Рабочая программа учебного курса по окружающему миру в 3 классе по УМК «Перспектива»
Чёркинский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
методическим объединением МБОУ Сокольниковской СОШ
учителей начальных классов от 30. 08. 23018 г. № 400
Протокол № 1от 27. 08. 2018
Рабочая программа учебного курса
по окружающему миру для 3 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель
учитель начальных классов
Горбунова Н. А.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета, курса
«Радость познания» 11 часов
Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. О чём рассказывает план? Страны и народы на политической карте мира. Транспорт. Средства информации и связи.
«Мир как дом» 24 часа
Мир природы в народном творчестве. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. Свойства воды, круговорот воды в природе. Почему вода бывает святой. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые земли. Кладовые земли. Как уберечь землю – нашу кормилицу. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Образы животных в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Охрана природы в культуре народов России и мира.
«Дом как мир» 25 часов
Родной дом – уголок Отчизны. Тепло родного дома. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное древо. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Моё имя – моя честь. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена.
Наши органы чувств. Здоровью цены нет. Семейный бюджет. Путешествие к А.С. Пушкину.
«В поисках Всемирного наследия» 10 часов
Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Форма контроля |
1 |
Радость познания |
11 |
Называть пословицы о силе человеческого ума и знаний. Приводить примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека. Самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью. Осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед природой и другими людьми за то, как, в каких целях используются открытия и изобретения. Планировать свои действия в течение урока. Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради для передачи информации. Различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования. Характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование). Называть основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира; узнавать и называть предметы оборудования. Называть особенности расположения сведений в изданиях справочного характера. Находить сведения в справочнике, словаре, путеводителе. Осознавать значение книг в жизни человека. Выделять существенную информацию из литературы разных типов. Представлять особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Находить необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии. Представлять собственные впечатления от экскурсии, кратко раскрыть её содержание, сопровождая показом своих рисунков, фотографий. Представлять план местности и его виды, масштаб, ориентировка относительно сторон света, условных обозначения на плане. Различать условные обозначения на плане. Характеризовать планы. Называть отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой. Искать на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние с ней страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. Находить в справочной литературе информацию о составе населения страны, особенностях культуры. Соблюдать правила ответственного туризма. Ставить цель путешествия; соотносить личные интересы с интересами своих спутников; находить необходимые сведения для определения маршрута; вести дневник путешествия и оценивать его результаты. Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части. Уметь правильно написать адрес на почтовом конверте. Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации. Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о природе, культуре, выдающихся людях России и мира. Осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. Применять полученные знания при работе с текстом. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся. |
Текущий контроль, тест, проверочная работа |
2 |
Мир как дом |
24 |
Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве. Находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края. Различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты. Характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, Понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, называть строение Солнечной системы и планеты, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. Характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений. Показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении для живых организмов и хозяйственной жизни человека, делать доклады. Различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады. Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; Различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия. Различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; Характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, Характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, Понимать взаимосвязь всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли. Быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям. Представлять этические нормы через формулирование правил экологической этики. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Формулировать ответы на вопросы. |
Текущий контроль, тест, проверочная работа, проект |
3 |
Дом как мир |
25 |
Понимать разные значения слова «мир»; соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках. Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России. Проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем. Понимать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни. Определять традиции гостеприимства и соблюдать их в соответствующих ситуациях; сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; Понимать терминологию родства в применении к членам своей семьи; использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным. Выделять существенную информацию из литературы разных типов. Формулировать ответы на вопросы. Формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. Называть два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий Называть пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени. Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. Характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; Характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы. Характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни. Запоминать номера телефонов экстренной помощи, оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях. Выделять существенную информацию из литературы разных типов. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Формировать установку на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края. |
Текущий контроль, тест, проверочная работа, проект |
4 |
В поисках Всемирного наследия |
10 |
Толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; рассказывать об одном – двух объектах Всемирного наследия, оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. Выделять существенную информацию из литературы разных типов. Составлять рассказ на заданную тему. Признавать свои ошибки, озвучивать их. Планировать свои действия в течение урока. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами. Называть четыре башни Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России. Проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем. Называть местонахождение озера Байкал; показывать его на карте России; рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. Называть местоположение Египта на одном из материков, показывать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; Называть местоположение Греции на одном из материков, показывать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, определять общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составлять свой список Всемирных духовных сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений. Понимать, что список объектов Всемирного наследия не ограничивается приведёнными в учебнике, видеть красоту и ценить её. Извлекать информацию из дополнительных литературных источников. Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов. |
Текущий контроль, тест, проверочная работа, проект |
Утверждено приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
от 30. 08. 2018 г. № 400
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ урока |
Тема раздела, урока |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел 1 «Радость познания» |
11 |
|||
1. |
Свет знания. |
1 |
||
2. |
Как изучают окружающий мир. |
1 |
||
3. |
Книга – источник знаний. |
1 |
||
4. |
Отправимся на экскурсию. |
1 |
||
5. |
О чём рассказывает план? |
1 |
||
6. |
Планета на листе бумаги. |
1 |
||
7. |
Страны и народы на политической карте мира. |
1 |
||
8. |
Путешествуя, познаём мир. |
1 |
||
9. |
Транспорт. |
1 |
||
10. |
Средства информации и связи. |
1 |
||
11. |
Праздник «Книга – источник знаний». |
1 |
||
Раздел 2 «Мир как дом» |
24 |
|||
12 |
Мир природы в народном творчестве. |
1 |
||
1 3 |
Из чего состоит всё. |
1 |
||
14 |
Мир небесных тел. |
1 |
||
15 |
Невидимое сокровище |
1 |
||
16 |
Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. |
1 |
||
17 |
Самое главное вещество. |
1 |
||
18 |
Свойства воды, круговорот воды в природе. |
1 |
||
19 |
Почему вода бывает святой. |
1 |
||
20 |
Природные стихии в народном творчестве. |
1 |
||
21 |
Кладовые земли. |
1 |
||
22 |
Чудо под ногами. |
1 |
||
23 |
Как уберечь землю – нашу кормилицу. |
1 |
||
24 |
Мир растений. |
1 |
||
25 |
Плодородная земля и растения в народном творчестве. |
1 |
||
26 |
Мир животных. |
1 |
||
27 |
Образы животных в народном творчестве. |
1 |
||
28 |
Невидимые нити в живой природе. |
1 |
||
29 |
Лес – волшебный дворец. |
1 |
||
30 |
Луг – царство цветов и насекомых. |
1 |
||
31 |
Водоём – дом из воды. |
1 |
||
32 |
Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. |
1 |
||
33 |
Как сохранить богатства природы. |
1 |
||
34 |
Охрана природы в культуре народов России и мира. |
1 |
||
35 |
Охрана природы родного края |
1 |
||
Раздел 3 «Дом как мир» |
25 |
|||
36 |
Родной дом – уголок Отчизны. |
1 |
||
37 |
Свой дом – свой простор. |
1 |
||
38 |
Тепло родного дома. |
1 |
||
39 |
В красном углу сесть – великая честь. |
1 |
||
40 |
Побываем в гостях. |
1 |
||
41 |
На свет появился – с людьми породнился. |
1 |
||
42 |
Родословное древо. |
1 |
||
43 |
Родословное древо моей семьи. |
1 |
||
44 |
Муж и жена – одна душа. |
1 |
||
45 |
Святость отцовства и материнства. |
1 |
||
46 |
Моё имя – моя честь. |
1 |
||
47 |
Добрые дети – дому венец. |
1 |
||
48 |
Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи. |
1 |
||
49 |
Детские игры – школа здоровья. |
1 |
||
50 |
Строение тела человека. |
1 |
||
51 |
Как работает наш организм. |
1 |
||
52 |
Что такое гигиена. |
1 |
||
53 |
Наши органы чувств. |
1 |
||
54 |
Школа первой помощи. |
1 |
||
55 |
Здоровью цены нет. |
1 |
||
56 |
Дом не велик, а стоять не велит. |
1 |
||
57 |
Семейный бюджет. |
1 |
||
58 |
Мудрость старости. |
1 |
||
59 |
Путешествие к А.С. Пушкину. |
1 |
||
60 |
Мой уголок для игры в родном доме |
1 |
||
|
Раздел 4 «В поисках Всемирного наследия» |
10 |
||
61 |
Всемирное наследие. |
1 |
||
62 |
Московский Кремль. |
1 |
||
63 |
Озеро Байкал. |
1 |
||
64 |
Путешествие в Египет. |
1 |
||
65 |
Путешествие в Грецию. |
1 |
||
66-67 |
Путешествие в Иерусалим. |
2 |
||
68-69 |
Путешествие в Китай. |
2 |
||
70 |
Всемирные духовные сокровища. |
1 |