Урок обучения грамоте по теме «Буква и звук б» (1 класс)

0
0
Материал опубликован 12 November 2021

Тема: Знакомство с буквой Б (б). Чтение слогов и слов.

Цели:

предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;

метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

 

Мотивация к деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

 

 

 

 

Актуализация

опорных знаний

( повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме « Звуки речи»

и постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Открытие нового знания, формулировка темы урока.

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 

Первичное закрепление.


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимнастика для глаз(Профилактика близорукости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятель-ная работа с последующей взаимопроверкой

проверкой по эталону.

Работа с ребусами

 

 

 

Подведение итогов.

 

 

 

 

Рефлексия.

 

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания)

Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

 

Деятельность учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, у нас на уроке сегодня много гостей и они хотят с вами познакомиться.

- Познакомится тот, чьё имя начинается с гласного звука.

(Меня зовут Алина. Моё имя начинается с гласного звука (а)

- Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного мягкого звонкого звука.

(Меня зовут Лера. Моё имя начинается с мягкого согласного звука)

- Познакомится тот, чьё имя начинается с согласного твёрдого глухого звука.

(Моё имя Карина. Моё начинается с твёрдого согласного глухого звука)

- Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного твёрдого звонкого звука.

(Меня зовут Ваня.Вадим. Моё имя начинается с твёрдого согласного звука)

- Молодцы! Все познакомились с гостями.

 

-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках: Слайд 3

(Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными;

гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими;

мягкие согласные могут быть звонкими и глухими.)

-Как вы думаете, мы все звуки изучили? Докажите, что есть еще другие звуки

( дети называют)

Какую учебную задачу поставим на уроке?

Слайд4

( познакомиться с новыми звуками и новой буквой. Научиться читать слоги, слова с этой буквой)

- А для чего вам нужно изучать новые звуки?

Физминутка.

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

Активным на уроке будь,

И легче станет школьный путь!

 

 

Слайд 5

Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (бант, кошка, коза.)

Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (бинт, машина, малина.)

С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)

Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)

Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Бант, так как в нём 1 слог, а в остальных по 2 слога. Бант, так начинается со звука ( Б). а остальные слова со звука ( К), оканчивается на согласный звук, а другие на гласный(а)

Какое слово можно исключить из второй группы? (бинт, так как в нём 1 слог, а в остальных словах по 3 слога, а другие на гласный (а)

 

-– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово бинт начинается со звука ,], а слово бант – со звука [б]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает».)

 

а) Звукобуквенный анализ слов бант и бинт. (работа в парах).

Слайд 6

_Посмотрите на слайд. Какую работу нам надо выполнить? ( звуко- буквенный анализ)

Будем работать в паре. ( фишками на парте в паре)

Проверка. Слайд 7. (Оцените свою работу по « шкале правильности»)

Какие же первые звуки в этих словах?( [б], [б']).

Дайте характеристику звуку[б]-согласный, твердый, звонкий

[б']- согласный, мягкий, звонкий

Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

 

Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Безверхов)

Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

- Придумайте слова. чтобы в них тоже встречались наши новые звуки

( бабушка, булочка, бидон, билет, ботинки…)

Слайд 4.

б) Сравнение первых звуков в словах. Слайд 7

Уберите фишки со схем:

одинаковые звуки(н,т)

из слова бинт звук [ а ] (дети сигналят «ловушка», объясняют, что в слове нет такого звука)

звук [ и ]

звук [ а ]

-Какие звуки остались?

звук [ б ]

зt1636741728aa.gif вук [ б ]

 

в) Знакомство с буквой Б б. Выкладывание из палочек.

- Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?

- Мы выполнили учебную задачу? Что будем делать дальше? (познакомимся с буквой)

Кто знает, какими буквами обозначаются эти два звука? Слайд 8

Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)

Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.

 

 

План работы над буквой. Слайд 15

1.Название буквы

2. Какие звуки обозначает?

3.Как пишется печатная буква

4.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит

- Так что же будем дальше делать?

 

-Что из предложенного плана уже узнали?

 

Работа по учебнику.

-С какими гласными дружит твердый звук? [б]- перед а, о, э, у, ы

- С какими гласными дружит мягкий звук [б'] -е. ё. и, я, ю. Слайд 16.

Чтение слогов. Слайд 17.

Ба-ба-ба - на избе была труба. 
Бу-бу-бу- побелили мы трубу. 
Бе-бе-бе- белый голубь на трубе. 
Бы-бы-бы- голубь улетел с трубы.

 

ба-бя-бо-бё-бу-бю-бы-би-бэ-бе Слайд18

би-бю-бо-бы-ба-бе-бё-бу-бя

жужжащее чтение

выборочное чтение:

чтение слогов, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б]

чтение слогов, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’]

 

 

 

 

 

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.

 

Чтение слов. с.109

жужжащее чтение;

выборочное чтение:

чтение слов, в которых один слог;

чтение слов, в которых два слога;

чтение слов, в которых три слога;

 

- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

 

 

Слайд 20

- А теперь вас ждёт самостоятельная работа. Напечатайте в тетради слоги и слова, подчеркните зелёным карандашом букву б, которая обозначает мягкий согласный звук [б’]; подчеркните синим карандашом букву б, которая обозначает твердый согласный звук [б]. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).

t1636741728ab.gif

ба бе би бу

белка булка

 

- Проверьте себя по образцу. Слайд 21.

- По каким критериям можем себя оценить? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).

- Оцените себя. (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку).

- Составьте предложение со словом белка, булка

 

 

 

 

 

 

 

Д) Чтение ребусов с. 110

- Найди слово в слове

 

ЯБЕДА СЕРЕБРО

 

 

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

Вернёмся к нашему плану работы над буквой.

- Как называется буква, которую изучили?

-Какие звуки она обозначает?

- Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой б?

- Кому было трудно?

- Что не получилось?

-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

-В кружочках настроения нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравни его с тем, что было вначале урока. У кого стало лучше? Хуже? Почему?

 

- Спасибо за урок.

 

Объясняют собственное понимание высказывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность ученика

 

 

 

 

Анализируют свои имена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают,

Классифицируют.

Формулируют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интонационно выделяют звуки в слове.

Моделируют звуковой состав слова. Проверяют своего партнёра.

Сравнивают звуки в словах.

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают на слух и воспроизводят слова со звуками [ б ] и [ б ,].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с новой буквой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкладывают букву из палочек

 

Узнают букву среди других букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают слова. Выбирают слова по заданному критерию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатают слоги и слова в тетради.

 

Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу

Выбирают критерий оценки.

Оценивают результат своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

 

 

Мотивационная готовность к учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

личностные

 

Умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками.

 

УУД

 

Познавательные:

логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

 

 

 

 

 

 

доказательство; целеполагание

 

 

 

самосознание

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; доказательство;

 

 

Умение проводить классификацию по заданному критерию.

 

 

 

 

 

Логические:

доказательство

 

 

 

 

 

 

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы.

Моделирование.

Умение контролировать действия партнера.

 

Умение

контролировать и оценивать свои

действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение проводить классификацию по заданным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:Бб

 

 

 

Моделируют букву

Проверка по образцу

 

 

Умение организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

планирование

 

 

 

 

 

 

Умение проводить классификацию по заданным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные уд

 

 

 

Умение

контролировать и оценивать свои

действия.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.