12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Татьяна Гелиевна763
Россия, Коми респ., С. Корткерос

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

с. Корткерос Республики Коми

 

Урок окружающего мира на тему

«Корткерос – моя родина малая»


Составитель – Киселёва Татьяна Гелиевна, 

учитель начальных классов

МОУ «СОШ» с.Корткерос

Республики Коми.

 

 

с. Корткерос

2020 год

Цель: создать условия для формирования познавательного интереса к истории малой родины - нашего села.

Задачи:

- познакомить учащихся  с историей образования села;

- расширить знания учащихся об известных людях, исторических зданиях и памятных местах села;

- способствовать воспитанию патриотических чувств, бережного отношения к памятникам истории.

Ход занятия

  Ι. Введение в тему занятия.

- Ребята, закройте глазки, протяните ладошку вперёд и прислушайтесь к звукам музыки и к себе. Когда я вам положу что-то маленькое в ладошку, не подглядывайте, пожалуйста, а зажмите ладошку в кулачок. (Положить в ладошки детей горошинки).

 - Откройте глазки. Что это? На что похожа эта горошинка?

(Ученики высказывают свои предположения. Останавливаюсь на версии о том, что горошина похожа на нашу планету Земля. Если учащиеся не высказывают такую версию, задаю наводящий вопрос:   - А нашу планету Земля вам горошина напоминает? Чем?)

 - Именно такой наша Земля видится из космоса. Посмотрите внимательно на эту маленькую «копию» нашей планеты. Поразмышляем, что каждый может на  ней увидеть?  

 - Постарайтесь сохранить горошины до конца занятия, уберите её, можете положить в карман.

- А что такое Россия?

- Нам, ребята посчастливилось родиться в этой огромной,  красивой и великолепной стране и Родина для нас одна - Россия. Но для каждого из нас есть уголок самый близкий на свете, ведь не зря говорится в пословице «Всякому мила …(своя сторона») – это место, где каждый из нас родился. А что для нас является самым близким уголком на планете? (село Корткерос)

 - Ребята, а можно сказать, что эти места для каждого из нас малая Родина?

- Тема нашего занятия: «Корткерос – моя родина малая». СЛАЙД 1

  С детства мне полюбился ты очень  

  И тебя позабыть не смогу

  Край, где Вишера, Вычегда, Локчим            СЛАЙД 2

  Обнимают привольно тайгу.

  Где железная  древняя сила                            СЛАЙД 3

  В крае нежных цветов, кротких рос,       

  Чья столица издревле носила                          СЛАЙД 4

  Имя звучное Корткерос!

                                          Ю. Ионов.

ΙΙ  Постановка целей занятия учащимися.

- Село Корткерос – центр Корткеросского района, оно  расположено на левой стороне реки Вычегда, на вершине большой возвышенности  между Вычегдой и р. Кия-ю.

- Что вы можете рассказать о селе? Что вам интересно узнать об истории  села?

-  Постараемся вместе ответить на эти вопросы.

ΙΙΙ  Основная часть.

- Как переводится название села Корткерос («железная гора»). «Кöрт» с коми языка — железо, железный,  «керöс»— «гора», «возвышенность». Всё это говорит о том, что в этих местах раньше добывали полезное ископаемое, а какое? (Железную руду).

- С отголосками древней металлурги связано и местное предание о Кöрт Айке - «Железном мужчине», который жил в окрестностях  Корткероса, варил железо и ковал железные вещи.

- Существует много разных легенд о появлении села. Одну из них нам поведает Кирилл.

1. Легенда о Корткеросе

Рассказ ученика (СЛАЙД 5,6,7, 8)

Железный старец

   Кöртайка – герой предания, колдун (тун), первый кузнец (до него ковать никто не умел). Носил шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы; железное тело было неуязвимо. Протянутой через речку железной цепью он останавливал проплывающие по Вычегде лодки и суда и грабил их. Кöртайка обладал властью над природными стихиями. По его слову меркли солнце и луна, он мог заставить речку потечь вспять, а в засуху вызывал дождь.

   По преданию Стефан Пермский, плывя по Вычегде, был остановлен железной цепью Кöртайки. Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Затем Стефан Пермский сразился с Кöртайкой и победил его. Согласно преданию, на этом месте впоследствии возникло село Корткерос.

2.  История образования села

- Так гласит легенда, а что рассказывают учёные об образовании села, мы узнаем из исследования Юры.

Рассказ ученика (СЛАЙД 9)

   Археологи считают, что Корткерос был, возможно, одним из центров металлургии — возле села есть Железный бор (Кöртьяг) и Железное озеро (Кöртты), речка Кöртвис (железная протока). Ученые в этих местах часто находят рабочую одежду, глиняные горшки, где плавили железо, а также каменные гвозди и песты — ими отбивали и измельчали руду.

   Первые сведения о Корткеросе (а именно о деревне Кортовская) приходятся на 1608 год. В переписи 1608 года отмечены деревня Кортовская, где было 4 двора и починок Кия, где находился 1 двор. Это один из официальных документов, который дает основание считать, что село Корткерос образовано именно в 1608 году.

   В 1646 году в Яренском уезде проводится  очередная перепись, которая указывает, что помимо известных ранее деревень Кортовская и Кия, на берегу старой Вычегды появилась деревня Наволок с 3 дворами.

    Со временем эти три деревни соединились в одно, село Корткерос. К 1747 году погост Корткерос стал центром волости, через год — селом.

- К 400-летию нашего села на берегу реки Кия-ю на символическом месте возникновения села был открыт камень с памятным знаком. (СЛАЙД 10)

2. Заочная экскурсия по памятным местам.

- С этого исторического места мы совершим заочную экскурсию по Корткеросу и представим себя в роли экскурсовода. Кто такой экскурсовод?   С какими памятными местами нашего села  вы бы познакомили  туристов?

 Расскажем о некоторых из них.

1) Памятник труду «Первый трактор»  

- Во дворе мастерских совхоза «Корткеросский» установлен памятник труду. Что это за памятник? (Памятник «Первый трактор»)  (СЛАЙД  11)

- Памятник в виде трактора марки «У-2». «Универсал – 2 установлен во дворе центральных мастерских совхоза «Корткеросский». Тракторы этой марки выпускались полвека назад. А в наше село пригнали два трактора 5 сентября 1955 года из Сыктывкара. Этот трактор был установлен на постамент в 1972 году, но спустя 15 лет в ноябре 1987 он последний раз проехал по улице Советской во время демонстрации.

2) Увековечение памяти М.Н. Лебедева (СЛАЙД 12)

- В день празднования 85-летия РК (август 2006 г.) на доме №1 по улице, носящей имя М.Н. Лебедева, была открыта мемориальная доска. А кто такой М.Н. Лебедев? Что вы знаете о нём? (М.Н. Лебедев – поэт, прозаик, баснописец, переводчик. Хотя он родился не в нашем селе, но жил  здесь и творил более полувека. Тут он написал большинство своих стихов и поэм. Он похоронен на сельском кладбище).

- Назовите объект культуры, носящий имя этого поэта. (Библиотека им. М.Н. Лебедева) (СЛАЙД 13)

- Ежегодно здесь проходят Лебедевские чтения. Произведения М.Н. Лебедева известны не только в нашей республике, но и за её пределами, а даже за пределами нашей страны. В октябре 2007 года прошли юбилейные мероприятия, посвящённые к 130-летию со дня рождения писателя и  особым гостем Лебедевских чтений стал уроженец Ниццы – француз Себастьян Каньоли, который перевёл на французский язык произведения М. Лебедева. Тогда же был торжественно открыт мемориальный знак в виде красивого природного камня, со временем на его месте планируется возвести памятник писателю.

3) Увековечение памяти Агнии Андреевны Сухановой (СЛАЙД 14)

- Фотографию,  какой улицы мы видим сейчас? (Сухановой)

- В 1975 году по предложению жителей села Корткерос одна из улиц села названа именем Агнии Андреевны Сухановой. Почему?  Что вы знаете об А.А. Сухановой?

Рассказ ученика

     А.А. Суханова – это первая коми детская  писательница, переводчица, учитель. Родилась она в селе Вомын, а когда её семья переехала в Корткерос, Агния Андреевна пишет рассказы для детей на коми языке, начинает сама переводить произведения русских писателей на коми язык. Живя в Корткеросе, создала и возглавила драматический кружок. Позже, после окончания училища и женской гимназии, А.А. Суханова преподавала в сельских школах.

- В 1979 году открылась мемориальная доска в честь первой коми детской писательницы, переводчицы, учителя и общественного деятеля. В 2004 году к 120-летию со дня её рождения мемориальная доска была обновлена.

3. Физкультминутка.

4. Знакомство с историческими зданиями.

- Славится наше село замечательными людьми и  памятными местами, но об истории села могут рассказать  и здания. (СЛАЙД 15)

- Много раз нам приходилось проходить  мимо этих зданий, и не только проходить мимо, но даже и бывать там. О чём же нам могут поведать некоторые из них? Хотите узнать?

(СЛАЙД 16)

- На слайде мы видим почти ушедший в землю старый дом возле центральной дороги с. Корткерос. Это дом Кристины Ивановны и Александра Захаровича Изъюровых. Этому дому больше 120 лет. А чем же он знаменит? Что об этом узнала Анита?

Рассказ ученицы

    Из этого дома у дороги пролёг путь в большой мир и в большую науку крестьянского самородка – Василия Изьюрова. Ещё до революции он стал первым уроженцем Коми края, окончившем электротехническое отделение университета в Соединённых Штатах Америки. В 1914 году он возвратился в Россию с дипломом инженера электротехника, начал заниматься внедрением электротяги на железных дорогах.

(СЛАЙД 17)

- А в этом доме в настоящее время находится Центр Коми культуры Корткеросского района, а кому принадлежал этот дом много лет тому назад? (Это бывший дом купца Якова Алексеевича Казакова)

- В 1923 году раскулачивали купцов и служителей церкви. В том числе отобрали дом и у Якова Казакова. Впоследствии в этом здании находилась библиотека, Дом пионеров, райком партии, школа. Здесь мы видит примерные даты этой фотографии, значит, этот дом был построен ещё раньше и ему около100 лет.

(СЛАЙД 18)

- К историческим  относится и это здание, в котором в настоящее время располагается военный комиссариат. А что вы узнали о судьбе этого дома?

(В этом двухэтажном доме жила семья Михаила Марковича Кирушева. С января 1914 года по 1927 год в их доме располагалась земская больница, затем с 1938 года районный детский дом (в детдоме было 100 человек), милиция, военкомат и редакция, а в настоящее время располагается военный комиссариат.)

(СЛАЙД 19)

- А это, что за дом? (Дом, где живёт Максим). Мы видим с вами современное здание, разве его можно назвать историческим? Почему? Может оно по ошибке попало? (В истории нашего села оно останется как первое жилое кирпичное благоустроенное жильё).

- И может в будущем его прославит Максим?

5. Знакомство с литературой.

- Конечно, ребята ещё много можно рассказывать об истории нашего родного села Корткерос, но об этом вы можете узнать, прочитав вот такие книги-брошюры.

- А закончить наше занятие, я хочу поведав вам о…. сенсации века!

(СЛАЙД 20, 21)

- Этой сенсацией века в Корткеросе стала находка Николая Киселёва и Анатолия Канева. В августе 1999 года, во время закладки фундамента под новый дом в куче гравия, привезённого из карьера Корткеросского ДСУ (близ бывшего азродрома), они обнаружили необычный, дугообразной формы камень. По словам краеведа Анатолия Антоновича Смилингиса такой находки ещё не было ни в нашем, ни соседних районах. Может кто-то знает о ней? Хотите узнать, что это за находка? А давайте  я вам не скажу, пусть для вас это останется загадкой, которую вам предстоит отгадать. В этом вам помогут эти же книги. (Это бивень  мамонта, пролежавший много веков в земле, окаменел, посерел, местами потрескался, верхушка и основание отломлены. Но, несмотря на это, все же поражают его размеры: длина - 94 см, окружность - 27 см, вес - 8 кг)

6. Итог занятия (СЛАЙД 22)

- Что для вас было новым, неизвестным?

- Что запомнилось больше всего?

- Что было неинтересным на занятии?

- Над чем хочется поразмышлять?

- А теперь вспомните про свою горошину. Сумели вы её сохранить? Это было не просто, ведь она такая маленькая и могла потеряться и разломиться на части. Так же трудно сохранить и историческое прошлое нашей родины.

- Что для этого нам надо делать?

- Для этого нужно жить в согласии с собой и с другими, уважительно относится к прошлому.

- Всем спасибо за работу!

 

Презентация к уроку
PPT / 17.03 Мб



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.