; формирование умения работать с информацией; делать самостоятельные выводы. Регулятивные: будут принимать, и сохранять учебную задачу. |
Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Вторичное восприятие текста (если это необходимо) Задача: создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения | Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения - Ну, теперь, когда мы разобрались со значением некоторых слов, продолжим погружаться в мир поэзии. - Откройте учебники на странице 69 (слайд 10) - Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя. - Какие слова и выражения использует поэт для описания осени? - О ком, можно сказать, проснется и заплачет? О ком реже смеётся? - К кому поэт относит эти слова? (слайд 11) - Такие приёмы в литературе называются ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (слайд 12) - Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо? (слайд 13) - Почему вы так думаете? | Самостоятельное чтение текста Открывают учебник. - Стаи птиц улетают прочь за синее море. Солнце реже смеётся и т.д. - Об осени. - О солнце. - К осени. - Читать это стихотворение будем тихо, неторопливо. - Потому что стихотворение вызывает такое настроение. | Предметные: будут делать выводы по содержанию стихотворения. Метапредметные: Коммуникативные: будут высказывать свою точку зрения, формулировать речевые высказывания Познавательные: будут осуществлять поиск необходимой информации в тексте, читать про себя в процессе повторного восприятия текста; делать самостоятельные выводы. Регулятивные: будут принимать, и сохранять учебную задачу. Личностные: будут развивать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных качеств и ценностей. |
Самостоятельная работа и проверка по эталону Обобщение. Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме Работа в парах: Учитель раздаёт листы, для записи баллов. - Прочитайте стихотворение выразительно друг другу в парах по критериям, представленным на слайде (слайд 14) - Не забудьте передать настроение во время прочтения стихотворения. | Синтез. Читают стихотворение целиком друг другу, с соблюдением критериев. | Регулятивные: оценивать сверстников в паре по выработанным критериям; Предметные: будут выполнять задание на восстановление текста; оценивать обучающегося по критериям оценки выразительности чтения. Личностные: взаимооценка. |
Рефлексия Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся - Хотелось бы послушать, понравилось или не понравилось чтение соседа по парте? - Подсчитайте баллы на листочке. - У кого получилось ровно 5 баллов. - Прочитайте стихотворение те, у кого наибольшее количество балов. Учитель слушает выразительное чтение выбранных детей. Учитель оценивание выразительное чтение детей. - Оцените свою работу: Как вы работали на уроке? (слайд 15) | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. Несколько детей говорят свои мнения после прослушивания чтения соседа по парте Подсчитывают баллы на листочке. Поднимают руки. Дети с наибольшим количеством баллов читают стихотворение. Выбранные дети читают, другие слушают. Не покладая рук/ Тяп да ляп/ Ни шатко ни валко/ Рука об руку/ Через пень колоду/ Засучив рукава/ В поте лица | Метапредметные: Коммуникативные: будут высказывать свою точку зрения, формулировать речевые высказывания и вступать в диалог. Регулятивные: отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают своих действий. Предметные: читать правильно и выразительно целыми словами перед классом; формулировать несложные выводы; совершенствуют навыки выразительного чтения. Личностные: взаимооценка; самооценка. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа - С. 69 - наизусть. - Спасибо, ребята, за урок. Вы молодцы! | Осмысление домашнего задания Записывают домашнюю работу. | Метапредметные: Регулятивные: будут принимать, и сохранять учебную задачу. Предметные: совершенствовать навыки выразительного чтения. |