Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [х], [х,]. Буква Х (х). Письмо заглавной и строчной букв Х, х»
Пояснительная записка к презентации
Урок обучения грамоте в 1классе по теме
«Звуки [х], [х,]. Буква Х (х). Письмо заглавной и строчной букв Х, х»
(2 часа)
/data/files/g1564403915.pptx (Родственные слова к слову ХЛЕБ)
Цели:
Образовательная:
Познакомить с новыми звуками [x] и [x`] и с буквой Х, х.
Учить распознавать новые звуки в словах.
Учить читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Развивающая:
Продолжить формирование навыков сознательного чтения.
Развивать фонематический слух, речь, мыслительные операции.
Расширять словарный запас учащихся.
Продолжить формировать УУД.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к чтению, к малым жанрам устного народного
творчества.
Оборудование:
учебник «Букварь» 1 часть (авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова)
классная доска;
касса букв;
предметные картинки;
фишки;
карточки со слогами, словами;
электронная презентация;
компьютер с медиапректором
Планируемые результаты:
Познавательные:
-формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
-строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё высказывание;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Тип урока: урок изучения нового звука и буквы и обучения письму буквы
Оргмомент.
Сегодня у нас гости. Пришли посмотреть, как вы занимаетесь, и чему вы уже научились. Поэтому я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом.
Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше.
Успеха вам и удачи!
Раз-два – выше голова,
Три-четыре – руки шире,
Пять-шесть – тихо сесть,
Семь-восемь – лень отбросим!
Сегодня, ребята, мы продолжим увлекательное путешествие по стране Букварии.
Повторение материала предыдущего урока.
А) Откройте Букварь на с 133.
Вспомните стихотворение и ответьте на вопрос. (9 вещей)
Назовите все слова, в которых есть буква «щ».
Какой звук обозначает эта буква?
Дайте характеристику этому звуку. (Звук [ щ ] – согл, глух, всегда мягкий)
Как пишется сочетание ЩА? (ЩА пиши с буквой А)
Назовите все слова с сочетанием ЩА.
Прочитайте стихотворение выразительно.
Б) А теперь разминка. Соберите слова из слогов (слоги на доске).
(Ро-ща, ча-ща, све-ча, пи-ща, ту-ча, са-ран-ча)
Закончите высказывания:
ЧА-ЩА … (пиши с буквой А)
ЧУ-ЩУ … (пиши с буквой У)
Найдите слово, в котором оба слога на изученное правило. (Чаща)
Откуда взяты эти слова?(Из второго стихотворения, которое читали вчера.)
Прочитайте стихотворение выразительно.
Молодцы! Я вижу, что вы всё отлично помните и значит, можно переходить к новой теме.
Новый материал.
Отгадайте загадки.
Средь зверей хитрее нету,
Носит шубку даже летом.
Пышный хвост – её краса!
Это рыжая … (ЛИСА)
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом,
У него огромный нос,
Будто нос лет двести рос! (СЛОН)
Рассмотрите схемы на с 135.
Верно ли, что нам сегодня предстоит работать со словами СЛОН и ЛИСА? (Нет, не верно. В словах СЛОН и ЛИСА по 4 звука, а в схемах по 5 звуков.)
Звуковой анализ слов
Выложите фишками схемы слов ХОБОТ и ХВОСТ
В это время один ученик у доски с индивидуальным заданием на карточке:
Как называется животное, которое питается мясом других животных?
(ХИЩНИК)
(Выложить фишками слово на доске)
Назовите 1 звук в слове хобот
Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твердый, глухой)
Назовите 1 звук в слове хвост?
Что вы знаете об этом звуке ? (Согласный, твердый, глухой)
Что можно сказать про эти звуки? (Они одинаковые)
Как вы думаете, есть ли у твердого согласного звука [Х] мягкая пара ? (Есть)
Подумайте и назовите слова с мягким согласным звуком [Х,]
(Хищник, хитрый, химия, духи, стихия)
Согласные звуки [Х] и [Х,] на письме обозначаются буквой Х, х.
Найдите в предложении все буквы Х,х и зачеркните их.
(задание на листочках: ХЕсхтьх тхехрпхехнихех, хбхудхехт их ухмхенхихе )
Прочитайте, что осталось на листе. (Есть терпение, будет и умение.)
Как вы понимаете эту пословицу? (Терпеливый и усидчивый человек всегда добьется большего).
Пусть эта пословица будет нашим девизом в дальнейшей работе. (Напечатанную
на листе пословицу вывесить на доску).
Закрепление
Прочитайте самостоятельно слова в Букваре на с 135.
Найдите слова, которые имеют противоположное значение. (Плохо-хорошо)
Напишем эти слова в тетрадь. (Ребята удивлены: мы не учились писать букву х)
Работа в тетради
Сравните написание заглавной и строчной букв Х и х. (Одинаковое написание, но разный размер.)
Буква Х,х состоит из 2 элементов: 1 элемент как у буквы Э; 2 элемент совпадает с буквой С
Пропишите заглавную и строчную буквы Х и х внутри голубых букв. (показать)
Напишите по 3 буквы на с. 42 и 43. (Дать попробовать на доске нескольким ученикам)
А вот теперь на с. 45 на последней строчке напишите противоположные по смыслу слова. Какие слова надо записать?
( Один ученик пишет на доске со всеми обозначениями: гласные, слоги, ударный слог, согласные твердые-мягкие, звонкие - глухие)
Найдите противоположное слово к слову ГРОМКО - (ТИХО)
Работа со словосочетаниями в букваре
Прочитайте задание на с 135 (Подбери подходящие по смыслу слова)
Поработайте в парах и установите соответствие между словами левого и
правого столбиков. (2 человека у доски)
Пару слов ВОРЧЛИВАЯ СТАРУХА не брать)
На с 43 найдите слово ХЛЕБ. Поучимся его красиво писать. Обратите внимание на соединения букв.
(Выставить отдельно пару слов АРОМАТНЫЙ ХЛЕБ)
Скажите, каким еще может быть хлеб? ( карточки на доске):
АРОМАТНЫЙ
СВЕЖИЙ
ДУШИСТЫЙ ХЛЕБ
ХРУСТЯЩИЙ
РУМЯНЫЙ
ТЕПЛЫЙ
2 связанных между собой по смыслу слова называются СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ.
Выберите любое словосочетание и запишите его в тетрадь на с 45 выше пары противоположных слов.
Работа с многозначными и родственными словами. (Презентация)
Родственные слова к слову ХЛЕБ
PPTX / 1.85 Мб
ХЛЕБ –растение (снопик пшеницы) - 1,2 слайды презентации
ХЛЕБ –батоны, булки, пирожки ( хлебопродукты) –3,4,5 слайды
презентации
ХЛЕБ – любая пища человека ( продовольствие) – 6 слайд презентации
Как называются слова, которые имеют несколько значений? (МНОГОЗНАЧНЫЕ)
Презентация – 7 слайд ХЛЕБ
Назовите слово хлеб ласково …– 8 слайд ХЛЕБУШЕК
Небольшой хлеб … - 9 слайд ХЛЕБЕЦ
Предмет, где хранится хлеб? … 10 слайд ХЛЕБНИЦА
Приспособление для резки хлеба … 11 слайд ХЛЕБОРЕЗКА
Продукты, относящиеся к хлебным изделиям … 12 слайд
ХЛЕБОПРОДУКТЫ
Человек, выращивающий хлеб … 13 слайд ХЛЕБОРОБ
Как называются такие слова? (Родственные. У них есть общая часть, общее значение)
Для людей хлеб – это жизнь. Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят, как о живом существе, называя его: хлеб-кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство. Так поступают чуткие и добрые люди.
Запись предложений.
Сейчас мы напишем рассказ о хлебе в Прописи на с. 75.
Хлеб (вместе с учителем)
Хлеб мы едим каждый день. (списывание с письменного текста)
Без хлеба нет обеда. (списывание с печатного т
Хлеб-всему голова. (письмо под диктовку)
Дома вместе с родителями проверьте правильность написания текста.
Подведение итога урока. Рефлексия.
С какими звуками мы сегодня познакомились?
Какой буквой обозначаются эти звуки?
Что повторили на уроке?
Кто доволен своей работой?
Кто согласен с моим высказыванием, загните свой пальчик.
Я умею слышать и отличать новые звуки от других звуков.
Я знаю букву х.
Я умею читать слоги, слова и предложения с буквой х.
У меня все получилось на уроке.
Дома я обязательно расскажу маме и папе все, о чем узнал на уроке.
Оцените себя: (Смайлики взять со стола учителя)
Кто все усвоил, доволен собой, у кого хорошее настроение
Испытывает затруднение.
Ничего не понял.
Я вами довольна. Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!