Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Корткерос — моя родина малая»

6
0
Материал опубликован 25 February 2020 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

с. Корткерос Республики Коми

 

Урок окружающего мира на тему

«Корткерос – моя родина малая»


Составитель – Киселёва Татьяна Гелиевна, 

учитель начальных классов

МОУ «СОШ» с.Корткерос

Республики Коми.

 

 

с. Корткерос

2020 год

Цель: создать условия для формирования познавательного интереса к истории малой родины - нашего села.

Задачи:

- познакомить учащихся  с историей образования села;

- расширить знания учащихся об известных людях, исторических зданиях и памятных местах села;

- способствовать воспитанию патриотических чувств, бережного отношения к памятникам истории.

Ход занятия

  Ι. Введение в тему занятия.

- Ребята, закройте глазки, протяните ладошку вперёд и прислушайтесь к звукам музыки и к себе. Когда я вам положу что-то маленькое в ладошку, не подглядывайте, пожалуйста, а зажмите ладошку в кулачок. (Положить в ладошки детей горошинки).

 - Откройте глазки. Что это? На что похожа эта горошинка?

(Ученики высказывают свои предположения. Останавливаюсь на версии о том, что горошина похожа на нашу планету Земля. Если учащиеся не высказывают такую версию, задаю наводящий вопрос:   - А нашу планету Земля вам горошина напоминает? Чем?)

 - Именно такой наша Земля видится из космоса. Посмотрите внимательно на эту маленькую «копию» нашей планеты. Поразмышляем, что каждый может на  ней увидеть?  

 - Постарайтесь сохранить горошины до конца занятия, уберите её, можете положить в карман.

- А что такое Россия?

- Нам, ребята посчастливилось родиться в этой огромной,  красивой и великолепной стране и Родина для нас одна - Россия. Но для каждого из нас есть уголок самый близкий на свете, ведь не зря говорится в пословице «Всякому мила …(своя сторона») – это место, где каждый из нас родился. А что для нас является самым близким уголком на планете? (село Корткерос)

 - Ребята, а можно сказать, что эти места для каждого из нас малая Родина?

- Тема нашего занятия: «Корткерос – моя родина малая». СЛАЙД 1

  С детства мне полюбился ты очень  

  И тебя позабыть не смогу

  Край, где Вишера, Вычегда, Локчим            СЛАЙД 2

  Обнимают привольно тайгу.

  Где железная  древняя сила                            СЛАЙД 3

  В крае нежных цветов, кротких рос,       

  Чья столица издревле носила                          СЛАЙД 4

  Имя звучное Корткерос!

                                          Ю. Ионов.

ΙΙ  Постановка целей занятия учащимися.

- Село Корткерос – центр Корткеросского района, оно  расположено на левой стороне реки Вычегда, на вершине большой возвышенности  между Вычегдой и р. Кия-ю.

- Что вы можете рассказать о селе? Что вам интересно узнать об истории  села?

-  Постараемся вместе ответить на эти вопросы.

ΙΙΙ  Основная часть.

- Как переводится название села Корткерос («железная гора»). «Кöрт» с коми языка — железо, железный,  «керöс»— «гора», «возвышенность». Всё это говорит о том, что в этих местах раньше добывали полезное ископаемое, а какое? (Железную руду).

- С отголосками древней металлурги связано и местное предание о Кöрт Айке - «Железном мужчине», который жил в окрестностях  Корткероса, варил железо и ковал железные вещи.

- Существует много разных легенд о появлении села. Одну из них нам поведает Кирилл.

1. Легенда о Корткеросе

Рассказ ученика (СЛАЙД 5,6,7, 8)

Железный старец

   Кöртайка – герой предания, колдун (тун), первый кузнец (до него ковать никто не умел). Носил шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы; железное тело было неуязвимо. Протянутой через речку железной цепью он останавливал проплывающие по Вычегде лодки и суда и грабил их. Кöртайка обладал властью над природными стихиями. По его слову меркли солнце и луна, он мог заставить речку потечь вспять, а в засуху вызывал дождь.

   По преданию Стефан Пермский, плывя по Вычегде, был остановлен железной цепью Кöртайки. Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Затем Стефан Пермский сразился с Кöртайкой и победил его. Согласно преданию, на этом месте впоследствии возникло село Корткерос.

2.  История образования села

- Так гласит легенда, а что рассказывают учёные об образовании села, мы узнаем из исследования Юры.

Рассказ ученика (СЛАЙД 9)

   Археологи считают, что Корткерос был, возможно, одним из центров металлургии — возле села есть Железный бор (Кöртьяг) и Железное озеро (Кöртты), речка Кöртвис (железная протока). Ученые в этих местах часто находят рабочую одежду, глиняные горшки, где плавили железо, а также каменные гвозди и песты — ими отбивали и измельчали руду.

   Первые сведения о Корткеросе (а именно о деревне Кортовская) приходятся на 1608 год. В переписи 1608 года отмечены деревня Кортовская, где было 4 двора и починок Кия, где находился 1 двор. Это один из официальных документов, который дает основание считать, что село Корткерос образовано именно в 1608 году.

   В 1646 году в Яренском уезде проводится  очередная перепись, которая указывает, что помимо известных ранее деревень Кортовская и Кия, на берегу старой Вычегды появилась деревня Наволок с 3 дворами.

    Со временем эти три деревни соединились в одно, село Корткерос. К 1747 году погост Корткерос стал центром волости, через год — селом.

- К 400-летию нашего села на берегу реки Кия-ю на символическом месте возникновения села был открыт камень с памятным знаком. (СЛАЙД 10)

2. Заочная экскурсия по памятным местам.

- С этого исторического места мы совершим заочную экскурсию по Корткеросу и представим себя в роли экскурсовода. Кто такой экскурсовод?   С какими памятными местами нашего села  вы бы познакомили  туристов?

 Расскажем о некоторых из них.

1) Памятник труду «Первый трактор»  

- Во дворе мастерских совхоза «Корткеросский» установлен памятник труду. Что это за памятник? (Памятник «Первый трактор»)  (СЛАЙД  11)

- Памятник в виде трактора марки «У-2». «Универсал – 2 установлен во дворе центральных мастерских совхоза «Корткеросский». Тракторы этой марки выпускались полвека назад. А в наше село пригнали два трактора 5 сентября 1955 года из Сыктывкара. Этот трактор был установлен на постамент в 1972 году, но спустя 15 лет в ноябре 1987 он последний раз проехал по улице Советской во время демонстрации.

2) Увековечение памяти М.Н. Лебедева (СЛАЙД 12)

- В день празднования 85-летия РК (август 2006 г.) на доме №1 по улице, носящей имя М.Н. Лебедева, была открыта мемориальная доска. А кто такой М.Н. Лебедев? Что вы знаете о нём? (М.Н. Лебедев – поэт, прозаик, баснописец, переводчик. Хотя он родился не в нашем селе, но жил  здесь и творил более полувека. Тут он написал большинство своих стихов и поэм. Он похоронен на сельском кладбище).

- Назовите объект культуры, носящий имя этого поэта. (Библиотека им. М.Н. Лебедева) (СЛАЙД 13)

- Ежегодно здесь проходят Лебедевские чтения. Произведения М.Н. Лебедева известны не только в нашей республике, но и за её пределами, а даже за пределами нашей страны. В октябре 2007 года прошли юбилейные мероприятия, посвящённые к 130-летию со дня рождения писателя и  особым гостем Лебедевских чтений стал уроженец Ниццы – француз Себастьян Каньоли, который перевёл на французский язык произведения М. Лебедева. Тогда же был торжественно открыт мемориальный знак в виде красивого природного камня, со временем на его месте планируется возвести памятник писателю.

3) Увековечение памяти Агнии Андреевны Сухановой (СЛАЙД 14)

- Фотографию,  какой улицы мы видим сейчас? (Сухановой)

- В 1975 году по предложению жителей села Корткерос одна из улиц села названа именем Агнии Андреевны Сухановой. Почему?  Что вы знаете об А.А. Сухановой?

Рассказ ученика

     А.А. Суханова – это первая коми детская  писательница, переводчица, учитель. Родилась она в селе Вомын, а когда её семья переехала в Корткерос, Агния Андреевна пишет рассказы для детей на коми языке, начинает сама переводить произведения русских писателей на коми язык. Живя в Корткеросе, создала и возглавила драматический кружок. Позже, после окончания училища и женской гимназии, А.А. Суханова преподавала в сельских школах.

- В 1979 году открылась мемориальная доска в честь первой коми детской писательницы, переводчицы, учителя и общественного деятеля. В 2004 году к 120-летию со дня её рождения мемориальная доска была обновлена.

3. Физкультминутка.

4. Знакомство с историческими зданиями.

- Славится наше село замечательными людьми и  памятными местами, но об истории села могут рассказать  и здания. (СЛАЙД 15)

- Много раз нам приходилось проходить  мимо этих зданий, и не только проходить мимо, но даже и бывать там. О чём же нам могут поведать некоторые из них? Хотите узнать?

(СЛАЙД 16)

- На слайде мы видим почти ушедший в землю старый дом возле центральной дороги с. Корткерос. Это дом Кристины Ивановны и Александра Захаровича Изъюровых. Этому дому больше 120 лет. А чем же он знаменит? Что об этом узнала Анита?

Рассказ ученицы

    Из этого дома у дороги пролёг путь в большой мир и в большую науку крестьянского самородка – Василия Изьюрова. Ещё до революции он стал первым уроженцем Коми края, окончившем электротехническое отделение университета в Соединённых Штатах Америки. В 1914 году он возвратился в Россию с дипломом инженера электротехника, начал заниматься внедрением электротяги на железных дорогах.

(СЛАЙД 17)

- А в этом доме в настоящее время находится Центр Коми культуры Корткеросского района, а кому принадлежал этот дом много лет тому назад? (Это бывший дом купца Якова Алексеевича Казакова)

- В 1923 году раскулачивали купцов и служителей церкви. В том числе отобрали дом и у Якова Казакова. Впоследствии в этом здании находилась библиотека, Дом пионеров, райком партии, школа. Здесь мы видит примерные даты этой фотографии, значит, этот дом был построен ещё раньше и ему около100 лет.

(СЛАЙД 18)

- К историческим  относится и это здание, в котором в настоящее время располагается военный комиссариат. А что вы узнали о судьбе этого дома?

(В этом двухэтажном доме жила семья Михаила Марковича Кирушева. С января 1914 года по 1927 год в их доме располагалась земская больница, затем с 1938 года районный детский дом (в детдоме было 100 человек), милиция, военкомат и редакция, а в настоящее время располагается военный комиссариат.)

(СЛАЙД 19)

- А это, что за дом? (Дом, где живёт Максим). Мы видим с вами современное здание, разве его можно назвать историческим? Почему? Может оно по ошибке попало? (В истории нашего села оно останется как первое жилое кирпичное благоустроенное жильё).

- И может в будущем его прославит Максим?

5. Знакомство с литературой.

- Конечно, ребята ещё много можно рассказывать об истории нашего родного села Корткерос, но об этом вы можете узнать, прочитав вот такие книги-брошюры.

- А закончить наше занятие, я хочу поведав вам о…. сенсации века!

(СЛАЙД 20, 21)

- Этой сенсацией века в Корткеросе стала находка Николая Киселёва и Анатолия Канева. В августе 1999 года, во время закладки фундамента под новый дом в куче гравия, привезённого из карьера Корткеросского ДСУ (близ бывшего азродрома), они обнаружили необычный, дугообразной формы камень. По словам краеведа Анатолия Антоновича Смилингиса такой находки ещё не было ни в нашем, ни соседних районах. Может кто-то знает о ней? Хотите узнать, что это за находка? А давайте  я вам не скажу, пусть для вас это останется загадкой, которую вам предстоит отгадать. В этом вам помогут эти же книги. (Это бивень  мамонта, пролежавший много веков в земле, окаменел, посерел, местами потрескался, верхушка и основание отломлены. Но, несмотря на это, все же поражают его размеры: длина - 94 см, окружность - 27 см, вес - 8 кг)

6. Итог занятия (СЛАЙД 22)

- Что для вас было новым, неизвестным?

- Что запомнилось больше всего?

- Что было неинтересным на занятии?

- Над чем хочется поразмышлять?

- А теперь вспомните про свою горошину. Сумели вы её сохранить? Это было не просто, ведь она такая маленькая и могла потеряться и разломиться на части. Так же трудно сохранить и историческое прошлое нашей родины.

- Что для этого нам надо делать?

- Для этого нужно жить в согласии с собой и с другими, уважительно относится к прошлому.

- Всем спасибо за работу!

 

Презентация к уроку
PPT / 17.03 Мб



Комментарии
Комментариев пока нет.