I. Организационный момент, проверка готовности к уроку. - Начинаем наш рабочий день с урока чтения. Давайте поприветствуем друг друга поклоном головы. Пожалуйста, проверьте организацию рабочего места: наличие учебника «Азбука», тетради по чтению, пенала, карточки для чтения. Садитесь, проверьте правильность посадки. Желаю вам успешной работы. II. Актуализация знаний. - Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка. - Назовите признаки гласных звуков. - Какие буквы, обозначающие гласные звуки мы уже изучили? - Назовите гласные буквы, которые являются показателями твёрдости согласных звуков. - Назовите гласные буквы, которые являются показателями мягкости согласных звуков. - Назовите уже изученные согласные буквы. - Какие из этих букв обозначают звонкие согласные звуки? - Какие из этих букв обозначают глухие согласные звуки? * Молодцы! Вы хорошо потрудились. Думаю, эти знания помогут нам на сегодняшнем уроке. III. Целеполагание. - Я предлагаю вам поиграть в игру «Верни первый звук». Я буду называть слово, а вы – первый звук в нём: красота картина Кирилл кепка клоун Катя кисти кино кенгуру круг - Какие звуки были первыми в предложенных словах? - Как вы считаете, это разные звуки или один и тот же звук? - Чем звук [к] отличается от звука [к,]? - Как вы думаете, для обозначения звуков [к], [к,] используют одну и ту же букву или разные буквы? - А знает ли кто-то из вас, как правильно называется буква, которой обозначаются звуки [к], [к,]? - Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? IV. Изучение нового материала. - Давайте посмотрим на плакат с изображением печатных букв «ка». Сравните заглавную и маленькую буквы «ка». - Для чего служит заглавная буква? - Внимательно рассмотрите рисунки на плакате и назовите слова, которые начинаются со звуков [к], [к,]. - Какая буква будет первой в написании этих слов?. - Откройте тетради по чтению. Проверьте посадку, положение тетради, возьмите простые карандаши. Давайте поучимся писать печатные буквы К, к. Внимательно смотрите на экран. - Приступайте к написанию букв К, к. - Поднимите руку, кто считает, что буквы у вас получились точно по образцу. * Молодцы! Мне тоже понравилось, как вы работали. - А теперь давайте поближе познакомимся с новыми звуками. Помогут нам в этом картинки. Посмотрите, кто это? - А это кто? - Я предлагаю вам выполнить частичный звуко-буквенный разбор слов КРОТ и КИТ. Отступите от первой буквы «ка» одну клеточку вниз и начинайте работу. - Я вижу, что вы уже справились с работой. Кто из вас готов дать полную характеристику новых звуков? - В чём разница между звуками [к], [к,]? - Какими буквами вы подписали звуки [к], [к,]? - Были ли у кого-то ошибки в звуко-буквенном разборе? Если были, исправьте их. - Заглавная буква «ка» вам не понадобилась, но в нашем классе есть дети, которым она очень нужна, чтобы написать своё имя или фамилию. Пожалуйста, встаньте дети, чьи имена начинаются с буквы «К». - Кирилл, расскажи, какой звук в твоём имени на первом месте. - Ксюша, пожалуйста, расскажи о первом звуке твоего имени. - А кому из вас потребуется заглавная буква для написания фамилии? Встаньте, пожалуйста! - Нам осталось найти место буквы «ка» на ленте букв. Кто попробует объяснить, где её следует искать? - Почему именно на нижней полочке? - Как вы думаете, сколько букв я сейчас достану из кармашка ленты букв? Физкультурная пауза. * Мы отлично поработали! Давайте поиграем в игру «Карлики и великаны»: если я говорю слово «карлики», вы должны присесть, а услышав слово «великаны», встать и поднять руки вверх. Запомните, вы не должны смотреть на то, что я показываю, вы должны меня внимательно слушать. - Вы были очень внимательны! Молодцы!! А теперь продолжим наш урок. V. Закрепление полученного знания. - Откройте ваши учебники на странице 86. Рассмотрите, из чего сделана новая буква? - А почему использовали именно карандаши? - Правильно! А о чём нам говорят синий и зелёный кружочки, заключённые в квадратные скобочки под буквой «ка»? - Прочитайте слоги в рамочке. - Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук читается твёрдо: [к]. - Какой слог не прочитали? Почему? - Прочитаем пары слов: кости – кисти ослик – слоник лото – локти такса – такси - В каком слове согласный читается мягко: [к,]? - Посмотрите на верхнюю картинку. Кто на ней изображён? - Что делает клоун? - Как вы думаете, какое задание он нам хочет предложить? - Поиграем! Кто уже готов составить слово? - Что заметили? - Пожалуйста, прочитайте предложения над чертой. Кто сможет их правильно закончить? Можете обсуждать варианты ответов в парах. - Кто из вас знал, как зовут этого клоуна? Откуда вы узнали об этом. - Нам предлагают ответить на вопросы. Прочитайте первый вопрос. - Давайте прочитаем это предложение хором и постараемся передать вопросительную интонацию. - Прочитайте ответ на этот вопрос. - Посмотрите на экран. Перед вами портрет удивительного человека, замечательного клоуна Юрия Владимировича Никулина. - Авторы учебника предлагают нам ещё один вопрос. Прочитайте его! - Как бы вы ответили на этот вопрос? - Верно, это клоун. А знает ли кто-нибудь из вас его имя и фамилию? - Правильно! Это солнечный клоун. Так называли замечательного человека Олега Константиновича Попова. Посмотрите на экран: это портрет Солнечного клоуна. - Посмотрите на иллюстрацию перед текстом на странице 87. Как вы думаете, куда нас перенесёт этот текст? - Как об этом догадались? - А вам нравится цирк? - А хотите прямо сейчас побывать на настоящем представлении с участием Юрия Владимировича Никулина? - Тогда смотрите! - Удалось ли вам ощутить волшебную атмосферу цирка? - Я предлагаю вам прочитать текст о цирке. А работать вы будете в парах, читая друг другу по предложению. Но текст с сюрпризом: некоторые слова зашифрованы. Проявите смекалку! - А кто хочет перечитать весь текст? Это очень важно, т.к. вам предстоит ответить на вопросы. - Теперь, когда вы услышали текст целиком, давайте посмотрим на экран и прочитаем вопросы к нему. - Кто готов озвучить первый вопрос? - Найдите ответ на вопрос в тексте на странице 87. - Кто озвучит второй вопрос? - Ответ на этот вопрос вы также сможете найти в тексте на странице 87. * Молодцы! Вы замечательно отвечали! Мы так увлеклись, что не заметили, как наш урок подошёл к концу. VI. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? - Что особенно понравилось? - А у меня для вас есть подарок от клоунов. Как вы думаете, что это? - Правильно! Это новая буква русского алфавита: буква «ка». Мы с ней не прощаемся, теперь она всегда будет встречать нас на страницах самых разных книг. *** Спасибо вам за сотрудничество на уроке. | Для печатания букв, выполнения звуко-буквенного разбора, схем предложений в моём классе заведены обычные тетради в клеточку. -Звуки делятся на гласные и согласные. - Во рту нет преград, воздух проходит свободно, можно пропеть, протянуть. - Мы изучили гласные буквы: а, о, у, и, ы, э. - А, о, у, ы, э – показатели твёрдости согласных звуков. - И – показатель мягкости согласных звуков. - «Эс», «эм», «эн», «эль», «тэ». - Буквы «эм», «эн», «эль». - Буква «эс». Работают ученики 1-го ряда. Образец ответа: в слове КРАСОТА на первом месте слышу звук [к], в слове КЕПКА на первом месте слышу звук [к,]. - Звуки [к], [к,]. - Разные звуки. - Звук [к] твёрдый, а звук [к,] – мягкий. - Оба звука обозначаются одной и той же буквой. - Звуки [к], [к,] обозначаются буквой «ка». - Будем говорить о букве «ка» и о звуках [к], [к,]. - Буквы очень похожи. Они различаются только высотой. - Заглавная буква нужна, чтобы писать первое слово в предложении, имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, озёр, островов, планет и т. д. - Кот, куртка, кисти, краски, когти, … . - Буква «ка». Использую электронное приложение к учебной книге «Азбука». - Это крот. - Это кит. Дети обозначают в тетрадях части слов КРОТ и КИТ, определяют место звуков [к], [к,] и выполняют их обозначения: [к] – синий кружок, [к,] – зелёный кружок. - В слове КРОТ на первом месте новый звук [к]. Звук [к] – согласный, т.к. во рту есть преграды, воздух проходит с трудом, его нельзя пропеть, протянуть; он твёрдый и глухой; обозначаем синим цветом, колокольчик рисовать не надо. - В слове КИТ первом месте новый звук [к,].Звук [к,] – согласный, т.к. во рту есть преграды, воздух проходит с трудом, его нельзя пропеть, протянуть; он мягкий и глухой; обозначаем зелёным цветом, колокольчик рисовать не надо. - Звук [к] твёрдый, а звук [к,] – мягкий. - Звуки [к], [к,] подписали маленькими буква ми «ка». Кирилл, Ксения. Кузнецов, Кузьмин, Капуста, Крум. - Её нужно искать на нижней полочке. - На нижней полочке расположены буквы, обозначающие глухие согласные звуки. - Две буквы: синюю и зелёную, т.к. буква «ка» обозначает звуки [к], [к,]. Активная игра на внимание. - Буква составлена из карандашей. - Слово карандаши начинается с буквы «ка». - Этой буквой обозначаются два звука: звук [к] твёрдый и звук [к,] мягкий. Вызванный ученик читает: КА, КО, КУ, КЫ, КИ, КУ. Вызванный ученик читает: КА, КО, КУ, КЫ, КУ. - Не прочитали слог КИ, потому что в нём согласный читается мягко: [к,]. Гласная буква «И» - показатель мягкости согласных звуков. - В слове КИСТИ. - На картинке клоун. - Жонглирует слогами. - Клоун хочет сыграть с нами в игру «Составь слово». - Сани, кино, лото, кулак. - Слоги МАК и ЛАК – это целые слова из одного слога. - Это карандаш. А это клоун Карандаш. Примерные ответы детей: - Рассказывала мама, смотрел его выступление по телевизору вместе с бабушкой. - Кто они, клоуны? - Это клоун Никулин. - А это кто? - Это клоун. - Это Солнечный клоун. - В цирк. - Это шатёр цирка. - На палатке написано «ЦИРК». - Да. - Да. Видеоролик «Юрий Никулин и Михаил Шуйдин: «Лошадки»». - Да. Было очень смешно. Клоуны потешные и весёлые. Вызываю к доске (после предварительной подготовки) любую желающую ответить пару детей. Хорошо читающий ученик читает текст. Хорошо читающий ученик: - Какие животные выступали в цирке? - Там кони, слоны и ослик. Хорошо читающий ученик: - Что делал во время представления ослик? - Ослик играл на барабане. - Узнали, что новая буква правильно называется «ка». - Узнали, какие два звука могут обозначаться буквой «ка». - Интересно было увидеть выступление клоунов, узнать их настоящие имена. - Понравилось разгадывать ребусы. Дети получают в подарок буквы «К», вырезанные из цветного картона с серебряными звёздами. |