Урок обучения грамоте по теме «Буква и звук б» (1 класс)
Тема: Знакомство с буквой Б (б). Чтение слогов и слов.
Цели:
предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Мотивация к деятельности.
Этапы урока
Актуализация опорных знаний ( повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме « Звуки речи» и постановка учебной задачи.
Открытие нового знания, формулировка темы урока.
Первичное закрепление.
Гимнастика для глаз(Профилактика близорукости.
Самостоятель-ная работа с последующей взаимопроверкой проверкой по эталону. Работа с ребусами
Подведение итогов.
Рефлексия. |
- Здравствуйте, ребята! - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания) Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.
Деятельность учителя
Ребята, у нас на уроке сегодня много гостей и они хотят с вами познакомиться. - Познакомится тот, чьё имя начинается с гласного звука. (Меня зовут Алина. Моё имя начинается с гласного звука (а) - Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного мягкого звонкого звука. (Меня зовут Лера. Моё имя начинается с мягкого согласного звука) - Познакомится тот, чьё имя начинается с согласного твёрдого глухого звука. (Моё имя Карина. Моё начинается с твёрдого согласного глухого звука) - Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного твёрдого звонкого звука. (Меня зовут Ваня.Вадим. Моё имя начинается с твёрдого согласного звука) - Молодцы! Все познакомились с гостями.
-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках: Слайд 3 (Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными; гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими; мягкие согласные могут быть звонкими и глухими.) -Как вы думаете, мы все звуки изучили? Докажите, что есть еще другие звуки ( дети называют) Какую учебную задачу поставим на уроке? Слайд4 ( познакомиться с новыми звуками и новой буквой. Научиться читать слоги, слова с этой буквой) - А для чего вам нужно изучать новые звуки? Физминутка. Руки вверх – пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. На любой вопрос коварный Сами мы ответ найдём! К цели мы своей придем! Активным на уроке будь, И легче станет школьный путь!
Слайд 5 – Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (бант, кошка, коза.) – Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (бинт, машина, малина.) – С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.) – Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.) – Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Бант, так как в нём 1 слог, а в остальных по 2 слога. Бант, так начинается со звука ( Б). а остальные слова со звука ( К), оканчивается на согласный звук, а другие на гласный(а) – Какое слово можно исключить из второй группы? (бинт, так как в нём 1 слог, а в остальных словах по 3 слога, а другие на гласный (а)
-– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово бинт начинается со звука [б,], а слово бант – со звука [б]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает».)
а) Звукобуквенный анализ слов бант и бинт. (работа в парах). Слайд 6 _Посмотрите на слайд. Какую работу нам надо выполнить? ( звуко- буквенный анализ) Будем работать в паре. ( фишками на парте в паре) Проверка. Слайд 7. (Оцените свою работу по « шкале правильности») Какие же первые звуки в этих словах?( [б], [б']). Дайте характеристику звуку[б]-согласный, твердый, звонкий [б']- согласный, мягкий, звонкий Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.
Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Безверхов) – Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.) - Придумайте слова. чтобы в них тоже встречались наши новые звуки ( бабушка, булочка, бидон, билет, ботинки…) Слайд 4. б) Сравнение первых звуков в словах. Слайд 7 Уберите фишки со схем: одинаковые звуки(н,т) из слова бинт звук [ а ] (дети сигналят «ловушка», объясняют, что в слове нет такого звука) звук [ и ] звук [ а ] -Какие звуки остались? звук [ б ] з вук [ б ]
в) Знакомство с буквой Б б. Выкладывание из палочек. - Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке? - Мы выполнили учебную задачу? Что будем делать дальше? (познакомимся с буквой) – Кто знает, какими буквами обозначаются эти два звука? Слайд 8 – Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.) – Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.
План работы над буквой. Слайд 15 1.Название буквы 2. Какие звуки обозначает? 3.Как пишется печатная буква 4.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит - Так что же будем дальше делать?
-Что из предложенного плана уже узнали?
Работа по учебнику. -С какими гласными дружит твердый звук? [б]- перед а, о, э, у, ы - С какими гласными дружит мягкий звук [б'] -е. ё. и, я, ю. Слайд 16. Чтение слогов. Слайд 17. Ба-ба-ба - на избе была труба.
ба-бя-бо-бё-бу-бю-бы-би-бэ-бе Слайд18 би-бю-бо-бы-ба-бе-бё-бу-бя жужжащее чтение выборочное чтение: чтение слогов, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б] чтение слогов, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’]
Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.
Чтение слов. с.109 жужжащее чтение; выборочное чтение: чтение слов, в которых один слог; чтение слов, в которых два слога; чтение слов, в которых три слога;
- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.
Слайд 20 - А теперь вас ждёт самостоятельная работа. Напечатайте в тетради слоги и слова, подчеркните зелёным карандашом букву б, которая обозначает мягкий согласный звук [б’]; подчеркните синим карандашом букву б, которая обозначает твердый согласный звук [б]. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква). ба бе би бу белка булка
- Проверьте себя по образцу. Слайд 21. - По каким критериям можем себя оценить? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква). - Оцените себя. (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку). - Составьте предложение со словом белка, булка
Д) Чтение ребусов с. 110 - Найди слово в слове
ЯБЕДА СЕРЕБРО
- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? Вернёмся к нашему плану работы над буквой. - Как называется буква, которую изучили? -Какие звуки она обозначает? - Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой б? - Кому было трудно? - Что не получилось? -Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
-В кружочках настроения нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравни его с тем, что было вначале урока. У кого стало лучше? Хуже? Почему?
- Спасибо за урок. |
Объясняют собственное понимание высказывание.
Деятельность ученика
Анализируют свои имена
Принимают учебную задачу.
Сравнивают, Классифицируют. Формулируют тему урока
Интонационно выделяют звуки в слове. Моделируют звуковой состав слова. Проверяют своего партнёра. Сравнивают звуки в словах.
Воспринимают на слух и воспроизводят слова со звуками [ б ] и [ б ,].
Знакомятся с новой буквой.
Выкладывают букву из палочек
Узнают букву среди других букв
Читают слова. Выбирают слова по заданному критерию
Печатают слоги и слова в тетради.
Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу Выбирают критерий оценки. Оценивают результат своей деятельности.
Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.
|
Мотивационная готовность к учебной деятельности. Коммуникативные УУД личностные
Умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.
УУД
Познавательные: логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
доказательство; целеполагание
самосознание Умение принимать и сохранять учебную задачу.
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; доказательство;
Умение проводить классификацию по заданному критерию.
Логические: доказательство
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы. Моделирование. Умение контролировать действия партнера.
Умение контролировать и оценивать свои действия.
Умение проводить классификацию по заданным критериям.
планирование
перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:Бб
Моделируют букву Проверка по образцу
Умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера.
планирование
Умение проводить классификацию по заданным критериям.
Метапредметные уд
Умение контролировать и оценивать свои действия.
|