12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Безукладникова Ольга Васильевна16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Урок окружающего мира

«Материк Австралия»

Разработала и провела:

Безукладникова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Кизел, 2015

Класс: 4(дидактическая система Л. В. Занкова)

Предмет: окружающий мир

Тема: Материк Австралия

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: путешествие

Цель: создать условия для осознания и усвоения учебной информации, способствовать её осмыслению

Задачи:

- развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; работать индивидуально, в группах; сравнивать, анализировать, задавать вопросы; развивать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать навыки сотрудничества.

Структура урока: урок по ТРКМ

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карта полушарий, листы с текстами для каждого ученика, бортовые журналы, учебник «Мы и окружающий мир» Н. Я Дмитриевой и А. Н. Казакова


 

Ход урока

1. СТАДИЯ ВЫЗОВА 1) Актуализация знаний. Настрой.

- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза, ваши улыбки. Думаю, что этот урок принесёт нам радость от общения друг с другом.

Разрешите начать наш урок со стихотворения - загадки.

Айсберг, айсберг, помоги

Мне доплыть до той Земли,

Где пингвины прячут нос,

Так как жуткий там мороз. (слайд 2)

- О какой Земле говорится в этом стихотворении? (Об Антарктиде) (слайд 3)

- Как вы догадались?

- Почему начала урок с разговора именно про эту землю? (Изучали на прошлом уроке)

- Проверим наши знания?

- Игра «Лови ошибку» (зелёные листочки с текстами)

- Прочитайте текст про Антарктиду и найдите ошибки.

Антарктида самый малонаселённый из обитаемых материков.

Там представлены животные водного и наземно-воздушного обитания: пингвины, морской леопард, антарктический буревестник, кенгуру, морской котик.

Растительный мир Антарктиды очень беден. Только на скалах «оазисов» можно увидеть лишайники, эвкалипты и небольшие «островки» мхов.

(Каждый работает с текстом, подчёркивает ошибки)

- Что вам показалось ошибочным в данном тексте? (малонаселённый материк, кенгуру, эвкалипты)

- Что объединяет эти понятия? (относится к Австралии) (слайд 4)

- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в очередное путешествие за знаниями на загадочный материк Австралия.

- Это и будет тема нашего урока (на доску карточку Австралия)

- Какие задачи поставим перед собой?

2) Работа с картой

- С чего начнём нашу работу? (С работы по карте)

- Покажите материк Австралия. Что ещё может рассказать нам карта об этом материке?

- Покажите материк, где живём мы.

- Как вы думаете, на чём удобнее отправиться в путешествие с нашего материка, чтобы ничего не упустить, всё заметить? (на корабле)

- Итак, представьте, мы на борту корабля «Австралия» (слайд 5)

- Разрешите, я буду капитаном, а вы моими помощниками. Работать будем в командах.

- Выберите, пожалуйста, боцманов (помощников капитана). Боцманы следят за порядком в команде, отвечают за слаженную работу.

- Все путешественники ведут дневники. Мы свои наблюдения будем записывать в таблицу.

3) Мозговая атака (белый лист) (слайд 6)

- Что уже знаете об этом материке, запишите в 1 столбик таблицы.

(Каждый работает самостоятельно).

 

 Знаю

 Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

- Что знаете об Австралии?

А что бы хотели узнать?

- Запишите вопросы во 2-й столбик таблицы. Работаем самостоятельно.

- Обсудите в командеОбъедините в блоки.

4) Составление кластера.

- Обобщим сказанное в виде схемы – кластер.

- Что такое кластер?

- Что бы вы хотели узнать? (учитель выставляет на доску те таблички, что назвали дети)

Австралия


 

Особенности Климат Растительный

материка мир


 

История Животный Население

открытия мир

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. 1) Работа с текстом. Прием «пометки на полях».

-Про Австралию говорят - «этот материк самый- самый»

-Почему «самый – самый»?

- Предлагаю вам поработать с текстом, используя прием «пометки на полях» (синий лист)

(V- знаю, - - не знал, ? – есть вопрос).

Текст. 

Самый маленький из материков, и его долго считали островом.

Одна территория – три названия.

Самый « одинокий» материк.

Самый малонаселенный из обитаемых материков.

Материк с самым сухим и жарким климатом.

Две трети его территории занимают пустыни и полупустыни.

Рек мало, и почти все они пересыхают.

2) Анализ текста. Дополнение кластера.

- Что знали?

- Что для вас новое?

- Какие вопросы появились?

(учитель дополняет кластер)

- А вы знаете, здесь в Австралии много необычного для нас. При движении на север становится жарче, а на юг холоднее.

- Зимой температура воздуха от 14 до30 градусов тепла, а летом +8-20 .

- Вот так незаметно, обмениваясь знаниями, заполняя таблицу, мы подплыли к берегам Австралии.

- Обратите внимание на кластер. На нём много белых пятен, а времени остаётся всё меньше. Как быть?

4) Работа в командах

(Каждая команда получает свое задание).

1 команда - узнает об открытии Австралии.

2 команда - о растительном мире

3 команда – о животном мире

4 команда – о населении

- Инструктаж:

Внимательно изучите текст.

Обсудите в команде.

Полученные сведения кратко запишите на карточке.

Выберите докладчика. Доложите.

5) Выступления команд  (сопровождается показом слайдов)

- Доложите информацию (карточками дополняется кластер)

- По ходу каждого выступления заносите сведения в 3 столбик таблицы (столбик Узнал).

3. РЕФЛЕКСИЯ

– Всем командам объявляю благодарность за отличную слаженную работу!

- Перед отплытием на родную землю подведем итоги нашего путешествия.

- Перечитайте ваши записи в таблице в колонке «Хочу узнать».

- Если вы в ходе нашего путешествия нашли ответ на свои вопросы, то поставьте +

- У кого остались ещё открытые вопросы? Где можно найти на них ответы?

(Если останется время – синквейн)

– А сейчас я прошу свои впечатления выразить, составив синквейн.

Австралия
Жаркий, маленький
Удивляет, пугает, зовет
Хотелось бы увидеть сумчатых!

Самый!

 

(Если не позволяет время, прервать выступления команд. Доложить на следующем уроке.)

Домашнее задание: 

- чтобы вам было удобнее дома подготовить рассказ об Австралии, предлагаю воспользоваться кластером, который мы сегодня составили на уроке;

- по желанию подготовить толстые и тонкие вопросы


 

Приложение

Антарктида самый малонаселённый из обитаемых материков.

Там представлены животные водного и наземно-воздушного обитания: пингвины, морской леопард, антарктический буревестник, кенгуру, морской котик.

Растительный мир Антарктиды очень беден. Только на скалах «оазисов» можно увидеть лишайники, эвкалипты и небольшие «островки» мхов.
 

(V- знаю, -  - не знал, ? – есть вопрос).

Самый маленький из материков, и его долго считали островом.

Одна территория – три названия.

Самый «одинокий» материк.

Самый малонаселенный из обитаемых материков.

Материк с самым сухим и жарким климатом.

Две трети его территории занимают пустыни и полупустыни.

Рек мало, и почти все они пересыхают.

История открытия и исследования Австралии.


 

Открытию Австралии препятствовали отдаленность ее от Европы. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Эту землю первыми открыли голландцы еще в первой половине 17 века. Голландский мореплаватель Абель Тасман исследовал северные и северо-западные берега материка. Восточное побережье Австралии было открыто во второй половине 18 века. Честь открытия принадлежит английскому капитану Джеймсу Куку. Трижды этот неутолимый путешественник отправлялся в океанские плавания. В 1770 году Кук высадился на восточном побережье Австралии, которая оказалась материком разных чудес. Именно Кук доказал, что Австралия – это самостоятельный материк, а не часть неизвестного Антарктического материка, как считали прежде.


 

Население Австралии

Современное население Австралии состоит из коренных жителей (их меньшинство) и переселенцев, которые теперь составляют основную часть страны. Коренное население - аборигены - имеют темно- коричневый цвет кожи, волнистые черные волосы, широкий нос, сильно выступающее надбровье. К пришлому населению относятся англичане, англоавстралийцы, говорящие на английском языке.

Аборигены живут в нищенских условиях. Часть аборигенов работают на фермах батраками в качестве пастухов за нищенскую зарплату. Другие продолжают вести образ жизни полубродячих охотников и собирателей.

В стране развито машиностроение, химическая и пищевая промышленности, сельское хозяйство. Ведущее место принадлежит овцеводству. Австралия занимает первое место в мире по количеству овец и настригу шерсти.


 

 

Растения Австралии

1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 9.

2.Прочитайте дополнительную информацию:

У эвкалипта твердая древесина – хороший строительный материал. А листья его используют для производства масел, красок, лекарств.

В лесах Австралии среди высоких трав растут пальмы, акация, фикусы, древовидные папоротники.


 

Животный мир Австралии.

Прочитай текст учебника на странице 10. Выделите основных представителей животного мира Австралии

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.