Урок окружающего мира "Куликовская битва"

0
0
Материал опубликован 23 August

Урок окружающего мира в 4 классе.



Учитель: Порицкая Марина Вячеславовна

Тема: Нашествие монголо-татар. Куликовская битва.

Педагогическая цель: Создание условия для уточнения и расширения исторических представлений обучающихся, формирование знаний о победах русских войск над монголо-татарским игом.

Тип урока: Открытие нового знания.

Планируемые результаты (предметные): научатся называть причины возникновения вой; узнают имя великого русского полководца; дату военных действий в истории нашей страны XIII века.

Личностные результаты: Осознают долг человека – защищать свое Отечество от врагов.

Универсальные учебные действия.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные и временные связи; осуществляют анализ, сравнение, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом виде; составляют пересказ от первого лица; имеют мотив изучения темы.

Регулятивные: осуществляют личностную и познавательную рефлексию.

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Основное содержание темы, понятия и термины.

Человек-гражданин – защитник своего Отечества. Защита Родины – долг каждого гражданина.

Ход урока

I. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Удачного вам урока.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

II. Проверка домашнего задания.

Начнём урок с проверки домашнего задания.

Соотнеси даты и события:

XI век – набеги на Русь кочевников половцев;

1113 год – начало правления Руси Владимиром Мономахом;

15 июля 1240г – Невская битва князь (Александр Невский - над шведами на реке Неве);

5 апреля 1242г – Ледовое побоище (Александр Невский).

Найди пару.

Невская битва – шведские захватчики.

Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере.

III. Постановка учебной задачи.

А. С. Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие».

- Как вы понимаете эти слова?

IV. Изучение нового материала.

- Назовите причины войн.

На доске и в тетрадях составляется схема.

В 3 классе мы говорили о столкновении русичей на реке Калке в 1223г. с…(дети вспоминают первое столкновение с монголо-татарами).

В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович, воспользовавшись тем, что в Орде было неспокойно, прекратил платить дань.

Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.

- Почему князь осмелился не платить дань?

- В Орде шла борьба за власть и было неспокойно.

- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей).

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.

- Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

- Летом 1380 г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.

- Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович?

- Кто откликнулся на этот призыв? Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины

- За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

- А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая?

Сообщение ученика.

- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ?

Сообщение ученика.

V. Физминутка

VI. Продолжение работы по новой теме.

Сражение на Куликовом поле.

- Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.

Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.

Русская армия подошла к реке - в ночь с 7 на 8 сентября 1380 года, переправилась через неё на широкое поле, расположенное между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.

- Почему так называлось это поле? (по названию птиц, которые там водились).

- После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)

- Выберите возможный вариант ответа на вопрос: “Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?”

1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

- Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.

Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие.”

Работа по картине А.П.Бубнова “Утро на Куликовом поле”.

- Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью).

- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что...

Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.

А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?

Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:

Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.

По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.

В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.

И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

- Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

- Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?

- Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они “стояли на костях”, погребая погибших.

С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую “Дмитриевскую родительскую субботу”.

- В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.

Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.

- Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.

VII. Первичное закрепление нового материала

- В чём значение победы Куликовской битвы?

- Что дала победа русскому народу?

Ответите на эти вопросы после работы в группе.

1. Прочитать пословицу Залог победы - ..!  Объясните, как понимаете её.

VIII. Итог урока.

- А теперь давайте подведём итог.

- Какое значение имела Куликовская битва?

1. Выросло значение Москвы и московского князя.

2. Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.

3. С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.

- Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

IX. Рефлексия.

- Продолжите предложения:

Я узнал…

Я удивился…

Я вспомнил…

Я задумался…

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

X. Инструктаж домашнего задания.



Приложение

Сообщение ученика.

Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали так же кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук, в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий использовались мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры

Сообщение ученика.

Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский. Приехав в монастырь, князь застал Сергия в церкви. Он дождался, пока святой закончит молитвы, и подошел к нему один без свиты. Сергий выслушал князя.

Если враги хотят чести и славы, – дадим им это, если хотят золота и серебра – дадим и это, но если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо биться с ним и кровь свою пролить, – молвил старец Дмитрию.

Князь ответил, что жадному хану мало злата и серебра, и идет он с огромным войском к границам русских княжеств.

И пропадет он, – сказал снова старец.

А ты, Дмитрий, будешь жив, хотя многие твои воеводы погибнут в бою. Ждет тебя Божья помощь и милость Его. Иди на битву, иди и не бойся.

Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: «Ты победишь».

Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.