Рабочая программа по окружающему миру (1 класс, УМК «Перспектива»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рекомендовано: Методическим объединением учителей начальных классов Протокол от «29» 08. 2016г. № 1 |
Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия» «30» 08. 2016г. № 256 |
Рабочая программа по окружающему миру
на 2016 - 2017 учебный год
1Б класс
Программа составлена:
Сарговой О.Н., учителем начальных классов
первой квалификационной категории
г. Черногорск, 2016 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру является неотъемлемой частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия» (приказ МБОУ «Гимназия» от 24.06.2015г. №235) и служит ориентиром для достижения планируемых результатов.
Рабочая программа по окружающему миру разработана:
- на основании положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по предметам и программам внеурочной деятельности в соответствии ФГОС на уровень основного общего образования (приказ МБОУ «Гимназия» от 24.06.2015г. №235);
- на основании приказа «Об утверждении списка учебников на 2016-2017 учебный год для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», от 17.05.2016г. № 151-П;
- на основе УМК «Перспектива» по окружающему миру для 1 класса , авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, «Просвещение», 2015г.
Формы организации учебных занятий
Для формирования УУД учащихся используются фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
2. Содержание учебного предмета окружающий мир
№ |
Содержание |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Мы и наш мир (11 ч). |
||
Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа. ЭКК Культура. Природа в творчестве человека. Мы – люди. Как мы общаемся с миром. Люди – творцы культуры. ЭКК Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы. ЭКК |
Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы: первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов); целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна); представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России*; представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране); представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни; первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом*; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.; этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*; этические чувства на основе знакомства с культурой народов России; освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Познавательные Обучающийся научится: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь». Коммуникативные Обучающийся научится: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится: различать природу и культуру; различать живую и неживую природу; отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире; различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста; соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения; называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди; устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека; называть наиболее распространенные растения своей местности; различать культурные и дикорастущие растения; различать лиственные и хвойные деревья; называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка; распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок; перечислять группы животных и их существенные признаки; приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона; называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках; приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края; называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними; правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме; определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»; правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом; определять ближайшие родственные связи в семье; работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи; находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе, в творчестве народов своего края; перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека; определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни; определять достопримечательности Москвы и своего региона; определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края; |
|
2. |
Наш класс в школе (13 ч). |
||
Наш класс в школе. Мы – дружный класс. Учитель – наставник и друг. Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу – время. Книга – наставник и друг. Потехе – час. Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. ЭКК Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах. ЭКК |
Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока). Сравнивать эти фотографии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель». Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома Рассуждать о целях выращивания комнатных растений. Определять комнатные растения класса (2-3 названия) с помощью атласа-определителя. Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки. Рисовать и (или) фотографировать комнатные растения своего класса. Применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений школьного зимнего сада (вместе со взрослыми) |
||
3. |
Наш дом и семья (15 ч). |
||
Мы в семье. Моя семья – часть моего народа. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома. ЭКК Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера. ЭКК Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи». ЭКК |
Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстрировать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий. Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним. Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме. Работать со взрослыми: определять растения и животных своего дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы. Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа и электричества в наш дом. Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме, предлагать и запоминать простейшие меры безопасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании |
||
4. |
Город и село (14 ч). |
||
Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. ЭКК Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей! Мы помним наших земляков. Все профессии важны. Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела»: встреча с родителями – представителями городских, сельских профессий. ЭКК |
Определять значение слов «земляки», «горожане» путем сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе). Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села) Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставлять их с впечатлениями от наблюдений в своём городе. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с наблюдениями в своём городе. Рассказывать о природе своего города. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради |
||
5. |
Родная страна (8 ч). |
||
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Мы – семья народов России. Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки. ЭКК Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс – семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края. ЭКК |
Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Моделировать с помощью глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл |
||
6. |
Человек и окружающий мир (5 ч). |
||
Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени – свой плод. Я – часть мира. ЭКК Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющей динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни. |
Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия: внешний облик — внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния (строгий, мечтательный, весёлый, грустный и т. п.). Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников (застенчивый, озорной, смешливый, внимательный, непоседливый и т. п.). Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки) |
3. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1Б классе
на 2016-2017 уч. год
Количество часов за год - 66
№ п/п |
Тема урока, кол-во часов |
Количество часов |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
Мы и наш мир – 11 ч. |
||||
1-2 |
Что такое окружающий мир. |
2 |
||
3 |
Природа. |
1 |
||
4 |
Неживая и живая природа. |
1 |
||
5 |
Культура. |
1 |
||
6 |
Природа в творчестве человека. ЭКК Образы живой и неживой природы в картинах хакасских художников. |
1 |
||
7 |
Мы – люди. |
1 |
||
8 |
Как мы общаемся с миром. |
1 |
||
9 |
Люди – творцы культуры. |
1 |
||
10 |
Мир и безопасность. |
1 |
||
11 |
Опасные и чрезвычайные ситуации. |
1 |
||
Наш класс – 13 ч. |
||||
12 |
Наш класс в школе. |
1 |
||
13 |
Опасная ситуация в школе. . |
1 |
||
14 |
Мы дружный класс. Проектная работа |
1 |
||
15 |
Учитель-наставник и друг. |
1 |
||
16 |
Природа в классе. |
1 |
||
17 |
Как ухаживать за комнатными растениями. |
1 |
||
18 |
Что растет у школы. |
1 |
||
19 |
Мир за стеклянным берегом. |
1 |
||
20 |
Кто еще у нас живет. |
1 |
||
21 |
Какие бывают животные. ЭКК |
1 |
||
22 |
Делу – время. |
1 |
||
23 |
Книга – наставник и друг. 1 ч. |
1 |
||
24 |
Потехе – час. |
1 |
||
Наш дом и семья – 15 ч. |
||||
25 |
Мы в семье. |
1 |
||
26 |
Моя семья – часть моего народа. ЭКК |
1 |
||
27 |
Природа в доме. |
1 |
||
28 |
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. 1 ч. ЭКК Заочная экскурсия на СШ ГЭС |
1 |
||
29 |
Красивые камни в нашем доме. |
1 |
||
30 |
Комнатные растения у нас дома. |
1 |
||
31 |
Выйдем в сад. |
1 |
||
32 |
Овощи и фрукты на нашем столе. |
1 |
||
33 |
Про хлеб и кашу, про чай и кофе. |
1 |
||
34 |
Дикорастущие и культурные растения. ЭКК Дикорастущие и культурные растения Хакасии |
1 |
||
35 |
Собака в нашем доме. |
1 |
||
36 |
Кошка в нашем доме. |
1 |
||
37 |
Дикие и домашние животные. |
1 |
||
38 |
С утра до вечера. |
1 |
||
39 |
Опасность у тебя дома. |
1 |
||
Город и село – 14 ч. |
||||
40 |
Мы в городе, селе. ЭКК |
1 |
||
41 |
Красота любимого города, села. ЭКК |
1 |
||
42 |
Природа в городе. ЭКК |
1 |
||
43 |
Что растет в городе. ЭКК |
1 |
||
44 |
Чудесные цветники. |
1 |
||
45 |
В ботаническом саду. |
1 |
||
46 |
Кто живет в парке. ЭКК |
1 |
||
47 |
В зоопарке. ЭКК |
1 |
||
48 |
Войдем в музей. ЭКК |
1 |
||
49 |
В театре. |
1 |
||
50 |
Мы помним наших земляков. ЭКК Известные люди г. Черногорска |
1 |
||
51-53 |
Резерв |
3 |
||
Родная страна – 8 ч. |
||||
54 |
Россия – наша родина. |
1 |
||
55 |
Москва – столица России. |
1 |
||
56 |
Мы – семья народов России. ЭКК |
1 |
||
57 |
Природа России. |
1 |
||
58 |
Красная книга России. |
1 |
||
59 |
Охрана природы. ЭКК |
1 |
||
60 |
Заповедные тропинки. Проектная работа |
1 |
||
61 |
Резерв |
1 |
||
Человек и окружающий мир. – 5 ч. |
||||
62 |
Взгляни на человека. |
1 |
||
63 |
Всему свой черед. |
1 |
||
64 |
У каждого времени свой плод. |
1 |
||
65 |
Я часть мира. |
1 |
||
66 |
Резерв |
1 |
4. График проведения контрольных и проверочных работ в 1Б классе на 2016-2017 уч.г.
№ контрольной работы |
Тема |
Дата |
1. |
Комплексная работа |
май |