Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Люди живут в разных странах»
Конспект урока по окружающему миру.
Тема: Люди живут в разных странах
Учитель: Ворслова Алла Михайловна
Место работы: Ленинградская область, г. Луга, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4».
Предмет : окружающий мир
Класс: 1
Тема урока: Люди живут в разных странах.
Источники, используемые при подготовке к уроку:
Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казакова «Окружающий мир» 1 класс, - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2020
Дмитриева Н.Я. и др. Окружающий мир. 1-2 классы. Методические рекомендации к курсу.- Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом "Федоров", 2012
Цель: дать представление о многообразии государств, которые есть на Земле; познакомить с разными странами.
Задачи:
- Формировать понятие страны;
-Учить находить страны на карте;
- Способствовать формированию умения характеризовать страны мир
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать названия стран и местоположение на карте (Россия, Япония, Китай, Италия, Бразилия);
- создать условия для развития у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью людей;
- обеспечить закрепление понятий: «тепловые пояса»;
- познакомятся с основными особенностями этих стран и одной из традиций этих стран.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)
-умение строить речевое высказывание в устной форме;
- смысловое чтение.
- установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные:
- целеполагание, как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
- планирование (составление плана выполнения задания)
- контроль (самопроверка выполненного задания)
- оценка (индивидуальная и работы в группах)
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении, работа в группах.
Личностные:
-проявлять интерес к другой стране, ее местоположению, достопримечательностям;
-уважительное отношение к культуре других народов;
-гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей).
Оборудование:
ПК, проектор, мультимедийный материал (презентация),
Карта тепловых поясов
Политическая карта мира
Тип урока : Открытие новых знаний.
Ход урока:
Организационный момент ( 1 минута)
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом буду я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Проверка готовности к уроку
Актуализация знаний ( 5 мин.)
- Прежде чем мы перейдем к новой увлекательной теме скажите, о чем мы говорили на прошлом уроке?
(О том, что мы живем в разных природных условиях)
-А какие вы знаете тепловые пояса? Покажите на карте.
Жаркий , умеренный, холодный)
- В каком тепловом поясе мы живём? (в умеренном)
- А на что влияют тепловые пояса?
(На природные условия)
(Занятия населения)
- В каком тепловом поясе Вы хотели бы побывать?
(Разные ответы).
Формулирование темы и целей урока ( 3 минуты)
- Как вы думаете, какая тема урока?
( Путешествие по разным странам.)
- Верно. Что Вы хотели узнать о разных странах?
- А что Вы бы хотели узнать о других странах?
(Где они находятся, особенности природных условий, как живут люди)
- Как мы можем об этом узнать?
(Побывать в этих странах)
Вот мы и отправимся в путешествие, но только заочное.
- Вы любите путешествовать? (Да)
4. Формирование новых знаний.(20 минут)
- Чтобы мы успели побывать в разных странах. Мы разделились на 5 групп.
Я Вам предлагаю путевки в разные страны: Россия, Китай, Япония, Италия, Бразилия. По 1 человеку от группы прошу подойти ко мне и вытянуть путевку в 1 из стран.
( карточки: Россия Бразилия Китай Япония Италия)
- Давайте найдем на карте эти страны. Может кто- то уже знает и может показать.
Ученик читает название страны на карточке и показывает на карте эту страну. Если не знают дети, где расположена страна, то показывает учитель.
Вместе с названием страны. Каждой команде выдается буклет с кратной информацией об этой стране.
1 группа
Китай
Китай – очень древнее государство. Столица Китая – Пекин. За свою историю Китай создал очень богатую культуру. В нем проживает 1 миллиард 133 мил. чел. По численности населения Китай находится на первом месте. Много изобретений мирового уровня сделаны именно в Китае. Например: порох, бумага, компас. Великая Китайская Стена – это одно из самых больших строительно-технических сооружений в мире. Она протянулась на 6000 км. Новый год по китайскому календарю –чаще всего в феврале; широко и с особым размахом отмечается по всему Китаю в течение недели. В эти дни праздника проходят красочные карнавалы с бумажными драконами и традиционными фонарями, самый любимый китайским народом праздник.
2 группа.
Бразилия.
Столица Бразилии – город Бразилиа. Этот город – один из самых красивых городов в мире. Бразилия – страна природных парков, джунглей. В Бразилии самый богатый в мире растительный и животный мир. Здесь много удивительной красоты водопадов. Бразилия – это мир вечного карнавала. Бразильцы считают свою страну настоящим раем. Самым популярным видом спорта в Бразилии является футбол. В Бразилии очень большие запасы золота. В этой стране выращивают сахарный тростник и апельсины. Самый любимый праздник у бразильцев – Рождество. Самый известный праздник в Бразилии – Карнавал.
3 группа.
Япония.
Столица Японии – город Токио. Япония – небольшая страна, расположенная на островах в Тихом океане. Очень красива природа этой страны. Главная достопримечательность Японии, действующий вулкан – самая высокая гора в этой стране – Фудзияма. Японцы очень бережно относятся к окружающему их миру и на охрану природы тратят средств больше всех в мире. Японцы очень любят детей. Когда ребёнку исполняется 1 год, то отмечают день рождения как праздник родителей и подарки дарят родителям, а не детям. Объясняется это особым почтительным отношением к своим предкам. Все японские праздники воспитывают в детях доброту, любовь и уважение ко всем окружающим.
4 группа.
Россия.
Столица России – город Москва. Россия является самой большой страной в мире по площади. Гостеприимство – отличительная черта всего русского народа. Самые популярные праздники в России – Новый год, День Победы. В России очень красивая природа. Дерево-символ России – берёза. На территории России находится самое чистое озеро Байкал. Россия богата лесами и полями. В России проживает огромное количество животных. В России добывают каменный уголь, газ, нефть, железную руду.
5 группа.
Италия.
Столица Италии – город Рим. В Италии большое количество музеев, картинных галерей. В Италии есть замечательный город – Венеция. Он стоит на воде. Люди в городе передвигаются на лодках. В Италии очень часто случаются землетрясения. В Италии много вулканов Италия богата виноградниками и лимонными деревьями. Здесь живут очень веселые люди. Детям младшего возраста позволяют любые шалости и никогда не наказывают. Детей берут с собой не только на праздничные церемонии и в магазины, но нередко и на деловые встречи. Венецианский карнавал. – самый популярный праздник в Италии, организуется каждый год в феврале.
- Ребята, Вы получили карточки с картой страны и краткой информацией об этой стране. Вам надо заполнить таблицу. Давайте вспомним правила работы в группе:
(1. Работаем дружно.
2. Важно мнение каждого.
3.Распределить обязанности.
4. Доказывать своё мнение.
5. Уважаем мнение всех.
6. Работаем тихо, чтобы не мешать другим.)
Каждой группе выдается такая таблица. Время работы-5-6 минут.
Физминутка .
- Летим в Китай. (Самолет прикрепляется к карте)
Физ. Минутка.
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают
Выходит группа, которая рассказывает про Китай.
Страна | Столица | Климатический пояс | Особенности | Традиции |
Китай | Пекин | Умеренный пояс | Самая большая страна по численности населения. Изобрели бумагу, компас порох. Достопримечательность- Великая Китайская стена. | Новый год – в феврале. Празднуют неделю. Праздничные карнавалы с бумажными драконами. |
- А теперь отправляемся в Японию.
Физ. Минутка.
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Дети рассказывают о Японии.
Страна | Столица | Климатический пояс | Особенности | Традиции |
Япония | Токио | Умеренный пояс | Действующий вулкан – самая высокая гора в этой стране – Фудзияма | - Когда ребёнку исполняется 1 год, то отмечают день рождения как праздник родителей и подарки дарят родителям, а не детям. |
- Отправляемся в Бразилию.
Физ. Минутка.
Физ. Минутка.
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают).
— Вот мы прилетели в Бразилию.
Дети рассказывают о Бразилии.
Страна | Столица | Климатический пояс | Особенности | Традиции |
Бразилия | Бразилиа | Жаркий пояс Страна джунглей. | Много водопадов. Большие запасы золота. Выращивают сахарный тростник и апельсины. | Популярный вид спорта- футбол. Любимый праздник- Рождество. Самый известный праздник - Бразильский карнавал. |
- Дальше отправляемся в Италию.
Физ. Минутка.
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают).
-Мы прилетели в Италию.
Дети рассказывают о Италии.
Страна | Столица | Климатический пояс | Особенности | Традиции |
Италия | Рим | Умеренный пояс. Солнечная страна | Много музеев. Венеция- город на воде. В Италии много вулканов, часто случаются землетрясения. Много виноградников и лимонных деревьев. | Детям младшего возраста позволяют любые шалости и никогда не наказывают. Венецианский карнавал. – самый популярный праздник. |
- А теперь отправляемся в Россию.
Физ. Минутка.
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Дети рассказывают о России.
Страна | Столица | Климатический пояс | Особенности | Традиции |
Россия | Москва | Умеренный пояс | Самая большая страна по площади. Самое чистое озеро – Байкал. Много лесов, полезных ископаемых. Дерево-символ России – берёза. | Гостеприимство – черта русского народа. Самые популярные праздники- Новый год, День Победы. |
— Вот мы и вернулись из путешествия.
- Давайте подведет итог нашего путешествия.
- В каких странах мы побывали?
- Покажите на карте эти страны.
- Что интересного вы узнали о этих странах?
Работа по учебнику.(7 минут)
— Вот мы и вернулись из путешествия. Откройте Учебник стр..88-89.
Давайте прочитаем в учебнике информацию по нашей теме урока, может мы ещё что-нибудь новое узнаем о странах мира и дополним наши таблицы.
Дети читают по предложению стр. 88.
- Что интересного Вы узнали?
(Существует более 200 государств.
В крупных государствах много разных народов.
Самое маленькое государство – Ватикан. Оно находится в Италии.)
-Продолжим читать стр.89 Читаем по предложению.
- Что интересного вы узнали о традициях разных стран?
(У болгар – кивание головой означает отрицание.
Французы любят жареных лягушек
На одном из островов в Индийском океане младенцу приписывают 60 лет, а потом его возраст уменьшается.)
- Давайте рассмотрим иллюстрации. Что ещё Вы можете добавить?
( - Все народы по-разному пишут. У всех разный алфавит.
- Государство Италия похоже на сапог.
- В Шотландии мужчины носят юбки.
- Один из популярных праздников в России – Масленица. Это проводы зимы.
- В столице Италии- Риме есть ещё одна страна – Ватикан.
Все таблицы вывешиваем на доску.
Домашнее задание. (1 минута)
Творческое домашнее задание.
- В каждой стране, в каждой семье существуют традиции. К следующему уроку Вам надо будет составить рассказ о какой-нибудь традиции в Вашей семье.
Итог урока. Рефлексия. (3 минуты)
-Вспомните тему нашего урока?
(Люди живут в разных странах)
-Какие цели мы ставили перед собой?
(Познакомиться с разными странами особенности природных условий, как живут люди, их традиции)
- В каких странах мы побывали? (Япония Китай. Россия, Бразилия, Италия)
-Что интересного о странах мы сегодня узнали?
- В каких странах Вы хотели бы побывать?
(Египет, Англия, Австралия и т.д.)
-Если хотите, то на следующем уроке расскажите о любой другой стране. Достигли ли мы поставленных целей? (Да
-У вас на партах лежат глобусы: один грустный, а другой веселый. Если вы комфортно чувствовали себя на уроке и вам было все понятно, поднимите веселого глобуса, а если нет - грустного.
Дети показывают.
- Мне тоже очень понравилось, как Вы дружно работали на уроке, что Вы с большим интересом выполняли задания, активно работали на уроке.
Спасибо за урок!