Урок окружающего мира «Будь природе другом!»
Окружающий мир. 2 класс.
Тема урока «Будь природе другом!
Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
Цели:
Обучающие: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам, сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы).
Развивающие: развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам); развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы; развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении растений и животных;
Воспитательные: учить уважительному отношению ко всему живому, продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.
Задачи: 1. Продолжить знакомство с Красной книгой.2. Познакомить с правилами друзей природы.
3. Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе.
4. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в группе.
5. Познакомить с названиями растений и животных Красной книги, правилами поведения на природе; учить ставить проблему, работать в паре; составлять самим правила поведения на природе.
Основные термины, понятия: Красная книга, Республика Калмыкия, родной край, охрана, экология, защита.
Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы из изученного материала; работать в группе.
Предметные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира, занесённых в Красную книгу.
Метапредметные: добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем (частично-поисковая работа в малых группах);
Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
Познавательные УУД: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, группировать, классифицировать на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные: использовать литературу при работе по предложенному плану (работа самостоятельная: соотнесение иллюстрации и названия растения)
Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им;
Личностные: проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.
Оборудование: Красная книга Калмыкии, карта Калмыкии, изображения представителей флоры и фауны РК, фонозапись песни А.Манджиева, мультимедийный проектор, интерактивная доска, авторская презентация, на столах обучающихся: бумага формата А4 для рисования, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
- Добрый день, ребята! Сегодня к нам пришли гости, а когда в доме гости - это праздник. Поприветствуйте гостей. Проведем урок так, чтобы им было интересно. Будем работать внимательно, творчески, с удовольствием.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Просмотр фильма.
Предположите, о чем мы будем говорить? (Об охране природы). Будем природе друзьями.
- Какие перед нами задачи на сегодня? (Дети отвечают, используя схему)
Учиться…
проект
Развивать…Открывать…
Контролировать …
Сегодня у нас урок – проект.
Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту». Наш девиз: «Люби и охраняй родной край!»
III. Проверка домашнего задания.
Вы уже знаете, что такое Красная книга. Дайте определение.
Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных.
Что делает Красная книга? (Ответы обучающихся).
- Дома вы записали, какие растения и животные внесены в Красную книгу нашего края. Назовите представителей. Хорошо, ребята.
Представителей много (показ слайда), но мы сегодня подробнее поговорим о сайгаках, журавлях-красавках, тюльпанах.
IV. Работа в группах
Учитель: Работая в группах, создать проект и его представить.
1 группа ЗООЛОГИ (учёные, изучающие животных) ПРАВИЛА ОХРАНЫ ЖИВОТНЫХ
2 группа БОТАНИКИ (учёные, изучающие растения) ПРАВИЛА ОХРАНЫ РАСТЕНИЙ
3 группа ОРНИТОЛОГИ (учёные, изучающие птиц) ПРАВИЛА ОХРАНЫ ПТИЦ
4 группа ЭКОЛОГИ (это специалист по защите окружающей среды).
ПРАВИЛА ОХРАНЫ ЖИВОТНЫХ и РАСТЕНИЙ.
V. Групповая работа. Готовят сообщения о представителях.
VII. Защита проектов. Все готовы. Я приглашаю группы для защиты своих мини-проектов.
Защита первой группы «ЗООЛОГИ».
VIII. Физминутка «Сайгачонок»
Защита второй группы Защита третьей группы
IX. Составление правил поведения в природе.
1 ученик. Экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. Эколог-это человек, который защищает природу.
2 ученик: Мы обсуждали вопрос почему многие растения и животные стали редкими, исчезающими.
Учитель: Почему исчезают?
3. Люди рвут тюльпаны, а потом их выбрасывают. Вытаптывают растения. Они погибают.
4. Браконьеры охотятся на сайгаков и истребляют много животных.
5. Из-за неправильного поведения людей в природе.
Учитель: Можем ли мы помочь природе?
Да, можем. (проговаривают правила).
Учитель. Мы будем друзьями природы!
Защита четвертой группы:
1.Наша группа создала листовку, чтобы привлечь внимание к проблемам сохранения природы родного края.
2. Хотелось донести до каждого из нас, что нужно беречь природу, помогать ей и охранять её, чтобы жить счастливо в нашем общем доме – на планете Земля. (Зачитывают листовку).
Учитель: Правильно, ребята. Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.
X. Рефлексия
Учитель: Я уверена, что вы будете защищать и охранять, как граждане своей республики, как неравнодушные юные экологи, нашу степь, чтобы она и дальше цвела яркими красками и палитрой оттенков.
А теперь давайте посмотрим, как наша степь преобразится, если мы будем следовать нашим правилам поведения в природе.
Солнце – мы хотим, чтобы природа родного края стала богаче и краше.
Сайгаки – чтобы численность сайгаков росла.
Тюльпаны – чтобы символ нашей степи радовал нас.
XI. Итог урока
Лиджи и и Заяна обратятся к вам стихами - призывом
Охраняется Красной книгой
столько редких зверей и птиц,
чтоб пустыни нагрянуть не смели,
чтобы души не стали пусты.
Красная книга, Красная.
Может, значит она, что природа умрет?
Цель у нее иная:
Все живое хранить зовет!
Наши дети хотят продекламировать нам стихотворение Б. Дубровина “Красная книга”
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
Красная книга. Красная книга!
XII. Итог урока
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Как вы считаете, нужно ли об этом говорить? Почему?
- Зная экологические проблемы, мы внесём свой вклад в дело сохранения природы, научимся быть заботливыми, добрыми и ответственными гражданами нашей страны.
XШ.Домашнее задание, выставление отметок.