12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Манина Е. Е.340
Россия, Костромская обл., п. Песочный

Муниципальное образовательное учреждение «Тихоновская основная общеобразовательная школа» Вохомского района Костромской области

Учитель географии и истории Манина Елена Егоровна

Урок географии в 9 классе с использованием ИКТ

Тема программы: «Центральная Россия»

Тема урока: «Народные промыслы России»

Цели урока:

Познакомить с географией народных промыслов населения Центральной России, историей их создания и художественной ценностью.

Формировать навыки самостоятельной работы учащихся.

Развивать познавательный интерес к народным ремеслам.

Средства обучения: Политико-административная карта, выставка продукции народных художественных промыслов населения Центральной России; местных умельцев....

Тип урока: урок-ярмарка.

Подготовка к уроку.

Учитель до проведения урока знакомит учащихся с темой и предлагает темы сообщений, список литературы для подготовки.

Примерные темы:

Жостовские подносы.

Вологодское кружево.

Поэтический мир Гжели.

Хохломское искусство.

Павловские шали.

Сказочный мир Палеха.

Учащимся предлагается не только подобрать материал по истории промысла, художественным особенностям его продукции, но и показать продукцию промысла (можно в виде иллюстраций) и дать рекламу этой продукции. Время выступления 4-5 минут.

II. Проведение урока.

Вступительное слово произносит учитель, кратко рассказывая об особенностях русского национального искусства и географии промыслов. Затем предлагает учащимся познакомиться с некоторыми промыслами и показать продукцию. Рассказ должен быть интересным и кратким.

Учитель:

В селах Центральной России расположенных вблизи городов зародились народные кустарные промыслы. Условиями их возникновения стали неустойчивые урожаи, свободное время зимой, соседство рынков, ярмарок, где можно было продать изготовленные изделия.

Наиболее активно промыслы развивались в XIX веке.

Происхождение русских народных промыслов различно. Одни из них берут начало в крестьянском бытовом искусстве, связанным с натуральным хозяйством, и изготовлением, как повседневных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Иные родились из городского ремесла. Каждый народный промысел имеет свой особенности и приемы выполнения.

Из кустарных промыслов более всего славились ложкари Семенова и Хохломы. В XIX веке здесь ежегодно производилось более 3 млн. ложек, различных по форме и названиям. Хозяева крупных красилен обычно заказывали ложкарям белые ложки, которые затем окрашивали, храня способы окраски в секрете.

Хохломское искусство – сообщение учащихся и реклама изделий.

Россия – страна богатая глинами, и гончарное дело здесь известно с незапамятных времен. Для изготовления посуды мастера применяли разные способы лепки. Готовые изделия украшались орнаментом, покрывались росписью. Одним из крупных центров художественной керамики была Гжель.

Гжельская керамика – сообщение и реклама продукции.

Художественная обработка металла исстари была широко развита в России. Из металла изготовлялось великое множество самых разнообразных предметов по назначению и применению, по видам и характеру обработки предметов. Были районы, где художественная обработка металла достигла высокого уровня. Среди народных промыслов особое место занимает своеобразный промысел художественной росписи металлических подносов.

Жостовская живопись – сообщение и реклама изделий.

Художественная роспись тканей – это нанесение на ткань рисунка с помощью специальных красок. История возникновения художественной росписи тканей связана со старинным обрядом покрывать голову (убрусами) полотенцами. Еще в более глубокой древности головы покрывали кусками ткани – платами (платками)

Павловские шали – сообщение и реклама изделий.

Учитель:

Для Центральной России издавна была характерна способность населения к освоению новых видов деятельности (сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной – кустарной промышленностью; и с отхожими промыслами – сезонным отходом на заработки в города). Именно эти качества населения помогли Центральному району стать, а затем и оставаться районом лидером, осваивающим все новые отрасли производства, все более сложные технологии.

Проблемный вопрос: «Возможно ли возникновение какого-либо промысла в нашей местности?» Если да, то, какого?

Защита проекта: «Промыслы родного края» - презентация.

Учитель: знакомит с выставкой, где представлены изделия местных умельцев.

III. Подведение итогов.

Анализ сообщений и проекта учащихся, выставление оценок.

IV.Домашнее задание: составить кроссворд по теме.

Приложение

Рекомендации по подготовке урока-ярмарки:

Выберите тему по интересу, подберите необходимую литературу.

Отберите наиболее интересный материал по плану:

А. Место, время зарождения промысла, предпосылки его возникновения.

Б. история развития промысла.

В. Особенности промысла.

Г. Реклама продукции.

Подберите иллюстрированный материал.

Излагать кратко и интересно

Опубликовано


Комментарии (1)

georgina, 15.06.18 в 03:07 0Ответить Пожаловаться
Интересная разработка.
Мы с ребятами при изучении данной темы составляли карту "Народные промыслы РФ".
Нал темой работала вся параллель - 5 девятых классов. Прошло много лет, а наработки ве сохранились.
Спасибо Вам
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.