Центральная Азия.
Цели:
обучающие | развивающие | воспитательные |
Сформировать представление о странах Центральной Азии; Закрепить знания по странам Азии; Сформировать приемы чтения географических карт. | Продолжить формирование навыков логического мышления: выделять главное в тексте, проводить сравнение, анализ, делать обобщения и выводы, Способствовать развитию познавательной активности через формирование умений работы с картами, текстом, графиком, схемами Способствовать развитию умения самостоятельного поиска предметной информации. | Способствовать формированию коммуникативной компетентности (навыки работы в группах), Способствовать формированию мировоззренческого мышления, расширению кругозора, положительного отношения к предмету. |
Тип урока: Изучение нового материала
Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие страны Центральной Азии.
Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям при изучении отдельных стран Центральной Азии; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Познавательные УУД Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды мини проектов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
Средства обучения:
учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Страноведение. 7 класс.
атлас по географии 6 класс;
физическая карта мира;
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.
- Проверим наши знания по странам Юго-западной Азии
Назовите государство Юго-западной Азии на «А» (Афганистан).
Что, на ваш взгляд, объединяет страны: Грузию, Армению, Азербайджан? (Страны Закавказья)
Какую общую особенность стран Персидского залива вы сможете назвать? (1 место по запасам нефти). Добыча чего хорошо развита? (нефти)
Назовите государство Юго-западной Азии на «Й» (Йемен)
К одной ли группе стран относятся по географическому делению Ирак и Иран? (Да)
К одной ли части Азии относятся Афганистан и Пакистан? (Нет)
Назовите пример стран Персидского залива. (Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт)
Сколько стран относят к Юго-Западной Азии? (19 или 20)
Территорию каких полуостровов занимает Юго-Западная Азия? (Аравийского и Малая Азия)
Какие моря и заливы омывают берега Юго-Западной Азии? (Средиземное, Черное, Красное, Аравийское, Каспийское; Персидский, Аденский)
- сегодня мы остановимся на изучении стран смотрим на карту: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения.
- К какой части Азии они принадлежат? (Центральной Азии)
- И так тема урока: Центральная Азия
- Какова цель нашего урока?
Выяснить какие страны относятся к Центральной Азии
Познакомиться с особенностями природы и населения стран Центральной Азии
Центральная Азия, как видно из названия, расположена в центре материка. Эти государства до 1991 года входили в состав СССР. Через территорию этих государств когда-то проходил один из главных торговых путей древности- Великий шелковый путь из Китая в Европу. Время, которое затрачивали караваны по Великому шелковому пути туда и обратно 2 года.
- Скажите какие страны относятся к Центральной Азии? (Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Киргизия)
- Имеют ли эти страны выход к океану? (У них нет выхода к Мировому океану, только внутреннее Каспийское море омывает берега некоторых из них.)
- Берега Каких стран омывает Каспийское море? (Туркменистан, Казахстан)
- Какие страны выходят к Аральскому морю? (Узбекистан и Казахстан)
- Какое из государств Центральной Азии является самым большим по площади? (Казахстан)
- Какая страна Центральной Азии имеет границу с Россией? (Казахстан)
- Задание: прочитать текст параграфа на стр. 171-172 и используя карту атласа «Физическая карта Азии» определите рельеф Центральной Азии
Рельеф
На территории стран ЦА есть горы, и равнины. Миллионы лет назад горы занимали здесь гораздо большую площадь. Со временем они под воздействием внешних сил разрушались в низкие холмы – сопки. В Казахстане расположен Казахский мелкосопочник. (возвышенная волнистая равнина, образовавшаяся на месте разрушенных гор в условиях континентального климата).
- Территории каких стран полностью заняты горами? (территория Таджикистана и Киргизии почти полностью занята горами.)
- Назовите горы Таджикистана (Таджикистан – молодые горы Памир)
- а в Киргизии? (в Киргизии – Тянь-Шань.)
Продолжающиеся поднятия на территории Центральной Азии сопровождаются землетрясениями: сильнейшее Ашхабадское 1948 года и Ташкентское 1966г.
- Назовите высочайшие вершины Центральной Азии. (Пик Коммунизма 7495 м (имени Исмаила Сомони) на Памире и пик Победы(Томур) 7439 м на Тянь-Шане.)
В горах Тянь-Шаня в одной из межгорных котловин располагается высокогорное озеро Иссык-Куль.
- Какой рельеф преобладает на территории Узбекистана и Туркменистана? (В Узбекистане и Туркменистане преобладают равнины разной высоты.)
- Молодцы!
- Задание: Охарактеризуйте климат Центральной Азии, пользуясь текстом параграфа, картами атласа по следующему плану:
1. Определить климатический пояс, климатическую область
2. температуру января и июля
3. количество осадков
1. климатический пояс умеренный, Климат всей Центральной Азии, континентальный.)
2. В январе от -16 °С на севере, до -8 °С на юге. Июльские температуры достигают +24 °С.
3. Осадков мало, в отдельных местах всего лишь 100 мм. Осадков больше выпадает в горах. (От 100-250 мм)
- Молодцы!
Особенности климата Центральной Азии привели к тому, что огромные пространства ее равнин заняты пустынями.
- Назовите эти пустыни (Каракумы и Кызылкум.)
В пустынях распространены солончаки (тип засоленных почв, в поверхностном слое которых в большом количестве содержатся легко растворимые соли.)
В условиях засушливого климата очень велико значение рек, берущих начало в горных ледниках.
Воды некоторых рек полностью используются на орошение.
- Назовите крупные реки Центральной Азии (Самые крупные реки — Амударья и Сырдарья,)
- Куда впадают эти реки? (которые впадают в Аральское море. Эти реки относятся к бессточной области. (область внутреннего стока) -часть суши, не имеющая связи с Мировым океаном через реки).
На равнине преобладают пустынные и полупустынные комплексы с деревьями саксаула и песчаной акации, различными осоками. Лесов мало, они растут на склонах гор, где больше осадков.
- Каковы особенности жизни населения стран Центральной Азии?
- Прочитайте текст стр. 174-176 и используя карты атласа ответьте на вопросы
1. на каких языках говорят народы Центральной Азии? (народы, населяющие Центральную Азию, говорят преимущественно на языках тюркской группы алтайской языковой семьи)
2. Какие народы Центральной Азии говорят на тюркском языке? (узбеки, туркмены, казахи, киргизы)
3. На каком языке говорят таджики? (говорят на языке иранской группы индоевропейской семьи)
4. Где проживает большая часть населения? (в межгорных котловинах и горных долинах)
5. Назовите столицу Казахстана? (Нур-Султан)
6. Где проживают киргизы? (в горах)
7. Назовите столицу Киргизии? (Бишкек)
8. Назовите столицу Узбекистана? (Ташкент)
9. Назовите столицу Туркменистана? (Ашхабад)
10. Назовите столицу Таджикистана? (Душанбе)
11. Назовите основные занятия народов Центральной Азии? (Казахи занимаются земледелием, добывают руды металлов, нефть, уголь, выплавляют металл;
Основным занятие киргизов является кочевое животноводство;
Узбеки занимаются орошаемым земледелием, выращивают пшеницу, рис, гранаты, инжир, виноград, абрикосы, арбузы, дыни. Главная сельскохозяйственная культура – хлопчатник;
Туркмены разводят верблюдов, овец, лошадей. Выращивают хлопок. А также добывают нефть и природный газ.
Таджики выращивают хлопок, разводят лошадей и яков.
- Молодцы!
- А теперь выполните тест
Закрепление:
1. Какое государство не относится к Центральной Азии?
А) Украина; Б) Киргизия; В) Казахстан.
2. Какое самое большое государство Центральной Азии?
А) Таджикистан; Б) Казахстан; В) Узбекистан.
3. Какое озеро-море на грани исчезновения?
А) Каспийское; Б) Азовское; В) Аральское.
4. Какая основная сельскохозяйственная культура Туркмении и Узбекистана?
А) хлопчатник; Б) табак; В) овощи.
5. Столица Казахстана…
А) Нур-Султан Б) Ашхабад; В) Ташкент.
6. Столица Узбекистана…
А) Душанбе; Б) Ташкент; В) Бишкек.
7. Столица Туркмении…
А) Астана; Б) Ашхабад; В) Ташкент.
8. Столица Киргизии…
А) Бишкек; Б) Ашхабад; В) Ташкент.
9. Столица Таджикистана…
А) Бишкек; Б) Душанбе; В) Ашхабад.
Ответы: 1а, 2б, 3в, 4а, 5а, 6б, 7б, 8а, 9б.
Рефлексия:
Наш урок подходит к концу, как вы считаете, цели, которые мы поставили в начале урока, были достигнуты?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?
Мы сегодня с вами очень хорошо поработали, и я предлагаю вам самим оценить себя (Оценочные мордочки). Каждый ученик рисует свою рожицу – оценку. Работа на 5, 4 и 3. Рожица улыбается – 5, нахмуренная -4, злится – 3.
Домашнее задание: § 35, описать по плану стр. 319 одну из стран Центральной Азии.
- Урок окончен. Спасибо. Все свободны.