Урок по окружающему миру для учащихся 2 класса на тему «Семья»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: Семья.
Класс: 2
УМК «Начальная школа XXI века», автор учебника Н.В. Виноградова
Учитель: Верещагина Наталья Викторовна
Задачи урока:
- формировать представление о семье, как группе родственников, живущих вместе, о признаках хорошей (счастливой семьи) семьи:
- развивать регулятивные универсальные учебные действия: умение ставить цель урока, определять тему, проводить рефлексию:
- развивать познавательные универсальные учебные действия: сравнивать, выделять главное;
- развивать коммуникативные универсальные учебные действия – умение строить высказывания.
Планируемый результат:
- у учащихся сформированы представления о семье, они дают определение семьи, перечисляют признаки счастливой семьи и объясняют их:
- у учащихся развиваются умения ставить цель урока, определять тему урока, проводить итоговую рефлексию, умения сравнивать и выделять различия и сходство.
Идея урока заключается в том, чтобы учащиеся порассуждали, что такое семья, изучили определение Ожегова, на основе сюжетных картинок выделили основные признаки счастливой семьи, объясняли их. Так как материал очень близок к жизни и необходим определенный уровень обобщения, то использование сюжетных картинок в качестве опоры будет способствовать с одной стороны запоминанию признака, с другой стороны- пониманию. Для создания ситуации мотивации использованы прием «облака слов», игра «Кто больше знает»,
Этап урока |
Деятельность учителя |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Целеполагание Определение темы урока (3 минуты) |
Учитель просит детей определить тему урока, исходя их опорных слов Риск: учащиеся не смогут определить тему урока по опорным словам. Действия по снятию риска: учитель предлагает отгадать загадку с рифмованным ответом. |
- Перед вами облако слов, прочитайте их. Они все по одной теме, это и есть тема нашего урока, определите ее. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддерживает вас, друзья? Ваша дружная (семья) |
Учащиеся читают слова (мама, дом, любовь, забота, сын, дочь, дети, родня, родственники, бабушка) и делают предположения, что тема урока – семья. Отгадывают загадку, определяют тему урока. |
Целоеполагание Определение учебных задач (5 минут) |
Учитель предлагает сравнить группы картинок и определить цели урока Риск: учащиеся не смогут выйти на уровень обобщения и будут говорить не о семье в целом, а о действиях людей, например, нельзя бить детей и т.д. Действия по снятию риска: учитель задает направляющие вопросы |
- Ученики 6 классов выполняли проектную задачу на тему «Семья» и подобрали вот такие картинки. Что вы можете о них сказать? Сравните семьи на каждой картинке, чем они отличаются? Как одним словом можно назвать одну семью и другую? Предлагаю вам на уроке разобраться, какой должна быть хорошая семья, счастливая семья. |
Дети говорят о том, что на одной картинке изображена «хорошая» семья, на другой «плохая» Определяют цель урока. |
Работа с понятием (4 минуты) |
Учитель предлагает самим объяснить, что такое семья, изучить определение и сравнить свои предположения с мнением науки |
- Как бы вы объяснили, что такое семья? - Вот как объясняют ученые, прочитайте на слайде. - Сравните наши объяснения и то, как говорят ученые, что совпало? |
Учащиеся делают предположение, что такое семья (когда все любят…. и т.д.) Читают объяснения «Семья – это группа родственников, живущих вместе» Называют, что совпало, что не назвали. |
Расширение представлений о семье (4 минуты) |
Учитель организует игру «Сколько мы знаем названий родственников» Учитель рассказывает о государственном празднике День семьи, любви и верности |
- А вы знаете, кто живет в семье? - Давайте поиграем. посчитаем, сколько названий родственников мы знаем? -В нашей стране даже праздник, посвященный семье. Он отмечается 8 июля, называется День семьи, любви и верности. Он отмечается уже 8 лет. Символами этого праздника являются Петр и Февронья которые жили в древнем городе Муроме, очень любили друг друга и у них была очень дружная и счастливая семья. И в нашей стране даже вручают медаль «За любовь и верность» семьям, которые сумели сохранить семью долгие годы. |
Дети называют родственников, считают количество Воспринимают информацию. |
Изучение нового материал (20 минут) |
Учитель дает инструкцию для работы в группах, помогает выполнить его, организует ответы детей от группы. |
- Давайте разбираться, какие признаки счастливой семьи называют ученые. - Вы будете работать в группах. У вас на столах есть задание, вы его читаете, вместе выполняете. -Давайте проверим, такие же признаки нам называли учены. |
Учащиеся объединяются в группы. Читают инструкцию, выполняют работу, читают текст, выбирают картинки, подходящие для этого, приклеивают их на фигуру, готовят ответ по опоре. Представляют результат. Сверяют такие же |
Обобщение изученного материала (5 минут) |
Учитель обобщает ответы всех групп |
- Посмотрите, какой цветок у нас получился? - А символом праздника семьи, любви и верности является ромашка, кто догадался, почему? В этот праздник принято дарить ромашки. |
Дети узнают цветок (ромашка) Делают предположения о том, что на ромашке часто влюбленные гадают про любовь, этот цветок растет во всей России |
Итоговая рефлексия (5 минут) |
Учитель предлагает детям подвести итог урока |
- Какая тема урока была сегодня - В чем мы хотели разобраться? - Скажите, как ученые объясняют, что такое семья? Какие признаки счастливой семьи они называют? - Что для себя нового вы узнали? |
Подводят итого урока, припоминают тему и цели урока, определяют новое, то, что на уроке было новое. |
Группа № 1.
Прочитайте текст.
Главное, зачем создается семья – это рождение и воспитание детей. Младшие члены семьи нуждаются в заботе, любви. Взрослые ухаживают за ними, кормят, одевают, лечат, играют с ними. В счастливой семье дети чувствуют себя защищенными.
Ответьте на вопрос: О каком признаке счастливой семьи в нем написано?
Выберите из картинок подходящие к вашему признаку и приклейте их на бумажную фигуру.
Подготовьте ответ, используя карточку-помощницу.
Наша группа считает, что признаком счастливой семьи является ………………………………………………………. Поэтому мы выбрали картинки, на которых изображены……………………………………………………
Группа № 2.
Прочитайте текст.
В большой семье вместе со взрослыми и маленькими часто живут пожилые люди. У них уже не очень хорошее здоровье. В счастливой семье все члены заботятся о них, беседуют, не дают почувствовать себя одинокими, помогают во всем.
Ответьте на вопрос: О каком признаке счастливой семьи в нем написано?
Выберите из картинок подходящие к вашему признаку и приклейте их на бумажную фигуру.
Подготовьте ответ, используя карточку-помощницу.
Наша группа считает, что признаком счастливой семьи является ………………………………………………………. Поэтому мы выбрали картинки, на которых изображены……………………………………………………
Группа № 3.
Прочитайте текст.
Семья создается, когда два человека любят друг друга. В счастливой семье все члены относятся друг к другу с любовью. Взрослые любят детей, дети дружат между собой. Важно всем стараться сохранить эту любовь и дружбу на долгие годы.
Ответьте на вопрос: О каком признаке счастливой семьи в нем написано?
Выберите из картинок подходящие к вашему признаку и приклейте их на бумажную фигуру.
Подготовьте ответ, используя карточку-помощницу.
Наша группа считает, что признаком счастливой семьи является ………………………………………………………. Поэтому мы выбрали картинки, на которых изображены……………………………………………………
Группа № 4.
Прочитайте текст.
В счастливой семье люди любят друг друга, но не все бывает гладко. Иногда члены семьи не понимают поступки или настроение других и это приводит к ссорам и недоразумениям. Важно. Чтобы в семье было взаимопонимание, тогда все будут счастливы.
Ответьте на вопрос: О каком признаке счастливой семьи в нем написано?
Выберите из картинок подходящие к вашему признаку и приклейте их на бумажную фигуру.
Подготовьте ответ, используя карточку-помощницу.
Наша группа считает, что признаком счастливой семьи является ………………………………………………………. Поэтому мы выбрали картинки, на которых изображены……………………………………………………
Группа № 5.
Прочитайте текст.
В семье должна царить любовь и дружба. Но важно, чтобы члены семьи учили друг друга хорошим поступкам, мыслям и делам. Ведь только в счастливой семье можно обсудить все свои тревоги и мысли, спросить совета.
Ответьте на вопрос: О каком признаке счастливой семьи в нем написано?
Выберите из картинок подходящие к вашему признаку и приклейте их на бумажную фигуру.
Подготовьте ответ, используя карточку-помощницу.
Наша группа считает, что признаком счастливой семьи является ………………………………………………………. Поэтому мы выбрали картинки, на которых изображены……………………………………………………
Татьяна Бернгардт