Учитель: Разубаева Елена Викторовна
Педагогический стаж: 26 лет.
Категория: высшая.
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема: Кровеносная система
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Методы обучения: словесные, наглядные, самостоятельная работа, практическая работа
ФОПД: индивидуальная, фронтальная, парная.
ТДЦ: 1. Учащиеся познакомятся со строением и работой кровеносной системы человека.
получат возможность научится: вести здоровый образ жизни, дети должны усвоить, что такое кровь, что входит в состав кровеносной системы,
2. Развивать мышление, речь, умение рассуждать, делать выводы, анализировать.
3. Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, чувство взаимопомощи, ответственность за результат своего труда.
Планируемые результаты:
Будут сформированы:
ЛичностныеУУД: умения четко, ясно излагать свои мысли; умение понимать смысл поставленной задачи.
Метопредметные:
Регулятивные УУД: умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы, планировать свои действия, осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Коммуникативные УУД: умения выполнять парные задания в классе, совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
Познавательные УУД: умения доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов, находить необходимую информацию.
Структура урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Объяснение нового материала.
Этапы контроля и самоконтроля.
Коррекция.
Домашнее задание.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Технологическая карта урока окружающего мира «Кровеносная система» 3 класс . Учитель Разубаева Е.В.
Этап урока |
Задачи урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые (УУД) |
І Организационный. |
Приветствие. Организация готовность уч-ся к УЗ, организация внимания. |
Приветствует уч-ся Доброе утро, ребята! Громко прозвенел звонок- |
Осуществляют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на работу. |
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. |
ІІ. Актуализация знаний и способов деятельности 2.1 Мотивация 2.2. Повторение изученного материала Ответы на вопросы.
|
Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включая в учебную деятельность, принятие ими целей УЗ. Создать условия для актуализации знаний. Система контроля и мониторинга. Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний; выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Создать проблемную ситуацию. |
Сообщает тему урока и ставит цели. Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и работой кровеносной системы человека. Повторим уже изученные органы, их работу. Систематизируем знания о работе органах человека, их значение для жизни и деятельности человека. Какие задачи вы можете поставить перед собой, исходя из этих целей урока? Построим свою работу так, чтобы урок всем запомнился, полученные знания на уроке, пригодились в жизни. - Прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем. Перед вами таблица. «Организм человека». Я читаю утверждение, если утверждение верно, то ставим знак «+» если не верно знак «-» (приложение 1) 1.Верно ли что человек это часть живой природы? 2.Верно, ли что кожа защищает внутренние органы от повреждений 3.Верно, ли что Скелет служит только опорой. 4.Верно ли что нос служит только для распознавания запахов? 5.Верно ли что самая подвижная мышца язык 6.Верно ли что в лёгочных пузырьках происходит газообмен 7.Верно ли что пища в желудке находится 1 час 8.Верно ли что головной мозг находится в черепе 9.Верно ли что нервная система объединяет наш организм в единое целое? 10. Верно ли что в организме человека около 8 литров крови? Организует взаимопроверку. |
Принимают цели УЗ, намечают пути их решения. Ставят перед собой задачи
Индивидуальная работа. Дети отвечают на вопросы Заполняя таблицу «Организм человека» Взаимопроверка: Проверяют по ключу. Ставят перед собой проблему.
|
Регулятивные УУД: целепологание, развитие мотивов учебной деятельности Коммукативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. Предметные УУД: умение воспроизводить полученную информацию Познавательные УУД: умение отвечать на вопросы, умение ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение, осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполненных заданий. Личностные УУД: самооценка.
|
ІІІ. Объяснение нового материала
|
|
- Итак, в ходе ответов появились затруднения. - Какой вопрос вызвал затруднение? - Сегодня на уроке вы узнаете, что такое кровь и познакомитесь со строением и работой кровеносной системы человека. Узнаем из чего состоит кровь. Для чего она нужна организму. |
Учащиеся повторяют вопрос, на который они затруднялись ответить, при проверке изученных знаний |
Предметные УУД: умение зафиксировать затруднение и выразить их в речи самостоятельно РегулятивныеУУД:. умение слушать и понимать речь других
|
3.1 Стадия осмысления |
Развивать умения работать с информацией Формировать умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, энциклопедии свой жизненный опыт и дополнительно полученную информацию. |
Вступительное слово учителя. А что же такое кровь? - Что вы знаете о крови? - А что хотели бы узнать? - Кровь – удивительная жидкость. Ещё в древности люди считали кровь носительницей жизни. Она разносит по всему телу питательные вещества, без которых мы не могли бы жить, и собирает в нашем организме вещества, которые мешают ему жить. Прежде всего, каждую клеточку нашего организма кровь насыщает кислородом, а забирает углекислый газ. Кровь разносит по всему нашему телу питательные вещества, которые она получает из пищи в органах пищеварения. Вредные вещества кровь несёт к тем органам, которые их либо обезвредят, либо выбросят из тела. Кровь разносит по всему телу воду и тепло. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше - Но из чего же состоит кровь? - Давайте посмотрим, как выглядит капля крови под микроскопом. - Мы видим прозрачную жидкость - это плазма, а в плазме находятся много разных клеток, следовательно, кровь - не однородная жидкость. -А из каких клеток она состоит? Об этом вы узнаете, из учебника с. 25. Ребята как вы думаете, а что заставляет кровь двигаться? Прижмите ладонь к левой части своей груди, вы почувствуете равномерные удары. Это работает сердце – главный двигатель крови в нашем организме. Это плотный мышечный мешочек, сердце человека невелико. Хотите узнать какого размера сердце, которое бьётся у вас в груди? Сожмите кулак – вот такое сердце бьётся у вас в груди? Ежедневно оно прокачивает примерно 10 тыс.литров крови, целую цистерну, равную по весу 2 слонам. Сердце это мышца. А что делают мышцы? Мышцы сокращаются и расслабляются вот и сердце постоянно сокращается и расслабляется поэтому мы и чувствуем равномерные удары в груди. - Продолжаем открывать новые знания |
Фронтально отвечают на вопросы Работают с микроскопом Дети сообщают информацию (из каких клеток состоит кровь), которую подготовили, пользуясь текстом из учебника.
Фронтально отвечают на вопросы |
Познавательные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: умение планировать свои действия при выполнении задания в учебнике умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, Личностные УУД: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Умение совместно проводить опыты. |
3.2 Работа сердца. Работа с текстом (самостоятельная работа) |
Показать необходимость укрепления сердца и сосудов. Сформировать представление о составе и значении работы сердца в организме. Умение ориентироваться в потоке учебной информации, усваивать ее |
У вас на партах лежит текст (приложение 2). - Прочитайте его, сделав пометы. V- знал + - новое ? – не понятно Что нового узнали о сердце? Есть ли что-то непонятное? -Ребята, скажите, а как можно узнать, как работает наше сердце. О работе сердца можно судить по пульсу. |
Дети читают текст о сердце, обрабатывают информацию Выполняют задание индивидуально
|
|
3.3 Закрепление нового материала Практическая работа |
-формировать умение использовать информацию - формировать умение самостоятельно проводить простейшие наблюдения и опыты, научить определять пульс. |
-Какие органы входят в кровеносную систему Подпишите (приложение 3) Ребята, скажите, а как можно узнать, как работает наше сердце. -О работе сердца можно судить по пульсу. Пульс может рассказать, здоров или болен человек У здоровых людей в возрасте от 20 до 60 лет сердце бьётся за минуту от 60 до 90 раз. Это считается нормой. У детей и людей старшего возраста показатели пульса выше. У спортсменов это значение намного меньше, и это не является нарушением. Найдите у себя пульс на руке. Посчитайте ваш пульс. Какое количество сокращений сделало ваше сердце за минуту? (ответы детей) Запишите в тетрадь, сравните с таблицей. (приложение 4) |
Дети работают на карточках, один у доски, подписывает органы кровеносной системы. Проверка.
Практическая работа. Работа в парах. Дети находят у себя пульс, считают количество сокращений за 1 минуту, записывают. Сравнивают с таблицей |
Предметные УУД: умение рассуждать, делать выводы; Регулятивные УУД: умение планировать свои действия при выполнении заданий Познавательные УУД: умение доказывать то или иное свойство изучаемого объекта Личностные УУД: умение выполнять правила здорового образа жизни
|
Физминутка |
Снятия напряжения у детей |
Проводится физминутка |
Дети выполняют физминутку |
здоровьесбережение |
Продолжение практической работы |
Формировать умения самостоятельно проводить простейшие наблюдения и опыты. |
Сейчас посчитайте ваш пульс, запишите в тетрадь - Какой вывод сделаете? (запишите в тетрадь) Выполняя физическую нагрузку, начинают работать многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха - и сердце начинает подавать их больше с кровью. После физической нагрузки пульс становится чаще. |
Выполняют задание индивидуально, делают вывод.
|
Предметные УУД умение проводить самостоятельно простейшие опыты, уметь определять пульс, уметь рассуждать, делать выводы; |
ІV Этап контроля и самоконтроля Решение тестовых заданий. Взаимопроверка. V. Этап коррекции |
Организовать деятельность учащихся по усвоению новых знаний. Выявить проблемы в знаниях. Организовать деятельность учащихся по корректировке выявленных недостатков |
Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни без остановки. - Что надо делать, чтобы сердце работало долго и без починки? -Как надо укреплять сердце? Организует работу по коррекции усвоению полученных знаний. (приложение5) |
Фронтально отвечают на вопросы.
Дети обобщают и свои знания по новой теме.
|
Познавательные УУД: умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные УУД: умение осуществлять контроль |
VI. Домашнее задание |
|
Учитель задаёт дифференцированное домашнее задание |
Выбирают предложенные варианты |
Коммуникативные УУД: уметь пользоваться информацией, полученной на уроке. |
VIІ. Итог урока
VIІІ. Стадия рефлексии |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Развивать умение реально оценивать свои возможности, выбирать наилучший путь к достижению цели.
|
Учитель даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Организует рефлексию. Закончите предложения: Я узнал на уроке ………….. Мне было интересно……….. Я запомнил ……………. Я затруднялся………… Могу рассказать другим…………..
|
Подводят итог урока
Ответы детей. Оценивание своей учебной деятельности. |
Личностные УУД: Самооценка. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения, и пытаться ее обосновать, приводя аргументы. Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Регулятивные УУД: управление поведением-контроль, коррекция. |
Приложение 1.
Таблица 1. Организм человека.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Приложение 2.
Текст с которым работают дети
Сердце есть у каждого человека. Оно подобно насосу подает кровь ко всем тканям и органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать.
Сердце разделено сплошной перегородкой на левую и правую половины. Левая половина получает отработанную кровь, которая возвращается из путешествия по всему телу. Справа находится кровь обогащённая кислородом. Движется только в одном направлении, т.к. путь назад закрывает клапан.
К каждому органу подходят два кровеносных сосуда: артерия и вена. По артерии кровь проходит от сердца, принося клетке кислород и все необходимые вещества. Артерии ветвятся, словно ветви дерева. Самые маленькие кровеносные сосуды называются капиллярами. Пройдя через капилляры, кровь попадает в более толстые сосуды — вены. По вене кровь движется обратно к сердцу, унося отходы. Кровь, сердце, сосуды образуют кровеносную систему.
Приложение 3.
Приложение 4.
Таблица 2.
новорождённые |
младенцы от |
младенцы от |
дети от |
дети старше 10 лет и |
хорошо тренированные |
100-150 |
90–120 |
80-120 |
70–130 |
60–100 |
40–60 |
Приложение 5.
Тест.
Какую работу выполняет кровеносная система?
А) снабжает организм кислородом
Б) удаляет вредные вещества
В) разносит питательные вещества и кислород
Г) переваривает пищу
Что образует кровеносную систему?
А) кровь, сердце, сосуды
Б) легкие, сердце, печень
В) печень, желудок, кишечник