Урок в 9 классе «Центральная Россия. Географическое положение. Природные особенности»
Урок в 9 классе «Центральная Россия. Географическое положение.
Природные особенности»
УМК: География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс, учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - Таможняя Е.А., Толкунова С.Г.
Тип урока: Изучение новой темы с элементами практикума
Цель урока: формирование представления об административном составе региона, особенностях его географического положения и особенностях природы
Задачи урока:
Образовательные: выявление особенностей географического положения, природы региона, особенность его районирования.
Развивающие: развитие познавательного интереса к изучению географии своей страны, развитие мышления и творческих способностей учащихся, развитие умения самостоятельно работать с картами, учебником, делать выводы на основе их анализа.
Воспитывающие: воспитание чувства патриотизма, бережного отношения природе нашей страны, осознание целостности географической среды, ответственного отношения к учебе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- состав, географическую номенклатуру Центральной России, экономические районы, входящие в состав региона, субъекты районов Центральной России;
- природные условия Центральной России;
Учащиеся должны уметь:
- находить субъекты и экономические районы, входящие в состав Центральной России;
- самостоятельно работать с картами, учебниками, дополнительным материалом;
- Умение работать в группах.
Техническое обеспечение урока: учебник, дополнительный материал, карточки с заданием, атласы 9 и 8 классов, интерактивная панель, карты самооценки, подготовленные зоны работы для смешанного обучения, точка доступа в Интернете, контуры субъектов, плакаты для проекторной деятельности, видеозапись от младших классов, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, кабинет имеет несколько зон работы, каждая зона имеет свои задания и правила. И мы с вами тот же 9 класс, очень креативный, веселый, работоспособный. Давайте пожмем друг другу руки, поможем в заданиях, а работать сегодня будем в группах и парах. И думаю, у нас все получится. При работе мы будем использовать карты самооценки с к омментариями.
2. Актуализация изученного материала (работа по планшетам в сервере LearningApps.org – работа по карте России, подписывают экономические районы)
- Для начала давайте вернемся к теме прошлого урока. Говорили мы о экономических районах. Я предлагаю вам сейчас проверить эту информацию с помощью заданий на планшете в сервере ЛенинАпс. (ответы в сервере определяем через интерактивную доску).
3. Изучение нового материала.
* Проблемная постановка темы и цели урока
- С формой работы мы определились, необходимую информацию вспомнили, теперь нам нужно определить тему урока.
Проблемный вопрос. И в этом нам помогут ученики младших классов. Они зададут вопрос, это будет подсказкой к нашей теме.
Видеовопрос на экране: Привет, старшеклассники, у нас к вам вопрос. Скажите, как называется крепость, расположенная в центре российского крупного города, она же – и главный общественно-политический и историко-художественный комплекс, это и официальная резиденция Президента Российской Федерации и это самое известное архитектурное сооружение в мире.
(ответы: Это Московский кремль)
- В каком городе он находится? В каком экономическом районе? (Центральный район).
- Итак, изучение районов нашей страны мы начинаем с Центральной России.
- Как вы думаете, а почему мы изучаем ее в первую очередь? (столичный регион, историческое ядро района)
- Можно сказать, что здесь начинается наша страна, это и в географическом, и историческом, и экономическом плане. Именно Центральная Россия.
- Какую цель можно поставить, что мы узнаем сегодня о Центральной России? (субъекты, природу, географическое положение)
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Иль с Командор?
О чем грустят глаза ее степные над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья к труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
- Вот с этих строчек мне хотелось начать изучение региональной части нашего курса географии
* Введение в тему урока с элементами проектной деятельности «Изучение состава районов Центральной России»
Учитель:
- Дело в том, что Центральная Россия в виду ее территории, климатических и экономических особенностей подразделяется еще на три района, это Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный. И продолжить работу мы сможем только после того, как соберем эти три открытки, посвященные достопримечательностям этих районов. Давайте найдем свои рабочие группы и сложим нужный нам объект (собирают открытки и объединяются в группы по своим изображениям районов).
*Задание в группах: создание кластера «Административное лицо района»
- Итак, у нас есть три группы, три района. Ваше задание: изучить информацию по субъектам и в виде административного кластера представить свой район (первая группа изобразила Центральный район в виде ромашки, где лепестки – это субъекты, которые граничат с Московской областью, и листья – области, не граничащие с ней. Центрально – Черноземный район представлен в виде колоска с надписями субъектов, ключевое слово – чернозем, а значит, должно развиваться отрасль растениеводства. Волго-Вятский район – это междуречье, его изобразили с помощью рек. Везде на кластерах отмечены субъекты этих районов).
*Смешанное обучение в рабочих зонах по теме «ЭГП района»
- В начале урока я говорила, что у нас сегодня необычная обстановка в кабинете. Это наши рабочие зоны (зона работы онлайн, зона работы с учителем, зона групповой работы по данной теме). В таком формате мы рассмотрим особенности экономико-географического положения Центральной России. теперь мы будем рассматривать Центральную Россию в целом, а не по районам.
- Работаем в тех же группах, но мы можем выбрать свою рабочую площадку. Итак, здесь у нас зона работы с учителем, здесь зона работы онлайн площадки и зона групповой работы. Все занимаем свои зоны, изучаем информацию и готовимся отвечать.
Задание «Зона работы с учителем»
- Прочитайте текст, обсудите свою точку зрения с учителем.
Вопрос: выгодно ли экономико-географическое положение Центральной России. ЭГП является основополагающим фактором развития экономического района. Это столичный регион. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали развитию экономических связей. Центральная Россия граничит с Беларусью и Украиной, Северо-Западным, Европейским Севером. С ними развиваются экономические отношения и образуются межрегиональные ассоциации. Положение района – пограничное. Нет прямого выхода к морям, но Волго-Донский и Волго-Балтийский канал обеспечивает выход к пяти морям.
Задание «Зона онлайн – площадки»
- По карте определите, с какими государствами граничит Центральная Россия.
- Откройте Яндекс – браузер (Википедия), найдите информацию о границах с этими странами?
Ответы учащихся:
- российско-белорусская граница - государственная граница. Существует она с момента распада СССР. До 1991 года фактически граница не контролировалась. В настоящее время пограничных пунктов и контроля на границе практически нет. Граница формально существует, но можно легко пересечь без таможенных проверок. Протяжённость границы составляет 1239 километров. Здесь осуществляется внешняя торговля. С 2017 года с российской стороны в целях безопасности создана пограничная зона).
- российско-украинская граница - государственная граница между Украиной и Российской Федерацией. Граница охраняется с обеих сторон. На большинстве участков установлены пограничные столбы, на отдельных участках искусственные заграждения. Пересечение границы разрешается только в пропускных пунктах).
Задания «Зона групповой работы»
(работа по карте у доски, изучается расположение границ на карте)
- По карте определите границы Центральной России, расскажите с какими странами и районами она граничит? Какие реки есть на этой территории? Определите, почему столичное положение? Почему не приморское?
* Практическое задание «Изучение природных особенностей Центральной России на примере субъектов районов» (создание авторского пособия «Подсказки от 9б класса» в образах субъектов Центральной России по данной теме)
- Итак, мы знаем с вами районы и субъекты Центральной России, а рассматривать тему природных особенностей этого региона мы будем по субъектам. Работаем по плану (1.Рельеф, 2.Климат, 3.Воды района, 4.Полезные ископаемые).
- Наше пособие – это книжка с силуэтами субъектов и небольшой характеристикой района по плану, можно записать информацию, можно нарисовать образ района).
- Ну, а один субъекты мы разберем сейчас, составим образ субъекта – это город федерального значения – Москва (на слайде с описанием).
5. Закрепление изученного материала
*Работа на планшетах в сервере LearningApps.org
- Давайте проверим и закрепим ваши знания о субъектах
*Фронтальный опрос
- С какими государствами граничит Центральная Россия?
- Какие выходы имеет к берегам морей??
- Какие климатические особенности районов можете выделить?
- Какие полезные ископаемые есть в районе?
- Какие формы рельефа преобладают?
- В каком субъекте река Волга берет свое начало?
6. РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, сейчас я предлагаю вам выбрать одноклассника, кому бы вы хотели сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем это сотрудничество проявилось. Я тоже хотела бы отметить сегодня всех ребят, поблагодарить за активность. И поставить оценки.