Урок окружающего мира «Будь природе другом» (2 класс)
Тема: Будь природе другом!
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование)
Цели урока: сформулировать правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы).
Задачи урока.
1. Формировать ответственность за свои поступки и действия.
2. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в парах и группах.
3.Воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе.
Планируемые результаты.
Предметные: определить правила поведения и их применение в природе; обозначить их условными экологическими знаками.
Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: планировать учебную деятельность, следовать точным инструкциям учителя.
Коммуникативные: уметь договариваться между собой, высказывать свое мнение, слушать и вступать в диалог, работать в паре и в группе, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: развивать познавательный интерес, чувство бережного отношения к природе, овладевать приёмами самооценки результатов своей деятельности.
Оборудование: презентация «Будь природе другом», учебник, рабочая тетрадь, наглядность, картинки на столе, задания для групповой работы, лучи солнца, мультфильм.
1. Организация класса
- Здравствуйте, ребята! Настроимся на урок:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Улыбнёмся друг другу! Подарим хорошее настроение!
-А теперь можно тихо сесть.
2. Повторение пройденного материала. Фронтальная беседа.
– О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге)
– Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)
– Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)
– Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)
– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)
– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)
3. Определение темы и целей урока
- Ребята, прислушайтесь, что вы слышите?
Включить звуки леса.
- Какие звуки вы слышите? Поют птицы, шумят деревья.
- Где же мы? В лесу.
Картинка.(Слайд 2)
- Давайте его поприветствуем.
Учитель:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою!
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
- А сейчас где мы, в лесу? (включить звуки большого города)
- Нет, мы в шумном городе. Шум от моторов машин. Суета.
Картинка.
Что еще мы видим на картинке? Дым из фабричных труб. Смог.
Ребята, где бы вы хотели жить – в шумном городе или рядом с лесом. Почему?
А что такое деревья, животные, птицы, ручеек? Все это природа.
Мы хотели бы быть ближе к природе.
А что человек делает, что бы быть ближе к природе, чтобы ее сохранить?
- Бережет цветы и растения животных.
-Издали Красную книгу, чтобы знать какие растения и животные нуждаются в защите, беречь и защищать их, охранять.
Кем мы должны быть для природы? -Друзьями или врагами?
Сформулируем тему урока.
«Мы - друзья природы», «Будем дружить с природой!» «Будь природе другом!»
Чему мы должны научиться на уроке? (Определение цели урока).
Научиться дружить с природой. Понять, что для природы хорошо, а что плохо.
Верно, Молодцы, ребята. И сегодня на уроке мы узнаем какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защищать. Сформулируем правила друзей природы. Научимся читать экологические знаки.
4. Работа по теме урока
-Рассмотрите картинки и скажите, что человек делает неправильно?
Что человек делает неправильно?
Можно ли назвать такие действия дружескими по отношению к природе?
Какое решение предлагаете вы?
Сформулируйте правила друзей природы.
- Не мусори
- Не вырубай лес
-Не загрязняй воздух и воду
-Береги лес
5. Физкультминутка
(Под запись «Голоса леса).
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
6. Групповая работа. Разделимся на группы. У каждой свое задание.
1 группа.
Задание. Сформулируйте своими словами ответы на вопросы:
- Что такое природа? (Природа –это то, что нас окружает, растения, деверья, вода, воздух, животные. Человек тоже часть природы)
-Что такое экология? (Экология – это чистота окружающего нас мира, чистота воздуха, воды, земли)
2 группа https://uchi.ru/teachers/groups/2142209/subjects/6/course_programs/2/cards/116858
Задание. Найдите в словаре определение понятий
«природа» (Природа - Окружающий нас материальный мир, все существующее, не созданное деятельностью человека.)
«экология» (Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу)
3 группа.
Задание. Из двух ответов выберите правильный.
Почему нельзя загрязнять воду?
- вода - самый важный источник для человека. Без неё невозможно существование живых существ.
- потому что будет некрасивый вид
2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
- Да, например, комар. Он больно кусается.
- В природе нет ничего бесполезного ненужного
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?
- потому что их осталось совсем немного, и они могут совсем исчезнуть
- потому что потом их можно будет взять домой
4. Какие растения и животные занесены в Красную книгу?
- которым грозит полное исчезновение
- только самые красивые
4 группа.
Задание
Отгадайте загадку.
Расскажите о животном по плану:
1.Внешний вид
2.Место обитания
3.Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)
4.Чем питается?
5. Почему человек истребляет?
Я - зверек лесной,
Встал, как столбик под сосной,
И стою среди травы –
Уши больше головы.
5 группа
Задание
Сформулируйте правила друзей природы – защитников леса
- не мусорь в лесу
- не ломай ветки деревьев
- не разоряй муравейники
- не охоться на зверей
- не разоряй птичьи гнезда
- не шуми в лесу
- береги лес
- сажай деревья и т.д.
6 группа
Задание
Отгадайте загадку.
Расскажите о насекомом по плану:
1.Внешний вид
2.Место обитания
3.Чем интересно насекомое?
4.Чем питается?
5. Почему человек истребляет?
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
7. Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,(маршируем на месте)
За природой наблюдали.(ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели, (голова к верху)
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали. (машут руками)
Дружно хлопаем (хлопают в ладоши)
Ногами топаем (топают ногами)
Хорошо мы погуляли (маршируют)
И немножечко устали (садятся)
Работа с учебником
Стр. 94-95
Прочитаем рассказ Ю.Аракчеева «Сидел в траве кузнечик…» и подумайте можно ли назвать героев рассказа друзьями природы https://uchi.ru/teachers/groups/2142209/subjects/6/course_programs/2/cards/116859?
Чтение.
-Можно ли назвать героев рассказа друзьями природы? (Можно, но только одного мальчика)
- Почему второго не назовешь другом природы?
(Он хотел сделать кузнечику больно)
-Как бы поступили вы?
(Ответы детей)
- В чем основные причины сокращения численности растений и животных?
(в бездумной деятельности человека, в безответственном поведении)
- Какие поступки помогают защищать природу?
(Добрые и умные)
- Правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью знаков.
Давайте познакомимся с некоторыми из тех, что придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (можно по учебнику или с сайта учи.ру)
Стр. 93 Рассматриваем. Можно повторить их на экране.
- Какой формы эти знаки? Круглой
- Какого цвета у них окантовка? Почему? (красная, запрещающие знаки)
- Что же обозначают эти знаки запрета? Давайте рассмотрим их и прочитаем правила.
-Как вы думаете, можно назвать Сережу и Надю друзьями природы? Почему?
-Какие правила друзей природы нарисовали бы вы?
Просмотр мультфильма «Мальчик и земля».
-Что делает мальчик неправильно?
-Почему нужно беречь природу? Почему нужно быть природе другом?
Человек часть природы, погибнет природа –погибнет и человек.
- Какие новые правила друзей природы мы узнали из мультфильма.
(беречь электроэнергию, воду, бумагу …)
Итоги урока.
Ребята, вернемся к началу урока, посмотрим на картинку прекрасного леса.
Давайте расскажем стихотворения о правилах поведения в лесу. (слайды)
Дети читают стихи.
- Спасибо!
- Вспомните, какие мы определили цели урока? (Научиться дружить с природой, понять, что для природы хорошо, а что плохо)
- Добились мы этих целей, что мы узнали? (И сегодня на уроке мы узнали какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защищать. Сформулировали правила друзей природы. Научились читать экологические знаки.)
Рефлексия.
- Оцените свои достижения сигнальными карточками.
- Критерии самооценки:
На все вопросы ответили правильно. Молодцы!
Ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё попробовать!
Не ответили на вопросы. Ай –ай -ай! Придется начать сначала!
Отметки за урок.
Всем спасибо за хорошую работу!
Домашнее задание.
Р.т. стр.63 №3 ( выполнить рисунок «Мир глазами кузнечика»)
Доп.задание (по желанию)
https://uchi.ru/teachers/groups/2142209/subjects/6/course_programs/2/cards/116857