Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспектива»

3
0
Материал опубликован 30 October 2019

Урок окружающего мира
PPTX / 3.51 Мб

/data/files/m1572449408.pptx (Урок окружающего мира)Технологическая карта открытого урока окружающего мира

в 3Г классе МАОУ СОШ №44 города Екатеринбурга.

Учитель: Кузеванова Елена Александровна, 1 кв.категория

Тема

Природные стихии в народном творчестве

Цель

Сформировать представление о природных объектах живой и неживой природы.
Ввести способ изображения устройства природы, который использовали древние люди

Задачи

образовательные: познакомить детей со значением стихий в жизни человека, с изображением их в прикладном искусстве и в устном творчестве; познакомить детей с таинственными знаками старинных узоров.

развивающие: развивать познавательный интерес через элементы исследования.

воспитательные: воспитывать в детях чувство ответственности, активности, уважения к традициям своего народа; выполнять миссию своей школы.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся познакомятся с тем, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода; узнают загадки и пословицы о стихиях.

Метапредметные:

Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, распознавание объектов, самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.

регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность ,формулировать собственные вопросы по теме обсуждения на уроке, готовность к проблемной ситуации, самооценке и самоконтролю, организация пространства диалога, творческой деятельности на уроке..

коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками, проявление инициативы в словах или действиях; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности уметь определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Формы обучения

фронтальная, групповая. Урок в технологии МДО

Образовательные ресурсы

Учебник «Окружающий мир»-3 класс. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Москва «Просвещение», 2013г, тексты, рабочие листы, презентация к уроку

Оборудование

Интерактивная доска SMARTBoard, ноутбук

Основные понятия

Природные стихии, народное творчество, природные объекты.



Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

(2 мин)

Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

-Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и поприветствуем их добрыми улыбками.

-

Показывают готовность к уроку.


Здороваются с гостями. Улыбаются.





К – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимать значение знаний для человека; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность

Р – контролировать свои действия в подготовке к уроку.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

(5 мин)

Проверяет понимание изученной на прошлом уроке темы.

- У вас на столе карточки с заданиями. Подготовьте ответы на вопросы.

1. Что называют одним из самых главных и распространённых веществ на планете Земля?

2.Назови ближайшую к Земле звезду?

3. Что называют невидимым сокровищем?




Есть такая пословица: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

- Почему народ считает, что «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»?

Отвечают на вопросы.

Вода- одно из самых распространённых веществ на Земле. Любой организм постоянно расходует воду и нуждается в ёе пополнении.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды.

-Солнце-это ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

-Воздух – без воздуха на Земле не было бы жизни. Он необходим для дыхания растениям, животным, человеку.

-Потому что жизнь на Земле не возможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха.


К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;


Самоопределение к деятельности

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Подводит к определению учащимися темы и цели урока

- Герой одного из известных произведенийА.С.Пушкина обращался за помощью к природным стихиям. (Демонстрируется отрывок из мультфильма)

Царевич Елисей.

Обращался за помощью к Ветру.

-Ветер, Ветер! Ты могуч!

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

-Кто герой сказки?

-К каким стихиям он обращался?

- О какой еще стихии мы с вами говорили?

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (на слайде показаны символы, изображающие природные стихии)

-Подумайте, как можно связать отрывок из сказки и слайд с узорами?

- Попробуйте сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока.



- Что мы с вами можем отнести к народному творчеству?

Используя обучающий диалог с учителем, стараются определить тему и цель урока.











- К Солнцу, к Ветру.

- О воде.


- Узоры


- Узоры – это изображение природных стихий: солнца, воздуха и воды.

- Мы сегодня будем говорить об изображении природных стихий в народном творчестве, о значении стихий для жизни человека.

- Пословицы, поговорки, загадки, прикладное творчество (украшение предметов быта, одежды)

Р – осознавать, что уже известно и что предстоит усвоить.

Попределять и формулировать тему и цель деятельности.

К – обмениваться мнениями, выражать свою точку зрения, при этом не создавать конфликтных ситуаций.

Л – проявлять интерес к предмету

Усвоение новых знаний

Работа по теме урока

Групповая работа

(10мин)

Организует проведение исследования в группах. Дети используют тексты, заполняют рабочие листы.

Сегодня вы будете выступать в роли мастеров, занимающихся народным творчеством.Я вам предлагаю такие задания: украсить предметы бытовой утвари, дом, одежду, придумать украшения. Привести примеры устного народного творчества из сборников.

1 группа – Домашняя утварь (Текст «Прялка», читают, обсуждают, украшают прялку узорами, символизирующими три важные стихии).

2 группа – Дом (читают текст, украшают фасад дома.Объясняют, почему именно так украшали)

3 группа – Одежда (читают текст, объясняют причины украшения одежды, украшают мужской и женский костюм)

4 группа – Украшения (читают текст, объясняют важность украшений, лепят пример украшения)

5 группа – Фольклор (находят в книгах пословицы, загадки, песенки-заклички)

Дети работают в группах. Заполняют рабочие листы. Готовят защитное слово.


Л.: проявлять интерес к новому материалу; ценностное отношение к природному миру.

К.: использовать речь для регуляции своего действия;

Р.: планировать решение учебной задачи.

П.: извлекать информацию в соответствии с заданием, формулировать выводы.


Продолжение работы по теме урока

(10мин)

Проверка выполнения работы групп.

Дети представляют результат своей работы.

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане;

Л.: формирование мотивов достижения и социального признания.

К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения.

Рефлексия


(5мин)

Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

Полотенце играло огромную роль в жизни человека, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости. Существовал магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов, вечером – от дневных забот. В обряд очищения входило вытирание лица утром нижним краем. Это обозначало восход солнца, а вечером- верхним. Это закат солнца. А ещё сохранился обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью на вышитом полотенце.

- С какой из природных стихий связано полотенце?

- Сейчас вам в группах нужно будет украсить полотенце. Если вам на уроке было интересно, комфортно, вы не испытывали трудностей, то украсьте полотенце символами воздуха и воды; а если испытывали затруднения, то символами, обозначающими огонь.


Формулируют результат работы на уроке


Дети оформляют полотенце и прикрепляют его на доску.

Л.: самооценка на основе критериев успешности.

П.: рефлексия способов и условий действия

К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения.

Р.: осознание качества усвоения

Подведение итогов урока


(3мин)

А сейчас ещё раз подведем итог нашей работы, сделаем вывод.

Жизнь на Земле не возможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха. Поэтому природные стихии: воду, воздух и небесный огонь – они воспевали в прикладном и устном творчестве.


Л.: нравственно- этическое оценивание усваиваемого материала

Р.: сличение способа действия с заданным эталоном,

Адекватно воспринимать оценки учителя.

П.: структурирование знаний

Домашнее задание

Дома я вам предлагаю сочинить сказку о природных стихиях.











Одежда

Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности – охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

t1572449252aa.jpgt1572449252ab.jpg

Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью.


t1572449252ac.jpg





Дом

Самую высокую точку крыши (щипец) своего дома люди украшали изображением коня, символизирующего солнце в зените. Фигура коня подчёркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах.


t1572449252ad.jpg




Украшения.

Самые первые в истории человечества «украшения» изначально выполняли роль магических амулетов и должны были оказывать своему владельцу активное содействие во всех областях его жизни. Чем больше украшений-амулетов — тем счастливее и безопаснее должен был чувствовать себя наш далекий предок.

А вот на Руси украшения символизировали сначала только защиту, было принято делать обереги из ожерельев, подвесок и браслетов. Все эти амулеты часто носили от рождения и до смерти, некоторые получались из рук родителей, которые специально заказывали у мастеров такие предметы или делали сами. Им придавался глубинный смысл – кое-где эти предметы считались священными и порвать или потерять их расценивалось как неудача или немилость судьбы. 

t1572449252ae.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.