Урок обучения грамоте «Закрепление изученных букв» (1 класс)
1 класс
Урок обучения грамоте
Тема: Закрепление изученных букв.
Цель урока: формирование навыков сознательного, правильного, слогового, беглого чтения
Задачи:
совершенствовать знания о звуко-буквенном, слоговом анализе, построении предложений;
расширять представления о богатстве родного языка;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
формировать способность воспринимать красоту родной природы;
воспитывать эстетические чувства на основе личных наблюдений.
1. Организационный этап.
- Солнце нам капельки дарит свои.
Книгу по чтению в руки бери.
Будем любимую книгу читать,
свой кругозор, свою речь развивать.
Мотивационный этап.
- Ребята, в нашем букваре есть необычные странички «Почитай-ка», у каждой – свое название. Какие? (сказочная, смешная, мамина, колючая)
- У меня появилась идея: давайте создадим свою страничку для нашего букваря. Про что она будет, отгадайте:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
- Как вы догадались?
- Итак, мы будем создавать «Осеннюю страничку».
Совместно формулирование темы, постановка учебных задач.
- Как вы думаете, сегодня урок «открытия» или урок повторения? (Правильно, мы будем повторять изученные буквы)
- Какой девиз возьмем с собой на урок?
- Какие задачи поставим для себя на уроке?
- Я уверена, что какие-то маленькие «открытия» нас тоже ждут сегодня, если будем внимательны.
Актуализация опыта детей.
- Я предлагаю вам послушать музыку… Какую картину себе представляете?
- Какие краски вам хотелось бы взять, чтобы нарисовать эту картину? А можно ли нарисовать осень теплыми красками?
Воспроизведение и коррекция опорных знаний детей. Звуко-буквенный анализ слов.
|
|
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Произнесем «сентябрь». Какой первый звук слышим? Расскажите про него все, что знаете. Какой буквой обозначим звук на письме? Впишите её.
- Произнесем «октябрь». Назовите первый звук. Какой он? Ребята, а кто замечал, какая буква используется на письме в этом слове? Скоро мы с вами откроем этот «секрет» письма. Впишите букву «о».
- Произнесем «ноябрь». Назовите первый звук. Охарактеризуйте его. Какую букву выберем, чтобы обозначить на письме? Впишем её.
- Обратите внимание на выделенные клеточки. Какое слово здесь получилось? (СОН) Случайно ли, как думаете?
- Но в начале осени в лесу много хлопот и много звуков. Каких?
- Послушайте стихотворение Василия Бирюкова:
Осень шагает
В желтом пальтишке.
С кедров сшибает
Бурые шишки.
- Какой вы представляете себе осень? На кого она похожа? Какая эта девчушка? Пальтишко на ней какого цвета? Почему автор такой цвет выбирает?
- Послушайте еще раз и скажите, какой звук повторяется чаще других? А почему именно этот звук автор повторяет часто? Расскажите про звук, что знаете? Какой буквой обозначается на письме?
Физминутка.
Мы – осенние листочки,
Кружимся, падаем.
Все дорожки укрываем
И людей всех радуем.
Закрепление знаний. Типовые тренировочные упражнения (чтение слогов, слов)
- В народе про осень всегда говорят: «щедрая». Объясните, почему?
- Давайте и мы соберем корзинку осеннюю.
Ребята, которые уже хорошо читают, работайте на желтой страничке, где первая звездочка (работа с многозначным словом «лисичка»)
Игра «Слоги перепутались!»
- Остальные ребята, давайте поиграем. Слоги перепутались. Их нужно расставить так, чтобы получилось слово.
Игра «Превращение слов»
- Продолжаем собирать осеннюю корзинку. Поиграем в «Превращение слов». Заменяем только одну букву, а слово получается новое.
|
|
- Какое слово здесь «лишнее»? Почему, объясните.
(1 вар – шишка, отвечает на вопрос что?
2 вар – мишка, т.к. везде в словах согласные твердые, а здесь мягкий
3 вар – шишка, пишется по особому правилу)
- Почему я выделила слово «шишка»? Почему оно особенное? (шишка на сосне, шишка на лбу; многозначное)
- Ребята, которые работали по желтым листочкам, какое многозначное слово вы предлагаете положить в нашу корзинку? (лисички). Объясните всем ребятам.
Закрепление знаний. Типовые тренировочные упражнения (работа с предложением)
- На уроках окружающего мира мы говорили, что русский народ всегда был очень наблюдательным и мудрым. Так появились пословицы. Прочитаем пословицу об осени. Приготовили карандашики.
- Читаем все вместе. Повторим побыстрее.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Поработаем с предложением. Работаем в паре. Отметьте «опасные» места, ударные и безударные слоги и гласные.
Физминутка.
Мы присели под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке.
А теперь вращаем ручки,
Словно разгоняем тучки.
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились.
Закрепление знаний. Типовые тренировочные упражнения (работа с текстом)
- Работаем над «осенней страничкой» дальше.
- Ребята, которые хорошо и быстро читают, работают под второй звездочкой (чтение информации о старинных названиях месяцев).
- Остальные ребята – со мной. Из леса сорока принесла новости. Давайте прочитаем, какие? Отмечаем «опасные» места. Один читает громко, остальные «жужжат».
- Так какие новости принесла сорока? Про кого?
- Ребята, которые читали желтые странички, а какие новости у вас? Что узнали?
Закрепление знаний. Творческие тренировочные упражнения (работа с деформированным предложением, дополнение его, подбор заголовка)
- А теперь давайте поработаем художниками слова. Возьмите зеленые листочки. Предложение рассыпалось! Нужно собрать его по всем правилам. Разложите все слова. Скажите, можете ли вы определить, какое слово будет первым? Как его узнать? А какое последним? На что обратили внимание? А остальные слова будут по смыслу, связно располагаться в середине.
- Внимание! У вас есть вот такая карточка, которая обозначает слово. Можно эту карточку поставить в любое место и придумать любое слово. Работаем в паре по звоночку.
- Проверяем!
- Сколько много красивых предложений получилось! Целый рассказ. Давайте придумаем ему название, чтобы оно состояло из двух слов.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Итак, подведем итого нашего урока.
- Над чем поработали и как? Что удивило? Какие открытия сделали?
- На уроке технологии мы украсим нашу страничку рисунками.
- А сейчас помогите мне украсить «Осеннюю страничку».
Желтый листик означает: «У меня все получилось сегодня на уроке, с заданиями справился сам».
Оранжевый листочек: «У меня не все еще получается, но я стараюсь».
Красный листочек: «Мне трудно! Мне нужна помощь!»
- Положите мысленно на правую руку те знания, с которыми пришли на урок, а на левую – те, которые сегодня получили. Давайте соединим их и положим в нашу копилку знаний. Спасибо вам за урок!
Литература:
Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Русский народный православный календарь. — Калининград, Янтарный сказ, 1998.
Даль В.И. Пословицы русского народа: сборник. В 2-х томах. М.: Художественная литература, 1984.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1978.
Зотов В. Лесная мозаика. — М.: Просвещение, 1993.
Месяцеслов. Серия статей в журнале «Юный натуралист».
Русская народная словесность. Сост. Н.Н. Костанян. — М.: Просвещение, 1994.
Сборники стихов А.Пушкина, И.Бунина, К.Бальмонта, Е.Благининой.
Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. Сост. Г.Науменко. – М.: Детская литература, 1989.