Урок обучения грамоте «Гласный звук [а]. Буква Аа» (1 класс)

3
0
Материал опубликован 10 October 2017 в группе

Тема: гласный звук [а]. Буква Аа.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: Формировать умение опознавать и анализировать гласные звуки, соотносить их с буквой.

Задачи:

Образовательная: дать общее представление о гласном звуке [а]; формировать умение выделять изучаемые звуки в процессе слого-звукового анализа слова, соотносить звук и обозначающую его букву.

Развивающая: развивать умение понимать и принимать учебную задачу, планировать деятельность на уроке, аргументировать и доказывать свою точку зрения, продолжать знакомство с вариативностью оценивания своей деятельности на уроке

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к своему родному языку, к одноклассникам как партнерам организации учебной деятелности.

Формировать УУД

познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.

личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

смыслообразование: положительная учебная мотивация; самоопределение: внутренняя позиция школьника.

Планируемые результаты:

Предметные: Уметь определять звук [а] на слух, находить его местоположение в слове, давать ему характеристику, читать слова со звуком [а].

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (Коммуникативные УУД).

Способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий (Познавательные УУД).

Оборудование:

Демонстрационный материал:

мультимедийная презентация;

Раздаточный материал:

-карточки с заданиями для работы в группах;

Технические средства обучения:

- компьютер;

- проектор.


 

Ход урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: смотивировать учащихся к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Звенит школьный звонок,

Собирает нас всех на урок.

Предо мной сидите – Вы,

Неповторимые ученики мои.

Мы-умные,

Мы – дружные,

Мы с интересом учимся,

Всё у нас получится.

Планируемый результат: учащиеся настроены открывать новые знания.

II.Актуализация знаний

Цель: актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала

-Как вы думаете, что сегодня у нас должно получиться на уроке обучения грамоте? (На экране макет чистой страницы)

- А что для этого нам нужно?

- Чтобы звуки четко произносить, нужно ротик наш разбудить.

Язык в ротике живет,

Никогда не устает,

Чтоб он ловким был умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Очень весело, шутя.

Упражнения: «Хоботок», «Часики», «Качельки», «Хомячок», «Орешек», «Рыбка».

Скороговорка «У елки иголки колки».

Чистоговорка «Но-но-но, клюет курица зерно,

На-на-на. Вот и нет теперь зерна,

Не-не-не, вспомним завтра о зерне,

Ну-ну-ну, все отправимся к зерну.

-Какие звуки знаете?

Расскажите о них.

- У нас должна получиться новая страница нашей рукописной «Азбуки».

- Познакомиться с новым звуком и буквой.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

- Гласные, согласные

- Гласный звук произносится с голосом, при произношении струя воздуха не встречает преград. Он может быть ударным и безударным.

Планируемый результат: учащиеся вспомнили признаки гласных и согласных звуков.

III.Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется место и причина затруднения.

-Какую скороговорку сегодня вспоминали?
- О чем она? Какую загадку помните о елке?

-Отгадайте еще загадки о деревьях:

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (автобус)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит,

Добрый доктор … (Айболит)

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый… (Апельсин)

На макете страницы появляются фото отгадок.

Что объединяет все эти слова?

Какая тема урока?

- Давайте составим схему слова автобус.

Алгоритм (на интерактивной доске)

1.Чертим модель слова.

2.Делим на слоги, выделяем на схеме.

3.Ставим ударение.

4.Произносим слоги по звукам, считаем количество звуков, даем характеристику, обозначаем цветом.

 

- Какова же цель нашего урока?

- Сформулируйте тему урока.

- Действительно, тема урока

«Звук [с]. Буква А» (появляется на доске)

- У елки иголки колки.

- Зимой и летом одним цветом.

Дети отгадывают загадки, выбирают фотографии деревьев (осина, сосна).

Составление схемы, слого-звуковой анализ.

- Познакомиться со звуком [а]. Узнать Какой буквой обозначается на письме этот звук.

Ответы детей.

Планируемый результат: сформулирована и зафиксирована проблема и цель урока.

IV.Реализация проекта

Цель: открытие знаний о гласном звуке [а].

- Чтобы было легче, быстрее, интереснее работать по знакомству с новым звуком и созданием страницы «Азбуки» предлагаю работать в группах.

- Подумайте, в какой группе вам было бы комфортнее.

Группа «Юных учёных- языковедов»;

Группа «Художники»;

Группа «Знатоки книг».

Краткая устная презентация группы и содержания её деятельности.

- Прошу занять свои места.

- Приятно видеть, что каждый из вас выбрал группу по своему желанию и своему интересу. Сейчас вы начнёте работать, а чтобы работа была приятной, давайте, вспомним законы и правила работы в группе.

- Назовите "Правила работы в группе"

- "Законы общения в группе"

Задание для группы " Юных учёных- языковедов. (Приложение 1).

Учащиеся коллективно составляют схему к словам ОСИНА,СОСНА ( по алгоритму). Дают характеристику звукам [с], [с,]. Прогнозируют местоположение буквы, обозначающей эти звуки в Ленте букв. Готовят выступление. Проверяют и оценивают свою работу по предложенному эталону.

Задание для группы "Художники».(Приложение 2).

Учащиеся рисуют буквы Аа, а также предметы, в названии которых есть звуки » [а].

Задание для группы "Знатоки книг». (Приложение 3).

Дети читают предложенные варианты текстов, выбирают по одному варианту прозаического и поэтического текста, готовят выразительное чтение.

Педагог наблюдает за работой групп; по просьбе детей осуществляет помощь в работе группы.


 


 

Дети делают выбор после понимания смысла работы каждой группы.


 


 

Рассаживаются в группы согласно сделанного выбора.

-В группе должен быть организатор обсуждения.

-Каждый может высказать свою версию решения.

- Один говорит, а остальные слушают.

-Каждая версия обсуждается в группе.

-В группе согласуется общее решение.

-Представитель или представители группы защищает согласованное решение перед классом.

-В группе нет слова "Я",есть слово - "Мы";

-Уважительно относись к мнению ребят, не перебивай их, слушай;

-Вежливо и спокойно разговаривай с ребятами в группе;

-Не кричи ,не обижайся, не отмалчивайся при работе в группе;

-Помогай словом и делом.

Работа в группах.

Каждая группа выбирает командира группы; знакомятся с планом работы и начинают действовать по плану;

В группе " Юных учёных- языковедов" - выступление детей по теме своего исследования , обсуждение, вопросы. Готовят материалы соответствующих разделов страницы «Азбуки».

В группе "Художники" -выступление детей – презентация рисунков.

Готовят материалы соответствующих разделов страницы «Азбуки».

В группе "Знатоки книг" - знакомятся с текстами, которые им предложены, выбирают наиболее понравившиеся всем и готовят выразительное чтение.

Готовят материалы соответствующих разделов страницы «Азбуки».

Планируемый результат: В ходе делового сотрудничества дети открывают новые знания, ощущают собственную значимость.

VI.Предъявление результата своей деятельности.

Цель: опосредованное формирование у детей понимания об особенностях нового звука и буквы и о способах "открытия нового".

- Итак, вижу, что вы готовы...

- Тогда приступаем к презентации результатов вашей совместной деятельности.

На доске постепенно (по ходу выступлений групп) заполняется страница «Азбуки».

- Чтобы звуки заняли свои места на ленте букв, нам надо обозначить их значком, для этого придумана буква А.

- На нашей страничке не хватает текста, где будет можно почитать слова с буквой А. Пожалуйста. слово – группе «Знатоки книг.

- Какая замечательная у нас появилась новая страница в «Азбуке».А от себя я бы еще добавила 2 ребуса, которые сделают нашу работу с книгой еще занимательнее.

Выступления групп с представлением результатов своей деятельности.

Группа «Юных ученых-языковедов» представляет схемы слов, сообщая, что звуки [а]- гласный, т.к. не встречают препятствия при произношении. Предлагают поселить букву, обозначающую эти звуки на Ленте букв в красном доме на первом этаже.

Группа «Художники» представляет свои рисунки, сопровождая их своими пояснениями на что похожа буква Сс.

Группа «Знатоки книг» выразительно читают тексты, сообщая, сколько раз им встретилась буква Аа.

Планируемый результат: учащиеся самостоятельно создают новую страницу «Азбуки».

VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: зафиксировать изученное, оценить свою работу на уроке.

- Ребята, вот мы и выслушали выступления групп. Вы хорошо потрудились, а теперь пришло время подвести итог нашему уроку. Давайте ответим на предложенные вопросы и заполним карман в нашей Ленте достижений.(Традиционно при подведении итога урока заполняется карман в Ленте букв, характеризующий успехи детей на данном уроке, макет сбора информации различен в зависимости от содержания урока, на этом уроке предлагается группе наклеить свои значки на листочке осины. Командир группы представляет получившийся листок своей группы.

- Я очень рада, что сегодня наш карман достижений наполнился зеленым цветом, цветом надежды и мечты, несмотря на сложные задания, вы справились с целями урока, дошли до победы и создали новую страницу нашей рукописной «Азбуки», и я думаю, что эта пословица о нас «Кто работы не боится, тот всегда вперед стремится». А впереди нас ждет еще много интересного.

Дети отвечают на вопросы.

1. Какое настроение у тебя и почему?

2.Было ли тебе интересно на уроке, почему?

3.Было ли тебе трудно на уроке, в какие моменты, справился ли ты с этим?

Командиры групп представляют листочки своей группы, на которых приклеены кружки разных цветов:

-зеленый – у меня хорошее настроение, я справился со всеми заданиями, у меня не возникало трудностей, мне было интересно;

- желтый – я доволен своей работой на уроке, у меня возникали трудности и ошибки, но я с ними справился;

- красный – мне было сложно на уроке, иногда я переживал, боясь неуспеха.

Командиры групп делают выводы об общем настроении своей группы.

 

Планируемый результат: ученики зафиксировали новые знания, оценили собственную деятельность на уроке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.