Урок-отчёт по окружающему миру в 1 класс на тему «Семья. Родословная»

2
0
Материал опубликован 22 March 2018 в группе

МКОУ «СОШ №6» ИМРСК          

Урок окружающего мира в 1-м классе. Урок-отчет "Семья. Родословная"

 Учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №6» ИМРСК

Шумская Наталья Николаевна

 

Посёлок Передовой 2014

Цель: показать значение семьи, как ячейки общества, ее роль в жизни человека, влияние семьи на человека.

Задачи:

·         закрепление понятие рода, семьи, родственных отношений;

·         развитие творческого мышления, приобщение школьников к поисковой деятельности;

·         воспитание любви к своим «корням», к прошлому своей семьи, народа, страны.

Методические приемы: слово учителя, беседа, сообщения учащихся.

ХОД УРОКА

 1. Организационный момент. Психологический настрой.  

 Учитель: Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс.                                                                                                                                                                                                                                                          Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.                                                                                                                                                                                                                                                       Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть  другу.                                                                                                                    Подарите вы улыбку и гостям сегодня нашим.                                                                                                 Да и мне улыбка ваша очень-очень как нужна.                                                                                                Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла.                                                                                Тихо сели, спинки прямо.                                                                                                                                   Все легонечко вздохнём,                                                                                                                     Разговор наш заведём...

II. Самоопределение к деятельности. Объявление темы и целей урока.

Сегодня наш урок, друзья, 
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!

– Что означают эти удивительные семь Я? Для того чтобы ученики узнали тему урока им необходимо разгадать ребус:

МОЯ 7 Я.
– О чём мы будем говорить на уроке?
– Верно. Мы будем говорит о семье, о вашей семье. 
– Тема нашего урока: «Моя семья»
– Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа.
– Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми.
– Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

– Что для вас означает слово СЕМЬЯ?

Видео  Дети говорят о семье.

– Что обозначает слово семья? В словаре С. И. Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

– Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны. Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.

Очень люблю, когда все собираются. 
Белою скатертью стол накрывается. 
Бабушка с мамой, папа и я, 
Мы называемся вместе – семья.

– Каких членов семьи перечислили в четверостишии? 
– О ком не упомянули в этом стихотворении? 

Итак Что такое СЕМЬЯ? ( Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.) По мере называния членов семьи, на слайде появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…                                                

Какой лучик забыли? (Себя.) Что у нас получилось? (Семья – солнышко.)

Учитель: Замечательно. А давайте попробуем сочинить небольшое стихотворение о семье. Я начинаю, а вы продолжайте. (На магнитной доске появляется стихотворение)

У меня есть – мама.

У меня есть – папа.

У меня есть – бабушка.

У меня есть – дедушка.

А у них есть – я!

Вместе дружная семья!

 Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын или мама и дочка. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.  

  - Ребята, я принесла на урок несколько игрушек. Попробуйте догадаться, какая из них больше всего подходит к теме нашего сегодняшнего урока — к теме дружной, веселой семьи. (После вариантов ответа детей,  выставляю  на стол матрешку. Раскрываю и выставляю на стол всех кукол, дети считают). Да, это совершенно особенная кукла. А почему особенная? Посмотрите, ребята, как они друг на друга похожи и в то же время отличаются; у каждой из них есть свое место, и стоит убрать одну, как сразу нарушается порядок.
Так и в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Вы скажете, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но это не важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и СЕМЬЯ тоже едина и неделима.                                           

- Готовясь к уроку, каждый из вас нарисовал свою семью,

Вот как она выглядит!

ВИДЕО МОЯ СЕМЬЯ!

– Что же может объединять членов семьи? (Забота друг о друге)
– Выберите соответствующие таблички. Дети выбирают соответствующие таблички из: злость, нежность, ненависть, любовь, ласка, забота. (Убирают оставшиеся, объясняя почему)

– Молодцы, действительно, родители заботятся о своих детях, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям.
– Как вы можете выразить свою любовь к родителям? Ответы детей.

Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама и папа, сёстры и братья, бабушки и дедушки – самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают всё, чтобы ваша жизнь была счастливой. Семья – основа государства.

Физминутка

Игра «Уголки»

– Сейчас поиграем в игру, которая называется «Уголки».

Встаньте:

·         в правый угол – кто похож на маму?

·         в левый угол – кто похож на папу?

·         ко мне – кто похож сам на себя?

·         в правый угол – у кого есть сестрёнки?

·         в левый угол – у кого есть братишки?

·         к двери – у кого есть и братишки и сестрёнки?

·         к окну – у кого пока никого нет?

·         все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте!

– Да, вы счастливые дети.

Актуализация знаний

Видео  «Родина».

Учитель: Родина – это страна, в которой мы живем. А как она называется? В народе говорят: 
«От Родины теплом веет». Но у каждого из нас есть малая родина та, где каждый родился.
«Где родился, там и сгодился». Сегодня мы знакомимся с родословной. Дома, вы, вместе с родителями, собрали сведения о своих близких и оформили в виде дерева.

Дети, давайте рассмотрим изображение яблони с плодами. Назовите части дерева: корни, ствол, ветви, плоды. Возможна ли жизнь дерева без этих частей, что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы.
     Ребята, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день (хотя в зимний день это представить трудно, но мы попробуем, ведь все так соскучились по летнему солнышку),  после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. В ветвях поют птицы. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Что вы будете чувствовать в это время? Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенность. Может быть, придет мысль, что яблоня заботится о вас, как в сказке «Гуси-лебеди» или «Крошечка-Хаврошечка». (Даю детям возможность некоторое время побыть наедине с музыкой).

А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во всем мире. Родословное древо — что это значит? Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.

-Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки? 

 Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Все вы старались и что самое важное, делали это вместе со своими родными, дорогими людьми – вашими родителями.

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

(Учитель слова

Родина

 Родился

 Родители на доску)

Учитель: Внимательно посмотрите на эти три слова.  Что общего в этих словах? 

 Ученики: Часть слова – корень -род-. (Учитель помещает это слово напротив слов Родина, родился, родители).
Учитель: Ваши бабушки, дедушки, как по маминой, так и по папиной линии – все это для вас родственники (учитель помещает это слово на доску).
Ученик: Посмотрите и в этом слове тоже есть слово род.
Учитель: Это важное наблюдение. Вы, ваши родители, бабушки, дедушки, прадедушки и прабабушки – все эти люди одного рода и образуют родословную вашей семьи.
Ученик: Как же выглядят ваши  родословные? Расскажите о своих родных!

Учитель:
– На этом наш урок подошел к концу. Нам остается подвести только итог.

Наш урок я хочу закончить стихотворением

Семья – волшебный символ жизни! 
В ней – все, в ней капелька Отчизны! 
В ней – мама, папа, брат, сестра, 
В ней – маленький квадрат двора. 
В ней – солнце, в ней – березка, дом, 
Согрето все теплом кругом.


– Что интересного вы узнали, чему научились?
Ученики: Мы узнали, что такое род, семья, родословная.

(Учитель помещает на доску слова семья, родословная)

Учитель: Это и была тема нашего сегодняшнего урока. Я благодарна вам за то, что хоть вы еще и малы, но уже стали заниматься поисковой деятельности и стали маленькими исследователями своего рода. Всем спасибо за урок.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.