Урок географии в 9 классе «Нефтяная промышленность России»
Пояснительная записка к презентации
НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ. НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ ПРОВИНЦИИ
Цель: создать условия для развития познавательного интереса к особенностям нефтяной промышленности на территории России через решение проблем нефтяной отрасли.
Задачи:
Обучающие: сформировать представление об особенностях нефтяной промышленности России. Определить роль нефтяной промышленности в структуре хозяйства России.
Развивающие: способствовать обучению школьников умению обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами; создать условия для развития исследовательских навыков учащихся; развить умение работать с различными источниками географической информации и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры; способствовать формированию нравственно-эстетической культуры оформления работ
Оборудование: карта топливной промышленности, атласы, интерактивная доска, презентация урока.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
1 ЭТАП: ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
2 ЭТАП: ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (СЛАЙД 1):
“Есть река, текущая в Джаватской дороге и впадающая в Каспийское море у города, называемого Баку. Около этого города можно наблюдать странную вещь: из земли здесь выходит большое количество масла, за которым приезжают из самых дальних концов Персии: во всей стране оно служит для освещения домов. Это масло – черного цвета. Его перевозят по всей стране на коровах и ослах, и вы можете часто видеть караваны из 400 и 500 таких животных».
Как вы думаете, о каком масле писал английский путешественник Джеффери Дэкет в своем труде «Замечания о состоянии Персии» еще в 16 веке? (Ответ: нефть)
Правильно, сегодняшний урок мы посвятим изучению нефтяной промышленности (СЛАЙД 2).
3 ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ЗНАЧЕНИЕ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Нефть. Задумывались ли мы как велико значение этого ископаемого в нашей жизни, сколько продуктов получаем и используем мы благодаря переработке нефти?
Конечно, нефть - прекрасное горючее. Но она важна для нас не столько как источник энергии, сколько в качестве сырья для синтеза различных материалов. Недаром еще Д.И. Менделеев говорил, что использовать нефть в качестве топлива - все равно, что топить печь ассигнациями.
ЗАДАНИЕ (СЛАЙД 3): Из предложенных продуктов и материалов выберите те, которые созданы при переработке нефти:
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Продукты нефти: бензин, резина, краска, асфальт, книги и журналы, фотографии, губная помада и тушь для ресниц, туалетная вода, капроновые колготки, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, пластелин, пластмассовая мабель, корпусы компьютеров и бытовой техники, искусственные шубы.
Продукты не из нефти: мебель из дерева, золотые слитки, драгоценности, гвозди,
КОММЕНТАРИИ ПОСЛЕ ЗАДАНИЯ: Каким бы стал мир без нефти. В первую очередь мы бы лишились автомобиля - ведь бензин - то, без чего "железный конь" не смог бы бегать - делают из нефти. Мотоциклам, автобусам тоже нужен бензин, самолетам - авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам - дизельное топливо, кораблям - мазут.
Но не топливом единым жив транспорт. Резина, из которой сделаны шины для колес, - продукт переработки нефти. Именно благодаря нефти по дорогам "бегают" яркие и красивые автомобили самых разных марок и цветов, ведь краску тоже делают из нее.
Привычных асфальтированных шоссе в мире без нефти тоже не будет, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке.
Из нефти делают типографские краски - значит, без нее не будет журналов, газет, книг. Конечно, когда-то их печатали и без использования синтетических материалов, но при нынешних объемах выпуска печатной продукции это просто невозможно! Кино и фотографий у нас бы тоже не было: фото- и кинопленки тоже бы не стало. Да и на цифровые носители ничего записать не получилось бы, ведь и они - продукт переработки нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом, ведь она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии. Так что пришлось бы сказать "прощай" губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос... Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей - все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Нефть - это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых делают мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое.
СОСТАВ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (СЛАЙД 4)
Нефтяная промышленность состоит из трех отраслей:
На прошлом уроке мы уже озвучивали, какие виды транспорта занимаются транспортировкой нефти. Давайте вспомним. (Ответ: трубопроводы, нефтеналивные танкеры, а также в цистернах по ж/д и автомобильным трассам)
Особое внимание уделить на достоинства и недостатки каждого вида транспорта при транспортировке нефти и газа:
Трубопроводы – «+»: самый экономически выгодный и безопасный. «-»: нарушение экологии в местах прокладки трубопроводов, в зоне многолетней мерзлоты их прокладывают над поверхностью земли, что мешает свободной миграции животных; при аварии загрязняются большие площади территории.
Нефтеналивные танкеры и транспортировка по ж/д и автомобильным трассам в цистернах: «+»: высокая маневренность. «-»: небольшие объемы перевозок, большие затраты на перевозку.
Более подробно о трубопроводах вы почитаете в материале домашнего задания.
СПОСОБЫ ДОБЫЧИ (СЛАЙД 5)
ЗАДАНИЕ: Перед вами фотографии, на которых представлены способы переработки нефти. Давайте попытаемся их назвать. Ответ запишем к себе в тетрадь.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАДАНИЯ:
____________________
____________________
____________________
А сейчас давайте дополним схему и расставим правильные характеристики для каждого способа
КОММЕНТАРИИ К СХЕМЕ:
Нефть известна людям с незапамятных времен. Археологи установили, что ее добывали и использовали уже за 5-6 тыс. лет до н. э. Наиболее древние промыслы - на берегах Евфрата, в Керчи, в Китае. Упоминание о нефти встречается во многих древних рукописях и книгах. К примеру, в Библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мертвого моря. Древние греки и древние китайцы добывали нефть для военных целей, а в средние века она даже считалась лекарством!
В России первые скважины были пробурены на Кубани в 1864 году. В 1866 году одна из них дала нефтяной фонтан с показателем 190 т нефти в сутки. В первые годы советской власти основными районами нефтедобычи были Бакинский и Северокавсказский (Грозный, Майкоп). Однако вскоре истощающиеся запасы старейших районов перестали удовлетворять запросы развивающейся промышленности. Назрела потребность в поисках нефти на других территориях. Были открыты и введены в эксплуатацию месторождения Пермской области и Башкирии, что обусловило создание Волго-Уральской базы. И в 1960 г. она уже давала около 71% нефти страны. Добыча нефти продолжалась здесь многие десятилетия и соответственно она начала сокращаться. Сейчас основная нефтяная база страны – Западно-Сибирская.
НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ ПРОВИНЦИИ (СЛАЙД 11 и до конца)
ЗАДАНИЕ: Используя карту атласа «Топливная промышленность» распределите текстовые блоки в соответствии с тем, к какой нефтегазоносной провинции они относятся. (Задание выполняется с помощью интерактивной доски – учащиеся переносят блоки текса в соответствие с тем, какой нефтяной базе подходит это описание. Учащиеся параллельно заполняют таблицу в тетради). Таблица состоит из 4 колонок, но на уроке заполняется только 3. Колонка с Тимано-Печорской нефтегазоносной провинцией заполняется дома самостоятельно.
НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ ПРОВИНЦИИ РОССИИ
ПЛАН СРАВНЕНИЯ |
ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ |
ВОЛГО-УРАЛЬСКАЯ |
ТИМАНО-ПЕЧОРСКАЯ |
Занимаемая территория |
|||
Ядро добычи |
|||
Крупнейшие нефтяные месторождения |
|||
Крупнейшие газовые месторождения |
|||
Условия эксплуатации |
|||
Доля базы в добыче нефти страны |
|||
Доля базы в добыче газа страны |
|||
Качество добываемой нефти |
|||
Направления транспортировки |
ОТВЕТ:
4 ЭТАП: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Параграф 18 «Нефтяная промышленность» (учебник Дронова);
Заполнить таблицу «Нефтегазоносные провинции России» - столбец «Тимано-Печорская провинция»;
Задание «Крупнейшие нефтедобывающие компании России»
5 ЭТАП: РЕФЛЕКСИЯ (каждому ученику выдаются 3 смайлика, необходимый подчеркнуть, обозначить):
Пожалуйста, оцените свое отношение к уроку:
Урок Нефтяная промышленность России 9 кл
PPTX / 2.08 Мб