Урок окружающего мира «Кошки в нашем доме», 1 класс
Родионова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ « Лицей имени Ивана Ивановича Федунца» г. Узловая
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе, умк « Перспектива»
Целевая аудитория- 1 класс
Тема урока: «Кошка в нашем доме».
Цель: 1) познакомить с условиями жизни кошки, особенностями ухода за ней; с некоторыми породами кошек.
2) развивать познавательную активность, речь обучающихся , расширять кругозор.
3) воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.
Предметные результаты:
- знать правила содержания кошек и ухода за ними;
- узнавать по рисункам изученные породы кошек;
- называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение;
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном, наглядно-образном уровне;
б )Познавательные универсальные учебные действия :
- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
в) Личностные универсальные учебные действия:
-осознавать необходимость доброго отношения к домашним питомцам, развивать в себе стремление наблюдать за ними, подмечать интересное в их поведении, стараться лучше понять их.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник» Окружающий мир», 1 часть, А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, рабочая тетрадь, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация о кошках.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1. |
Орг. момент. Настрой на урок. Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне |
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. -Начинаем урок окружающего мира, открываем очередную страничку клуба «Почемучек»! Почему на небе тучи? Поприветствуем гостей, |
Включаются в учебную деятельность, настраиваются на деловой ритм. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
|
2. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: Определение темы и задач урока. Корректировка темы и целей учебного занятия. Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. |
-Открывается очередное заседание клуба « Почемучек». Для вас первое задание ! Отгадайте загадки, отгадки помогут определить тему урока. 1.Знайте, этого плутишку Никому не обхитрить: Людоеда, словно мышку, Умудрился проглотить! И шпоры звенят у него на ногах, Скажите мне, кто это? (Кот в сапогах.) ( слайд) 2. Клыки остры, как нож, 3.Зов саванны ему нужен, Со знойным воздухом он дружен, Сыночка Симбу обожает, Законы прайда соблюдает. (Король Лев) ( слайд) 4. Любит есть он бутерброд Не как все, наоборот, Он в тельняшке, как моряк. Звать кота, скажите, как? ( кот Матроскин) ( слайд) 5. Кота такого знаешь ты. Он любит поливать цветы И любит фразу говорить: «Давайте, дружно, мыши Жить!» ( Кот Леопольд) ( слайд) - Посмотрите, кто у нас в гостях. Что общего у наших друзей? -Придумайте задания про них. ( можно разделить на 2 группы: дикие и домашние) - Кого мы можем пригласить жить к себе домой? - Сформулируйте тему урока. ( слайд) -Давайте проверим наши предположения по учебнику( с. 76 « Кошка в нашем доме») - Рассмотрите с. 76-77. Какие учебные задачи поставим перед собой?
- Итак , мы отправляемся в удивительный мир кошек. Оценочной монетой в нашем путешествии будет « Леопольди» - за каждый правильный ответ вы получаете эту волшебную монету. Кто помог мне начать урок, получите свои первые баллы. ( слайд) |
Ученики выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки: отгадывают загадки группируют кошек по среде обитания определяю тему и задачи урока Предполагаемые ответы детей: -открыть для себя новые знания о кошках - познакомиться с породами кошек, учиться их распознавать - научиться ухаживать за кошками Учащиеся получают информацию о том, как и с помощью чего они будут оценивать свою помощь на уроке. |
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; умение работать в паре, группе, умение сотрудничать с участниками образовательного процесса, умение вести диалог; познавательные: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели и задач. |
3. |
Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения Цель: Определить характерные признаки дикой и домашней кошек, узнать интересные факты из жизни кошек, научиться распознавать породы кошек, получить знания об уходе за домашним питомцем. Первичное усвоение нового материала Физминута Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся. Первичное усвоение нового материала Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся. Первичное усвоение нового материала Физминута Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся. Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся.
|
- Поднимите руки те, у кого есть кошка в доме? За что вы любите кошек? Хотите рассказать о своём любимце? Молодцы! У вас будет такая замечательная возможность – вас ждёт проектная работа «Фоторассказ о кошке» ( рассмотрим образец на с.78-79 учебника) . У кого появилось желание сделать такую же фотогалерею? Молодцы! Желаю удачи! ( слайд) - А теперь поработайте «Парой Почемучек»- выберите слова, которые вы можете подарить своему питомцу. ( слайд) - Почему разные получились ответы? - Да, кот единственный из прирученных домашних животных сохранил чувство свободы и собственного поведения. Но без этих существ невозможно жить на земле. Они повышают настроение, спасают от одиночества, своим забавным поведением вызывают улыбку. Однако не сразу кошки и люди стали жить в согласии, кошку приютили тогда, когда заметили, как они расправляются с грызунами: мышами и крысами. Человек взял её в жилище примерно 5000 лет назад. Само слово «кошка» пришло к нам из Северной Африки. - На с. 76 рассмотрите дикую африканскую кошку. Как вы думаете, кем она является для современных кошек? - Посмотрите на фигурки кошек из Египта. Как вы думаете, почему египтяне создавали фигурки кошек? - По-разному раньше люди относились к кошке: в Европе недолюбливали за ночной образ жизни, загадочные светящиеся глаза, за способность бесшумно появляться и исчезать. А в Египте, наоборот, к кошкам относились с уважением, считали их священными животными. Если человек случайно убивал кошку, то это каралось смертью. На нашей планете живёт более 400 млн. домашних кошек, но распределены они неравномерно. 1 место занимает США, а вот в Габоне ( государство в Африке)- нет ни одной кошки. Ф/м: Все котятки мыли лапки: -Посмотрите на с. 77: какие породы кошек вам известны? У кого есть породистая кошка дома? Какая кошка будет считаться породистой? Какая из этих кошек обладает хорошей памятью и запоминает зло? На современном этапе существует 36 пород кошек. Но большинство тех кошек, которые живут в наших домах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто домашние кошки. Но мы их от этого любим не меньше. Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза. ( слайд) Самостоятельная работа « Мы сами с усами» ( рабочая тетрадь, с.60, задание №2.). Проверка по эталону ( учебник с.77) ( слайд) - Как нужно относиться к кошкам? Прежде чем взять кошку в дом, нужно согласие всех членов семьи и распределение обязанностей по уходу за кошкой. Сейчас я предлагаю поработать в группах: обсудите , зачем нужны предметы для кошки на с.77. ( слайд) ( раздаются карточки –см. « Приложение» после конспекта.) - А если ваш любимец заболел, что нужно делать? Как называют врача животных? - Открываем для себя новые знания: посмотрите на экран, прочитайте слово. (Фелинолог) Знаете ли вы его значение? А где можно узнать лексическое значение слова? Учитель сообщает, что фелинолог-это специалист, занимающийся разведением и изучением кошек.
Ф/ м для глаз « В гостях кот Леопольд» ( слайд) - А сейчас вас ждёт конкурс ( слайд) « Лучший знаток кошек». Отвечаем, не скучаем! 1.Почему не любят чёрных котов? 2. « Кошка умывается лапкой»- о чём эта примета? 3. Кошка закрывает лапкой носик. О чём она предупреждает? 4. Если кошка бьёт хвостом по бокам, что это значит? 5. О чём расскажет хвост кошки, поднятый трубой? 6. Когда так говорят « Кошки скребут на душе», « Живут как кошка с собакой»? 7. На что приземляется кошка при падении ? 8. Кто знает, сколько у кошки зубов? ( 30) 9. Сколько у кошки усов? (24) 10. Сколько примерно лет живут кошки? ( 20 лет) Послушайте интересные факты о кошках: зрение кошки в 6 раз острее человека, слух у кошки в 3 раза совершеннее слуха человека. У кошек великолепная зрительная память. Кошки могут предсказывать не только землетрясение, но и извержение вулканов, штормы, пожары, бомбардировки. - Послушайте стихотворение Г. Мельникова « Одинокий» ( слайд) Все мяукал котенок - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? Как называют кошек, у которых нет хозяина и жилья? Как мы можем помочь бездомным кошкам? |
Знакомятся с творческим заданием: выполнение проекта « Фоторассказ о кошке». Дети обсуждают в паре характеристику кошек, их роль в доме. На карточке: радость, пушистый друг, вредина, любимец, домашний врач, задира, мурлыка, засоня, злюка. -У каждого кота свой характер, свои привычки. -Наверно, это предок современных кошек. Дети высказывают свои предположения. Выполняют упражнения на релаксацию.
Дети рассматривают иллюстрации породистых кошек, приходят к выводу, какая кошка будет породистой, делятся информацией о том, у кого дома есть породистая кошка. Учащиеся получают информацию об особенностях некоторых пород кошек. Каждый работает индивидуально с приложением в тетради: вырезает, наклеивает иллюстрацию кошки над названием, проверяют по учебнику. Высказывания мнений учащимися. Работа в группах: на карточке предметы ухода за кошкой, и слова –указатели , нужно соединить « цветной дорожкой» предмет и слово-характеристику. Дети сообща выполняют задание. Учащиеся знакомятся с новыми знаниями - профессией « фелинолог». Высказывают предположения, кто такой фелинолог, где можно узнать информацию о лексическом значении данного слова ( Толковый словарь, Интернет, общение со взрослым, библиотека)
Релаксация для мышц глаз. Участвуют в викторине, делятся знаниями и наблюдением за жизнью кошки, применяют свои знания в учебном процессе. Учащиеся заслушивают информацию об интересных фактах из жизни кошек. Участвуют в обсуждении стихотворения, предлагают различные варианты решений проблемы с бездомными кошками. |
Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; Познавательные : - понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; Личностные: самоопределение. Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение |
4. |
Рефлексия учебных знаний. Цель: - Оценить результаты собственной деятельности; - Осознание метода построения границ применения нового знания. - Подвести итог изученному материалу. |
- Какова была цель нашего урока? ( слайд) -Давайте определим лучшего знатока кошек. Поднимите руки те, у кого больше трёх «Леопольди». Замечательно!!!! Вы были очень активными помощниками в проведении урока, за что вам огромное спасибо!!!!! |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Личностные: смыслообразование. . |
5. |
Творческое домашнее задание |
Приготовить проект о своей кошке « Фоторассказ о моём домашнем друге». Если кошки нет, то сочинить историю или сказку и представить в рисунках. |
Прослушивают инструкцию о творческом задании, задают вопросы с целью корректировки выполнения проекта. Устанавливают правильность, полноту и осознанность домашнего задания. |
Родионова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ « Лицей имени Ивана Ивановича Федунца» г. Узловая
Список использованной литературы:
1.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к умк А.А. Плешакова, Т.Н.Максимова;1 класс-2-е изд.; М.: ВАКО, 2017.
2.Шаблон презентации «Кошки», http://ppt4web.ru/shablony-prezentacii/koshki8.html
3. «Внеклассные мероприятия. 4 класс», 2 изд-е;М.; ВАКО, 2005.
4. Ресурсы интернета –иллюстрации о кошках, сказочных героях, загадки, стихотворения.
5. Электронная физминутка «Кот Леопольд»
https://infourok.ru/prezentaciya-fizminutka-dlya-glaz-kot-leopold-543007.html
ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ УХОД ЗА КОГТЯМИ МЕСТО ОТДЫХА, ЖИЛЬЁ УХОД ЗА ШЕРСТЬЮ ПРИНЯТИЕ ВАННЫ ТУАЛЕТ ПИЩА
|
ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ УХОД ЗА КОГТЯМИ МЕСТО ОТДЫХА, ЖИЛЬЁ УХОД ЗА ШЕРСТЬЮ ПРИНЯТИЕ ВАННЫ ТУАЛЕТ ПИЩА |
Елена Владимировна