Урок окружающего мира «Кошки в нашем доме», 1 класс

1
1
Материал опубликован 16 July 2019

Родионова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ « Лицей имени Ивана Ивановича Федунца» г. Узловая

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе, умк « Перспектива»

Целевая аудитория- 1 класс

Тема урока: «Кошка в нашем доме».

Цель: 1) познакомить с условиями жизни кошки, особенностями ухода за ней; с некоторыми породами кошек.

2) развивать познавательную активность, речь обучающихся , расширять кругозор.

3) воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.

Предметные результаты:

- знать правила содержания кошек и ухода за ними;

- узнавать по рисункам изученные породы кошек;

- называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение;

Метапредметные результаты:

а) Регулятивные универсальные учебные действия:

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном, наглядно-образном уровне;

б )Познавательные универсальные учебные действия :

- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

в) Личностные универсальные учебные действия:

-осознавать необходимость доброго отношения к домашним питомцам, развивать в себе стремление наблюдать за ними, подмечать интересное в их поведении, стараться лучше понять их.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник» Окружающий мир», 1 часть, А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, рабочая тетрадь, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация о кошках.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.

Орг. момент. Настрой на урок.

Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

-Начинаем урок окружающего мира, открываем очередную страничку клуба «Почемучек»!

Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?..
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться!

Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
( слайд)

Включаются в учебную деятельность, настраиваются на деловой ритм.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

 

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

Определение темы и задач урока.

Корректировка темы и целей учебного занятия.

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

-Открывается очередное заседание клуба « Почемучек». Для вас первое задание ! Отгадайте загадки, отгадки помогут определить тему урока.

1.Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:

Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!

И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это?    (Кот в сапогах.) ( слайд)

2. Клыки остры, как нож,
А когти, как рапира.
Учитель Маугли она,
Пантера чёрная - (Багира).
( слайд)

3.Зов саванны ему нужен,

Со знойным воздухом он дружен,

Сыночка Симбу обожает,

Законы прайда соблюдает. (Король Лев) ( слайд)

4. Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажите, как?

( кот Матроскин) ( слайд)

5. Кота такого знаешь ты.

Он любит поливать цветы

И любит фразу говорить:

«Давайте, дружно, мыши

Жить!» ( Кот Леопольд) ( слайд)

- Посмотрите, кто у нас в гостях. Что общего у наших друзей?

-Придумайте задания про них. ( можно разделить на 2 группы: дикие и домашние)

- Кого мы можем пригласить жить к себе домой?

- Сформулируйте тему урока. ( слайд)

-Давайте проверим наши предположения по учебнику( с. 76 « Кошка в нашем доме»)

- Рассмотрите с. 76-77. Какие учебные задачи поставим перед собой?

 

- Итак , мы отправляемся в удивительный мир кошек. Оценочной монетой в нашем путешествии будет « Леопольди» - за каждый правильный ответ вы получаете эту волшебную монету. Кто помог мне начать урок, получите свои первые баллы.

( слайд)

Ученики выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки:

отгадывают загадки

группируют кошек по среде обитания

определяю тему и задачи урока

Предполагаемые ответы детей:

-открыть для себя новые знания о кошках

- познакомиться с породами кошек, учиться их распознавать

- научиться ухаживать за кошками

Учащиеся получают информацию о том, как и с помощью чего они будут оценивать свою помощь на уроке.

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: постановка вопросов; умение работать в паре, группе, умение сотрудничать с участниками образовательного процесса, умение вести диалог;

познавательные:

самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели и задач.

3.

Работа над темой урока.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

Определить характерные признаки дикой и домашней кошек, узнать интересные факты из жизни кошек, научиться распознавать породы кошек, получить знания об уходе за домашним питомцем.

Первичное усвоение нового материала

Физминута

Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся.

Первичное усвоение нового материала

Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся.

Первичное усвоение нового материала

Физминута

Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся.

Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся.

 

- Поднимите руки те, у кого есть кошка в доме? За что вы любите кошек? Хотите рассказать о своём любимце? Молодцы! У вас будет такая замечательная возможность – вас ждёт проектная работа «Фоторассказ о кошке» ( рассмотрим образец на с.78-79 учебника) . У кого появилось желание сделать такую же фотогалерею? Молодцы! Желаю удачи! ( слайд)

- А теперь поработайте «Парой Почемучек»- выберите слова, которые вы можете подарить своему питомцу. ( слайд)

- Почему разные получились ответы?

- Да, кот единственный из прирученных домашних животных сохранил чувство свободы и собственного поведения. Но без этих существ невозможно жить на земле. Они повышают настроение, спасают от одиночества, своим забавным поведением вызывают улыбку. Однако не сразу кошки и люди стали жить в согласии, кошку приютили тогда, когда заметили, как они расправляются с грызунами: мышами и крысами. Человек взял её в жилище примерно 5000 лет назад. Само слово «кошка» пришло к нам из Северной Африки.

- На с. 76 рассмотрите дикую африканскую кошку. Как вы думаете, кем она является для современных кошек?

- Посмотрите на фигурки кошек из Египта. Как вы думаете, почему египтяне создавали фигурки кошек?

- По-разному раньше люди относились к кошке: в Европе недолюбливали за ночной образ жизни, загадочные светящиеся глаза, за способность бесшумно появляться и исчезать. А в Египте, наоборот, к кошкам относились с уважением, считали их священными животными. Если человек случайно убивал кошку, то это каралось смертью.

На нашей планете живёт более 400 млн. домашних кошек, но распределены они неравномерно. 1 место занимает США, а вот в Габоне ( государство в Африке)- нет ни одной кошки.

Ф/м: Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
( слайд)

-Посмотрите на с. 77: какие породы кошек вам известны? У кого есть породистая кошка дома? Какая кошка будет считаться породистой? Какая из этих кошек обладает хорошей памятью и запоминает зло? На современном этапе существует 36 пород кошек. Но большинство тех кошек, которые живут в наших домах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто домашние кошки. Но мы их от этого любим не меньше.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза. ( слайд)
Персидские происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы. ( слайд)
Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей. ( слайд)
Британскую кошку можно сразу узнать по ее массивной круглой голове с "толстыми" щеками, которые делают голову еще больше и круглее, и очень выразительным, огромным ярко-оранжевым глазам. ( слайд)
 

Самостоятельная работа « Мы сами с усами»

( рабочая тетрадь, с.60, задание №2.). Проверка по эталону ( учебник с.77) ( слайд)

- Как нужно относиться к кошкам?

Прежде чем взять кошку в дом, нужно согласие всех членов семьи и распределение обязанностей по уходу за кошкой. Сейчас я предлагаю поработать в группах: обсудите , зачем нужны предметы для кошки на с.77. ( слайд)

( раздаются карточки –см. « Приложение» после конспекта.)

- А если ваш любимец заболел, что нужно делать? Как называют врача животных?

- Открываем для себя новые знания: посмотрите на экран, прочитайте слово. (Фелинолог) Знаете ли вы его значение? А где можно узнать лексическое значение слова?

Учитель сообщает, что фелинолог-это специалист, занимающийся разведением и изучением кошек.

 

Ф/ м для глаз « В гостях кот Леопольд» ( слайд)

- А сейчас вас ждёт конкурс ( слайд)

« Лучший знаток кошек». Отвечаем, не скучаем!

1.Почему не любят чёрных котов?

2. « Кошка умывается лапкой»- о чём эта примета?

3. Кошка закрывает лапкой носик. О чём она предупреждает?

4. Если кошка бьёт хвостом по бокам, что это значит?

5. О чём расскажет хвост кошки, поднятый трубой?

6. Когда так говорят « Кошки скребут на душе», « Живут как кошка с собакой»?

7. На что приземляется кошка при падении ?

8. Кто знает, сколько у кошки зубов? ( 30)

9. Сколько у кошки усов? (24)

10. Сколько примерно лет живут кошки? ( 20 лет)

Послушайте интересные факты о кошках: зрение кошки в 6 раз острее человека, слух у кошки в 3 раза совершеннее слуха человека. У кошек великолепная зрительная память. Кошки могут предсказывать не только землетрясение, но и извержение вулканов, штормы, пожары, бомбардировки.

- Послушайте стихотворение Г. Мельникова « Одинокий» ( слайд)

Все мяукал котенок
Во дворе под кустом,
Все хотелось котенку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котенку,
Что позвали: «кис-кис».
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? Как называют кошек, у которых нет хозяина и жилья?

Как мы можем помочь бездомным кошкам?

Знакомятся с творческим заданием: выполнение проекта

« Фоторассказ о кошке».

Дети обсуждают в паре характеристику кошек, их роль в доме.

На карточке: радость, пушистый друг, вредина, любимец, домашний врач, задира, мурлыка, засоня, злюка.

-У каждого кота свой характер, свои привычки.

-Наверно, это предок современных кошек.

Дети высказывают свои предположения.

Выполняют упражнения на релаксацию.

 

Дети рассматривают иллюстрации породистых кошек, приходят к выводу, какая кошка будет породистой, делятся информацией о том, у кого дома есть породистая кошка.

Учащиеся получают информацию об особенностях некоторых пород кошек.

Каждый работает индивидуально с приложением в тетради: вырезает, наклеивает иллюстрацию кошки над названием, проверяют по учебнику.

Высказывания мнений учащимися.

Работа в группах: на карточке предметы ухода за кошкой, и слова –указатели , нужно соединить « цветной дорожкой» предмет и слово-характеристику. Дети сообща выполняют задание.

Учащиеся знакомятся с новыми знаниями - профессией « фелинолог». Высказывают предположения, кто такой фелинолог, где можно узнать информацию о лексическом значении данного слова ( Толковый словарь, Интернет, общение со взрослым, библиотека)

 

Релаксация для мышц глаз.

Участвуют в викторине, делятся знаниями и наблюдением за жизнью кошки, применяют свои знания в учебном процессе.

Учащиеся заслушивают информацию об интересных фактах из жизни кошек.

Участвуют в обсуждении стихотворения, предлагают различные варианты решений проблемы с бездомными кошками.

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Познавательные :

- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения;

Личностные: самоопределение.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

4.

Рефлексия учебных знаний.

Цель:

- Оценить результаты собственной деятельности;

- Осознание метода построения границ применения нового знания.

- Подвести итог изученному материалу.

- Какова была цель нашего урока? ( слайд)
- Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?
- Где в жизни могут вам пригодиться эти знания?

-Давайте определим лучшего знатока кошек. Поднимите руки те, у кого больше трёх «Леопольди». Замечательно!!!! Вы были очень активными помощниками в проведении урока, за что вам огромное спасибо!!!!!
 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия; формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Личностные: смыслообразование.

.

5.

Творческое домашнее задание

Приготовить проект о своей кошке « Фоторассказ о моём домашнем друге». Если кошки нет, то сочинить историю или сказку и представить в рисунках.

Прослушивают инструкцию о творческом задании, задают вопросы с целью корректировки

выполнения проекта. Устанавливают правильность, полноту и осознанность домашнего задания.

 

Родионова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ « Лицей имени Ивана Ивановича Федунца» г. Узловая

Список использованной литературы:

1.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к умк А.А. Плешакова, Т.Н.Максимова;1 класс-2-е изд.; М.: ВАКО, 2017.

2.Шаблон презентации «Кошки», http://ppt4web.ru/shablony-prezentacii/koshki8.html

3. «Внеклассные мероприятия. 4 класс», 2 изд-е;М.; ВАКО, 2005.

4. Ресурсы интернета –иллюстрации о кошках, сказочных героях, загадки, стихотворения.

5. Электронная физминутка «Кот Леопольд»

https://infourok.ru/prezentaciya-fizminutka-dlya-glaz-kot-leopold-543007.html

ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

УХОД ЗА КОГТЯМИ

МЕСТО ОТДЫХА, ЖИЛЬЁ

УХОД ЗА ШЕРСТЬЮ

ПРИНЯТИЕ ВАННЫ

ТУАЛЕТ

ПИЩА

 

ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

УХОД ЗА КОГТЯМИ

МЕСТО ОТДЫХА, ЖИЛЬЁ

УХОД ЗА ШЕРСТЬЮ

ПРИНЯТИЕ ВАННЫ

ТУАЛЕТ

ПИЩА

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный урок! Спасибо!

16 July 2019