12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Журавлева Наталья Николаевна16

Конспект урока окружающего мира. 4 класс.

Журавлева Наталья Николаевна, г. Тверь

Тема урока: «Пустыни»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с природной зоной пустынь.

Задачи урока: предметные - формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем; метапредметные - развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор учащихся.

Планируемый результат: знать особенности зоны пустынь, научиться находить зону пустынь на географической карте, приводить примеры растений и животных пустыни, научиться объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой; карта природных зон; гербарий растений пустыни,презентация «Пустыни»; инструкционные карты; атлас-определитель «От земли до неба»; магнитный плакат «Зона пустыни».

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Цель:

включить детей в деятельность.

Создание эмоционального настроя урока.

-Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Слушают учителя, настраиваются

на предстоящую работу в классе.

Проверка домашнего задания.

Цель: проверить степень усвоения предыдущего

материала.

Фронтальная работа.

- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке?

- Какие особенности климата в этой природной зоне?

- Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны?

- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.

- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей?

- Какие экологические проблемы с этим связаны?


Дети отвечают, используя карту, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома


Актуализация знаний учащихся.

Цель: активизация знаний, умений и навыков по теме урока, фиксировать затруднения в индивидуальной деятельнос-ти, моти-вировать к предстоящей деятельнос-ти на уроке.



Демонстрируются слайды с изображением степи и пустыни. ( Слайд. Приложение 1)

- Иллюстрации каких природных зон вам представлены?

- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?

- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?

- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей?

- Почему вы так решили? Докажите.

- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне.

А как она называется, узнаете, разгадав ребус. (Слайд. Приложение 2)


Работа с картой природных зон России. Определение расположения зоны пустынь относительно зоны степей.


Исследова-тельская работа. Целепола-гание.

Цель:

добиться понимания и принятия учебной задачи урока.

Постановка проблемы.

Раздача инструкционных карт.

(Приложение 3)

- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.

По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от зоны степей.



Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей.

«Открытие» новых знаний

Цель: включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы,

решать проблему с помощью выбранного метода.

Инструкция детей по работе в группах.

- Как будете работать в группе?

- С чего начнете?

- Есть ли необходимость разделить обязанности?


Работа в микрогруппах:

Географы

Ботаники

Зоологи

Экологи

В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты.


Физминутка

Цель: предупреждение и снятие утомления.

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполнение упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

Подведение итогов ис-следования.

Цель:умение строить речевое высказыва-ние.


Демонстрация презентации, иллюстрирующей рассказ представителей микрогрупп


.


Отчет представителей микрогрупп.

1)Географы рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата пустынь.

2)Ботаники представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.

3)Зоологи рассказывают о животном мире пустынь, о приспособлении к жизни представителей животного мира.

4)Экологи освещают экологические проблемы пустынь, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия

Закрепление изученного материала.


- Составьте экологическую пирамиду,

характерную для зоны пустынь.

- Какие цепи питания можно составить для этой природной зоны?

- О чем свидетельствуют составленные вами цепи питания?

Составление экологической пирамиды и цепей питания. Используется магнитный плакат «Зона пустынь».


Подведение итогов урока.

Цель: проверка усвоения материала урока.

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Каковы особенности её климата?

- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь?

-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в пустыне?


Ответы на вопросы учителя.

Рефлексия.

Цель: рефлексия деятельнос -ти на уроке

На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев.


- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности - зелёного цвета.

Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.


У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).

Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.


Домашнее задание.

Цель: повторение и закрепление изученного на уроке, самостоятельный поиск дополнительной информации

Страницы учебника 122-131-отвечать на вопросы.

Подготовить мини-сообщение про одного

из представителей растительного или животного мира пустынь.

- Для чего выполняем задания дома?

-Как будете выполнять, расскажите.

- Посмотрите на задания «Проверь себя». Что нужно сделать, чтобы их выполнить?

Рассказывают о том, как будут выполнять домашнее задание, высказывают предположения по выполнению задания «Проверь себя»







Приложение 1.

t1679262597aa.jpgt1679262597ab.jpg



Приложение 2

t1679262597ac.jpg









Приложение 3

Материалы для ботаников

Гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, учебник (с.123,124). Карточка-помогайка:

Общая особенность растений.

Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

Значение в природе.

Материалы для зоологов

Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на с.126-128. Карточка-помогайка:

Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

Значение в природе.

Материалы для экологов

Учебник (с.129-131). Карточка-помогайка:

Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

Охрана редких растений и животных, заповедники.



Материалы для географов

Учебник (с.122), энциклопедия «Я познаю мир. География». Карточка-помогайка:

Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.

В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?

Поверхность земли в пустыне.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.