Разработка урока окружающего мира по теме «Россия и её соседи. Япония» (4 класс)

6
0
Материал опубликован 3 November 2016 в группе

Управление образованием администрации Куединского района

Разработка

урока окружающего мира по теме

«Россия и её соседи. Япония»

(4 класс)

Разработку подготовила:

Шеломова Е.Ю..,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ «Куединская средняя

общеобразовательная школа №2-БШ»

Куеда, 2011

План – конспекта урока

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Тема: Россия и её соседи. Япония.

Цель: изучение Японии, страны-соседа России.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представления о географическом положении Японии, природе, быте и культуре японского народа.

Развивающие:

 развивать

познавательную компетенцию

- умение ставить цель,

- умение принимать учебную задачу,

- умение принимать роль в соответствии с учебной задачей,

- умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности,

- умение осуществлять рефлексию деятельности;

информационную компетенцию

- умение извлекать, обрабатывать информацию,

- умение представлять информацию в виде таблицы, схемы,

- умение передавать полученную информацию;

коммуникативную компетенцию

- умение вести диалог,

- умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения,

- умение письменно оформлять свою мысль,

- умение публичного выступления,

- умение задавать вопросы и отвечать на вопросы,

- умение выражать свою позицию,

3. Воспитательные: 

Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Планируемый результат:

Предметные результаты:

- учащиеся в ходе урока узнают об особенностях географического положения Японии, своеобразии природы, культурных традиций, быта японского народа;

Метапредметные результаты:

учащиеся усовершенствуют умения:

- извлекать и систематизировать, оценивать и точно излагать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге;

- представлять информацию в табличном виде;

- планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей;

- выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию.

Личностные результаты:

- осознают значимость уважительных добрососедских отношений, как между людьми, так и между государствами;

- получат возможность развить эмоциональную отзывчивость на эстетические явления.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: презентации, компьютер, проектор, экран, ноутбук, листы с печатными текстами, предметы японского быта и культуры, листы – заготовки для кластера и сводной таблицы, звукозапись японской мелодии.

.Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология компетентностно-ориентированных заданий.

Формируемые метапредметные категории: рисунок и схема (умение работать с таблицами, кластером), роль и позиция (умение выполнять роли в ходе групповой работы, высказывать мнение).

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Компетентность. Аспект. Дидактический материал

1. Стадия вызова.

1. Организационный момент. Приветствие учителя. - Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.    

Слайд 1

 

2. Мотивация учащихся.

Прочтите пословицы.

Жить в соседях - быть в беседах.

Добрый сосед - всегда есть хлеб.

Как вы понимаете их смысл?

Как вы думаете, можно ли успешно общаться со своим соседом по дому, если не знаешь, как его зовут, что он любит, чем интересуется?

Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности, стараются сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание, стараются быть добрыми соседями.

Соседями могут быть не только люди, но и страны. Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться.

Момент удивления

- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно —

«Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

- Посмотрите вокруг себя. Какие необычные предметы вас окружают? Как вы думаете, из какой страны они пришли?

Ваш ответ правильный. Мы сегодня будем знакомиться с Японией!

4. Целеполагание.

Что вы знаете о Японии?

- Можете ли вы ответить на вопрос: В чём особенность страны-соседа Япония?

Что для этого нужно узнать?

Что нужно сделать, чтобы достичь поставленные цели?

Объясняют смысл пословиц.

Высказывают предположение о восточном происхождении предметов, называют страну Японию

Принимают

учебную задачу.

Формулируют цель.

предстоящей деятельности, определяют способы ее достижения.

Коммуникативная компетентность.

Аспект: диалог (участие в диалоге в соответствии с нормами)

Познавательная компетентность.

Аспект: целеполагание.


 


 

Слайд 2, 3


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 4

Икебана, бонсай, веер, иероглифы на доске, картина, нэцкэ, столик с пиалами и хасси, циновки.

Изображение предметов:

http://www.proshkolu.ru/user/Helomova71/file/1167931/


 


 

Слайд 5

2.Стадия осмысления.

1. Организация поискового пространства.

- Знакомиться с этой загадочной страной я предлагаю по группам, каждая из которых будет выступать в роли ученых:

1-ю группу назовем «Страноведы». Скажите, о чем вы будите говорить?

Учитель уточняет: будете говорить о географическом положении Японии, столице, государственных символах, о растительном и животном мире

2-я группа – «Искусствоведы». Вспомните, что относится к искусству, подумайте, с чем вам предстоит нас познакомить.

Учитель уточняет: обратите внимание на традиции и обычаи, особенности японской кухни, ритуалы, связанные с приемом пищи.

3-я группа – «Этнографы». Это ученые, которые изучают быт и нравы народов, их культуру. Нам будет интересно услышать, в чем особенность культурных традиций японского народа.

Учитель уточняет: отразите особенности архитектуры, литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, ремёсел.

4-ю группу я предлагаю назвать «Специалистами по детству». Догадались, о чем пойдет речь?

Учитель уточняет: рассказать об особенностях жизни японских детей.

- Перед началом работы определим критерии, по которым вы будете оценивать выступления

- Работать мы будем под волшебные звуки японской мелодии.

2. Организация работы групп. Оказание консультационной помощи.
Принимают роль, в которой будут работать. Определяют круг вопросов, необходимых для изучения Называют критерии: полнота представленной информации, ясность изложения. Работают в группах: - изучают тексты, слайд-презентацию, обрабатывают полученную информацию; - выполняют компетентностно-ориентированные задания; - готовятся к представлению результатов групповой работы

Познавательная компетентность.

Аспект: планирование деятельности

Информационная компетентность

Аспекты:

- извлечение и обработка, сохранение информации, представление в виде таблицы, схемы.

Коммуникативная компетентность.

Аспект: письменная
коммуникация.

Аспект: продуктивная групповая коммуникация.

Слайды 6-9

Японская мелодия:

http://www.proshkolu.ru/user/Helomova71/file/1167931/

«Страноведы»: компетентностно-ориентированное задание (Приложение 1), детали для изготовления флага, карта мира.

«Этнографы»: компетентностно-ориентированное задание (Приложение 2), столик с пиалами и хасси, циновки.

«Искусствоведы»: слайд-презентация “Искусство Японии”, компетентностно-ориентированное задание (Приложение 3), заготовка–кластер, икебана, бонсай, иероглифы на доске, картина, нэцкэ.

«Специалисты по детству»: компетентностно-ориентированное задание (Приложение 4), заготовка для сводной таблицы
3. Стадия рефлексии.

1. Организация публичной презентации.

- Отзвучали последние аккорды музыки. Мы готовы заслушать выступления групп. Задаёт уточняющие вопросы, дополняет выступления групп: «Страноведы». Дополнительная информация учителя: -Япония – восточный сосед России, государство в Восточной Азии, занимает цепь островов (всего около 6 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. В Японии лето жаркое с проливными дождями. Осень - пора цветения хризантем, ярко-красной листвы клёнов. Зима - мягкая, снег выпадает, но быстро тает. Весной цветёт сакура, лилии, ирисы, азалии. Из-за обилия солнечных дней и влаги растительный мир Японии очень богат и разнообразен. Животный мир Японии, напротив, не отличается разнообразием. «Искусствоведы». Дополнительная информация учителя: - Японская письменность – это сложные иероглифы. Поэтому японский язык – один из самых сложных. Широко известны и за пределами Японии вид поэтической формы хокку – это трехстишье, состоящее из 17 слогов. Для японской живописи характерно любование природой, умение находить красоту во всем. Самым древним из видов искусств Японии является скульптура, основной материал – дерево. Традиционные японские виды искусства - создание композиций из срезанных цветов – икебана, выращивание маленького деревца в горшке – бонсай, миниатюрная скульптура - нэцкэ. Японские храмы и замки удивляют своими своеобразными крышами. «Этнографы». Дополнительная информация учителя: - В Японии большое значение придаётся понятиям «долг» и «обязательство». Существуют определенные правила жестикуляции, существует бесчисленное множество правил и хороших манер поведения за столом. Удивительна японская кухня: основой приготовления блюд является рис, соевый творог, морепродукты. В стране насчитывается 15 государственных праздников.  Специалисты по детству». Дополнительная информация учителя:

- Школьное обучение начинается с 6 лет. Дети учатся строго соблюдать принятые правила и законы школьной жизни. Тот, кто их не соблюдает, «теряет лицо», а для японца нет ничего постыднее. Для этого японские дети много учатся. В Японии самой большой ценностью являются знания. Знания 15-летних японцев являются одними из лучших в мире.

2. Организация рефлексивного пространства.

- Наше виртуальное путешествие подходит к концу.

- Вернёмся к вопросу нашего урока:

В чём особенность страны-соседа Япония?

- Чему мы можем у неё научиться?
  • Чтобы быть успешным, надо много трудиться. На все ли вопросы вы нашли ответы? Где можно найти интересующую вас информацию? Обобщим полученные знания, составив синквейн.
- Оцените свой вклад в достижение общего результата урока, деятельность своей группы, результат урока – полученные вами знания, поставив отметки в таблицу:
Я Мы Дело
     
3. Заключительный момент. - Мы разные, но нужно уметь жить в мире и согласии друг с другом, своими родственниками и соседями. - Как вы думаете, как переводятся эти иероглифы? - Спасибо! - [аригато:] -Мне было приятно с вами работать.
Представляют результаты групповой работы Учащиеся из других групп задают вопросы выступающим, оценивают выступление по заданным критериям Называют главные особенности Японии. Дают ответ на вопрос. Определяют источники информации: Интернет, словари, энциклопедии. Составляют синквейн, один из участников группы представляет синквейн. Предполагаемый ответ: Япония Красивая, необычная, изумляет, удивляет, радует Япония – страна восходящего солнца. Соседка Оценивают деятельность на уроке по 5-бальной шкале

Коммуникативная компетентность

Аспекты: - публичное
выступление;
- продуктивная групповая коммуникация; - умение задавать вопросы.

Информационная компетентность

Аспект: обработка информации. Познавательная компетентность Аспект Оценка результата \ продукта деятельности

Коммуникативная компетентность.

Аспект: диалог (участие в диалоге в соответствии с нормами)

Информационная компетентность

Аспект: письменная коммуникация

Познавательная компетентность Аспект Оценка результата \ продукта деятельности
Слайд 10-13


 


 

Комментарии
Комментариев пока нет.