Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Россия — наш дом»
Окружающий мир. 3 класс. УМК «Перспектива»
Конспект урока
Тема: Россия - наш дом.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что они живут в огромной, доброй, красивой, богатой стране. И какой будет эта страна, зависит от индивидуального вклада каждого.
Этапы урока. Оборудование. |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Продол-сть |
Актуализация, Мотивация Огромный замок мультимедийный проектор, мультимедийная презентация выход в интернет: ЛитРес Карточка со словом дом. Карточка со словом Россия |
-Здравствуйте, дети! -Я рада вас приветствовать. Этот урок мы проведем вместе. Желаю нам всем удачи! -Посмотрите, ребята, с чем я пришла к вам на урок. (огромный замок) Удивила? -Верите ли вы, что есть такой замок, который запирает такой огромный дом? -А верите ли вы, ребята, что во всем мире это самый большой дом? -Верите ли вы, дети, что человек, первый побывавший в космосе оказался жителем этого дома? -Верите ли вы, что мы сегодня подберем ключи к замку этого дома? -Ребята, назовите ключевое слово нашего разговора. -Ребята, посмотрите на слайд. (на слайде изображение: Кремль, самовар, матрешка, рубль, валенки, В.Путин.) -Догадайтесь , каким будет 2-ое ключевое слово. -Давайте попробуем объединить эти два слова и назовем тему нашего урока -Итак, тема урока «Россия-наш дом» (открывается запись на доске) |
2 мин. |
Постановка проблемы Контур карты России на магнитной доске. Контур карты для индивидуалной работы. |
-Ребята, как вы думаете, что это? (карта России) - Вас ничего не удивляет на этой карте? -Мы сегодня будем говорить о России, а карта оказалась пустой. -Я предлагаю заполнить эту карту. Возьмите карту у себя на парте и напишите то, что есть в России. (Приложение 1) -Давайте проверим. -Скажите, какое у вас было задание? -Почему вы не смогли одинаково заполнить карту России? (потому что не знаем как заполнить карту России, -Какая тогда перед нами стоит задача? (Заполнить пустую карту России) -Ребята, какие вы молодцы! Вы сами определили тему урока, поняли, в чем ваше затруднение и поставили учебную задачу. -Обратите внимание на эти знаки. Это наши помощники на уроке. (Приложение 2) -Давайте проверим, как вы их поняли? Если необходимо ваша внимательность, то я сделаю ….. 1 хлопок. А 2 хлопка будут означать …….. работу в группе. Если нам необходимо собраться всем вместе у общего стола, то …… 3 хлопка. |
5 мин. |
3. Открытие новых знаний
Ресурсный стол в центре класса Иллюстрации Путевой дневник ЛитРес: №1 «Корона Российской империи. Слава, честь и доблесть династии Романовых» №2 Валерий Язвицкий «Княжич.Соправитель. Великий князь Московский. №3 Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Рус.нар.сказки в обработке А.Толстого и А.Астафьева. Зеленые треугольники Голубые треугольники Притча Зеленые и голубые треугольники Иллюстрации разных народов России |
Блок 1. -Ну что, начнем работать. -3 хлопка (-Подойдите сюда к столу). -Я приготовила для вас иллюстрации. (Приложение 3) - Что это? Московский кремль Москва-сити Храм Изба -Ребята, это дома? -Почему вы так считаете? (есть крыша, окна…) -Возьмите иллюстрацию, которая наиболее всего для вас ассоциируется с Россией -А теперь соберитесь в группы, по одинаковым иллюстрациям. Храм - №1 Кремль -№2 Изба -№3 Москва-Сити - №4 -У каждого из вас для удобства работы имеется путевой дневник. Достаньте все из конверта и возьмите дневник. Мы будем к нему обращаться в течение всего урока. Подпишите его. (Приложение 4) -Ребята, предлагаю вам начать работу в группе с плана действий в задании №1.. Прочитайте и обсудите его. А затем приступайте к работе. Рекомендую вам использовать ресурсы ЛитРес. На всю работу вам отводится 5 мин. Сам.работа уч-ся -Ребята, проверим что у вас получилось. Представьте результаты своей работы..(Приложение 5) Самооценка -Ребята, оцените работу всей своей группы. Если вы считаете, что ваша группа работала активно и дружно, возьмите знак зеленого цвета. (зеленые треугольники) -Если вы считаете, что вашей группе было трудно прийти к общему мнению, тогда знак голубого цвета. (голубые треугольники) - Приклейте их на карту и вернитесь на места. 1 ХЛОПОК -Ребята, так что же такое Россия? Блок 2. -Любите ли вы сказки и притчи? -1 ХЛОПОК - Я предлагаю вам внимательно прослушать притчу: -Однажды мальчик 9 лет отроду подошел к своему деду и спросил: -Дедушка, а какое главное правило есть в жизни? Дед ответил внуку: -Любить ближнего. -И кто мой ближний? –спросил деда мальчик. -Я расскажу тебе историю, -сказал дед. (пауза) -Один человек попал в руки разбойников. И весь израненный лежал на дороге. Увидел его богач и прошел мимо. Увидел его торговец и прошел мимо. И лишь один молодой человек сжалился над беднягой, перевязал ему раны, и на своем осле доставил в гостиницу, и дал денег хозяину, чтобы тот позаботился о несчастном. (пауза) -Так, кто, по-твоему, ему ближний? –спросил дед внука. Мальчик ответил: -Тот, кто проявил милосердие. И тогда дед сказал: -Иди, и ты поступай также со всеми нуждающимися в помощи. -Ребята, найдите в своем путевом дневнике задание №2, выполните его, четко следуя инструкции. -Проверим, что у вас получилось. Назовите ключевые слова этой притчи. (ключевые слова появ-ся на слайде) -Ребята, и я согласна, что именно в этих словах заключен смысл этой притчи. -Ребята, попробуйте составить предложение, используя эти ключевые слова. -Давайте, начну я. «Я считаю, что в России живут добрые люди». -Ваши предложения …. (2-3 человека) -Ребята, давайте оценим работу ваших групп. Рефлексия 1 ХЛОПОК -Если вы считаете, что ваша группа работала активно и дружно, возьмите знак голубого цвета. -Если вы считаете, что вашей группе было трудно прийти к общему мнению, тогда знак зеленого цвета. И снова приклейте их на карту. Блок 3. 3 ХЛОПКА - Те, кто приклеил, подойдите к столу. -Вы видите сколько народов проживает в нашей стране. (Приложение 6) -Предположите, какой из народов сочинил эту притчу. - Возьмите иллюстрацию , приклейте на карту. 1 ХЛОПОК - Я с вами согласна. Каждый из народов мог придумать эту притчу. -Как думаете Почему? Используйте ключевые слова. (В России проживает много народов. У любого народа важны добро, взаимопомощь, любовь, ……) |
10 мин. 10 мин. 7 мин. |
4. Включение в систему знаний. Видеоряд иллюстраций «Загрязненные территории» музыка «С чего начинается Родина». Приложение 7 Планшеты, маркеры синего, красного цвета. |
-Ребята, скажите, какую учебную задачу мы ставили в начале урока? (заселить, наполнить карту) -Чем мы ее уже наполнили? (Людьми, домами,) -Как вы думаете, что могут означать значки зеленого цвета? -А голубого? -Почему много зеленого и голубого цвета? (леса, моря) -Вам нравится? -Ребята, посмотрите на экран. А такая Россия вам нравится? -Вы хотите жить в такой России? -Конечно, все мы хотим воспевать Россию, как это делал великий поэт Сергей Есенин: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю! Я скажу: «Не надо рая! Дайте родину мою!» -Ребята, а что вы готовы сделать, для своей страны? Прошу вас обсудить в группе и закончить фразу на планшете маркером. Мы любим свою страну, поэтому будем …….., ………. , …………. Любить свою страну Охранять природу Сохранять памятники культуры Заботиться о близких
-Поделитесь друг с другом вашими мыслями. -Поднимите планшеты вверх. -Какие цвета вы видите? (белый, синий, красный) -Ребята,это случайно? (цвета Рос.флага) -Государственные символы объединяют людей. 3 ХЛОПКА (ресурсный круг) -Возьмемся за руки и назовем ключевые слова нашего урока. -Я начну: Россия, …., (дом народы богатства люди любовь дружба страна президент Кремль храм изба Москва-сити сказки леса моря отчизна Гагарин Волга) -Спасибо! |
|
Итог урока. Рефлексия Магниты «Ключи» Корзинка |
(Дети продолжают стоять в ресурсном круге) -Ребята, поднимите руки вверх, если мы работали дружно. -Обнимите друг друга за плечи, если вам хочется похвалить друг друга. - Я тоже благодарна вам и в память о нашей встрече дарю ключи. (Приложение 8) (в корзинке лежат ключи в качестве подарка для уч-ся). Пусть эти ключи являются символом открытия чего-то нового. Открывайте! Находите! Исследуйте! -Урок окончен! |
4 мин. |
© Алексеева Светлана Александровна, учитель высшей категории МБОУ Гимназия №3