Урок географии на тему «Океания» (7 класс)
География 7 класс
Урок № 31
Тема урока: Океания
Дата проведения…………….
Цели урока:
Образовательные: Сформировать представление о географическом положении, рельефе, органическом мире, политическом устройстве Океании.
Развивающие: Развивать умение работать с различными географическими источниками: картами, текстом учебника, развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать
Воспитательные: Способствовать формированию экологического мировоззрения.
Оборудование: физическая и политическая карта Океании, кораллы, коралловые бусы, компьютер, мультимедийный проектор.
Методы ведения урока: репродуктивный, практический.
Формы ведения урока: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа.
Тип урока. Изучение нового материала, с элементами интеграции (география +биология)
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин)
2. Изучение нового материала.
2.1. Здравствуйте ребята! Тема нашего урока «Океания». Слайд 1. Помимо шести континентов, в водах Мирового океана разбросано множество островов. Природа их необычайно разнообразна. Растительный и животный мир представлен уникальными видами не встречающимися больше не в одной части света. Океанию населяют папуасы, таитянцы, гавайцы и ряд других народностей. Природные комплексы Океании настолько непохожи на природу материков, что географы выделяют ее даже в особую часть света. Слайд 2-4. Что же такое Океания?
На сегодняшнем уроке мы ответим на этот вопрос. Слайд 5-6.
2.2. Географическое положение.
Океания - это самое крупное скопление островов, находящихся в центральной и западной частях Тихого океана. Слайд 7. Большая часть островов сгруппирована в архипелаги.
Давайте вспомним, что называют архипелагом? (Архипелаг — группа островов, расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и то же происхождение). Слайд 8-9
Океания разделяется на три географические области, в основе деления лежат культурно-географические признаки: общность происхождения, язык, культура и обычаи народов, заселяющих каждую область. Рис. 57 учебника стр. 156.
В процессе изучения нового материала каждый ряд будет работать со своей географической областью:
1 ряд Микронезия 2 ряд Меланезия 3 ряд Полинезия
Задание 1. Перечислите и покажите на физической карте отдельные острова и архипелаги, входящие в состав каждой области. Проверка, острова и архипелаги называются и показываются на карте. Ответы могут быть следующие:
Микронезия (острова - о. Гуам; архипелаги - Каролинские о-ва, Маршаловы о-ва, Марианские острова, о-ва Гилберта, о-ва Эллис)
Меланезия (острова - Новая Гвинея, Новая Каледония; архипелаги - Соломоновы о-ва, Новые Гебриды, о-ва Фиджи)
Полинезия (острова - о. Пасхи, о-ва Туамоту, о-ва Кука, о-ва Самоа, о-ва Тонга, Маркизские о-ва, о-ва Новая Зеландия, Гавайские о-ва)
2.3. История открытия и исследования.
Европейцам Океания стала известна в 16 веке со времени первого кругосветного плавания Ф. Магеллана. Слайд 10-11
Большой вклад в изучение природы и населения внес Н.Н. Миклухо-Маклай. «20 сентября 1871 года Н.Н. Миклухо-Маклай на судне «Витязь» прибыл на о. Новая Гвинея. Недружелюбно встретили его туземцы. Но путешественник не растерялся. Желая показать папуасам свои мирные намерения, он расстилает на земле циновку и среди вооруженных людей…ложится спать.. За 15 месяцев своего пребывания на Новой Гвинее, Миклухо-Маклай собрал богатейший материал о природных условиях, климате, растительном и животном мире этого острова.» (С.П. Толстой; Н.Н. Миклухо-Маклай, Жизнь Замечательных Людей). Слайд12. Он не только изучал обычаи и уклад жизни коренных жителей о. Новая Гвинея, но и оставил интересные описания берегов тропического моря. О вкладе наших соотечественников в изучение Океании свидетельствуют русские имена на карте: берег Маклая, острова Кутузова, Суворова, Лисянского. Слайд 13
И в наши дни российские научные экспедиции продолжают изучать природу островов Океании. Слайд 14.
2.4. Происхождение островов.
Большинство островов Океании относятся к вулканическим и коралловым. Есть острова, расположенные на вершинах подводных хребтов, есть материковые острова. Острова в западной части Океании лежат в области островных дуг, на границе литосферных плит. (Объяснение с использованием тектонической и физической карты). Слайд 15-16
Материковые острова находятся на подводном основании материка в пределах материкового шельфа. На картах материковый шельф отмечен светло-голубым, белым цветом.
Коралловые острова находятся в тропических широтах, где температура воды не ниже 20 °C. На карте имеются условные обозначения «коралловые рифы», в районах скопления и активного роста кораллов.
Индивидуальное сообщение учащегося о строении коралла, по плану (4 мин):
1. Условия обитания кораллов
2. Внешнее строение
3. Двухслойное строение тела
4. Скелет полипа
5. Коралловый риф
6. Атолл
Вулканические острова находятся на границах литосферных плит, в районах сейсмической активности. Определить вулканический остров можно сопоставив две карты - физическую и карту строения земной коры.
Задание 2, приведите примеры коралловых, вулканических, материковых островов. Подсказка - слайд-16
Работа проверяется, каждый остров или архипелаг показывается на карте. Пример:
Микронезия |
Миланезия |
Полинезия |
Каролинские острова - вулканические, коралловые острова Маршалловы острова - коралловые о-ва |
О. Новая Гвинея - материковый остров Соломоновы острова - вулканические острова |
Туамоту - коралловые острова Тонга - вулканические и коралловые острова |
2.5. слайд 17. Климат Океании.
Задание 3. Откройте учебник на странице 156, прочитайте последний абзац текста и ответьте на следующие вопросы:
Что вы можете сказать о среднегодовой температуре Океании?
Какое влияние на климат Океании оказывают пассаты?
Как возникают ураганные ветры на островах Океании? (стр. 156-ответы на вопросы). Обсуждение ответов.
2.6. Растительный и животный мир.
Изолированность островов сильнее всего отразилась на их органическом мире, который очень своеобразен. Беднее прочих жизнь на небольших и сравнительно молодых по возрасту коралловых островах. Здесь сказывается недостаток пресной воды, почвенный покров развит слабо. Природные комплексы атоллов наиболее тесно связаны с океаном. Слайд18-20
Природные комплексы вулканических островов иные. Наиболее типичными являются Гавайские острова, вытянутые на 2500 км и включающие 24 острова, шесть из которых наиболее крупные. Один из них образует пять слившихся между собой вулканов, два из которых продолжают активно действовать. Это так называемые щитовые вулканы с пологими склонами, с огромными плоскодонными кратерами. Слайд 21. Природные комплексы материковых островов особенно разнообразны, на этих островах есть как высокие горы, так и низменные равнины. Слайд 22. Своеобразна природа Новой Зеландии, состоящей из двух крупных островов - Северного и Южного - и ряда мелких. Новая Зеландия знаменита своими гейзерами, ледниками, часть из которых спускается прямо к океану, а так же представителями редких видов растительного и животного мира.
2.7. Население
Океания была заселена людьми из Юго-Восточной Азии (слайд 24-29).
2.8. Политическая карта. Слайд 30.
Выполните задание 5. Нанесение на к/к.
2.9.Экологические проблемы.
Природа Океании очень уязвима. Она быстро изменяется под влиянием деятельности человека. Вырублены ценные породы, загрязнены прибрежные воды многих островов. На некоторых атоллах происходило испытание атомного оружия, в результате чего часть атоллов была уничтожена, до неузнаваемости изменилась природа других атоллов. Такое варварское отношение к нашей планете не допустимо мы с вами и все остальные жители нашей планеты должны понимать это!!
Задание 6 . Слайд 31-32
Атолл Молден координаты 4° ю.ш.54° з.д.
Атолл Фангатау 15° ю.ш.140° з.д
Атолл Эниветок 11° c.ш. 162° в.д.
3.0. Вот мы и познакомились с Океанией, с ее голубыми просторами и безоблачным небом и необыкновенной природой! Надеюсь, вам было интересно!
4.0. Домашнее задание параграф 39. стр. 154-159. слайд 33