12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валентина Сафарова19

Урок по предмету «Обучение грамоте. Чтение».
(УМК «Перспектива»; 1-ый класс)


Тема
. Звуки [к], [к,]. Буквы: К, к.
Тип урока: урок получения нового знания.
Цели:

образовательные:
- учить распознавать звуки [к], [к,] и соответствующую букву,
- учить правильно писать печатные буквы К, к,
- упражнять в чтении слов с ранее изученными (и новой) буквами;


развивающие:
- содействовать формированию способа чтения (плавным слогом),
- создавать условия для формирования выразительного чтения: соблюдение пауз конца предложения, соблюдение интонации вопросительного предложения,
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

воспитывающие:
- помочь осознать учащимся ценность совместной деятельности.

Оборудование:

- мультимедийная система (электронное приложение к учебнику «Азбука», подборка портретов Юрия Владимировича Никулина и Олега Константиновича Попова; видеоролик «Юрий Никулин и Михаил Шуйдин «Лошадки»»);
- картинная азбука;
- лента букв.


Планируемые результаты:

личностные:
-учебно-познавательный интерес к учебному предмету,
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы,
- оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности;

познавательные:
- формирование у учащихся умения анализировать и сравнивать звуки,
- формирование у учащихся умения различать звуки и буквы, правильно называть буквы русского алфавита;

коммуникативные:
- формировать у учащихся умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками,
- формировать умение давать монологический доказательный ответ, отстаивать свою точку зрения;

регулятивные:
- прогнозировать содержание урока,
- развивать умение давать оценку своей работе.



 

Ход урока

Примечания: комментарии, примерные ответы детей


I. Организационный момент, проверка готовности к уроку.
- Начинаем наш рабочий день с урока чтения. Давайте поприветствуем друг друга поклоном головы. Пожалуйста, проверьте организацию рабочего места: наличие учебника «Азбука», тетради по чтению, пенала, карточки для чтения. Садитесь, проверьте правильность посадки. Желаю вам успешной работы.
II. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка.
- Назовите признаки гласных звуков.


- Какие буквы, обозначающие гласные звуки мы уже изучили?
- Назовите гласные буквы, которые являются показателями твёрдости согласных звуков.
- Назовите гласные буквы, которые являются показателями мягкости согласных звуков.
- Назовите уже изученные согласные буквы.
- Какие из этих букв обозначают звонкие согласные звуки?
- Какие из этих букв обозначают глухие согласные звуки?

* Молодцы! Вы хорошо потрудились. Думаю, эти знания помогут нам на сегодняшнем уроке.
III. Целеполагание.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верни первый звук». Я буду называть слово, а вы – первый звук в нём:
красота
картина
Кирилл
кепка
клоун
Катя
кисти
кино
кенгуру
круг
- Какие звуки были первыми в предложенных словах?
- Как вы считаете, это разные звуки или один и тот же звук?
- Чем звук [к] отличается от звука [к
,]?

- Как вы думаете, для обозначения звуков [к], [к
,] используют одну и ту же букву или разные буквы?
- А знает ли кто-то из вас, как правильно называется буква, которой обозначаются звуки
[к], [к
,]?
- Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?


IV. Изучение нового материала.
- Давайте посмотрим на плакат с изображением печатных букв «ка». Сравните заглавную и маленькую буквы «ка».
- Для чего служит заглавная буква?







- Внимательно рассмотрите рисунки на плакате и назовите слова, которые начинаются со звуков [к], [к
,].
- Какая буква будет первой в написании этих слов?.
- Откройте тетради по чтению. Проверьте посадку, положение тетради, возьмите простые карандаши. Давайте поучимся писать печатные буквы К, к. Внимательно смотрите на экран.
- Приступайте к написанию букв К, к.
- Поднимите руку, кто считает, что буквы у вас получились точно по образцу.
* Молодцы! Мне тоже понравилось, как вы работали.
- А теперь давайте поближе познакомимся с новыми звуками. Помогут нам в этом картинки. Посмотрите, кто это?
- А это кто?
- Я предлагаю вам выполнить частичный звуко-буквенный разбор слов КРОТ и КИТ. Отступите от первой буквы «ка» одну клеточку вниз и начинайте работу.




- Я вижу, что вы уже справились с работой. Кто из вас готов дать полную характеристику новых звуков?






 




 

- В чём разница между звуками [к], [к,]?

- Какими буквами вы подписали звуки

[к], [к,]?
- Были ли у кого-то ошибки в звуко-буквенном разборе? Если были, исправьте их.
- Заглавная буква «ка» вам не понадобилась, но в нашем классе есть дети, которым она очень нужна, чтобы написать своё имя или фамилию. Пожалуйста, встаньте дети, чьи имена начинаются с буквы «К».
- Кирилл, расскажи, какой звук в твоём имени на первом месте.
- Ксюша, пожалуйста, расскажи о первом звуке твоего имени.
- А кому из вас потребуется заглавная буква для написания фамилии? Встаньте, пожалуйста!
- Нам осталось найти место буквы «ка» на ленте букв. Кто попробует объяснить, где её следует искать?
- Почему именно на нижней полочке?



- Как вы думаете, сколько букв я сейчас достану из кармашка ленты букв?





Физкультурная пауза.

* Мы отлично поработали! Давайте поиграем в игру «Карлики и великаны»: если я говорю слово «карлики», вы должны присесть, а услышав слово «великаны», встать и поднять руки вверх. Запомните, вы не должны смотреть на то, что я показываю, вы должны меня внимательно слушать.

- Вы были очень внимательны! Молодцы!! А теперь продолжим наш урок.


V. Закрепление полученного знания.
- Откройте ваши учебники на странице 86. Рассмотрите, из чего сделана новая буква?
- А почему использовали именно карандаши?
- Правильно! А о чём нам говорят синий и зелёный кружочки, заключённые в квадратные скобочки под буквой «ка»?



- Прочитайте слоги в рамочке.

- Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук читается твёрдо: [к].
- Какой слог не прочитали? Почему?





- Прочитаем пары слов:
кости – кисти
ослик – слоник
лото – локти
такса – такси
- В каком слове согласный читается мягко: [к
,]?
- Посмотрите на верхнюю картинку. Кто на ней изображён?
- Что делает клоун?
- Как вы думаете, какое задание он нам хочет предложить?

- Поиграем! Кто уже готов составить слово?
- Что заметили?


- Пожалуйста, прочитайте предложения над чертой. Кто сможет их правильно закончить? Можете обсуждать варианты ответов в парах.
- Кто из вас знал, как зовут этого клоуна? Откуда вы узнали об этом.

 

- Нам предлагают ответить на вопросы. Прочитайте первый вопрос.
- Давайте прочитаем это предложение хором и постараемся передать вопросительную интонацию.
- Прочитайте ответ на этот вопрос.
- Посмотрите на экран. Перед вами портрет удивительного человека, замечательного клоуна Юрия Владимировича Никулина.
- Авторы учебника предлагают нам ещё один вопрос. Прочитайте его!
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Верно, это клоун. А знает ли кто-нибудь из вас его имя и фамилию?
- Правильно! Это солнечный клоун. Так называли замечательного человека Олега Константиновича Попова. Посмотрите на экран: это портрет Солнечного клоуна.
- Посмотрите на иллюстрацию перед текстом
на странице 87. Как вы думаете, куда нас перенесёт этот текст?
- Как об этом догадались?


- А вам нравится цирк?
- А хотите прямо сейчас побывать на настоящем представлении с участием Юрия Владимировича Никулина?
- Тогда смотрите!


- Удалось ли вам ощутить волшебную атмосферу цирка?

- Я предлагаю вам прочитать текст о цирке. А работать вы будете в парах, читая друг другу по предложению. Но текст с сюрпризом: некоторые слова зашифрованы. Проявите смекалку!

- А кто хочет перечитать весь текст? Это очень важно, т.к. вам предстоит ответить на вопросы.

- Теперь, когда вы услышали текст целиком, давайте посмотрим на экран и прочитаем вопросы к нему.
- Кто готов озвучить первый вопрос?



- Найдите ответ на вопрос в тексте на странице 87.
- Кто озвучит второй вопрос?



- Ответ на этот вопрос вы также сможете найти в тексте на странице 87.
* Молодцы! Вы замечательно отвечали! Мы так увлеклись, что не заметили, как наш урок подошёл к концу.


VI. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?




- Что особенно понравилось?






- А у меня для вас есть подарок от клоунов. Как вы думаете, что это?
- Правильно! Это новая буква русского алфавита: буква «ка». Мы с ней не прощаемся, теперь она всегда будет встречать нас на страницах самых разных книг. *** Спасибо вам за сотрудничество на уроке.




Для печатания букв, выполнения звуко-буквенного разбора, схем предложений в моём классе заведены обычные тетради в клеточку.


-Звуки делятся на гласные и согласные.
- Во рту нет преград, воздух проходит свободно, можно пропеть, протянуть.
- Мы изучили гласные буквы: а, о, у, и, ы, э.
- А, о, у, ы, э – показатели твёрдости согласных звуков.
- И – показатель мягкости согласных звуков.

- «Эс», «эм», «эн», «эль», «тэ».
- Буквы «эм», «эн», «эль».

- Буква «эс».





Работают ученики 1-го ряда. Образец ответа: в слове КРАСОТА на первом месте слышу звук [к], в слове КЕПКА на первом месте слышу звук [к
,].






- Звуки [к], [к
,].

- Разные звуки.

- Звук [к] твёрдый, а звук [к
,] – мягкий.
- Оба звука обозначаются одной и той же буквой.

- Звуки [к], [к
,] обозначаются буквой «ка».

- Будем говорить о букве «ка» и о звуках [к], [к
,].


- Буквы очень похожи. Они различаются только высотой.
- Заглавная буква нужна, чтобы писать первое слово в предложении, имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, озёр, островов, планет и т. д.
- Кот, куртка, кисти, краски, когти, … .

- Буква «ка».

Использую электронное приложение к учебной книге «Азбука».








- Это крот.
- Это кит.
Дети обозначают в тетрадях части слов КРОТ и КИТ, определяют место звуков [к], [к
,] и выполняют их обозначения:
[к] – синий кружок,
,] – зелёный кружок.
- В слове
КРОТ на первом месте новый звук [к]. Звук [к] – согласный, т.к. во рту есть преграды, воздух проходит с трудом, его нельзя пропеть, протянуть; он твёрдый и глухой; обозначаем синим цветом, колокольчик рисовать не надо.
- В слове КИТ
первом месте новый звук [к,].Звук [к,] – согласный, т.к. во рту есть преграды, воздух проходит с трудом, его нельзя пропеть, протянуть; он мягкий и глухой; обозначаем зелёным цветом, колокольчик рисовать не надо.
- Звук [к] твёрдый, а звук [к
,] – мягкий.
- Звуки [к], [к
,] подписали маленькими буква ми «ка».




Кирилл, Ксения.






Кузнецов, Кузьмин, Капуста, Крум.

- Её нужно искать на нижней полочке.

- На нижней полочке расположены буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
- Две буквы: синюю и зелёную, т.к. буква «ка» обозначает звуки [к], [к
,].





Активная игра на внимание.



 

- Буква составлена из карандашей.
- Слово карандаши начинается с буквы «ка».
- Этой буквой обозначаются два звука: звук [к] твёрдый и звук [к
,] мягкий.


Вызванный ученик читает: КА, КО, КУ, КЫ, КИ, КУ.
Вызванный ученик читает: КА, КО, КУ, КЫ, КУ.
- Не прочитали слог КИ, потому что в нём согласный читается мягко: [к
,]. Гласная буква «И» - показатель мягкости согласных звуков.





- В слове КИСТИ.

- На картинке клоун.

- Жонглирует слогами.
- Клоун хочет сыграть с нами в игру «Составь слово».
- Сани, кино, лото, кулак.
- Слоги МАК и ЛАК – это целые слова из одного слога.
- Это карандаш. А это клоун Карандаш.

Примерные ответы детей:
- Рассказывала мама, смотрел его выступление по телевизору вместе с бабушкой.
- Кто они, клоуны?


 

- Это клоун Никулин.



- А это кто?

- Это клоун.

- Это Солнечный клоун.




- В цирк.


- Это шатёр цирка.
- На палатке написано «ЦИРК».
- Да.
- Да.

 

Видеоролик «Юрий Никулин и Михаил Шуйдин: «Лошадки»».
- Да. Было очень смешно. Клоуны потешные и весёлые.
Вызываю к доске (после предварительной подготовки) любую желающую ответить пару детей.

Хорошо читающий ученик читает текст.




Хорошо читающий ученик:
- Какие животные выступали в цирке?
- Там кони, слоны и ослик.

Хорошо читающий ученик:
- Что делал во время представления ослик?
- Ослик играл на барабане.






- Узнали, что новая буква правильно называется «ка».
- Узнали, какие два звука могут обозначаться буквой «ка».
- Интересно было увидеть выступление клоунов, узнать их настоящие имена.
- Понравилось разгадывать ребусы.
Дети получают в подарок буквы «К», вырезанные из цветного картона с серебряными звёздами.


Урок реально проведён 22 ноября 2018 года.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.