Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Материк Австралия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Урок окружающего мира
«Материк Австралия»
Разработала и провела:
Безукладникова Ольга Васильевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Кизел, 2015
Класс: 4(дидактическая система Л. В. Занкова)
Предмет: окружающий мир
Тема: Материк Австралия
Тип урока: урок освоения новых знаний
Форма урока: путешествие
Цель: создать условия для осознания и усвоения учебной информации, способствовать её осмыслению
Задачи:
- развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; работать индивидуально, в группах; сравнивать, анализировать, задавать вопросы; развивать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать навыки сотрудничества.
Структура урока: урок по ТРКМ
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карта полушарий, листы с текстами для каждого ученика, бортовые журналы, учебник «Мы и окружающий мир» Н. Я Дмитриевой и А. Н. Казакова
Ход урока
1. СТАДИЯ ВЫЗОВА 1) Актуализация знаний. Настрой.
- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза, ваши улыбки. Думаю, что этот урок принесёт нам радость от общения друг с другом.
Разрешите начать наш урок со стихотворения - загадки.
Айсберг, айсберг, помоги
Мне доплыть до той Земли,
Где пингвины прячут нос,
Так как жуткий там мороз. (слайд 2)
- О какой Земле говорится в этом стихотворении? (Об Антарктиде) (слайд 3)
- Как вы догадались?
- Почему начала урок с разговора именно про эту землю? (Изучали на прошлом уроке)
- Проверим наши знания?
- Игра «Лови ошибку» (зелёные листочки с текстами)
- Прочитайте текст про Антарктиду и найдите ошибки.
Антарктида самый малонаселённый из обитаемых материков.
Там представлены животные водного и наземно-воздушного обитания: пингвины, морской леопард, антарктический буревестник, кенгуру, морской котик.
Растительный мир Антарктиды очень беден. Только на скалах «оазисов» можно увидеть лишайники, эвкалипты и небольшие «островки» мхов.
(Каждый работает с текстом, подчёркивает ошибки)
- Что вам показалось ошибочным в данном тексте? (малонаселённый материк, кенгуру, эвкалипты)
- Что объединяет эти понятия? (относится к Австралии) (слайд 4)
- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в очередное путешествие за знаниями на загадочный материк Австралия.
- Это и будет тема нашего урока (на доску карточку Австралия)
- Какие задачи поставим перед собой?
2) Работа с картой
- С чего начнём нашу работу? (С работы по карте)
- Покажите материк Австралия. Что ещё может рассказать нам карта об этом материке?
- Покажите материк, где живём мы.
- Как вы думаете, на чём удобнее отправиться в путешествие с нашего материка, чтобы ничего не упустить, всё заметить? (на корабле)
- Итак, представьте, мы на борту корабля «Австралия» (слайд 5)
- Разрешите, я буду капитаном, а вы моими помощниками. Работать будем в командах.
- Выберите, пожалуйста, боцманов (помощников капитана). Боцманы следят за порядком в команде, отвечают за слаженную работу.
- Все путешественники ведут дневники. Мы свои наблюдения будем записывать в таблицу.
3) Мозговая атака (белый лист) (слайд 6)
- Что уже знаете об этом материке, запишите в 1 столбик таблицы.
(Каждый работает самостоятельно).
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
- Что знаете об Австралии?
- А что бы хотели узнать?
- Запишите вопросы во 2-й столбик таблицы. Работаем самостоятельно.
- Обсудите в команде. Объедините в блоки.
4) Составление кластера.
- Обобщим сказанное в виде схемы – кластер.
- Что такое кластер?
- Что бы вы хотели узнать? (учитель выставляет на доску те таблички, что назвали дети)
Австралия
Особенности Климат Растительный
материка мир
История Животный Население
открытия мир
2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. 1) Работа с текстом. Прием «пометки на полях».
-Про Австралию говорят - «этот материк самый- самый»
-Почему «самый – самый»?
- Предлагаю вам поработать с текстом, используя прием «пометки на полях» (синий лист)
(V- знаю, - - не знал, ? – есть вопрос).
Текст.
Самый маленький из материков, и его долго считали островом.
Одна территория – три названия.
Самый « одинокий» материк.
Самый малонаселенный из обитаемых материков.
Материк с самым сухим и жарким климатом.
Две трети его территории занимают пустыни и полупустыни.
Рек мало, и почти все они пересыхают.
2) Анализ текста. Дополнение кластера.
- Что знали?
- Что для вас новое?
- Какие вопросы появились?
(учитель дополняет кластер)
- А вы знаете, здесь в Австралии много необычного для нас. При движении на север становится жарче, а на юг холоднее.
- Зимой температура воздуха от 14 до30 градусов тепла, а летом +8-20 .
- Вот так незаметно, обмениваясь знаниями, заполняя таблицу, мы подплыли к берегам Австралии.
- Обратите внимание на кластер. На нём много белых пятен, а времени остаётся всё меньше. Как быть?
4) Работа в командах
(Каждая команда получает свое задание).
1 команда - узнает об открытии Австралии.
2 команда - о растительном мире
3 команда – о животном мире
4 команда – о населении
- Инструктаж:
Внимательно изучите текст.
Обсудите в команде.
Полученные сведения кратко запишите на карточке.
Выберите докладчика. Доложите.
5) Выступления команд (сопровождается показом слайдов)
- Доложите информацию (карточками дополняется кластер)
- По ходу каждого выступления заносите сведения в 3 столбик таблицы (столбик Узнал).
3. РЕФЛЕКСИЯ
– Всем командам объявляю благодарность за отличную слаженную работу!
- Перед отплытием на родную землю подведем итоги нашего путешествия.
- Перечитайте ваши записи в таблице в колонке «Хочу узнать».
- Если вы в ходе нашего путешествия нашли ответ на свои вопросы, то поставьте +
- У кого остались ещё открытые вопросы? Где можно найти на них ответы?
(Если останется время – синквейн)
– А сейчас я прошу свои впечатления выразить, составив синквейн.
Австралия
Жаркий, маленький
Удивляет, пугает, зовет
Хотелось бы увидеть сумчатых!
Самый!
(Если не позволяет время, прервать выступления команд. Доложить на следующем уроке.)
Домашнее задание:
- чтобы вам было удобнее дома подготовить рассказ об Австралии, предлагаю воспользоваться кластером, который мы сегодня составили на уроке;
- по желанию подготовить толстые и тонкие вопросы
Приложение
Антарктида самый малонаселённый из обитаемых материков.
Там представлены животные водного и наземно-воздушного обитания: пингвины, морской леопард, антарктический буревестник, кенгуру, морской котик.
Растительный мир Антарктиды очень беден. Только на скалах «оазисов» можно увидеть лишайники, эвкалипты и небольшие «островки» мхов.
(V- знаю, - - не знал, ? – есть вопрос).
Самый маленький из материков, и его долго считали островом.
Одна территория – три названия.
Самый «одинокий» материк.
Самый малонаселенный из обитаемых материков.
Материк с самым сухим и жарким климатом.
Две трети его территории занимают пустыни и полупустыни.
Рек мало, и почти все они пересыхают.
История открытия и исследования Австралии.
Открытию Австралии препятствовали отдаленность ее от Европы. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Эту землю первыми открыли голландцы еще в первой половине 17 века. Голландский мореплаватель Абель Тасман исследовал северные и северо-западные берега материка. Восточное побережье Австралии было открыто во второй половине 18 века. Честь открытия принадлежит английскому капитану Джеймсу Куку. Трижды этот неутолимый путешественник отправлялся в океанские плавания. В 1770 году Кук высадился на восточном побережье Австралии, которая оказалась материком разных чудес. Именно Кук доказал, что Австралия – это самостоятельный материк, а не часть неизвестного Антарктического материка, как считали прежде.
Население Австралии
Современное население Австралии состоит из коренных жителей (их меньшинство) и переселенцев, которые теперь составляют основную часть страны. Коренное население - аборигены - имеют темно- коричневый цвет кожи, волнистые черные волосы, широкий нос, сильно выступающее надбровье. К пришлому населению относятся англичане, англоавстралийцы, говорящие на английском языке.
Аборигены живут в нищенских условиях. Часть аборигенов работают на фермах батраками в качестве пастухов за нищенскую зарплату. Другие продолжают вести образ жизни полубродячих охотников и собирателей.
В стране развито машиностроение, химическая и пищевая промышленности, сельское хозяйство. Ведущее место принадлежит овцеводству. Австралия занимает первое место в мире по количеству овец и настригу шерсти.
Растения Австралии
1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 9.
2.Прочитайте дополнительную информацию:
У эвкалипта твердая древесина – хороший строительный материал. А листья его используют для производства масел, красок, лекарств.
В лесах Австралии среди высоких трав растут пальмы, акация, фикусы, древовидные папоротники.
Животный мир Австралии.
Прочитай текст учебника на странице 10. Выделите основных представителей животного мира Австралии