12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Раков Александр Евгеньевич1162
Закончил БГПУ в 2013 году. Работаю в Школе №12 с 2014 года учителем географии и экономики.
Россия, Амурская обл., Благовещенск
7

Урок по теме «Центральная Россия»




Технологическая карта урока
DOCX / 23.02 Кб
Презентация к уроку
PPTX / 7.88 Мб

Предмет, класс:

География, 9 класс

УМК:

Классическая линия (5-9)

Учебник:

Дронов В.П. География: География России: Население и хозяйство / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М. : Дрофа, 2014.

№ урока:

38

Тема урока:

Центральная Россия: состав и природа.

Цель урока:

Познакомиться с составом, историей освоения и природными условиями районов Центральной России.

Задачи урока:

Образовательные

Воспитательные

Развивающие

Изучение географических особенностей и экономико-географического положения Центральной России.

Воспитание патриотизма, посредством изучения своей Родины.

Развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие способности анализировать различные источники информации.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомиться с составом, природными и историческими предпосылками развития Центрального района.

Пользоваться картой, учебником и другими источниками информации.

Эмоционально-ценностное отношение к миру, посредством раскрытия взаимосвязи экономического развития от природных и исторических условий.

Методы и приемы обучения:

Эвристическая беседа, работа с атласом, учебником, табличными данными, составление характеристики района, составление вопросов.

Средства обучения:

Карта «Административное устройство России», атласы, мультимедиа-презентация.

Географическая

номенклатуры

Центральный район, Волго-Вятский район, Центрально-Черноземный район


 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание учебного материала

Методы

и приемы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент (2 мин)

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих.

 

Ф

Приветствие, проверка присутствующих

 

Актуализация знаний (3 мин)

Подумайте, что может объединять следующие предметы и сооружения:

Московский Кремль

колосья пшеницы

матрешку

Все эти три объекта являются символами не только всей России, а отдельной ее части – Центральной России. Сегодня на уроке мы познакомимся с Центральной Россией, а именно ее составом, природой и природными ресурсами.

Тема нашего урока: «Центральная Россия: состав и природа».

Эвристическая беседа

Ф

Принимает варианты, предложенные учащимися

Предлагают варианты общности представленных объектов.

Изучение нового материала (20 мин)

Центральные районы европейской части России - это территория, где начиналось формирование Русского государства, основной очаг русской национальной культуры, область расселения русского народа по огромной стране. Здесь расположена столица нашей родины Москва - сердце и мозг России.

Центральную Россию по своему потенциалу, территории и численности населения можно сравнить с крупнейшими государствами Западной Европы, тем более что исторически Центральная Россия представляла собой Московское, Русское государство, а затем центральное ядро Российской империи.

Давайте сравним Центральную Россию с некоторыми странами Европы.

Страна

Площадь

(тыс. км2)

Центральная Россия

916

Франция

544

Украина

606

Германия

357

В состав Центральной России входит 3 экономических района: Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный.

С помощью атласа (стр. 24) определите и запишите состав каждого экономического района.

Центральный район:

Москва

Московская обл.

Калужская обл.

Смоленская обл.

Тверская обл.

Ярославская обл

Владимировская обл.

Рязанская обл.

Тульская обл.

Ивановская обл.

Костромская обл.

Центрально-Черноземный район

Курская обл.

Белгородская обл.

Воронежская обл

Тамбовская обл.

Липецкая обл.

Орловская обл.

Волго-Вятский район

Кировская обл.

Нижегородская обл.

Марий Эл

Чувашия

Мордовия

Каждый из районов Центральной России имеет свое «лицо», занимает определенное место в хозяйстве России. Однако у всех трех экономических районов много общего в исторических судьбах, природных условиях, особенностях хозяйства, проблемах развития. Очень давно проявилась у них большая потребность во взаимосвязях. Развивая свою экономику, районы дополняют друг друга.

На развитие районов Центральной России способствовали ряд особенностей ее географического положения. Постараемся их выделить.

Особенности географического положения

Центральной России

По рекам (Волга, Днепр, Ока, Зап. Двина) осуществлялась связь с окраинами и соседними странами.

Удачное военно-стратегическое положение (междуречье Оки и Волги находилось в наибольшей безопасности от внешних врагов).

Города Центральной России сформировались на торговых и транспортных путях.

Пограничное положение, способствовало установлению международных связей.

В Советское время Центральная Россия была центром индустриализации, здесь разрабатывались новые технологии, создавались новые производства, которые затем распространялись по всей стране.

В экономике Центральной России получили развитие многие виды транспорта. Занимая центральное положение относительно Украины, Прибалтики, Белоруссии, Урала и Европейского Севера, она объединяла их благодаря развитым транспортным системам.

Центральная России не богата природными ресурсами.

Здесь расположено крупное месторождение железной руды – Курская магнитная аномалия, есть бурый уголь в Подмосковном бассейне, торф, строительные материалы (такие как песок глина, известняки), бокситы, соль.

Водные ресурсы невелики по сравнению с потребностью в хозяйстве. Поэтому в Советское время были созданы каналы для снабжения водой хозяйства района.

Равнинная поверхность, а также климатические условия делают эту территорию удобной для сельского хозяйства.

Конечно развитие городов, насыщенная промышленность требуют усиления мер по охране природы, рекультивации земель и рациональному природопользованию.

Рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ табличных данных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с атласом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

Анализ особенностей географического положения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивает вместе с учащимися данные таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дает задание по атласу, проверяет и корректирует ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведет беседу

 

 

 

 

 

 

 

Наводит учащихся на выводы об особенностях географического положения Центральной России

 

 

 

 

 

 

 

Ведет беседу

 

 

 

 

 

 

 

Задает вопрос: «Почему, на ваш взгляд, Центральная Россия небогата природными ресурсами?»

 

Ведет беседу

 

 

Задает вопрос: «Вспомните какими климатическими условиями характеризуется район?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают данные таблицы и делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют с помощью атласа состав каждого экономического района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, участвуют в беседе

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы об особенностях географического положения Центральной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают участие в беседе

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос: «Из-за раннего освоения, из-за большой промышленной нагрузки и численности населения».

Участвуют в беседе

 

Отвечают на вопрос: «Умеренный климатический пояс, мягкий теплый климат, воздействие теплого течения»

Закрепление материала (12 мин)

Характеристика района по плану:

Положение района на территории государства (центральное, окраинное, пограничное).

Число и название пограничных государств.

Экономическое окружение (соседние районы).

Приморское или континентальная (названия морей, условия навигации)

Положение относительно сырьевых баз.

Положение по отношению к транспортным магистралям (морским, речным и сухопутным)

Вывод о экономико-географическом положении района.

Представление районов

Составление характеристики района

И

Объясняет задание, дает задание по рядам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корректировка ответов учащихся

Выполняю задания по рядам:

1 ряд – Волго-Вятский район

2 ряд – Центральный район

3 ряд – Центрально-Чернозёмный

Представление районов

Подведение итогов (2 мин)

Подведение итогов, оценка учащихся

   

Подводит итоги, оценивает работу учащихся

 

Домашнее задание (1 мин)

§ 36 (165-169)

Составить 5 вопросов по географическому положению субъектов Центральной России.

   

Объясняет домашнее задание

 



 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Кравченко Лариса Юрьевна, 06.03.17 в 15:03 0 Ответить Пожаловаться
В состав ЦЧР не входит Орловская область. Ошибка.
Раков Александр Евгеньевич, 06.03.17 в 15:13 0 Ответить Пожаловаться
Лариса Юрьевна, спасибо. Я то думаю почему у меня цифры не сходятся ( у детей в Центральном районе -13, а у меня в списке 11 =)))) Как только конкурс закончиться сразу исправлю.
Кравченко Лариса Юрьевна, 06.03.17 в 15:29 0 Ответить Пожаловаться
Хорошо! а в целом урок очень приличный!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.