12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Горбунова Наталия Алексеевна2333 Моё педагогическое кредо:
Многому я научилась у своих наставников, еще больше - у своих товарищей, но более всего - у своих учеников.
Педагогический стаж 27 лет. Работаю по УМК "Школа России". Вовлекаю детей в исследовательскую деятельность. Россия, Тамбовская обл., Моршанский район Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа учебного курса по окружающему миру, 3 класс
Чёркинский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
методическим объединением МБОУ Сокольниковской СОШ
учителей начальных классов от 30. 08. 23018 г. № 400
Протокол № 1от 27. 08. 2018
Рабочая программа учебного курса
по окружающему миру для 3 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель
учитель начальных классов
Горбунова Н. А.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета, курса
«Радость познания» 11 часов
Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. О чём рассказывает план? Страны и народы на политической карте мира. Транспорт. Средства информации и связи.
«Мир как дом» 24 часа
Мир природы в народном творчестве. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. Свойства воды, круговорот воды в природе. Почему вода бывает святой. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые земли. Кладовые земли. Как уберечь землю – нашу кормилицу. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Образы животных в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Охрана природы в культуре народов России и мира.
«Дом как мир» 25 часов
Родной дом – уголок Отчизны. Тепло родного дома. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное древо. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Моё имя – моя честь. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена.
Наши органы чувств. Здоровью цены нет. Семейный бюджет. Путешествие к А.С. Пушкину.
«В поисках Всемирного наследия» 10 часов
Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Форма контроля |
1 | Радость познания | 11 | Называть пословицы о силе человеческого ума и знаний. Приводить примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека. Самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью. Осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед природой и другими людьми за то, как, в каких целях используются открытия и изобретения. Планировать свои действия в течение урока. Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради для передачи информации. Различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования. Характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование). Называть основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира; узнавать и называть предметы оборудования. Называть особенности расположения сведений в изданиях справочного характера. Находить сведения в справочнике, словаре, путеводителе. Осознавать значение книг в жизни человека. Выделять существенную информацию из литературы разных типов. Представлять особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Находить необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии. Представлять собственные впечатления от экскурсии, кратко раскрыть её содержание, сопровождая показом своих рисунков, фотографий. Представлять план местности и его виды, масштаб, ориентировка относительно сторон света, условных обозначения на плане. Различать условные обозначения на плане. Характеризовать планы. Называть отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой. Искать на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние с ней страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. Находить в справочной литературе информацию о составе населения страны, особенностях культуры. Соблюдать правила ответственного туризма. Ставить цель путешествия; соотносить личные интересы с интересами своих спутников; находить необходимые сведения для определения маршрута; вести дневник путешествия и оценивать его результаты. Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части. Уметь правильно написать адрес на почтовом конверте. Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации. Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о природе, культуре, выдающихся людях России и мира. Осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. Применять полученные знания при работе с текстом. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся. | Текущий контроль, тест, проверочная работа |
2 | Мир как дом | 24 | Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве. Находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края. Различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты. Характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, Понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, называть строение Солнечной системы и планеты, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. Характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений. Показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении для живых организмов и хозяйственной жизни человека, делать доклады. Различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады. Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; Различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия. Различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; Характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, Характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, Понимать взаимосвязь всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли. Быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям. Представлять этические нормы через формулирование правил экологической этики. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Формулировать ответы на вопросы. | Текущий контроль, тест, проверочная работа, проект |
3 | Дом как мир | 25 | Понимать разные значения слова «мир»; соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках. Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России. Проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем. Понимать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни. Определять традиции гостеприимства и соблюдать их в соответствующих ситуациях; сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; Понимать терминологию родства в применении к членам своей семьи; использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным. Выделять существенную информацию из литературы разных типов. Формулировать ответы на вопросы. Формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. Называть два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий Называть пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени. Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. Характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; Характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы. Характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни. Запоминать номера телефонов экстренной помощи, оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях. Выделять существенную информацию из литературы разных типов. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Формировать установку на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края. | Текущий контроль, тест, проверочная работа, проект |
4 | В поисках Всемирного наследия | 10 | Толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; рассказывать об одном – двух объектах Всемирного наследия, оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. Выделять существенную информацию из литературы разных типов. Составлять рассказ на заданную тему. Признавать свои ошибки, озвучивать их. Планировать свои действия в течение урока. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами. Называть четыре башни Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России. Проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем. Называть местонахождение озера Байкал; показывать его на карте России; рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. Называть местоположение Египта на одном из материков, показывать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; Называть местоположение Греции на одном из материков, показывать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, определять общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составлять свой список Всемирных духовных сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений. Понимать, что список объектов Всемирного наследия не ограничивается приведёнными в учебнике, видеть красоту и ценить её. Извлекать информацию из дополнительных литературных источников. Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов. | Текущий контроль, тест, проверочная работа, проект |
Утверждено приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
от 30. 08. 2018 г. № 400
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ урока | Тема раздела, урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1 «Радость познания» | 11 | |||
1. | Свет знания. | 1 | ||
2. | Как изучают окружающий мир. | 1 | ||
3. | Книга – источник знаний. | 1 | ||
4. | Отправимся на экскурсию. | 1 | ||
5. | О чём рассказывает план? | 1 | ||
6. | Планета на листе бумаги. | 1 | ||
7. | Страны и народы на политической карте мира. | 1 | ||
8. | Путешествуя, познаём мир. | 1 | ||
9. | Транспорт. | 1 | ||
10. | Средства информации и связи. | 1 | ||
11. | Праздник «Книга – источник знаний». | 1 | ||
Раздел 2 «Мир как дом» | 24 | |||
12 | Мир природы в народном творчестве. | 1 | ||
1 3 | Из чего состоит всё. | 1 | ||
14 | Мир небесных тел. | 1 | ||
15 | Невидимое сокровище | 1 | ||
16 | Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. | 1 | ||
17 | Самое главное вещество. | 1 | ||
18 | Свойства воды, круговорот воды в природе. | 1 | ||
19 | Почему вода бывает святой. | 1 | ||
20 | Природные стихии в народном творчестве. | 1 | ||
21 | Кладовые земли. | 1 | ||
22 | Чудо под ногами. | 1 | ||
23 | Как уберечь землю – нашу кормилицу. | 1 | ||
24 | Мир растений. | 1 | ||
25 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | 1 | ||
26 | Мир животных. | 1 | ||
27 | Образы животных в народном творчестве. | 1 | ||
28 | Невидимые нити в живой природе. | 1 | ||
29 | Лес – волшебный дворец. | 1 | ||
30 | Луг – царство цветов и насекомых. | 1 | ||
31 | Водоём – дом из воды. | 1 | ||
32 | Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. | 1 | ||
33 | Как сохранить богатства природы. | 1 | ||
34 | Охрана природы в культуре народов России и мира. | 1 | ||
35 | Охрана природы родного края | 1 | ||
Раздел 3 «Дом как мир» | 25 | |||
36 | Родной дом – уголок Отчизны. | 1 | ||
37 | Свой дом – свой простор. | 1 | ||
38 | Тепло родного дома. | 1 | ||
39 | В красном углу сесть – великая честь. | 1 | ||
40 | Побываем в гостях. | 1 | ||
41 | На свет появился – с людьми породнился. | 1 | ||
42 | Родословное древо. | 1 | ||
43 | Родословное древо моей семьи. | 1 | ||
44 | Муж и жена – одна душа. | 1 | ||
45 | Святость отцовства и материнства. | 1 | ||
46 | Моё имя – моя честь. | 1 | ||
47 | Добрые дети – дому венец. | 1 | ||
48 | Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи. | 1 | ||
49 | Детские игры – школа здоровья. | 1 | ||
50 | Строение тела человека. | 1 | ||
51 | Как работает наш организм. | 1 | ||
52 | Что такое гигиена. | 1 | ||
53 | Наши органы чувств. | 1 | ||
54 | Школа первой помощи. | 1 | ||
55 | Здоровью цены нет. | 1 | ||
56 | Дом не велик, а стоять не велит. | 1 | ||
57 | Семейный бюджет. | 1 | ||
58 | Мудрость старости. | 1 | ||
59 | Путешествие к А.С. Пушкину. | 1 | ||
60 | Мой уголок для игры в родном доме | 1 | ||
| Раздел 4 «В поисках Всемирного наследия» | 10 | ||
61 | Всемирное наследие. | 1 | ||
62 | Московский Кремль. | 1 | ||
63 | Озеро Байкал. | 1 | ||
64 | Путешествие в Египет. | 1 | ||
65 | Путешествие в Грецию. | 1 | ||
66-67 | Путешествие в Иерусалим. | 2 | ||
68-69 | Путешествие в Китай. | 2 | ||
70 | Всемирные духовные сокровища. | 1 |