Урок окружающего мира по теме «Страницы истории 20–30-х годов» (4 класс)
Страницы истории 20–30-х годов
Цели | Создать условия для ознакомления с историей образования новой страны – СССР; определения границ знания |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://zvukoff.ru/song/15000/ |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; историческая карта СССР, герб СССР, схема «СССР в 20–30-е годы» |
Основные | Индустриализация, коллективизация, культурная революция, репрессии |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Эпиграф: В брони, В крови, В заплатах – Вперед, Вперед, Вперед! – Страдал и шел Двадцатый, Неповторимый год! (Иосиф Уткин. Двадцатый.) – послушайте внимательно песню, так как в ней «спрятана» тема сегодняшнего урока. Звучит Гимн Союза Советских Социалистических Республик (слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана – Как стало называться наше государство в 20-е годы? | Слушают учителя, принимают участие с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка фронтальный опрос. Игра «Огоньки». Дидактическая игра «Неотосланная депеша» | – Что ты знаешь о последнем русском царе? – Кто такие большевики? – Какие события произошли в Петрограде (так во время войны назывался Петербург) в октябре 1917 года? – Что такое гражданская война? На доске из цветной бумаги вырезаны «огоньки», – Кто мог так сказать? | Отвечают Выполняют Участвуют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, | Устные ответы, выполненные задания |
III. Изучение | Беседа. Работа | – Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны – Как называлось наше государство до революции 1917 года? – Как стало оно называться после 1922 года? – Какой город был столицей Российской империи? – Какой город стал столицей Советского Союза? – В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. (демонстрирует карту СССР.) Государство существовало в 1922–1991 годах на большей части территории бывшей Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть. К власти после смерти В. И. Ленина пришел | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Работа с учебником Рассказ учителя | И. В. Сталин. И с середины 20-х годов началось сворачивание новой экономической политики (нэп), а затем – проведение форсированной индустриализации и насильственной коллективизации. – Прочитайте текст «Новое государство – Советский Союз» в учебнике (с. 136–137). Почему государство так назвали? – Сколько республик вошло в СССР? Покажите их на карте, назовите столицы этих республик. Назовите столицу СССР. – Рассмотрите герб СССР. Что означает перекрещение серпа и молота? Сколько ленточек перевивают колосья пшеницы? Что это означало? Почему красная звезда изображена на гербе? Что символизирует солнце на гербе? – Что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы? – Прочитайте текст «Страна-труженица» в учебнике Рассказывает об индустриализации страны | Читают текст, выполняют задания, отвечают на вопросы. Заполняют схему. Внимательно слушают | | строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Вклю- чение | Фронтальный опрос. Дидактическая игра «Узнай исторические события». Дидактическая игра Задания | – Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года? – Как позднее стали называть большевиков? – Почему новую власть назвали советской? – Когда появилось новое государство – СССР? – Сколько республик входило в состав СССР? – Почему Москва стала столицей СССР? – Какие изменения произошли в стране? – Что построили в 20–30-х годах? – Какие изменения произошли в деревне? предлагает учащимся составить даты – годы событий XIX и ХХ веков – и пояснить, что это за события. заранее готовит 3 комплекта карточек . Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Отвечают Выполняют Выполняют Выполняют | Фронтальная, индивидуальная, групповая. Индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: осознают ответственность | Устные ответы, записи |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Кто-нибудь из ваших родственников был очевидцем данных событий? – Рассказывали они о своей жизни в то время? – Как вы оцениваете жизнь в 20–30-х годах? – Какие вопросы вы хотели бы задать? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 136–139. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | |
Ресурсный материал
Игра «Огоньки»
1. Имя последнего русского царя. (Николай.)
2. Когда отмечалось 300-летие со дня избрания Романовых на царство? (1913 г.)
3. Что такое партия? (Особая общественная организация, ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве.)
4. Как называлась партия сторонников В. И. Ленина? (Большевики.)
5. Когда началась Первая мировая война? (1914 г.)
6. Когда к власти пришли большевики? (1917 г.)
7. Кто воевал в гражданской войне? (Граждане одной страны.)
Дидактическая игра «Неотосланная депеша»
1. «Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно». (Наполеон.)
2. «Нужно отменить крепостное право сверху, пока они не отменили его снизу». (Александр II.)
3. «Долой царя! Да здравствует республика». (Большевики, В. И. Ленин.)
4. «Я отрекся от трона спустя четыре года после 300-летия со дня избрания Романовых на царство». (Николай II.)
Рассказ учителя об индустриализации страны
годы 1926–1928 в истории называют начальным этапом индустриализации. За это время более чем вдвое увеличились капиталовложения в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивается и новое строительство. В 1929–1937 годы создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Стали возникать коллективные хозяйства (колхозы). В 1928 году был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», предоставляющий колхозам льготы по получению в пользование земель. Ограничивалась аренда земли кулаками.
В феврале – марте 1930 года началось массовое раскулачивание, которое вызвало крестьянские выступления более 700 тыс. человек. Начинается отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания. После создания колхозов у крестьян стали отбирать весь хлеб и другие продукты. Разразился страшный голод, который унес жизни многих сельских жителей. Мужчины бросали свои разоренные хозяйства, забивали двери и окна изб и отправлялись на Урал.
Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.
Дидактическая игра «Узнай исторические события»
На доске записаны цифры: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9.
Ответы:
1812 г. – Отечественная война, Бородинская битва.
1861 г. – отмена крепостного права.
1914 г. – Первая мировая война.
1917 г. – Октябрьская революция.
1922 г. – образование СССР.
Дидактическая игра «Историческое домино»
Карточки:
Великая Отечественная | 1922 год | СССР | 15 |
Количество | Москва – столица | 1918 год | Большевики |
Коммунисты | Октябрьская | 1917 год | В. И. Ленин |
Вождь большевиков | Первая мировая | 1914 год | 1941 год |