Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Знакомство со строчной и заглавной буквами К, к. Звуки [к], [к’]."

1
0
Материал опубликован 2 November

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами К, к. Звуки [к], [к’].

Цель: знакомство с согласными звуками [к] и [к’], буквой К; формирование умения проводить слого-звуковой анализ слова, читать слоги, слова и предложения в новой буквой.

Задачи: формировать умение выделять и характеризовать звуки [к], [к’], видеть и отличать букву К,к от других букв, учить характеризовать звуки (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой); развивать умение сравнивать, анализировать, развивать речь через формулирование полных ответов; воспитывать умение сотрудничать в процессе парной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: знать характеристику звуков [к] и [к’], графическое обозначение звуков буквой К,к, уметь читать слова, предложения, строить звуковые модели.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивать усваиваемое содержание учебного материала, формировать самоконтроль.

Материалы для ученика: звуковые схемы, карточки с рисунками, зеленый и синий карандаши, ручка, сигнальная карточка с одной стороны красного цвета, с другой – желтого.

Материалы для учителя: иллюстрация с изображением осеннего леса, картинки животных на магнитах (кукушка, кабан, крот, комар, окуни, кит, лесной кот), аудиозаписи голосов и звуков этих животных, звуковые схемы, карточки с буквами К, И, А, О, У для составления слогов и чтения, распечатанные слова для чтения с буквой К.

Ход урока.

1.Мотивация.

-Отвечайте дружно «да», если это правда:

-Вы умные? Вы дружные? Вы внимательные? Вы старательные? Вы в первом классе учитесь? Всё у вас получится?

2.Самоопределение к деятельности.

-Как вы думаете, ребята, что нового вы сегодня узнаете на уроке? Чтобы узнать о каких звуках и букве пойдет речь на уроке, отправимся в лес. (на доске иллюстрация осеннего леса) Какое время года в этом лесу? А у нас сейчас какое время года? (осень) Как вы это определили?

-Кто выучил отрывок стихотворения «Листопад» Ивана Бунина? (размещен в учебнике «Русский язык. Азбука», 16-е издание, на с.45).

Прослушивание учащихся. Учитель продолжает до слов «..И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой»

-С чем сравнивает автор лес? Вам понравилось стихотворение? В дальнейшем мы познакомимся с полным текстом этого произведения, но для этого чему нам нужно научиться? (читать). Это главная цель наших уроков чтения.

3.Первичное усвоение материала.

-Ребята, вы видите какие животные обитают в этом лесу? Они спрятались, чтобы их увидеть или услышать, как нужно вести себя в лесу? (тихо, не шуметь)

Ребята слышат звуки голосов животных (аудиозапись) и определяют животное, картинка с его изображением помещается в лес.( кукушка, кабан, кот, комар, крот)

-Догадались по картинкам, о каком звуке пойдет речь? (Называем каждое животное и вычленяем первый звук) Звук [к] гласный или согласный? Почему? (повторение стихотворений о гласных и согласных звуках).

Звуки тянутся, поют, Без преград они живут.

Цветом они красные. Это звуки гласные.

А согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть, Но не хочется им петь.

-Звук [к] твердый или мягкий? Покажите схему этого звука (1 ребенок прикрепляет на доску). Этот звук звонкий или глухой? (Один или два ребёнка у доски демонстрируют 2 способа определения: закрыть ладошками уши и послушать участвует ли голос в произношении звука, или только шум; определить ладошкой по вибрации горла)

-Есть ли у него парный мягкий согласный? (Произносим [к’]). Дайте характеристику звуку [к’]. Покажите звуковую схему. (1 ребенок прикрепляет схему на доску, остальные сверяют свой выбор)

-Найдите рисунки предметов, в названии которых есть звук [к’], обведите зеленым цветом. (Индивидуальная работа на листе с картинками: кит, киска, очки, банка, марка)

Проверка фронтально (очки, киска, кит).

Дети называют слова, определяют позицию звука в слове.

-Кому из жителей леса пригодились бы очки? Почему? (у крота очень плохое зрение, он способен различать свет и тьму)

-Чем отличается киска от лесного кота? (домашнее и дикое животное)

-Как кита превратить в кота? (заменить букву и на букву о)

На доске картинки кита и кота, зачеркнутая буква И, рядом буква О.

-Найдите схемы этих слов и поместите рядом с картинкой. (Соотнесение схем слов «кот» и «кит». Схемы на доске, дети выходят к доске и выполняют задание).

-Почему в слове кот [к]- твердый? (буква О обозначает твердость предшествующего согласного звука). Почему в слове «кит» [к’] мягкий? (буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука).

-Сколько звуков в этих словах? Сколько слогов? Как узнать? (Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников)

-Какие рисунки вы не обвели? (банка, марка) Какой в этих словах живет звук? (твердый [к]). Где он «живет» в этих словах? (в середине)

-В какое животное нашего леса можно превратить слово «банка»? «комар»? (Превращение слов «банка» в «кабан», «марка в «комар».) Как это сделать? (поменять слоги местами)

Знакомство с буквой. (Клюв открыла буква К, хочет скушать паука)

- На что похожа буква? (иллюстрации) –Мы сами можем превратиться в букву К. (все встают и выставляют руку и ногу в сторону, другая рука вдоль туловища, туловище прямо).

Печатаем букву К,к в тетради.

Чтение слогов с буквой К. (ка,ко,ку,ки, ак, ок,ук, ик) (Составляются из букв на магнитах на доске, буквы переставляются для образования других слогов)

5. Физминутка.

Чтение чистоговорок и показ движений.

На доске напечатаны слоги- начало чистоговорки, которые все дети читают вместе, а продолжение читают с карточки хорошо читающие ученики, потом все вместе повторяют эту фразу и показывают движения, которые демонстрирует учитель.

Ка-ка-ка – широка река.(руки в стороны) Ку-ку-ку –кукушка на суку. (машем руками, как крыльями). Ко-ко-ко – идти из леса далеко. (шагаем на месте). Ки-ки-ки – мы прилежные ученики. (гладим себя по голове)

6. Применение знаний.

Чтение слов: сок, соки, сук, окно, коса, кони, кино, окуни, сынок, носок.

-Кто бы мог жить в реке возле нашего леса? (окуни, прикрепляется картинка)

Составление звуковой схемы слова «окуни» (работа в паре) (1 ребенок на доске) Самопроверка с доски.

-Произнесем слово «окуни» медленно, по слогам. Сколько слогов? Произнесите первый слог. Это 1 звук или слияние? Обозначьте схемой. Произнесите 2 слог. Определите это 1 звук или слияние. Какое слияние твердое или мягкое? (и т.д.)

-Сколько звуков в слове окуни? Сколько букв?

7. Закрепление.

Чтение текста «У сосны сук. На суку ________. Она: «Ку-ку! Ку-ку!» (с.50 в учебнике)

- Составьте предложение о кукушке так, чтобы все слова начинались на букву К.

Что делает кукушка? («Кукушка кукует») (также про кабана и крота). («Кабак кричит», «Крот копает»). Сколько слов в каждом предложении? (2)

7.Рефлексия.

-Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал…, запомнил…, научился…, удивился…»

-Оцените свою работу, используя сигнальную карточку (красный цвет – мне многое непонятно, я делаю ошибки; желтый цвет – мне все понятно, я справился с заданиями)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации