12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбунова Наталия Алексеевна2333
Моё педагогическое кредо: Многому я научилась у своих наставников, еще больше - у своих товарищей, но более всего - у своих учеников. Педагогический стаж 27 лет. Работаю по УМК "Школа России". Вовлекаю детей в исследовательскую деятельность.
Россия, Тамбовская обл., Моршанский район
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Чёркинский филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Сокольниковской средней общеобразовательной школы

Моршанского района Тамбовской области


 

Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом

методическим объединением МБОУ Сокольниковской СОШ

учителей начальных классов от 30. 08. 23018 г. № 400

Протокол № 1от 27. 08. 2018

Рабочая программа учебного курса

по окружающему миру для 3 класса

на 2018 – 2019 учебный год

 

Составитель

учитель начальных классов

Горбунова Н. А.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

Содержание учебного предмета, курса

«Радость познания» 11 часов

Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. О чём рассказывает план? Страны и народы на политической карте мира. Транспорт. Средства информации и связи.

«Мир как дом» 24 часа

Мир природы в народном творчестве. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. Свойства воды, круговорот воды в природе. Почему вода бывает святой. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые земли. Кладовые земли. Как уберечь землю – нашу кормилицу. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Образы животных в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Охрана природы в культуре народов России и мира.

«Дом как мир» 25 часов

Родной дом – уголок Отчизны. Тепло родного дома. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное древо. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Моё имя – моя честь. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена.

Наши органы чувств. Здоровью цены нет. Семейный бюджет. Путешествие к А.С. Пушкину.

«В поисках Всемирного наследия» 10 часов

Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища.

 

Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Форма контроля

1

Радость познания

11

Называть пословицы о силе человеческого ума и знаний.

Приводить примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека.

Самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью.

Осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед природой и другими людьми за то, как, в каких целях используются открытия и изобретения.

Планировать свои действия в течение урока.

Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради для передачи информации.

Различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования.

Характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование).

Называть основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира;

узнавать и называть предметы оборудования.

Называть особенности расположения сведений в изданиях справочного характера.

Находить сведения в справочнике, словаре, путеводителе.

Осознавать значение книг в жизни человека.

Выделять существенную информацию из литературы разных типов.

Представлять особенности различных учреждений научно-просветительского характера.

Находить необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях.

Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии.

Представлять собственные впечатления от экскурсии, кратко раскрыть её содержание, сопровождая показом своих рисунков, фотографий.

Представлять план местности и его виды, масштаб, ориентировка относительно сторон света, условных обозначения на плане.

Различать условные обозначения на плане.

Характеризовать планы.

Называть отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой.

Искать на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние с ней страны.

Соотносить название страны с названием языка и наоборот.

Находить в справочной литературе информацию о составе населения страны, особенностях культуры.

Соблюдать правила ответственного туризма.

Ставить цель путешествия; соотносить личные интересы с интересами своих спутников; находить необходимые сведения для определения маршрута; вести дневник путешествия и оценивать его результаты.

Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части.

Уметь правильно написать адрес на почтовом конверте.

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.

Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о природе, культуре, выдающихся людях России и мира.

Осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.

Применять полученные знания при работе с текстом.

Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся.

Текущий контроль, тест, проверочная работа

2

Мир как дом

24

Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве.

Находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края.

Различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.

Характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду,

Понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, называть строение Солнечной системы и планеты, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

Характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений.

Показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении для живых организмов и хозяйственной жизни человека, делать доклады.

Различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады.

Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы;

Различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия.

Различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека;

Характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ,

Характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме,

Понимать взаимосвязь всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли.

Быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям.

Представлять этические нормы через формулирование правил экологической этики.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формулировать ответы на вопросы.

Текущий контроль, тест, проверочная работа, проект

3

Дом как мир

25

Понимать разные значения слова «мир»; соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках.

Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении.

Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем.

Понимать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни.

Определять традиции гостеприимства и соблюдать их в соответствующих ситуациях; сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира;

Понимать терминологию родства в применении к членам своей семьи; использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.

Выделять существенную информацию из литературы разных типов.

Формулировать ответы на вопросы.

Формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.

Называть два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий

Называть пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени.

Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов.

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.

Характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов;

Характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы.

Характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.

Запоминать номера телефонов экстренной помощи, оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях.

Выделять существенную информацию из литературы разных типов.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формировать установку на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Текущий контроль, тест, проверочная работа, проект

4

В поисках Всемирного наследия

10

Толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; рассказывать об одном – двух объектах Всемирного наследия, оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Выделять существенную информацию из литературы разных типов.

Составлять рассказ на заданную тему.

Признавать свои ошибки, озвучивать их.

Планировать свои действия в течение урока.

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

Называть четыре башни Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении.

Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем.

Называть местонахождение озера Байкал; показывать его на карте России; рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Называть местоположение Египта на одном из материков, показывать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид;

Называть местоположение Греции на одном из материков, показывать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции;

Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, определять общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составлять свой список Всемирных духовных сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений.

Понимать, что список объектов Всемирного наследия не ограничивается приведёнными в учебнике, видеть красоту и ценить её.

Извлекать информацию из дополнительных литературных источников.

Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов.

Текущий контроль, тест, проверочная работа, проект


 


 


 


 


 

Утверждено приказом МБОУ Сокольниковской СОШ

от 30. 08. 2018 г. № 400

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

урока

Тема раздела, урока

Количество

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

 

Раздел 1 «Радость познания»

11

   

1.

Свет знания.

1

   

2.

Как изучают окружающий мир.

1

   

3.

Книга – источник знаний.

1

   

4.

Отправимся на экскурсию.

1

   

5.

О чём рассказывает план?

1

   

6.

Планета на листе бумаги.

1

   

7.

Страны и народы на политической карте мира.

1

   

8.

Путешествуя, познаём мир.

1

   

9.

Транспорт.

1

   

10.

Средства информации и связи.

1

   

11.

Праздник «Книга – источник знаний».

1

   
 

Раздел 2 «Мир как дом»

24

   

12

Мир природы в народном творчестве.

1

   

1 3

Из чего состоит всё.

1

   

14

Мир небесных тел.

1

   

15

Невидимое сокровище

1

   

16

Как сохранить воздух – наше невидимое богатство.

1

   

17

Самое главное вещество.

1

   

18

Свойства воды, круговорот воды в природе.

1

   

19

Почему вода бывает святой.

1

   

20

Природные стихии в народном творчестве.

1

   

21

Кладовые земли.

1

   

22

Чудо под ногами.

1

   

23

Как уберечь землю – нашу кормилицу.

1

   

24

Мир растений.

1

   

25

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

   

26

Мир животных.

1

   

27

Образы животных в народном творчестве.

1

   

28

Невидимые нити в живой природе.

1

   

29

Лес – волшебный дворец.

1

   

30

Луг – царство цветов и насекомых.

1

   

31

Водоём – дом из воды.

1

   

32

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.

1

   

33

Как сохранить богатства природы.

1

   

34

Охрана природы в культуре народов России и мира.

1

   

35

Охрана природы родного края

1

   
 

Раздел 3 «Дом как мир»

25

   

36

Родной дом – уголок Отчизны.

1

   

37

Свой дом – свой простор.

1

   

38

Тепло родного дома.

1

   

39

В красном углу сесть – великая честь.

1

   

40

Побываем в гостях.

1

   

41

На свет появился – с людьми породнился.

1

   

42

Родословное древо.

1

   

43

Родословное древо моей семьи.

1

   

44

Муж и жена – одна душа.

1

   

45

Святость отцовства и материнства.

1

   

46

Моё имя – моя честь.

1

   

47

Добрые дети – дому венец.

1

   

48

Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи.

1

   

49

Детские игры – школа здоровья.

1

   

50

Строение тела человека.

1

   

51

Как работает наш организм.

1

   

52

Что такое гигиена.

1

   

53

Наши органы чувств.

1

   

54

Школа первой помощи.

1

   

55

Здоровью цены нет.

1

   

56

Дом не велик, а стоять не велит.

1

   

57

Семейный бюджет.

1

   

58

Мудрость старости.

1

   

59

Путешествие к А.С. Пушкину.

1

   

60

Мой уголок для игры в родном доме

1

   

 

Раздел 4 «В поисках Всемирного наследия»

10

   

61

Всемирное наследие.

1

   

62

Московский Кремль.

1

   

63

Озеро Байкал.

1

   

64

Путешествие в Египет.

1

   

65

Путешествие в Грецию.

1

   

66-67

Путешествие в Иерусалим.

2

   

68-69

Путешествие в Китай.

2

   

70

Всемирные духовные сокровища.

1

   
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.