Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспектива»
Урок окружающего мира
PPTX / 3.51 Мб
/data/files/m1572449408.pptx (Урок окружающего мира)Технологическая карта открытого урока окружающего мира
в 3Г классе МАОУ СОШ №44 города Екатеринбурга.
Учитель: Кузеванова Елена Александровна, 1 кв.категория
Тема | Природные стихии в народном творчестве |
Цель | Сформировать представление о природных объектах живой и неживой природы. |
Задачи | образовательные: познакомить детей со значением стихий в жизни человека, с изображением их в прикладном искусстве и в устном творчестве; познакомить детей с таинственными знаками старинных узоров. развивающие: развивать познавательный интерес через элементы исследования. воспитательные: воспитывать в детях чувство ответственности, активности, уважения к традициям своего народа; выполнять миссию своей школы. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: учащиеся познакомятся с тем, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода; узнают загадки и пословицы о стихиях. |
Метапредметные: Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, распознавание объектов, самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера. регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность ,формулировать собственные вопросы по теме обсуждения на уроке, готовность к проблемной ситуации, самооценке и самоконтролю, организация пространства диалога, творческой деятельности на уроке.. коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками, проявление инициативы в словах или действиях; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |
Личностные: проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности уметь определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве. | |
Формы обучения | фронтальная, групповая. Урок в технологии МДО |
Образовательные ресурсы | Учебник «Окружающий мир»-3 класс. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Москва «Просвещение», 2013г, тексты, рабочие листы, презентация к уроку |
Оборудование | Интерактивная доска SMARTBoard, ноутбук |
Основные понятия | Природные стихии, народное творчество, природные объекты. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент (2 мин) | Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. -Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и поприветствуем их добрыми улыбками. - | Показывают готовность к уроку. Здороваются с гостями. Улыбаются. | К – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимать значение знаний для человека; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность Р – контролировать свои действия в подготовке к уроку. |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин) | Проверяет понимание изученной на прошлом уроке темы. - У вас на столе карточки с заданиями. Подготовьте ответы на вопросы. 1. Что называют одним из самых главных и распространённых веществ на планете Земля? 2.Назови ближайшую к Земле звезду? 3. Что называют невидимым сокровищем? Есть такая пословица: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. - Почему народ считает, что «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»? | Отвечают на вопросы. Вода- одно из самых распространённых веществ на Земле. Любой организм постоянно расходует воду и нуждается в ёе пополнении. Человеку в сутки требуется более 2 литров воды. -Солнце-это ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. -Воздух – без воздуха на Земле не было бы жизни. Он необходим для дыхания растениям, животным, человеку. -Потому что жизнь на Земле не возможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха. | К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; |
Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи (5 мин) | Подводит к определению учащимися темы и цели урока - Герой одного из известных произведенийА.С.Пушкина обращался за помощью к природным стихиям. (Демонстрируется отрывок из мультфильма) Царевич Елисей. Обращался за помощью к Ветру. -Ветер, Ветер! Ты могуч! Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. -Кто герой сказки? -К каким стихиям он обращался? - О какой еще стихии мы с вами говорили? - Посмотрите на слайд. Что вы видите? (на слайде показаны символы, изображающие природные стихии) -Подумайте, как можно связать отрывок из сказки и слайд с узорами? - Попробуйте сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока. - Что мы с вами можем отнести к народному творчеству? | Используя обучающий диалог с учителем, стараются определить тему и цель урока. - К Солнцу, к Ветру. - О воде. - Узоры - Узоры – это изображение природных стихий: солнца, воздуха и воды. - Мы сегодня будем говорить об изображении природных стихий в народном творчестве, о значении стихий для жизни человека. - Пословицы, поговорки, загадки, прикладное творчество (украшение предметов быта, одежды) | Р – осознавать, что уже известно и что предстоит усвоить. П – определять и формулировать тему и цель деятельности. К – обмениваться мнениями, выражать свою точку зрения, при этом не создавать конфликтных ситуаций. Л – проявлять интерес к предмету |
Усвоение новых знаний Работа по теме урока Групповая работа (10мин) | Организует проведение исследования в группах. Дети используют тексты, заполняют рабочие листы. Сегодня вы будете выступать в роли мастеров, занимающихся народным творчеством.Я вам предлагаю такие задания: украсить предметы бытовой утвари, дом, одежду, придумать украшения. Привести примеры устного народного творчества из сборников. 1 группа – Домашняя утварь (Текст «Прялка», читают, обсуждают, украшают прялку узорами, символизирующими три важные стихии). 2 группа – Дом (читают текст, украшают фасад дома.Объясняют, почему именно так украшали) 3 группа – Одежда (читают текст, объясняют причины украшения одежды, украшают мужской и женский костюм) 4 группа – Украшения (читают текст, объясняют важность украшений, лепят пример украшения) 5 группа – Фольклор (находят в книгах пословицы, загадки, песенки-заклички) | Дети работают в группах. Заполняют рабочие листы. Готовят защитное слово. | Л.: проявлять интерес к новому материалу; ценностное отношение к природному миру. К.: использовать речь для регуляции своего действия; Р.: планировать решение учебной задачи. П.: извлекать информацию в соответствии с заданием, формулировать выводы. |
Продолжение работы по теме урока (10мин) | Проверка выполнения работы групп. | Дети представляют результат своей работы. | Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане; Л.: формирование мотивов достижения и социального признания. К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения. |
Рефлексия (5мин) | Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. Полотенце играло огромную роль в жизни человека, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости. Существовал магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов, вечером – от дневных забот. В обряд очищения входило вытирание лица утром нижним краем. Это обозначало восход солнца, а вечером- верхним. Это закат солнца. А ещё сохранился обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью на вышитом полотенце. - С какой из природных стихий связано полотенце? - Сейчас вам в группах нужно будет украсить полотенце. Если вам на уроке было интересно, комфортно, вы не испытывали трудностей, то украсьте полотенце символами воздуха и воды; а если испытывали затруднения, то символами, обозначающими огонь. | Формулируют результат работы на уроке Дети оформляют полотенце и прикрепляют его на доску. | Л.: самооценка на основе критериев успешности. П.: рефлексия способов и условий действия К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения. Р.: осознание качества усвоения |
Подведение итогов урока (3мин) | А сейчас ещё раз подведем итог нашей работы, сделаем вывод. | Жизнь на Земле не возможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха. Поэтому природные стихии: воду, воздух и небесный огонь – они воспевали в прикладном и устном творчестве. | Л.: нравственно- этическое оценивание усваиваемого материала Р.: сличение способа действия с заданным эталоном, Адекватно воспринимать оценки учителя. П.: структурирование знаний |
Домашнее задание | Дома я вам предлагаю сочинить сказку о природных стихиях. | | |
Одежда
Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности – охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Прялка
Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью.
Дом
Самую высокую точку крыши (щипец) своего дома люди украшали изображением коня, символизирующего солнце в зените. Фигура коня подчёркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах.
Украшения.
Самые первые в истории человечества «украшения» изначально выполняли роль магических амулетов и должны были оказывать своему владельцу активное содействие во всех областях его жизни. Чем больше украшений-амулетов — тем счастливее и безопаснее должен был чувствовать себя наш далекий предок.
А вот на Руси украшения символизировали сначала только защиту, было принято делать обереги из ожерельев, подвесок и браслетов. Все эти амулеты часто носили от рождения и до смерти, некоторые получались из рук родителей, которые специально заказывали у мастеров такие предметы или делали сами. Им придавался глубинный смысл – кое-где эти предметы считались священными и порвать или потерять их расценивалось как неудача или немилость судьбы.