12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кушникова Юлия Ивановна28
Учитель начальных классов. Стаж работы 30 лет.
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Тема: Экология – наука о доме.

Цели:

  • учить различать объекты живой и неживой природы;
  • дать представление о науке «Экология»; уточнять и расширять кругозор учащихся ; довести до сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на Земле;
  • воспитывать стремление беречь и охранять природу
  • проводить коррекционные виды работ: классификацию предметов живой и неживой природы, развитие мелкой моторики, воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия

Задачи:

1. Дать первоначальное представление об экологии, как науке, среде обитания и приспособленности.

2. Развивать и обогащать память, внимание, умение мыслить.

3. Воспитывать доброжелательность, правила поведения в окружающей природной среде.

Оборудование: интерактивная доска,презентация, лэпбуки,карточки,клей,ножницы.

 

Ход. Вводная часть.

Работа на уроке ведется по группам. Четыре группы, на каждую заготовлен лэпбук.

У. Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2. Введение в тему урока.

– Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (СЛАЙДЫ) ЗАПОЛНИТЬ ОДНОВРЕМЕННО В ЛЭПБУКЕ.

1. Живет без тела

Говорит без языка,

Никто его не видит,

А всякий слышит. (ЭХО)

2. Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (РЕЧКА)

3. На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь. (ОГОНЬ)

4. Весной одевается,

Осенью раздевается. (ЛЕС)

5. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (ОБЛАКА)

6. Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые –

Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,

Электрический… (УТЮГ)

7. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке.

На себе ее везет,

По соломинке ползет. (УЛИТКА)

 

1

 

6

б

а

2

3

т

р

4 5

у

7

а

е

о

т

у

р

ч

г

ю

л

е

э

к

о

л

о

г

и

я

х

а

н

е

б

 

т

 

о

 

ь

с

л

к

   

а

а

к

   

а

 

 

8. Растянулась, как гармошка,
Чудо-печка под окошком. (БАТАРЕЯ)

– Прочитайте слова-отгадки. Что вы заметили?

– Назовите объекты природы. Что такое природа?

– Какое слово получилось в выделенной строке? (ЭКОЛОГИЯ)

 

СЛАЙД 2

Экология – это наука о доме, об окружающем нас мире. Она изучает жизнь растений, животных и человека, занимается сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему нас миру.

- Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Экология.

Какая главная цель нашего урока?(что включает в себя понятие экология).

У вас на партах лежат лэпбуки, которые мы с вами сделали на уроке технологии. К концу урока мы с вами должны будем заполнить их, чтобы получилась настоящая книга, которую мы назовем…. « Экология-наука о доме».

1.приклеим название

2.приклеить рисунок земли

(Слайд №2).

А поможет нам с вами Экоколобок.

У нашего Экоколобка сегодня

очень растерянный вид. Что же случилось?

(Дети устанавливают, что предметы живой и неживой природы перепутались).

У. Прежде чем, мы наведём порядок, давайте вспомним: Чем отличается живая природа от неживой? (Всё живое дышит, питается, растёт, размножается и умирает). Дети распределяют картинки В КАРМАШКИ(живая природа,неживая природа).Проверка правильности выполненного задания на интерактивной доске.

Вывод. Животные и растения являются частью ... живой природы.

Живая и неживая природа тесно между собой взаимосвязана. Давайте докажем.

Чтобы растение жило, необходимо, чтобы оно ... дышало. Что вы знаете о дыхании растений?

(Как и все живые существа растения дышат, вдыхая кислород, а выдыхая углекислый газ).

У. Как и все живые организмы растение должно ... питаться.

Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, что даёт возможность дышать и другим живым организмам.

Мы забыли самого разумного двуногого представителя животного мира - человека.

ФИЗМИНУТКА

Пусть Земля – пусть Земля (разводят руками, показывая огромную Землю)

Кружит – кружит, (дети кружатся)

Дети все – дети все

Дружат – дружат. (рукопожатие с соседом)

Мы тогда – мы тогда

Быстро – быстро

Под дождем грибным подрастем. ( тянут руки вверх, приседают, тянут руки вверх)

Мы тогда – мы тогда

Домом – домом,

Землю общим домом назовем. (разводят руками, показывая огромную Землю).

– Что еще необходимо живым существам для жизни?(СОЛНЕ,ВОЗДУХ,ВОДА).

ПОСЛУШАЙТЕ СКАЗКУ.

Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее.

Ясно Солнышко сказало:

– Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.

Свежий Воздух возразил:

– Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.

Холодная Вода заклокотала:

– Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:

– Зря вы спор завели. Жить вам придётся всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как всё в природе взаимосвязано и не может быть по отдельности.

С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

– Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода, Ветер.)

– Кто завёл спор? (Солнце, Воздух, Вода.)

– О чём они заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)

– Кто разрешил их спор? (Ветер.)

– Что он им сказал? (Что они все главные.)

– Почему же они все главные? (Они все необходимы живым существам.)

– Правильно, и солнце, и воздух, и вода одинаково нужны и растениям, и животным, и людям. ВСТАВИМ В КАРМАШКИ «КТО ВАЖНЕЕ И НУЖНЕЕ»

СЛАЙД(соедини взаимосвязи)

Разные живые существа связаны с неживой природой и между собой И человек тоже связан с окружающей его природой. И все это изучает экология.

– Ребята, а как вы теперь думаете, зачем нам нужна наука «Экология»?

Великая наука оказывает людям огромную помощь. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды. Эта наука учит, как охранять от загрязнения и контролировать, исследовать взаимосвязи.

Мы с вами убедились,что все на нашей планете взимосвязано.Как можно назвать нашу планету земля?( природный дом)

Абсолютно верно. Как много всего в этом замечательном доме.(СЛАЙД)

 

Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом.

НО На нашей планете раздаются тревожные сигналы (СЛАЙД).

Что это за сигналы мы слышим? (сигналы бедствия, просьбы о помощи, сигнал SOS)

– Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые нам подавала природа. Распределим мусор по контейнерам.КАРМАШКИ.

А сейчас, этот сигнал SOS нам посылает лес.Послушайте его историю.

– Жил был лес.

– Обитали в лесу птицы. Они пели задорно и весело.

– Жили в лесу и звери.

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

– Стал человек тогда вырубать лес.

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

«Помогите вернуть былую красоту!» Посмотрите на СЛАЙД. Как человек губит и как должен беречь природу.

В КАРМАШКИ РАСПРЕДЕЛИТЕ КАРТОЧКИ «ВРЕД» И «ПОЛЬЗА». Природа улыбается и природа грустит.

 

Правила поведения на природе:

• убирайте за собой весь мусор.

• будьте осторожны с огнем.

• не рвите цветы.

• не пытайтесь близко подойти к дикому животному.

В КАРМАШКИ ПОЛОЖИТЕ КАРТОЧКИ С ПАМЯТКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПРОЧИТАЙТЕ ИХ. В СОСЕДНИЙ КАРМАШЕК-ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В ВИДЕЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАКОВ.

Посмотрите, как наш лес преобразился. Снова запели птицы, звери начали резвиться на полянках.

– Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Тогда поиграем в игру «Светофор» (ЗВУКОВИЧКИ зелёного и красного цвета)

Если я приду в лесок сорву ромашку

(Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку

(НЕТ)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю

(ДА)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю

(ДА)
Если разведу костер, а тушить не буду

(НЕТ)
Если сильно насорю, а убрать забуду

(НЕТ)
Если мусор уберу, банку закопаю

(ДА)
Я люблю свою природу, я ей помогаю!

(ДА)

Ребята, вы сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зеленый дом. Так, как говорите вы, Зеленый дом станет еще наряднее и красочнее. Я надеюсь, что ваши слова не будут расходиться с делом. Экоколобок очень вам благодарен.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Каждая группа покажет свой лэпбук. И по этой памятке кратко расскажет основную информацию по изученной теме.

РЕФЛЕКСИЯ. ЗВУКОВИЧКИ.

Если мы с вами достигли поставленной цели, прикрепите на доску звуковичков желтого цвета, если вы считаете, что не достигли-красного цвета.

СПАСИБО ЗА УРОК!

 


Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!

Лэпбук «Насекомые» печатный вариант

Лэпбук «Птицы» электронный

Лэпбук «Мир цвета» готовый вариант

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.